14.01.2013 17:06:55
МОСКВА
Замечательный русский артист Георгий Степанович Жженов скончался 8-го декабря, на 91-м году жизни. Отпевание раба Божия Георгия состоялось утром в субботу в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского монастыря.
"Совершив все для прощания с Георгием Степановичем Жженовым, мы можем сказать, что хотя его и не учили богословию, он был глубоко верующим человеком, – сказал наместник монастыря архимандрит Тихон. - Этот дар он приобрел за те шестнадцать лет ссылок, каждый день которых проходил между жизнью и смертью, В следующие сорок дней мы будем усиленно за него молиться, потому что именно это необходимо ему сейчас более всего. А что касается памяти о нем, то для каждого близкого ему человека он навсегда запомнится как яркое событие в прожитой жизни. Вечная память рабу Божию Георгию!»
Георгий Жженов родился 22 марта 1915 года в Петрограде, в семье бывших крестьян-бедняков из Тверской губернии.
В 1930 году, окончив 7-й класс трудовой школы с математическим уклоном, Георгий поступил на акробатическое отделение Ленинградского эстрадно-циркового техникума. Чтобы пройти приемную комиссию, рослый 15-летний юноша одолжил документы для поступления у старшего брата, Бориса, и под его именем был зачислен в списки студентов. Впоследствии это вскрылось, но дирекция техникума, учитывая любовь студента к искусству, ему простила.
В 1936 году его старшего брата Бориса осудили на 7 лет за "антисоветскую деятельность". В 1943 году он умер в Воркуте от дистрофии, надорвавшись в угольной шахте. Семью Жженовых выслали в Казахстан, но за Георгия вступился "Ленфильм". Летом 1938 года, Георгий (тогда уже актер "Ленфильма") был арестован как американский шпион. Вся вина молодого артиста заключалась в том, что в поезде, в котором ехал Жженов, оказался американский военно-морской атташе, направлявшийся во Владивосток.
В марте 1945 года за хорошее поведение и добросовестную работу Жженова досрочно освободили, и он устроился работать в Магаданский заполярный драмтеатр. Летом 1949 года за ним пришли второй раз. Полгода он провел в тюрьме в Горьком, после чего был сослан в Норильск, где до 1953 года проработал в драматическом театре. В декабре 1955 года военный трибунал Ленинградского военного округа полностью его реабилитировал.
"Нет сомнения, что в поразительной силе воли и несгибаемом мужестве, которые помогли ему выжить в нечеловеческих условиях лагерной жизни, огромную роль сыграла эта пусть неосознанная, но укоренившаяся в душе вера и надежда на заступничество Божье. Там, в кромешном аду Гулага, он неизменно ободрял тех, кто доходил до отчаяния, любимой своей присказкой: «кто потерял деньги, ничего не потерял. Кто потерял здоровье, потерял немного. Кто потерял веру, все потерял». А одну из глав своих мемуаров он завершает такими словами: "Тот из нас, кто сумел сохранить веру, нашел в себе силы жить и исполнять обязанности, — выжил, кто не сохранил, — погиб"" - пишет о своем друге Зураб Чавчавадзе.
После реабилитации Георгий Жженов служил в Ленинградском областном драмтеатре, позже в Театре Ленсовета. В 1962-м перебрался в Москву, в Театр имени Моссовета. Параллельно с работой в театре Жженов вновь начал сниматься в кино. Известность пришла к нему после картины "Исправленному верить" (1959). Популярность после комедии Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" (1966). Но его звездным часом стал фильм Вениамина Дормана "Ошибка резидента" (1968).
"Сегодня звучит немало добрых слов о его могучем актерском даровании, о бесчисленной и яркой галерее незабываемых образов, воплощенных им на сцене и на экране. Меня всегда поражала естественность его актерской интерпретации, которую не хочется называть «игрой». Потому что в этом понятии есть что-то от обмана, от какого-то двуличия. А Георгий Степанович, для которого честность и правда были органическим стержнем внутреннего умонастроения, презирал в своем творчестве всякое «изображательство», он просто проживал жизнь своего персонажа, проживал ее своей собственной индивидуальностью со всеми ее личностными особенностями. А в основе захватывающего зрительского интереса всегда лежала притягательность самой личности актера, незаурядность его яркой индивидуальности. Поэтому творчество Георгия Степановича не имеет ничего общего с пресловутым «лицедейством» — великий актер, он и на сцене неизменно оставался самим собой", - говорит о своем друге Зураб Чавчавадзе.
"Последние годы жизни Георгия Степановича все больше сближали его с Церковью. Он подружился с архимандритом Тихоном, наместником Сретенского монастыря, который крестил его любимых внуков. Когда совсем недавно торжественно праздновался его 90-летний юбилей и ему довелось услышать немало добрых и искренних слов в свой адрес, он говорил, что самым важным и радостным для него оказалось приветственное послание и поздравление Святейшего Патриарха Алексия. «Всего остального могло бы и не быть, а вот молитвенные пожелания Святейшего для меня исключительное утешение и великая радость», признавался растроганный юбиляр.
Все неимоверные страдания Георгия Степановича, его творчество, его общественное служение России, сам феномен его земного бытия — это бесценные уроки не только для нас, его современников, но и великая школа жизни для будущих поколений. Мы должны быть ему благодарны за явленные образцы непреклонности духа, стойкости, мужества, незлобия вопреки злым обстоятельствам, человеколюбия и веры в торжество правды и справедливости.
Да упокоит Господь многострадального раба Своего Георгия в месте светлом, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная".
(по материалам сайта Православие ru)
Добавить комментарий