Перейти к основному содержанию

10:08 20.04.2024

ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ

14.01.2013 18:31:17

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II принял в наследство разрушенную и разгромленную Церковь. После семидесяти лет террора не осталось ни эффективной системы богословского образования, ни миссионерских кадров, да практически все приходилось выстраивать с нуля. Но Алексий II достойно принял вызов времени. Сегодня на постсоветском пространстве РПЦ остается единственной нерасчлененной структурой с центром власти в Москве.

Приходы Московского патриархата составляют большинство в Украине, Молдове, Белоруссии и Прибалтике. Причем священникам приходится служить в странах, политическая элита которых чаще всего настороженно или даже враждебно относится к России и всему русскому. Доминирование РПЦ как религиозной организации на постсоветском пространстве вызывает явное раздражение оппонентов Москвы. Некоторые из них, например Збигнев Бжезинский, открыто называют русское православие врагом N1 для "западных интересов".

"Международное коммунистическое движение сейчас ликвидировано, его в определенной степени заменила духовная сила - это государственная Российская Православная церковь, - говорит известный европейский "кремлинолог" Ален Безансон. - Она сохранила мощное средство давления на то, что в России называют "ближним зарубежьем - Украину, Беларусь и некоторую часть прибалтийских стран. Она позволяет влиять на православную дугу Европы - Грецию, Румынию, Болгарию и Сербию". Неудивительно, что церковным "кораблем" так отчаянно хочется порулить многим, в том числе и тем, чьих волос никогда не касались монашеские ножницы.

Соборный выбор

Если бы РПЦ в своей кадровой политике руководствовалась нормами советских государственных инстанций, вряд ли эстонский мальчик Алеша Ридигер смог существенно продвинуться по церковной лестнице. Родившись за границей, будущий Патриарх в годы войны оказался сначала в советской, а впоследствии в немецкой оккупации. Сложно сказать, где лишений было больше. В 1940 году семья Ридигеров чуть не угодила в Сибирь. Только чудом, точнее, Промыслом Божиим, им удалось остаться живыми и невредимыми.

Вот что рассказывал об этой истории сам Алексий II: "К нам в пригород Таллина приехали родственники по линии отца, и мы им предоставили свой дом, а сами перешли жить в сарай, там у нас была комната, где мы и жили, с нами были две собаки. Ночью за нами приехали, обыскали дом, ходили по участку, но собаки, которые обычно вели себя очень чутко, ни разу даже не гавкнули. Нас не нашли. После этого случая, до самой немецкой оккупации, мы уже в доме не жили".

Конец войны семья Ридигеров встретила в хлопотах. Алексей как старший иподиакон архиепископа Таллинского и Эстонского оказался в числе тех, кому поручили подготовить к открытию Александро-Невский Собор Таллина, богослужения в котором и начали совершаться уже в мае 1945 года. Исполняя церковные послушания, будущий Патриарх одновременно учился в Ленинградской духовной академии. В 1961 году постановлением Священного Синода монаха Алексия определяют быть епископом Таллинским и Эстонским с временным управлением Рижской епархией.

Спустя три года он получает первую административную должность - заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений. ОВЦС в то время возглавлял архиепископ Ярославский Никодим (Рогов), знаковая и харизматическая фигура в истории современного русского Православия. О нем и сегодня ходит немало различных суждений, но нельзя отрицать того, что архиепископ Никодим сформировал целую плеяду выдающихся церковных деятелей, многие из которых сегодня определяют политику РПЦ.

"Советская" эпоха для Русской Православной церкви закончилась, пожалуй, немного раньше, чем для всей остальной страны. В мае 1990 году почил Святейший Патриарх Пимен. Поместному Собору пришлось выбирать нового главу Церкви в непривычных условиях перестройки и гласности. Конкуренция трех кандидатур - митрополитов Алексия (Ридигера), Владимира (Сабодана) и Филарета (Денисенко) - еще обернется в будущем немалыми потрясениями. Но пока в острой борьбе митрополит Алексий получает большинство: выбор сделан.

Через несколько месяцев в Даниловом монастыре заседал первый Архиерейский собор, прошедший под председательством Патриарха Алексия II. Предполагал ли кто тогда, что из обсуждавшихся трех вопросов (церковная ситуация в Украине; раскол, инициированный Синодом Русской Православной церкви за границей; правовой статус РПЦ) первые два прочно обоснуются в церковной повестке вплоть до наших дней?

Посох Патриарха

В этом году исполняется пятнадцать лет патриаршему служению Алексия II, время подводить итоги. В начале 90-х многим казалось, что избавление от жесткого государственного давления на Церковь тут же приведет к бурному росту религиозного сознания в России. И действительно, по всей стране за эти годы открылось невероятно много церквей и монастырей. Активно возрождается приходская жизнь, оживились православные миряне, которые не только начинают играть все более заметную роль в гражданском обществе, но и пытаются претендовать на участие в решении внутренних церковных проблем.

РПЦ сегодня стала весомым политическим игроком как в самой России, так и на постсоветском пространстве. Безусловно, далеко не всем это нравится. Последние инициативы Московского Патриарха - введение в школах "Основ православной культуры", создание православного телеканала - вызвали мощное противодействие со стороны коалиции сил, так или иначе стремящихся ограничить роль Церкви в обществе, загнав верующих в узкие рамки некой "этнографически-культурной резервации", где религиозные символы должны бы стать, по замыслам авторов, в один ряд с медведями, матрешками и балалайками.

Советский Союз ушел в прошлое, но "советские" привычки у ряда государственных чиновников остались. Не дает покоя наследие печально известного Комитета по делам религий. Кое-кто полагает, видимо, что в работе с Русской Православной церковью допустимо использовать банальные политтехнологические приемы, обкатанные на депутатах Государственной Думы и лидерах политических партий. Потому у этих чиновников огромный шок вызвало спокойное и уравновешенное заявление Патриарха, вызванное неудачной реализацией закона о монетизации льгот. Просьба Алексия II учесть интересы простых людей была воспринята как чуть ли не открытое неповиновение властным структурам.

Хватает Предстоятелю и проблем внутри самой РПЦ. Как бы внешне ни выглядело церковное здание монолитным, и в нем существуют свои кланы, опирающиеся, в том числе финансово, на определенные политические группировки и бизнес-структуры. Тут, конечно, батюшек трудно судить. Ведь восстановление храмов требует больших вложений, а мало кто готов дать деньги просто так, по велению души, от священников требуют, что называется, ответных услуг. В церковных кругах ходит история о наместнике одного из крупнейших российских монастырей, который однажды попытался лоббировать интересы некого отставленного министра даже в разговоре с "первым лицом" государства, что обернулось в итоге большим конфузом.

Но как бы там ни было, Алексий II твердо держит в своих руках патриарший посох. Год назад он пережил серьезную болезнь, ставшую предметом соблазна для иных архиереев, которые начали было в мыслях примерять на себя белый куколь. Однако не случалось еще в истории Русской Православной церкви досрочных отставок или смен Патриархов в результате "подковерных игр". Алексий II выстоял в посланных ему искушениях, воспринимая свою болезнь, как подлинный монах, с полным смирением. У него еще впереди много дел. Чего стоит одно планируемое объединение с Русской Православной церковью за границей, если, конечно, это допустит Господь Бог.

Благословить "на царство"

Хотя и сказано: "Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы" (Мф. 6, 34), человеку свойственно задумываться о будущем. А о некоторых тенденциях пора начинать говорить уже сегодня. В числе первоочередных проблем, встающих перед священноначалием Русской Православной церкви, аналитики отмечают возможное обострение ситуации в Украине, где в очередной раз поднимают голову раскольники. "Украинская тема", помимо того, косвенно затормозила переговорный процесс с РПЦЗ, чье "европейское" крыло оказалось более солидарным с позицией РПЦ в отношении событий в Киеве, нежели "американское".

Еще одной проблемной точкой в перспективе грозит стать южное направление. Геополитические изменения в этом регионе не могут не отражаться на динамике сношений Русской Православной церкви с христианскими конфессиями бывших советских республик Южного Кавказа. Негативные политические факторы уже сегодня начинают препятствовать нормальному диалогу между священноначалием Москвы и Тбилиси. В этой ситуации как никогда актуален заказ на появление в среде российских архиереев человека, разбирающегося в кавказской тематике и обладающего авторитетом среди местной элиты и населения.

И, наконец, пресловутая "проблема-2008". Можно не сомневаться, что ныне имеющиеся и будущие кандидаты в российские президенты приложат все усилия, чтобы получить прямое благословение "на царство" от Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Предстоятелю православной Церкви придется много молиться и много думать, чтобы поддержать достойнейшего и отказать в напутствии "самозванцам". Но, надо полагать, на этом трудном пути Патриарх не будет один. Тысячелетняя русская история дала неисчислимое число праведников, мучеников и святителей, которые ныне молятся за свою страну. Они помогут сделать правильный выбор.

***

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (в миру Алексей Михайлович Ридигер). Родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине. В 1947 году поступил в Санкт-Петербургскую (в то время Ленинградскую) Духовную семинарию. В 1949году окончил ее по первому разряду. 15 апреля 1950 года рукоположен во диакона, а 17 апреля 1950 года-во священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города ПыхвиТаллинской епархии.

В 1953 году окончил Духовную академию по первому разряду и удостоен степени кандидата богословия. 15 июля 1957 года назначен настоятелем Успенского собора города Тарту и благочинным Тартуского округа. 17 августа 1958 года возведен в сан протоиерея. 30 марта 1959 года назначен благочинным объединенного Тарту-Вильяндинского благочиния Таллинской епархии. 3 марта 1961 года пострижен в монашество в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры.

14 августа 1961 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил иеромонаху Алексию быть епископом Таллинским и Эстонским с поручением ему временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 года возведен в сан архимандрита. 3 сентября 1961 года хиротонисан в епископа Таллинского и Эстонского в Александро-Невском кафедральном соборе. 23 июня 1964 года возведен в сан архиепископа.

22 декабря 1964 года назначен Управляющим делами Московской патриархии и постоянным членом Священного Синода. 25 февраля 1968 года возведен в сан митрополита. В 1984 году удостоен степени доктора богословия Санкт-Петербургской Духовной академии. 29 июня 1986 года назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией. 7 июня 1990 года избран на Московский Патриарший престол на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

 

Станислав Стремидловский

Российские вести, N9, 17.03.2005, с. 11

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+