Перейти к основному содержанию

00:03 26.04.2024

В ОДЕЖДЫ БЕЛЫЕ НАВЕК ОДЕТА

14.01.2013 18:31:27

25 июля из храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, что в Гефсиманском саду, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго и Первоиерарха Русской Православной Церкви За Рубежом Митрополита Лавра доставлены десница преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны и частица мощей преподобномученицы Варвары.

Святые мощи прибыли в ковчеге, изготовлен ном из досок тех гробов, в которых останки мучениц в 1921 году были перевезены из России в Китай, а затем - в Иерусалим. Сверху ковчег покрыт серебром. При извлечении из шахты тела убиенной Великой княгини Елисаветы обнаружилось. что пальцы ее правой руки сложены для совершения крестного знамения. Вместе с мощами в ковчег помещен золотой крест с заключенной в нем землицей из алапаевской шахты и из Иерусалима, Согласно решению Синода Русской Православной Церкви За рубежом, ковчег будет передан в дар московской Марфо-Мариинской обители после ее окончательного восстановления.

В Первопрестольный град святые мощи сопровождали епископ Бостонский Михаил (Русская Православная Церковь За Рубежом); епископ Дмитровский Александр, викарий Московской епархии; заместитель министра иностранных дел Российской Федерации С.С. Разов; игумения Елисавета, настоятельница Марфо-Мариинской обители в Москве, а также представители Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного и Центра национальной славы России.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественное всенощное бдение в храме Христа Спасителя по случаю прибытия честных мощей возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который огласил Послание Святейшего Патриарха Алексия в связи с принесением в Россию святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.

В богослужении участвовал собор архиереев Русской Православной Церкви, а также сонм клириков Первопрестольного града, тысячи верующих и паломников.

Организация пребывания в Россию мошей угодниц Божиих, особо почитаемых русскими православными людьми в России и за пределами Отечества, стало первым актом соработничества Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви и является знаменательной вехой на пути воссоединения Русского Православия.

"Верующие Русской Православной Церкви надеются, что принесение мощей Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары станет символом примирения русских людей в Отечестве и в эмиграции, - сказал на пресс-конференции в Москве епископ Дмитровский Александр. - Таким образом, Великая княгиня Елисавета, жестоко убитая большевиками, через 86 лет после своей мученической кончины как бы благословляет ныне совершающееся уврачевание глубоких ран, нанесенных нашему народу и его Церкви революцией и гражданской войной".

"Пусть нынешнее паломничество окажется не только радостью, но и осмыслением этого долгого хождения по мукам, - сказал епископ Бостонский Михаил, сопровождающий святые мощи как представитель Русской Православной Церкви За Рубежом".

С 25 по 31 июля 2004 года мощи будут находиться в храме Христа Спасителя, с 31 июля по 5 августа - в Свято-Даниловом монастыре, куда будут перенесены Крестным ходом.

С 6 по 14 августа святыни посетят города Дальневосточного федерального округа: Якутск, Анадырь, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Во Владивостоке честные мощи святых угодниц будут перенесены в специальный вагон-храм, в котором продолжат путь по епархиям Русской Православной Церкви, где им будет воздаваться молитвенное поклонение. В каждом городе святые мощи будут пребывать по два дня.

Мощам преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары поклонятся православные христиане во многих регионах России, а также в Белоруссии, в Украине, в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизстане, Азербайджане, странах Балтии.

В Иерусалим святые моши вернутся в феврале 2005 года, в канун дня памяти Новомучеников и Исповедников Российских.

Великая княгиня Елисавета Феодоровна - супруга генерал-губернатора Москвы, Великого князя Сергея Александровича Романова, брата Императора Александра III - была дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людовика IV и его супруги Алисы, дочери королевы Виктории Великобританской. Она родилась в 1864 году. Младшая ее сестра, Алиса, стала супругой Императора Николая II - Императрицей Александрой Федоровной. Великая княгиня лишилась матери в четырнадцать лет и воспитывалась при дворе своей бабушки, королевы Виктории.

На образование духовного облика Великой княгини, по ее собственному признанию, имел большое влияние пример Елизаветы Тюрингенской... Современница крестовых походов, эта замечательная женщина соединила в себе глубокое благочестие с самоотверженной любовью к ближним. Душа Великой княгини с детства была пленена светлым образом далекой родственницы. Она получила свое имя в ее честь. Приняв Православие, Елизавета Федоровна сохранила свое имя, но ее покровительницей стала святая мать Пророка и Предтечи Иисуса Христа Иоанна - праведная Елисавета. Архиепископ Анастасий, лично знавший Елисавету Феодоровну, писал: "Великая княгиня прибыла в Россию в то время, когда последняя под крепким скипетром Александра III достигла расцвета своего могущества и силы, и притом в чисто национальном духе. Со свойственной ей любознательностью и нравственною чуткостью молодая Великая княгиня стала внимательно изучать национальные черты русского народа, и особенно его веру, положившую глубокий отпечаток на наш народный характер и на всю нашу культуру. Вскоре Православие покорило ее своей красотой и богатством внутреннего содержания, которое она нередко противопоставляла духовной бедности опустошенного протестантизма... Великая княгиня по собственному внутреннему побуждению решила присоединиться к Православной Церкви".

Семь лет ее брака прошли в полном расцвете петербургской придворной жизни, и, чтобы угодить мужу, она собрала вокруг себя светское общество, и это общество ею восхищалось. Но подобный образ жизни ее мало удовлетворял. По занимаемому ею положению она обязана была присутствовать на всех официальных приемах, но они представляли для нее интерес лишь постольку, поскольку она могла использовать некоторые связи на пользу своей благотворительной деятельности, которую уже в то время начинала проявлять. В Москве все быстро усвоили навык постоянно на нее опираться, ставить ее во главе новых организаций, выбирать в патронессы всех благотворительных учреждений...

К началу японской войны Елисавета Феодоровна уже была хорошо подготовлена для того, чтобы воодушевлять великое патриотическое движение, в котором приняло участие все русское общество, постоянно заботясь о раненных солдатах как в госпиталях, так и на фронте, вдали от их домашних очагов.

Великая княгиня была вполне поглощена этой работой, она повсюду успевала, заботилась обо всем том, что могло восстановить силы и предоставить всякие удобства солдатам. Не забывала она и духовные нужды русских людей, посылала им походные церкви, снабжала всем необходимым для совершения богослужений. Но самым замечательным ее достижением, и только ее одной, была организация женского труда, в состав которой входили женщины всех слоев общества, с высшего до низшего, объединенные ею в Кремлевском дворце, где были устроены надлежащие мастерские. С утра до вечера за все время войны этот деятельный улей работал на армию, и Великая княгиня радовалась, видя, что обширные позолоченные дворцовые залы едва хватали на работниц...

Единственный, не употреблявшийся на эту цель зал, был Тронный зал. Весь день Великой княгини проходил за этой работой, вскоре принявшей грандиозные размеры. То было целое министерство своего рода. Москва боготворила свою княгиню и выражала ей свою признательность ежедневной посылкой в ее мастерскую всякого рода подарков для солдат, и число тюков, отправленных таким образом на фронт, было колоссальное. Личность ее была до такой степени вдохновляющей, что даже самые холодные люди загорались пламенем от соприкосновения с ее пылкой душой и с необычайной энергией шли на благотворительную деятельность.

17 февраля 1905 года от рук террориста Каляева погиб муж Елисаветы Феодоровны. В этот день в обычное время Его Высочество выехал в карете, как всегда один, из Николаевского дворца Московского Кремля, направляясь в генерал-губернаторский дом. Когда карета поравнялась с воротами Окружного суда, раздался взрыв страшной силы. Враги России, многократно угрожая Великому князю и покушаясь на его жизнь, довели свое кровавое дело до конца. "Великий князь был буквально разорван на куски. Сила взрыва была так велика, что отдельные части тела были разбросаны далеко по сторонам. Одну руку нашли по ту сторону Кремлевской стены на крыше маленькой часовни Спасителя. Великая княгиня, упав на колени, стала собирать в свой платок останки тела мужа. Одна старушка принесла ей найденный ею палец с обручальным кольцом; другой человек подал ей цепочку с нательным крестом и образками, всю окровавленную. Елисавета Феодоровна крепко зажала ее в своей руке. Из кремлевского склада принесли санитарные носилки и на них положили останки Великого князя, покрыв их солдатскою шинелью. Великая княгиня приказала отнести их в Чудов монастырь, где была отслужена первая панихида".

Достойно преклонения поведение святой княгини в эти невероятно тяжелые для нее дни: каждый ее поступок был исполнен великого благородства. Она была чужда какого-либо лицемерия, со всеми она была ровна и благородна, навещая в больнице израненного, умирающего кучера; в тюрьме - убийцу своего мужа; поддерживая под руку в траурной процессии вдову кучера; принимая массу соболезнований от всей состраждущей ей Москвы; прощая тех, кто посылал ей угрозы и проклятия... "По смерти супруга она разделила все свои драгоценности на три части: одна из них была возвращена казне, другая часть распределена между ближайшими ее родственниками и третья, самая большая и ценная, пошла на пользу благотворительной деятельности. Великая княгиня ничего себе не оставила, не исключая и своего обручального кольца". Она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, которая очень быстро прославилась по всему миру своей благотворительностью. Вот что писала преподобномученица в письме Государю Николаю Александровичу, поддержавшему ее и оказавшему в богоугодном деле своей родственнице многую помощь: "Не знаю когда - кажется, мне с самого детства очень хотелось помогать страждущим, прежде всего тем, кто страдает душой." (Из письма от 18 апреля 1909 г.)

Когда разразилась революционная буря, Елисавета Феодоровна встретила ее с невероятным самообладанием и спокойствием. Казалось, что она стояла на высокой, непоколебимой скале и оттуда без страха смотрела на бушующие вокруг нее волны, устремив свой духовный взор в вечные дали. После революции Елисавета Феодоровна не захотела покидать Россию, хотя обстановка в стране была ужасной и ей угрожала смертельная опасность.

Венец мученичества был недалек от нее. В то время как большевизм окончательно разнуздался, в апреле 1918 года Елисавета Феодоровна писала одному старому другу нижеследующие строки: "Необходимо направить все мысли на чудную нашу страну, чтобы узреть все совершающееся в ней в настоящем свете и иметь возможность сказать: "Да будет Твоя воля", когда наша возлюбленная Россия подвергнется полному развалу. Помните, что Святая Православная Русская Церковь, против которой не устоят и врата ада, - все еще существует и существовать будет до скончания веков. Те, которые могут в это верить, без сомнения, узрят сокровенный луч, сияющий сквозь мрак в самый разгар бури. Но все же я уверена в том, что Карающий Бог - Тот же Любящий. Я часто читаю Библию за последнее время, и если мы верим в Высшую Жертву Бога Отца, пославшего Сына Своего на смерть и воскресение для нашего спасения, то чувствуем мы одновременно и присутствие Святого Духа, осеняющего нам путь, и наша радость будет вечной даже при условии, что наши ограниченные людские сердца и умы пройдут через путь тяжелых испытаний."

После ареста Великую княгиню увезли в Алапаевск близ Екатеринбурга, куда были сосланы до нее Великие князья Сергей Михайлович и Иоанн Константинович, князья Игорь и Константин Константиновичи и сын Великого князя Павла Александровича от второго брака, 20-летний князь Владимир Палей.

Из материалов следствия: "...Сего 1918 года, 1 октября, я лично допрашивал жителей села Антоновки, Веру и Николая Кондратьевых, которые показали, что перед побегом из Верхотурья лично видели гибель Великих князей Константиновичей, Палея, а также Великой княгини Елисаветы Феодоровны у шахты Нижне-Сениченской. Причем в шахту глубиной 70 аршин были брошены вышеупомянутые лица живыми, головами вниз. Великая княгиня Елисавета Феодоровна, стоя на коленях у шахты, молила о пощаде князей, хватаясь за руки и ноги, целуя их. На что ей сказали: "Последней будешь ты кинута!" - что и исполнили, кинув вниз головой на лед. За ней были кинуты две бомбы".

Пламенные революционеры, слыша со дна шахты стоны и пение псалмов, еще не один день убивали святых мучеников. "8 октября трупы князей и состоявших при них служителя Феодора Семеновича Ремиза и монахини Варвары Яковлевой были подняты из шахты. Они оказались в целости, и проведенная тогда же медицинская экспертиза позволила установить, что алапаевских заключенных перед тем, как бросить в шахту, жестоко избивали". "Расследование показало, что Великая княгиня сделала перевязку князю Иоанну Константиновичу, будучи сама тяжело ушиблена. Около тела Великой княгини - две неразорвавшиеся гранаты, а на груди икона Спасителя. Великая страдалица пела себе и другим надгробные или благодарственные и хвалебные песни Богу до тех пор, пока для нее зазвучали уже райские напевы".

По распоряжению адмирала Колчака тела Великой княгини и всех других убиенных с нею 1 ноября 1918 года были торжественно похоронены в Алапаевском соборе, а при приближении красных начали мигрировать, пока не остановились в Иерусалиме.

"По рассказу очевидца, при перекладывании тела Великой княгини из деревянного гроба в цинковый для отправки в Иерусалим все присутствовавшие были поражены состоянием ее тела: Великая княгиня лежала в гробу как живая, как будто ее только что похоронили; от нее словно шло сияние. Даже еловая веточка, найденная на ее груди, была свежая и зеленая, точно только что сорванная".

Усыпальницей для Великой княгини стала крипта под нижними сводами русской церкви святой Марии Магдалины в Гефсимании. Вместе с супругом Елисавета Феодоровна присутствовала в 1888 году на ее освящении и выразила тогда желание закончить дни своей жизни при этом храме...

Близкая свидетельница долгих лет жизни Великой княгини - графиня А. Олсуфьева пишет: "Зная ее очень хорошо, я могу с полной уверенностью сказать, что славила она Всевышнего за свои страдания, которые она приносила в жертву за спасение душ ее убийц. Я верю так же твердо, как я верю в загробную жизнь, что Елисавета Феодоровна никогда не произносила ни одной жалобы и славила Господа за предоставленную ей возможность мученическим путем занять приготовленное для нее место среди Его избранных. Она была подобна первым мученикам христианства, погибавшим на римских аренах".

Великая княгиня Елисавета была прославлена Русской Православной Церковью За Рубежом в 1981 году, а в 1992 году она была прославлена Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Святая богомудрая Елисавето, моли Бога о нас!

Так вот какая ты, моя Елисавета. Великая Княгиня. Русская святая. Душа, в одежды белые навек одета, Простила палачей, в мир горний отлетая. Казалось, как и все мы, женщины, - земная. Любила преданно, страдала и терпела, Но бешеная свора. Господа не зная, Не вынесла красы твоих души и тела. Да только невдомек тем палачам-невеждам, Что смерть бессильна перед верой и любовью. И вечна красота. И белая одежда Еще белей, когда омыта кровью.

В материале использована литература:

. 1. Анастасий, архиепископ. Светлой памяти Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Иерусалим: 1925.

2. Балуева-Арсеньева Н. Великая Княгиня Елизавета Федоровна (из личных воспоминаний). Возрождение. Париж: 1962, N 127, С. 63-70.

3. Польский М,, протопресвитер. Новые мученики Российские. Джорданвиль: 1949. С 265-285.

4. Гибель Царской Семьи. Материалы следствия по делу об убийстве Царской Семьи. Франкфурт-на-Майне: 1987. С.458,581

5. Платонов О. Убийство Царской Семьи. -М.:

1991. С.178-179

6. Великая Княгиня Елизавета. Жизнеописание, акафист. Сергиев Посад: 2004.

7. Письма Великой княгини Елизаветы. Цит. по:

материалы к житию преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы. 2-е изд. - М.: 1996. С.9-65.

Стихотворение Елизаветы Савинской.

Материалы предоставлены Московской епархией

 

Автор не указан

Ежедневные новости. Подмосковье, 31.07.2004, с. 7

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
14 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+