21.08.2014 11:16:20
Как сообщалось, Римский папа Франциск заявил, что намерен последовать примеру своего предшественника Бенедикта XVI и отречься от престола. Прокомментировать эту новость, а также высказать свое мнение относительно принципа пожизненного предстоятельского служения мы попросили известного историка Церкви, к.филол.н., доцента СПбГУ диакона Владимира Василика.
«На мой взгляд, принцип пожизненного предстоятельского служения в большинстве случаев работает. При всех его издержках он должен сохраняться. Почему? Предстоятель - это отец, в особенности глава Поместной Церкви. Родителей не выбирают и не отставляют, а провожают в последний путь. Только в диких славянских языческих племенах убивали своих родителей. Однако в случае настоящей телесной немощи возможны различные механизмы и ситуации, зависимые от общецерковной практике. Например: в последние годы своей жизни Сербский Патриарх Павел находился в больнице, но его управление Церковью было более стабильным, чем начальное правление его преемника - нынешнего Сербского Патриарха Иринея. Святейший Патриарх Павел силой молитвы и своего авторитета мог сдерживать весьма непростую ситуацию, развернувшуюся после его кончины известным разрывом и расколом. Правда, в дальнейшем Сербская Церковь трудами Святейшего Патриарха Иринея вышла из этого кризиса.
Тут необходимо высказать несколько мыслей и о Киевской митрополии. Конечно, в окружении покойного владыки Владимира было много недобросовестных людей, которые пытались использовать его телесную немощь для проведения своих деструктивных идей и совершения недолжных поступков. Но, тем не менее, владыка Владимир своей молитвой и высоким авторитетом, подвигом своего крестоношения многое держал на себе. Не могу сказать, что его бытие в последние годы во главе Украинской Православной Церкви было напрасным. Это не так. С другой стороны, от всего сердца желаю новоизбранному Предстоятелю УПЦ МП митрополиту Онуфрию мира, здравия, спасения, во всем благого поспешения и успешного управления Украинской Православной Церковью в весьма нелегкие для нее времена.
Но вернемся к рассуждению о том, может ли уходить на покой Предстоятель или нет. Это, прежде всего, личное дело совести и сознания Предстоятеля той или иной Поместной Церкви. Бывают ситуации, когда уход на покой - единственный выход, и напротив, когда ни при каких обстоятельствах нельзя покидать предстоятельский престол, потому что даже если он не может сам управлять, то ему в этом деле активно помогут другие. В этом случае Предстоятель все равно остается неким знаменем и символом, который объединяет вокруг себя клир и верных чад. Каждая ситуация требует своего контекста.
Я категорически не согласен с идеями отца Андрея Кураева относительно того, что немощного Предстоятеля необходимо автоматически отстранять.
Мне менее всего хотелось бы обсуждать Римо-католический мир, потому что эта церковь не принадлежит к Вселенской Церкви. Как говорил отец Иоанн Кронштадтский, это есть некое большое христианское образование, сообщество, которое невозможно именовать Церковью. Как говорит апостол Павел: «Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог» (1Кор. 5:12-13). Но поделюсь некоторыми наблюдениями. Обыкновенно отречение пап предшествовало неким бурным событиям, которые потрясали Римо-католический мир, ставя его в жесткую зависимость от государств и структур века сего. К примеру, так произошло в ситуации с Целестином V, который отрекся в 1294 году, его место занял амбициозный папа Бонифаций VIII, который пытался бороться с французским королем Филиппом IV за власть над французской церковью. Для папства все закончилось катастрофой. Папа был захвачен канцлером короля Филиппа IV Гильомом Ногаре, подвергнут публичным унижениям и побоям. От таких событий папа сошел с ума и спустя месяц умер от безумия.
Следующий папа Климент V стал пленником французского короля. Под предлогом безопасности он был перевезен в Авиньон, находившийся под французским контролем. С этого момента начался авиньонский период пленения пап. Этим событиям предшествовало отречение Целестина V, человека хорошего, но слабого духом. В «Божественной комедии» Данте Алигьери Целестин находился в преддверии ада, среди тех, кого отвергло небо.
Их свергло небо, не терпя пятна;
И пропасть ада их не принимает,
Иначе возгордилась бы вина.
Про Бенедикта XVI не скажешь, что он был беглец, при всех странностях его богословия и при всех уступках секулярному веку сему, он старался придерживаться традиционных ценностей, за которые до конца боролся. Но что-то возникло сильное и страшное, сподвигнувшее его отречься от престола. Заявление Франциска бзагадочнее и потому страшнее. Судя по его декларациям, Франциск еще более уступчив, чем Бенедикт: он сделал целый ряд реверансов в сторону западного общественного мнения, но, ему так и не удалось угодить сему миру. Его заявление - это вынужденный поступок. Странно звучит из его уст мысль о том, что спустя два-три года он умрет. Предположим, ему поставили диагноз: рак. Но, это заболевание во многих случаях лечится успешно. Особенно, если учитывать медицинские возможности главы Ватикана. Однако в любом случае можно бороться с болезнью. Мне известен целый ряд примеров, когда люди чудесным образом исцелялись или благодаря постоянной медицинской поддержке проживали долгие годы.
Но, быть может, папе было видение?! В этом случае трудно не заподозрить в этом прелесть, учитывая католическую традицию. Если человеку осталось жить два-три года, то тем более он должен думать не о покое, а о том, как послужить церкви. За отведенное ему Богом время сотворить как можно больше добра, которое в католической традиции неразрывно связано с внешней деятельностью.
Позвольте мне, читатель, предложить некую конспирологическую версию заявления Франциска. Возможно, что этот ход был связан с нажимом на папу, предупреждение о его возможной ликвидации через два-три года, а быть может и раньше. Это вынужденный шаг, за которым, возможно, следующего папу постигнет судьба Бонифация VIII. Как об этом писал Данте Олигьери:
Но я страшнее вижу злодеянье:
Христос в своем наместнике пленен,
И торжествуют лилии в Аланье.
Я вижу - вновь людьми поруган он,
И желчь и уксус пьет, как древле было,
И средь живых разбойников казнен.
Возможно, что Римо-католическую церковь ждут тяжелые времена, вся волна христофобии, которая невооруженным взглядом видна на Ближнем Востоке, коснется не только т.н. Дохалкидонских церквей, но и Римо-католическую церковь. Не исключено, что ее ждут серьезные беды и преследования. Конечно, такому развитию событий можно только посочувствовать. В любом случае ничего хорошего из этого акта не последует.
Возможно, что на место Франциска предложат молодого либерала, который, подобно Горбачеву, будет заниматься демонтажем, только не СССР, а Римо-католической церкви. Некий аналог можно увидеть в судьбе Советского Союза. После смерти престарелых генеральных секретарей появился молодой реформатор, который все разрушил. В этом случае, папы также были преклонного возраста, правда, они не умирали, но отрекались. Ныне возможно повторится нечто подобное».
http://ruskline.ru/news_rl/2014/08/21/francisk_prigovoren_k_likvidacii/
Добавить комментарий