Перейти к основному содержанию

20:21 18.04.2024

Священник Александр Шумский. Православная традиция и «католический целлюлит».

08.11.2018 14:54:12

Для задела позволю себе процитировать статью одного благочестивого православного, которому довелось поработать за свещным ящиком в одном из храмов Белгородской и Старооскольской епархии. Итак, цитата – из статьи Петра Давыдова «По ту сторону свещного ящика», опубликованной на сайте Белгородской митрополии Московского Патриархата: «Зашли как-то несколько сербов – посмотрели-поудивлялись, в руках повертели: “А нет ли настоящих икон, не штампованных? Другого какого-нибудь производства?” – “Нет, братушки. Извините опять же”. Но смеховая истерика у братушек началась, когда они увидели стоящих отдельно на полке гипсовых, фарфоровых и пластиковых ангелочков, ангелов и ангелищ “made in China”: “Смотри, – заорали, – целлюлит!!! Католический целлюлит!!!” Подошел я к ним, чтобы с их точки зрения это счастье увидеть: м-да-а. Здорово смотрятся в православных церквях розовые ангелочки, способные ввергнуть в истерику стойких сербов, а заодно и напрочь убить чувство прекрасного у их русских собратьев!»

«Католический целлюлит»… Сказано резко, но «в яблочко». Действительно, какое отношение разного рода гипсовые и фарфоровые, а также пластмассовые безделушки в виде младенческих и юношеских/девичьих фигурок, расцвеченные в сентиментальные розоватые и голубоватые тона, имеют к Православной Апостольской традиции, с её строго покаянным и благоговейным (и, прошу заметить, отнюдь не сентиментальным) отношением к действительности? – Ровным счётом, никакого. Традиция изображать Господа Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, а также Ангелов и святых «объёмно» и «приближенно к реальности» – традиция в основном чисто латинская, чьи корни уходят в Эпоху Возрождения, в частности – в итальянский Ренессанс, который в XIV веке пришёл на смену «угрюмому Средневековью» и для которого характерны ослабление религиозной традиции, секуляризация общественной жизни, а также преобладание в культурной жизни общества гуманизма и антропоцентризма – в пику средневековым аскезе и сугубо религиозному восприятию реальности. Отсюда – и подчёркнутая «телесность» в изображении Господа и Его святых на католических полотнах и фресках, а также в скульптуре и прочих видах изобразительного искусства. Православная же иконописная и живописная традиции, как известно, подчиняются своим, весьма строгим, законам изображения и, соблюдаемые до нынешнего времени, сильно отличаются от традиции «возрожденческой», европейской. Итак, сувенир в виде слащавого «розовощёкого ангелочка», скорее напоминающего упитанного младенца, образ которого не имеет ничего общего с образами Ангелов в Православии,  – это отнюдь не святыня, а всего лишь сувенир, по исполнению (как минимум) далеко не соответствующий православной церковной традиции. А если говорить более жёстко – все эти «ангелочки» – уже даже не столько «католические» («ренессансные»), сколько грубо-языческие – нечто вроде языческих амулетов или оберегов, приобретать и носить которые для православного человека – грех. И распространение в сети православных магазинов такой продукции есть ни что иное как латино-языческая экспансия – совсем не безобидная, как кому-то может показаться на первый взгляд. Ибо это – вполне продуманная кампания, циничная и злонамеренная, опирающаяся на невежество и суеверие недостаточно воцерковлённых людей (коих сегодня, к несчастью, немало), имеющая целью переформатировать православное миропонимание. Мы должны помнить, что дьявол – опытнейший «птицелов», и его силки расставлены буквально повсюду. Здесь уместно вспомнить слова Первоверховного Апостола Павла: «Блюдите убо, како опасно ходите!», а также: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». И если вы дадите себе труд внимательнее вглядеться в пухленькую мордашку такого розовенького или голубенького «ангелочка», то вы непременно заметите, что за этими его гипсовыми и пластиковыми «губками бантиом» прячутся невидимые, но вполне реальные дьявольские клыки.

     Да и производятся все эти сувениры, порою буквально загромождающие витрины церковных лавок и православных магазинов, чаще всего в Китае и по заказу всё тех же католических общин, причём, огромными партиями. А неосведомлённые верующие, в том числе и православные, скупают их в таких же огромных количествах, создавая тем самым спрос, рождающий, в свою очередь, предложение (далее – дурная бесконечность). Запретить такие продажи законным образом пока не представляется возможным, но отнестись к этому явлению с рассуждением и благодаря этому снизить спрос на такие «псевдоправославные» товары – вполне в наших с вами руках.

Священник Александр Шумский, клирик храма свт. Николая в Хамовниках
https://ermogen.ru/o-bratstve/novosti/pravoslavnaya-traditsiya-i-katolicheskiy-tsellyulit/ 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

12.11.2018 - 22:51 :

Думаю, что ангелочков этих для детей закупают, и ничего страшного и не православного в этом нет. Господь милостив, мир вокруг нас, не смотря на все ужасы, ярок и прекрасен. Покаяние и скорбь о своих грехах необходимы, но разве Господь запретил нам и радоваться жизни и тому. что нас окружает? Мне грустно смотреть на нарочито постные и унылые лица и мешковатую одежду некоторых братьев и сестер.

18.11.2018 - 22:46 :

Продажа посторонних предметов в церковной лавке - действительно странность. Но видеть "что за этими гипсовыми и пластиковыми «губками бантиом» прячутся невидимые, но вполне реальные дьявольские клыки", может тоже только очень странный человек.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+