Перейти к основному содержанию

22:23 28.03.2024

Про разрыв общения с Константинополем

22.10.2018 11:11:32

Многие люди просили меня прокомментировать решение недавнего Синода нашей Церкви о полном прекращении евхаристического общения с Константинопольской Православной Церковью. Единственным местом, где чада Русской Православной Церкви оказываются массово и регулярно участниками церковной жизни Константинопольской Церкви, это Святая гора Афон. Поэтому многие как раз спрашивали: что же это означает, это решение касается и Святой горы Афон также? Да, действительно, как это ни печально признать, это касается и Святой горы Афон, потому что Афон в церковном отношении является канонической территорией Константинопольской Православной Церкви. Поэтому решение священноначалия нашей Церкви касается и данного случая. Возникает вопрос, а что же в данном случае паломникам можно, а что нельзя? Можно ли вообще паломникам ездить на Святую гору? И если ездить, то можно ли там молиться, можно ли там причащаться? Некоторые комментаторы уже озвучили такой тезис, что будто бы  в свете решения нашего Синода уже нельзя и просто зайти в храм и помолиться на Святой горе Афон. Однако же, я считаю, что это явно не соответствует тексту, принятому на Синоде. Давайте сейчас с вами посмотрим этот текст: «… отныне и впредь до отказа Константинопольского патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян – участие в таинствах, совершаемых в ее храмах…» Т.е. как мы видим из текста, речь идет исключительно о таинствах, т.е. да, как это ни прискорбно, причащаться нельзя, но приезжать в паломничество, стоять на молитве, участвовать в молитве – всё это решением Синода никак не запрещено.

Другой вопрос, который мне задали: означает ли это решение Синода, что наша церковь теперь не признает таинства Константинопольского патриархата безблагодатными, в том числе и таинства, совершаемые на Святой горе Афон? Нет, разумеется, не означает. Синод нашей Церкви вовсе не выносит решение о действенности таинств Константинопольского патриархата. Многие люди, как я понимаю, руководствуются только новостями, которые почерпнули в интернете, и не читают само заявление Синода. В заявлении Синода всё очень точно сказано: евхаристическое общение прекращается не потому, что вдруг найдено оказалось, что таинства Константинопольской Церкви недействительны, но это просто крайняя мера увещевания Константинопольской Церкви, ее лидера остановиться на пути зла, по которому он идет. В этом смысл принятых решений, и в тексте Синода это вполне недвусмысленно проговаривается.

В связи с этим также стоит ответить на другие вопросы, которые я получил по этой теме, а именно: означает ли это участие в таинствах на том же Афоне или в других приходах Константинопольской Церкви грехом для члена Русской Православной Церкви? И если мы признаем действительность таинств Константинопольской Церкви, то собственно говоря, почему участие в этих таинствах является грехом? Да, это действительно будет грехом, но не грехом участия в ненастоящих таинствах, а грехом непослушания. Точно также как, если кто-то пойдет к своему духовнику, поисповедовавшись у него, услышит: «Знаешь, тебе завтра лучше не причащаться. Вот у тебя есть епитимья, на время которой ты не должен причащаться». А человек пойдет, и вопреки словам своего духовника, вопреки полученной епитимьи, пойдет и причаститься. Будет ли это для него грехом? Ну, конечно, это будет ослушанием и грехом непослушания, хотя таинства, которые совершались в той церкви, куда он пришел, они вполне действенны и действительны.

Ситуация, которая есть сейчас, она была и 22 года назад, когда после аналогичного беззакония в Эстонии со стороны Константинопольского патриарха, точно также было прекращено евхаристическое общение между нашими церквами. Но в то время, в 1996 году, конечно, не так много людей еще ездило на Святую гору Афон, и. видимо, для многих это прошло, скажем так, незаметно. А сейчас, когда многие привыкли ездить на Афон, для многих это, конечно, заметно. Всё это, действительно, очень печально, но при этом нужно не забывать, что наша Церковь просто пытается остановить беззаконие. О самом этом беззаконии, на мой взгляд, текст Синода говорит вполне исчерпывающе, доказательно, убедительно. Как чада Русской Православной Церкви мы должны поддержать наше священноначалие, которое противостоит сейчас злу и беззаконию, и которое действительно нуждается в нашей поддержке. Это вот что касается комментариев по поводу принятого решения.

 

 Выскажусь и еще по поводу двух очень частых комментариев или заявлениям в комментариях, которые я встречаю. Первое заявление – а почему бы Русской Церкви самой бы не дать автокефалии Украинской православной Церкви, так сказать сработать на опережение и т.д., мол, будто бы это предотвратило все проблемы? Отвечаю коротко: а с чего вы взяли, что Константинополь признал бы такую автокефалию? Это во-первых. Согласно точке зрения Константинополя, без него никто никому автокефалию дать не может. Поэтому, если бы вдруг даже наша Церковь сейчас или чуть ранее поступила бы таким образом, то сам Константинополь эту автокефалию бы не признал. Точно также как он не признал и до сих пор не признает автокефалию Американской православной церкви, которую она получила от церкви-матери, от Русской Православной Церкви. Эту автокефалию русская Церковь дала американской митрополии 48 лет назад. Эту автокефалию патриарх Варфоломей категорически не признает. Точно так же, как не признал он и автокефалию, которую Русская Церковь дала Церкви Чешских земель и Словакии. Константинополь считает, что это он дал автокефалию данной Церкви много десятилетий спустя. А автокефалию, которую дала ей мать-церковь, Русская Церковь, Константинополь до сих пор не признал. И здесь ситуация была бы точно такая же. Это, во-первых. А, во-вторых, Русская Православная Церковь автокефалию может дать только своей канонической части. Вот этой канонической части Константинополь автокефалию не дает, Константинополь дает автокефалию раскольникам. Так что это вот вторая тема, почему бы эта вот, как кому-то кажется, замечательная идея не сработала бы. Те силы, которые сейчас продвигают данный проект автокефалии в жизнь, и инструментом которых является Константинопольский патриарх, они отнюдь не заинтересованы в том, чтобы у нас не было проблем. Вся эта ситуация создается для того, чтобы проблем стало как можно больше. Так что нет, вот это бы не помогло.

И второй вопрос, который часто пишут люди с Украины, я не знаю, где именно они вычитали, но где-то они услышали или вычитали этот вопрос в интернете, и им кажется он очень остроумным, они говорят: а где томос об автокефалии Русской Православной Церкви? И все это с таким подтекстом, что, мол, у вас томоса нет, значит, Русская Церковь сама не канонична и так далее. Вот если вам будут задавать такие вопросы, можно отвечать им очень коротко и просто: томос об автокефалии Русской Православной Церкви там же, где и томос об автокефалии Константинопольской Православной Церкви и некоторых других церквей, например, Кипрской Православной Церкви, вот они там на одной полочке эти томосы лежат. Не все автокефалии происходили через получение томоса. Это вообще довольно поздняя традиция, сравнительно поздняя. У нас вот есть такая грамота об учреждении патриаршества в Русской Православной Церкви, подписанная тремя восточными патриархами, и первой стоит подпись Иеремии – патриарха Константинопольского. Так что в общем-то этот аргумент «где ваш томос?», особенно попытки вывести из него такие выводы, что якобы вообще Русская Церковь не канонична, они ничего, кроме улыбки, не вызывают.

Всем украинским братьям и сестрам помощи Божией. Храни Господь!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

22.10.2018 - 12:16 :

Обусловливание запрета на причастие с помощью сравнения с эпитимьей не понятно. Она накладывается ЗА ЛИЧНЫЙ грех человека, здесь аргумент - грех сослужащих на Литургии. Но мы точно знаем, что недостоинство священнослужителя не влияет на приложение Святых Даров. Если можно молиться на Литургии в этих храмах, то как можно вынести призыв "Придите!". Кого и за что мы благодарим тогда на Анафоре?! Не пойдем, потому, что сослужащий грешный человек? Это не ответы, а новые вопросы, раскрывающие какую-то страшную пропасть.

22.10.2018 - 17:44 :

Эй, мирянин, ты чьих будешь?

Есть у меня риторический вопрос ко всяким священноначалиям, которые не велят «чадам Русской Православной Церкви» причащаться в Константинопольской Церкви. Риторический — потому что я ответы разные слышал, но ни один меня не устраивает: они там все — богословы, а я каждый раз хочу еще и здравый смысл с логикой приплести.

Вопрос первый, он же главный: вы когда человека крестите — вы его принимаете в Церковь или в Московский Патриархат (Константинопольский, Антиохийский и проч.)? У Христа одна Церковь или их много?

Если, как вы вроде теоретически согласны, что одна, то когда именно вы закрепостили конкретного человека и сделали его «чадом РПЦ»? Этот человек где-то кровью скрепил договор, что так-то он, конечно, в Церкви Христовой, той самой, которая «единая, соборная и апостольская», но только — сквозь амбразуру РПЦ?

Еще можно понять, что клирики — ваши холопы, вроде домашних эльфов из эпопеи «Гарри Поттер», но миряне?

Я понимаю, что монополия — штука развращающая, но вот православный человек в Европе или в Америке, где полно разных Поместных Церквей толчется на одном пятачке, — с какой стати он должен считать себя членом определенного патриархата?

Если вы сами утверждаете, что все Поместные Церкви — это одна и та же Христова Церковь, только типа для удобства управления они существуют по отдельности, а так-то «у нас евхаристическое единство», то значит для мирянина не должно быть шлейки и хозяина, он свободен ходить туда, куда ему удобнее и приятнее, причащаться в любом храме любого патриархата.

Вопрос второй. Вот вы разорвали евхаристическое общение с Константинополем. Объяснения этому даете разные: от смягченного «мы в скорби, но это для того, чтобы Константинополь покаялся, такая ему, мол, епитимья, пусть рыдает, что не может с нами причаститься, да и вообще прервано только евхаристическое общение, а не молитвенное» — до категорического, в стиле митр. Луки Запорожского или профессора Алексея Осипова, «там больше нет благодати, Бог ушел из Фанара, таинства недействительны — полный аут».

Последняя, жесткая точка зрения, по крайней мере, логична: мирянину (и неважно — «чаду» РПЦ или любой другой Поместной Церкви) нельзя причащаться там, где нет причастия, где Святой Дух не сходит на Святые Дары.

Но для этого в православии обычно есть только одна причина — та Церковь впала в ересь (или ее предстоятель, или епископ епархии, или какой-то монастырь/приход). Но для обличения в ереси целой Поместной Церкви нужны не заявления некоего митрополита, профессора богословия или даже Синода, а Вселенский собор и суд, соборное низложение еретика, когда все патриархаты должны согласиться, что бывшая Церковь-сестра отпала в неправославие. А когда патриарха Варфоломея обвиняют в «нарушении канонических границ» или, как профессор Осипов, в «гордыне», то тут открывается широкое поле для вкусовщины. Ткнул пальцем: о, ты гордец (а кто не гордец?) — от тебя ушел Дух Святой, таинства в твоей Поместной Церкви/епархии/монастыре/приходе недействительны. Так можно докатиться до положения все против всех.

Но если не придерживаться крайней, ригористической позиции, то получается, что Константинополь вроде как наказан за свои канонические безобразия, а если патриарх Варфоломей завтра приползет с покаянием, то тут же — о чудо! — мы его простим, и вся Константинопольская Церковь вновь станет благодатной, и Христу со Святым Духом мы дадим отмашку: мол, заходите теперь на Фанар — разрешаем.

Но в таком случае снова — при чем тут миряне? И даже клирики? Начальник безобразничает в другой стране, они (клирики) связаны присягой — во всем слушаться свою «Богоустановленную Иерархию» (как настаивает РПЦ в случае своих клириков). Почему простые клирики и миряне должны отвечать за патриарха и его Синод? Набедокурил Варфоломей — ну, и накажите его, не причащайтесь с ним, не поминайте его, пальчиком ему грозите, ноты протеста шлите, не приглашайте на день варенья патриарха Кирилла, но зачем вы невинных людей наказываете? Константинопольских клириков и мирян объявляете безблагодатными, потерявшими Христа, а свою паству еще и подзуживаете «поддерживать» решения своего патриарха, а клирикам велите — проводить «разъяснительную работу», чтобы простодушный православный российский народ еще усерднее «поддерживал» разрыв?

Хотя и тут есть объяснение: в реальности Церковью архипастыри считают только себя. Поэтому и рассуждают про «потерю благодати» или «канонические нарушения» всей Церкви — миряне тут не церковь, а так, овцы, объект дележки и кормления для архипастырей, задача которых — лишь послушно блеять да молоко с мясом давать.

Но, повторюсь, вопросы эти риторические. Потому что ответ на них я и сам знаю (возвращаюсь к началу заметки) — монополия. Патриарх Кирилл всеми силами пытается удержать монополию РПЦ над своей «канонической территорией». А если дать слабину и отпустить Украину (да еще — под крыло Константинополя), то дальше могут отвалиться Беларусь, Молдова, прочие нероссийские территории. А там недалеко и до того времени, когда «вероломные» щупальца Константинополя протянутся и до Святой Руси-матушки…

Представляете, что будет? Надоест клирикам и прихожанам, что их грабят российские архиереи — рассердятся, подхватятся и уйдут в Константинопольский патриархат (только ходить уже далеко не надо будет — останутся на месте, но уже под другой вывеской). А там и другие патриархаты подтянутся и наоткрывают в России свои филиалы. «Паства РПЦ» утечет сквозь пальцы — люди будут ходить то туда, то сюда, выберут себе добрых пастырей и человечные приходы, не обращая внимания на юрисдикцию, — и трындец: Софрино разорится, патриаршество Кириллово покосится…

Клириков жалко, конечно, — им для выхода на свободу надо, чтобы хозяин подарил им грязный носок (как эльфу Добби). Но мирянам — легче. Пока — некуда особо уходить, но монополии не вечны, надежда на свободу остается.

И не надо мирянам самим себе надевать на шею ярмо «чада такой-то Поместной Аббревиатуры» — вы чада единой Христовой Церкви, и только. И ничего приказывать господа из Московской патриархии (да и из любой другой) вам не имеют права.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
6 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+