Перейти к основному содержанию

13:47 24.04.2024

РАЗНОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ

14.01.2013 18:31:12

На минувшей неделе на Урале побывал старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Андриан. Цель приезда столичного гостя - участие в крестном ходе к могиле святых мучеников Константина и Аркадия, который состоялся в Шапинском районе. Митрополит Андриан встретился в Екатеринбурге и с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием.

В обществе до сих пор бытует мнение, будто все староверы живут общинами и единым духом. Однако мало кто знает, что среди старообрядцев существует ряд толков, которые берут свое начало в XVII и XVIII веках. О том, как обстоят дела внутри старообрядчества сегодня, а также о наметившемся сдвиге в отношениях между двумя ветвями православной веры - беседа с иереем РПСЦ Павлом Зыряновым.

- Отец Павел, сколько человек в общине старообрядцев Екатеринбурга?

- Наш приход довольно большой. На Рожество Христово и Пасху в храм приходят до 250 человек. Всего в нашей области несколько общин. В селе Пристань, поселках Шамары и Баранча - постоянно действующие храмы. Строится церковь в селе Русская Тавра, недалеко от Красноуфимска. Кроме того, собираются старообрядцы и в моем родном городе Невьянске.

- Кто они, прихожане-старообрядцы, - строги, замкнуты, бородаты и в черных кафтанах?

- Костяк любой общины старообрядцев составляют женщины среднего возраста, мужчин существенно меньше. В последние годы очевидна общероссийская тенденция: в храмы потянулись молодые семьи. Отрадно, что много детей присутствует на наших богослужениях. У нас в церквах молодость прихода определяется по количеству младенцев, которые причащаются за службой. У нас во время литургии причащаются до десяти ребят.

- Представители Русской православной церкви на прошедшем в октябре 2004 года Архиерейском Соборе в который раз принесли извинения за многовековые гонения на старую веру. На какой стадии сегодня диалог между двумя церквами?

- До недавнего времени диалога как такового не было. И вот наш митрополит Андриан, приехав на Урал, предложил встретиться с архиепископом Викентием, который дал свое согласие. Конечно, уврачевать раскол пока не удастся. Правда, некоторые приходы РПЦ переходят в своих службах на старый обряд - вводят крюковое пение, земные поклоны. Но, на наш взгляд, этого мало. Единственная плоскость, в которой мы, староверы, ведем сегодня диалог с РПЦ, - имущественная, поскольку здания и территории многих храмов по России приватизированы церковью, которую все мы называем сейчас официальной. О сближении двух церквей говорить нельзя. Если мы поступимся своей верой, значит, предадим память наших прадедов, ведущих свой род от протопопа Аввакума, мученически пострадавшего за веру на костре. Но мы надеемся, что со временем произойдет воссоединение, которое сплотит церковь и сделает ее по-настоящему сильной.

- Внутри самого старообрядчества существует немало толков и "согласий". Представителей каких старообрядческих ветвей можно встретить сегодня в Свердловской области.

- Действительно, разногласий среди сторонников древлей веры достаточно. Условно можно разделить старообрядчество на "поповцев" и беспоповцев. Для старообрядцев утрата епископов была основной проблемой, из-за которой внутри самого старообрядчества и стали происходить разделения. Беспоповцы - один из больших по численности толков. У них нет священников, свои богослужения они проводят в моленных домах, а не в церквах. Поскольку нет священства, значит, нет и целого ряда таинств. Беспоповцы делятся на два крупных согласия: поморское и часовенное, а также множество мелких. Поморские староверы настаивают, что священство дораскольной церкви "истощилось и обрести его уже не удастся до скончания века". Поморцы молятся в Екатеринбурге в приделе Вознесенской церкви, с нашей церковью на контакт идти не хотят. В отличие от них, часовенные староверы с нами общаются. Они, хотя и не признают духовенство, но допускают возможность обрести его когда-нибудь. Общины часовенных староверов есть в Екатеринбурге, Красноуфимске, в Нижнем Тагиле и Невьянске, в Ревде, в Тугулымском районе, в городе Полевском.

Но мне кажется, что будущее все-таки за поповским согласием. Как это ни печально, общин беспоповцев в Свердловской области становится все меньше. К примеру, умирает активная старушка, в чьем доме собирались на молитву, - и община распадается.

- Но ведь и среди старообрядцев, приемлющих священство, существуют существенные разногласия...

- К сожалению, это так. Староверы-поповцы сегодня - это Русская православная старообрядческая церковь во главе с митрополитом Андрианом Четверговым и Древлеправославная Церковь во главе с патриархом Александром Калининым (их называют новозыбковцами, поскольку их духовный центр находится в городе Новозыбкове Брянской области). До 1970-х годов у нас в области новозыбковцы жили в Верх-Нейвинске, однако сегодня ни одной их общины у нас нет.

- Отец Павел, вы сказали, что некоторые приходы Русской православной церкви переходят на старый обряд...

- ...И спешат назвать себя староверами, хотя это совершенно не так. В 1801 году часть старообрядцев - поповцев пошла на компромисс с официальной церковью, образовав единоверческую церковь. Эта церковь сохраняла старые обряды, но юридически подчинялась Синоду. Сегодня таких приходов внутри РПЦ становится заметно больше. Мы считаем, что хранителями старой веры их называть нельзя, поскольку лишь внешне прихожане этих храмов соблюдают дораскольные формы богопочитания, на деле же они духом своим принадлежат к Русской православной церкви. Довольно большая единоверческая община зарегистрирована сегодня в нижнетагильском поселке Горбуново. Для нас печально, что туда уходят наши братья, соблазнившиеся на облегченные "условия" веры. Многих отпугивает строгость наших церковных уставов: длительные службы, пост, быт...

- Вы полагаете, разногласия внутри самого старообрядчества способствуют сближению с РПЦ?

- Любые разногласия никогда и ни в чем не способствуют сближению. К сожалению, РПЦ уже давно отступила от следования правилам Вселенских Соборов, которых придерживаются старообрядцы. Путь к единению возможен лишь через покаяние и исправление ошибок.- Встреча, которая прошла между митрополитом Андрианом и архиепископом Викентием, показала, что мы можем сидеть за столом переговоров, но пока готовности сближаться с нами со стороны РПЦ не видно. Конструктивный богословский диалог между нами сегодня невозможен, поскольку у нас разное понимание истории. Но мне показалось, что Викентий понял наше стремление вернуть одно из зданий в Екатеринбурге, которое возвели в начале XVIII века староверы.

Беседовал Максим ГУСЕВ

 

Автор не указан

На Смену! (Екатеринбург), 12.07.2005, EV

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
11 + 5 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+