Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Мониторинг СМИ

Все материалы

Игорь Ашманов, «Выборы-2018: как будут «взламывать» нас»

09.10.2017 15:56

У нас на носу Выборы-2018. Очень для многих — журналистов, политологов, политтехнологов и чиновников — есть проблема: понять, предсказать, повлиять.

Поэтому стоит поговорить о самых раскрученных угрозах — и понять, насколько они реальны. И как механизмы "воздействия на выборы через Новые Медиа" вообще работают.

 

Политика вместо приколов

 

Есть (в России) теория, что вот сейчас всякие видеоблоггеры, миллионеры показов, ведущие каналов в Телеграме, повелители мемасиков, приколов и котиков — могут внезапно развернуться против власти и В.В. Путина лично (когда и если он выдвинет свою кандитатуру). И выведут молодёжь на выборы и на улицу, как было весной с подростками Навального.

Предсказывать будущее и поведение людей трудно, но мне лично кажется это ложным страхом, иллюзией. Наши исследования тематик в соцсетях показывают, что политика занимает среди прочих, гораздо более интересных для людей тем (котики, знакомства и отношения, футбол, работа, рыбалка, годовасики-тугосери, медицина, оружие, автомобили, гаджеты, путешествия и т.п.) примерно 2-3%. Нам с вами просто кажется, что политика интересна, а нашим согражданам интересно другое. Оттого и низкая явка.

Накануне выборов эта доля политики в дискурсе может, конечно, вырасти на несколько процентов, но вряд ли больше. А резкая смена позитивных приколов на негатив – ненависть к власти – вряд ли сработает массово. Хотя попытки будут, безусловно.

Ещё одна сомнительная теория – на этот раз мировая – заключается  в том, что главное оружие медийной манипуляции и главная опасность – это фейковые новости, вбросы.

 

Так ли страшны фейки

 

Марк Цукерберг лично и западный медиа-истеблишмент уже с весны 2017 пугают мир фейками, которые якобы очень опасны. Весь мир уже знает, что Русские Хакеры ™ как бы размещали какие-то как бы фейки в сети ФБ (а также предвыборную рекламу на сумму 150 тысяч долларов за 2016 год) и тем полностью сломали хрупкую юную американскую демократию и заставили американцев против своей воли выбрать ненужного им Трампа.

Не важно, что фейки и приколы про Клинтон и Трампа, как выяснилось, размещали какие-то подростки где-то на Балканах, чтобы немного заработать. Всё равно они повлияли, и всё равно это русские.

Чтобы противостоять новой страшной угрозе, крупнейшие американские интернет-компании создают специальный альянс по борьбе с фейками, а Цукерберг обещает дополнительно нанять 1000 модераторов рекламы, чтобы не пропустить Русских Хакеров™ в рекламу ФБ.

Это и правда проблема? Что вообще могут сделать фейки?

Мы действительно живём в постоянном потоке искажённых, частично ложных и полностью фальшивых сообщений. Часть из них – просто результат архитектуры работы современных СМИ (для которых важен трафик, желтизна и клейкость, а не правдивость), часть – сознательно вбрасываемые фальсификации.

Но фейки очень эфемерны, они быстро умирают.

Наш анализ социальных сетей и СМИ Рунета показывает, что обсуждение любого сообщения в ФБ и ВК занимает не более 5-6 часов; любая новость в сети в принципе сейчас живёт не более 3-4 дней, какой бы адский токсичный фейк это ни был – если его не продвигают намеренно и долго, то есть если это не медийная кампания.

Пользователи читают фейки, возбуждённо обсуждают их несколько часов, отрывочно запоминают их, но не читают опровержений, и уж точно не делают исправлений в блокчейне своих смутных воспоминаний о прочитанном на прошлой неделе или  прошлом году. Фейки, клевета, дезинформация – приклеиваются, наслаиваются, как пыль. В этом их вред.

То есть фейки опасны в основном как фон, создающий постоянное раздражение и оставляющий воспоминания, что "что-то там было". Кардинально и на продолжительное время изменить общественное мнение каким-то могучим фейком – нельзя, если его не будет проталкивать мощная медийная машина несколько месяцев подряд. Хороший пример такого форсированного фейка в западном медийном пространстве – как раз "Русские Хакеры™, которые выбрали Трампа". Он сработал, конечно, но это и не фейковая новость – а огромная мощная фейковая кампания по всем каналам на полгода.

Фейковой новостью можно заставить граждан за три дня снять триллион рублей из банка (и то нужны значительные профессиональные усилия по дистрибуции её) – но вряд ли можно заставить страну выбрать президента, удерживая фейк в каждой голове несколько недель до выборов. Тут нужна всесторонняя кампания и крайне вирусный и клейкий контент.

Впрочем, есть в нашем медийном пространстве нечто и похуже фейков.

 

Информационный пузырь и ложная повестка

 

Посмотрите в СМИ — только осторожно, не затягиваясь. Вы точно уверены, что матильдомания, "свадьба Земфиры", воровство в Гоголь-Центре, недостатки нового Айфона или выяснение причин симуляции оргазма британскими учёными – это реальная повестка сегодняшнего дня или хотя бы важная для  вас лично (и всей страны) повестка? На самом деле ежедневных новостей – сотни и тысячи, а показать читателю и зрителю "на главной" можно лишь несколько десятков в день. Кто-то всегда отбирает и фильтрует повестку.

Отбор "новостей" – действительно решает. Покажешь в понедельник с утра, что построили, взлетело, выиграли, запустили, победили (всё правда) – граждане приободрятся и поедут на работу весёлыми и мотивированными. Отберёшь плохое и покажешь, что утонула, заминировали, взорвали, захватили, проиграли, украли, дисквалифицировали (тоже всё правда) – даже кофию забудут попить, поедут мрачные, повесив голову.

Когда в нашей стране раскручивалась идея, что плохие менты стреляют, пытают, вымогают, выбивают и фабрикуют, то это делалось путём подбора новостей в СМИ со всех концов страны про все инциденты с милиционерами. При более чем миллионе людей вооружённых, в постоянном стрессе, имеющих дело с изнанкой общества – найти психопатов, злодеев, срывы и косяки на каждый день было нетрудно. То же самое происходило с "русским фашизмом", "пьяными попами на мерседесах" и т.п. – отбором и "возгонкой" инфоповодов достигалась апокалиптическая картина и создавалась иллюзия главной проблемы общества, каждый раз — разной.

В принципе, если задаться целью с помощью отбора новостей показать, что у нас притесняют лысых карликов, и это сейчас наша главная проблема  – на наших просторах найдётся достаточно инцидентов (с почти карликом или с почти лысым) на каждый день, для подкрепления существования этого ужасного заговора.

 

Свобода выбора иллюзий в Интернете

 

Есть мнение, что в Интернете можно найти чистую, незамутнённую информацию или хотя бы составить объективное мнение, потому что там есть всё, а ты выбираешь сам, что смотреть и чему верить.

Увы, с ложной повесткой здесь давно уже дела ещё хуже, чем в СМИ. Пылающих праведным гневом борцов с фейками, Фейсбук и Гугл, неоднократно ловили на том, что они во время выборов активно, но тайно помогали Обаме, а потом Клинтон. Это делается путём создания вокруг пользователя так называемого "информационного пузыря".

И ФБ, и Гугл занимаются отбором: в поисковике отбираются (ранжируются) результаты поиска, в соцсети – лента пользователя. Принцип формирования этих лент – всегда "сложный алгоритм ИИ, который мы не раскрываем".

Есть довольно много свидетельств, что во время выборов в США эти поисковые выдачи и ленты негласно корректировались в пользу "либеральных" кандидатов Обамы и Клинтон. Твиттер устроен попроще, но и он политически перекошен: попробуйте завести "чистый" новый аккаунт, и посмотрите, кого Твиттер будет предлагать вам почитать.

У меня лично нет никаких сомнений, что и ФБ, и Гугл будут активными игроками во время наших выборов, поскольку они и сейчас активны политически.

Как же добраться до масс в этом потоке жёлтых новостей, фейков и ложной повестки, создаваемой многими игроками одновременно?

 

Эпоха маркетинга в масштабе один к одному

 

Работа "по электорату", как и в маркетинге, состоит из слагаемых: анализ и сегментация аудитории, генерация сообщений, доставка, контроль эффективности, корректировка сообщений, повторная доставка и т.п.

Анализ. Сначала надо выяснить электоральные предпочтения и разбить граждан на категории. Не нужны соцопросы на 1500 человек (то есть 1 из 100 000) или даже на 15 000 человек (то есть 1: 10 000).

Зачем? Сейчас в Интернете – в социальных сетях, форумах и блогах – каждую секунду идёт постоянный опрос, в реальном времени и в натуральную величину, в масштабе 1:1.

Мы можем выяснить, что думает каждый пользователь. Для этого есть его сообщения – посты и комменты, и его социальный граф — связи, лайки и прочее. Он же каждый день сам пишет о себе.

Можно работать в масштабе 1:1 – найти всех футбольных болельщиков, веганов, молодых мам или оппозиционеров. Внутри этих категорий, конечно, могут быть и будут разные политические взгляды. Быть болельщиком или веганом вовсе не означает иметь какие-то стандартные политические взгляды. Встречаются неочевидные сочетания: яростные либералы-болельщики или ярые государственники-веганы. Главное, что эти политические предпочтения внутри каждой категории тоже можно распознать и разметить автоматически.

Это означает, что для значительного количества избирателей политические предпочтения доступны непосредственно, в натуральную величину, а не по выборке. Да, конечно, таких точных категорий будут сотни (что вообще создаёт сложности для политологов по осознанию их и созданию сообщений).

А кроме того, это значит, что этот же избиратель доступен для контакта непосредственно – через ту же среду, где его распознали и проанализировали.

Поиск точек и средств доставки. Рекламой "по площадям" (или точечно) избирателя не достанешь: реклама раздражает, находится в слепой зоне или просто заблокирована специальными блокировщиками.

Если уж нужно донести что-то единое до всех, по площадям – лучше ТВ ничего ещё не придумано.

Однако пример Клинтон показывает нам, что работой по площадям можно создать для самих себя информационный пузырь ("всё схвачено, мы уже победили"), но не достичь результата.

Если же нужна точечная доставка "заточенных сообщений", то про каждого пользователя в сети можно автоматически выяснить места, где он бывает (группы, каналы), какие СМИ он читает (по ссылкам в постах и комментах), кто у него лидеры мнений (по ретвитам и репостам), какие темы его интересуют (по семантике его дискуссий) и т.п.

Это и есть точки влияния, через которые до пользователя можно добраться наверняка. И донести сообщение избирательной кампании. Для этого нужно создать набор точно нацеленных сообщений.

Сообщение. Тут мы в очередной раз обращаемся к опыту победы в США Д. Трампа. Если правда, что Трамп (и его технологичный  зять, управлявший кампанией), доносили сообщение мимо СМИ, через Интернет, таргетированно для каждой категории избирателей – то  какое? Неужели там было 300 видов разных сообщений? При внимательном рассмотрении оказывается, что оно везде было примерно одним и тем же. Традиционные ценности, сделаем Америку великой, хватит кормить Мексику, хватит захватывать мир, вернём социальную справедливость. Справедливость – вот что мощно пошло летом-2016 по Америке, ниже социологических радаров, как низовой пожар.

На мой взгляд, если у тебя есть такое сообщение, отвечающее запросу нации на справедливость, то доминирование в СМИ или изощрённые техники категорирования и доставки – важны, но вторичны.

Будут ли использовать такие "точечные технологии" на наших выборах в марте?

 

Что будет на Выборах-2018

 

Предсказывать будущее не только очень трудно, но и крайне невыгодно. Предскажешь верно – ну и что. Все и так это видят уже, тоже мне бином Ньютона. Ошибёшься – будут подначивать всю оставшуюся жизнь. Я не буду даже пытаться. Вместо этого сделаю несколько тривиальных предположений об очевидных тенденциях.

—  Описанная выше высокотехнологическая схема детального категорирования аудитории и доставки сообщений – вполне рабочая, но мне кажется сомнительным, что в этот раз она у нас будет выстроена и использована (за наших западных "партнёров" я не так спокоен). Хотя выборы будут выигрываться в сети, время такой филигранной работы по каждой социальной страте – кажется, ещё не пришло.

—  Борьба будет идти, мне кажется, не за то, кого выберут (похоже, это нам более-менее известно), а за легитимизацию и делегитимизацию выборов в массовом сознании. Так что, кстати говоря, большой всплеск фейков и вбросов будет также и после выборов.

—  На поле информационных пузырей (скорректированных новостных лент и результатов поиска) будут мощно играть Гугл, Твиттер и Фейсбук – конечно, против Путина. ВК останется почти нейтральным – в силу сложности управления сверху и отсутствия опыта пропаганды.

—  Будет создаваться ложная повестка (конечно, с помощью фейков тоже, но в основном с помощью целенаправленного отбора новостей и сообщений) как в государственных, так и оппозиционных СМИ.
—  Будет вестись привычная работа по площадям: государственные СМИ будут заниматься своим делом отбора и создания повестки "за власть".

—  Будут попытки привлечь больше избирателей на участки в регионах присоединением региональной избирательной повестки в  день выборов.

—  Будут попытки – с обеих сторон – скупить популярных влоггеров и каналы мессенджеров – с вялыми результатами.

—  Будет поближе к концу февраля несколько мощных вбросов "разоблачений" чиновников, Путина лично, его ближайшего окружения и/или острых уличных акций.

—  Но самым интересным будет Главное сообщение стране – с обеих сторон. За что, собственно, мы голосуем? Или против чего? Что, собственно, заставит людей оторваться от дивана и прийти на участки? Это мы узнаем примерно в январе.

Ну, а в марте будут, как говорится, все пять необходимых компонентов большой движухи: шумиха, неразбериха, поиски виновных, наказание невиновных и награждение непричастных.

 

Игорь Ашманов, для РИА Новости

 

https://ria.ru/analytics/20171009/1506442359.html

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]