03.01.2017 10:56:46
Сергей Львович Худиев
В СМИ и социальных сетях продолжает обсуждаться случай с запретом в служении двух красноярских клириков - иерея Петра Боева и диакона Иоанна Логинова. Согласно решению церковного суда, “за серьезные нарушения норм личной жизни священнослужителями, за самочинное изменение чинопоследований богослужений и за кощунственное отношение к Таинствам и постам, установленным Церковью, Епархиальный церковный суд Красноярской епархии вынес решения о наложении на иерея Петра Анатольевича Боева и диакона Иоанна Иоанновича Логинова канонических прещений в виде их запрета в священнослужении без права ношения священнических одежд сроком на десять лет”.
Версия происшедшего, высказанная в ряде СМИ, которая тут же распространилась по сетям, говорила о том, что церковные консерваторы, простерши совиные крыла, задушили порыв двух ревностных служителей Евангелия, которые проповедовали слово Божие, привели многих в Церковь, являли открытость людям и вообще показывали “Церковь с человеческим лицом”. Много различных слов можно было прочитать в отношении “РПЦ МП”, которая “утратила христианский дух” и “изгоняет всех, кто не вписывается в формальные рамки”.
Что же, всякое бывает, даже церковный суд не обладает сверхъестественной непогрешимостью, так что попробуем разобраться в том, что произошло, обратившись к открытым источникам.
О каких нарушениях “нарушениях личной жизни” идет речь, не очень понятно; судя по видео можно понять, что иерей Петр обнимал людей (как мужчин, так и женщин) и побуждал других проявлять братскую любовь таким же образом - что и вызвало негативные истолкования. Скорее всего, это просто недоразумение, люди могли приписать отцу Петру намерения, которых он и в мыслях не имел - но ему следовало бы понимать, что этот обычай производит смущение.
Но обратимся к информации, доступной в сети. Первая же ссылка, которую выдает поиск, это приглашение на “Открытую встречу с запрещенными служителями РПЦ”. Процитируем это приглашение полностью:
“Петр Боев и Иван Логинов - запрещенные служители РПЦ.
Архитектура Духа - новое направление, созданное двумя мастерами. Суть их жизни - дружба, безграничная свобода и духовное творчество. Благодаря тому, что они очень разные, их единство обладает огромным духовным потенциалом и исцеляющей силой Присутствия. В их жизни и совместном служении Суть проявлена всегда разными и непредсказуемыми оттенками. Они передают не знания и не концепции, а живой опыт вхождения в глубины Духа.
Проблематика:
- отсутствие/утрата контакта с самим собой
- творческая недееспособность
- духовное выгорание
- духовные травмы
- зависимость от прошлого
- сомнения и страхи
- стыд, вина, гипертрофированное чувство долга
- ревность, зависть, обиды
Приглашаем вас в атмосфере доверия, открытости и внутренней сонастроенности начать взаимодействовать с самими собой, с собственной глубиной и со всем тем, что уже составляет внутреннее богатство каждого человека. Основываясь на абсолютной уверенности в изначальной Красоте и отталкиваясь от промахов и ошибок лишь как от искаженных воплощений духа, учителя помогают открыть в себе духовные импульсы и подлинное основание для любви и творчества.
Здесь не нужно чему-то соответствовать, куда-то вырастать, напряженно учиться, открывать новые подходы и теории. Мы просто совместно создаем “место и время”, работающие на нас, в соответствии с внутренними запросами и духовными способностями каждого. Мы всего лишь открываем и делаем лучше то, что и так уже принадлежит нам.
Когда: 13 ноября с 12:00 до 17:00
Стоимость: донейшн
подробности и регистрация:
http://centr-o.ru/seminar/arhitekturaduha”
“Центр О”, на который ведет ссылка, характеризует себя так: “Кому-то, мы представляемся особым, мистическим местом, в котором занимаются развитием и энергетическими практиками под руководством опытных мастеров. Для кого-то, мы культурный центр, в котором проходит множество концертов, творческих событий и ярких мастер-классов”
Походив по сайту, мы можем убедиться, что центр предлагает то, что называется New Age - набор синкретических оккультных и языческих практик “технологий счастливой жизни”, которые должны содействовать “личностному росту”, “здоровью” и “успеху”.
Как же это понимать? Христиане Петр Боев и Иван Логинов отправились проповедовать Христа духовно ищущим язычникам? Это можно было бы только приветствовать, но увы, в афише речь не идет о Христе, и она написана не христианским языком. о.Петра упрекали в том, что он участвует в протестантских собраниях - но это абсолютно не протестантский язык тоже. Мы не видим ни имени Христова, ни цитат из Писания, ни чего бы то ни было христианского вообще.
Это типичный язык New Age - “мастера”, “суть проявлена”, “духовный потенциал”, “возвращение к себе”. Если для вас этот язык просто необычен - попробуйте вставить эти обороты в поисковик. Он сразу отправит вас на New Age и оккультные сайты.
В глубины какого духа нам предлагают погружаться, и исповедует ли этот дух Иисуса Христа, пришедшего во плоти? Или это христиане пытаются говорить на языке язычников, чтобы наладить диалог? Это было бы спорно, за такими оборотами стоит определенное и глубоко нехристианское мировоззрение, а выдавать себя язычникам за своих, чтобы, когда они утратят бдительность, внезапно огорошить их христианской проповедью, было бы этически сомнительным делом.
Но проблема не только в языке. Когда читаешь “Петр Боев и Иван Логинов - священнослужители, имеющие длительный опыт наставничества, построенного на задаче возвращения человека к самому себе”, это не просто послание, высказанное на языке New Age, это содержательно New Age. Христианство - оно не про возвращение к себе. Оно про возвращение к Богу.
Проблематика, которую предлагают решать “учителя” носит чисто психологический характер - и ролики, которые можно видеть в сети, посвящены решению (не знаю, насколько успешному) именно психологических проблем.
В интернете этого очень много - ”учителей”, “наставников” и “мастеров”, которые обещают людям разобраться с их проблемами и показать им “путь к себе”, семинаров, клубов и центров, где все это за умеренные взносы происходит. Но какое отношение это может иметь к Церкви и Христу? Это в принципе другое мировоззрение, которое по другому видит человека и его проблемы. Это не то, чем можно заниматься, будучи служителем Церкви.
Христианство обладает определенным вероучительным содержанием. Это не общество взаимных лайков, это традиция, сформированная определенным посланием. И это послание - самое важное, что есть на свете. Я понимаю, что не все в него верят; но даже неверующий может попробовать провести такой мысленный эксперимент, попробовать взглянуть на мир глазами веры. Что если это правда? Что если действительно весь мир - и каждый из нас - сотворены любящим Богом, и сотворены для жизни вечной и блаженной? Просто попробуйте себе это представить. Вы и я, наши соседи по вагону метро - созданы для немыслимой, непостижимой радости и величия, любви и красоты, которая бесконечно превосходит все самое лучшее, что мы можем пережить на земле. Мы отпали этой предназначенной нам блаженной жизни в грех и обрекли себя на временное и вечное несчастье. Но Бог пришел спасти свое мятежное творение - Он воплотился и стал человеком в лице Иисуса Христа. Христос умер на кресте за наши грехи и воскрес из мертвых, чтобы даровать нам прощение грехов и вечную жизнь. Мы призваны принять дар спасения покаянием и верой. Для этого Господь Иисус основал Церковь - особое сообщество, которое проповедует Его послание и совершает установленные Им Таинства. Миссия наставлять людей в правой вере и преподавать им Таинства возложена на Епископов и священников.
Священник, таким образом - не психотерапевт, не коуч, не тренер - его миссия верно преподавать слово Истины и совершать Литургию. И это - важнейшая миссия на свете, потому что речь идет о вечном спасении людей. И это не его слово и не его Таинства - это слово Христово, вверенное Церкви, и Таинства, установленные Христом. Он - посланник от имени Христова, а не своего, и должен передавать именно Христово послание.
Так бывает - и это глубоко трагично - что человек, поставленный священником, занимается не своими прямыми обязанностями, а чем-то другим, что ему оказывается ближе. Например, проповедью учений, которые, увы, привлекли его больше, чем вверенное ему Церковью послание. В этом случае долг Церкви - и обязательная часть ее миссии - засвидетельствовать, что этот человек больше не выступает от ее имени. Он волен проповедовать что угодно - но уже от себя. Вероучительный авторитет Церкви больше за этим не стоит.
Это совершенно неизбежно, если мы относимся к апостольскому возвещению сколько-нибудь всерьез, и видим в священнике не человека, который рассказывает нам утешительные сказки на ночь неизбежной смерти, а служителя Истины. Истины, которая может спасти нас для вечной жизни.
Даже когда речь идет о физическом здоровье, для нас важно, что врач, к которому мы обратились, действует сообразно канонам врачебной науки, а не пускается в смелые эксперименты. Врач, который сделается горячим энтузиастом эзотерических методов лечения, может привлечь аудиторию - но обязанностью минздрава будет лишить его лицензии. Мол, можете иметь с ним дело на свой страх и риск - но медицинскую науку он больше не представляет. Большинство из нас сочтет такие действия минздрава совершенно необходимыми - мы будем встревожены, если они не будут предприняты.
Мы все верим в реальность физического здоровья - и в то, что к нему следует относиться всерьез. Христиане - это те, кто верят в реальность вечного спасения, и в то, что это самое важное, что может быть. Пока вы “возвращаетесь к себе” под руководством “мастеров”, вы проходите мимо той единственной двери в жизнь, которая есть Христос.
То, что возвещают Петр Боев и Иван Логинов, это, увы, не послание Церкви - и Церковь констатировала этот факт.
Вот что например, в интервью красноярскому телевидению говорит Иван Логинов: “Подход наш таков, что мы туда приходим опустошенными. Мы не несем никакого послания готового. Никакой программы действий. Мы не предлагаем чего-то, что мы знаем, а они не знают. Это формат живого взаимодействия” (10:13). Похоже, оба “мастера” спокойно относятся к своему запрету. Как говорит в конце того же интервью Петр Боев “Очень много предложений, очень много идей. Все только начинается. Все хорошо”.
Отпадение от священнического призвания - это трагедия, но еще худшей трагедией было бы, если бы Церковь закрывала на это глаза и позволяла проповедовать от ее имени учения различные и чуждые. И благо самих Петра и Ивана, и благо других людей требует, чтобы вещи были названы своими именами. Это открывает возможность для покаяния, примирения и возвращения на путь спасения.
Комментарии
03.01.2017 - 17:43 Интересно... Слова, которые:
Интересно... Слова, которые говорили герои публикации и храмовые Таинства, которые они совершали, не смотря ни на что, имели свою духовную силу или нет? А если бы их не заметили во время - так всю жизнь их прихожане и шли бы ко Христу по дороге "не знаю куда"? Ведь взгляды и действия священства никак не влияют на совершаемые им служение и Таинства - лишь был бы сан! - все остальное совершенно не важно - Бог сам все исправит! Или нет? Вопрос-то важный - может, у нас, где-нибудь, случайно, есть еще один такой священник..? И куда в итоге он приведет своих овец? Можно ли ему верить? И посещать такие Храмы, "ведущие в никуда"?
...
07.01.2017 - 01:44 случай поразительный,но:
случай поразительный,но сколько лет они успели прослужить до этого? Хотя после пьяного Фёдора..
09.01.2017 - 09:11 Сергей Львович Фудель в своей:
Сергей Львович Фудель в своей книге "У стен Церкви" рассказывает о "темных двойниках" внутри Церкви. Это страшно, и мы должны быть бдительными. Только вопрос: они такими были изначально и таились до времени, или совратились после?
10.01.2017 - 09:25 Вот что интересно: в качестве:
Вот что интересно: в качестве вины приводится то, как сказали об о.Петре и о.Иоанне в этом центре. Разве те, кто писали анонс, владеют христианской "терминологией"? Ну, написали так, как могут. Не знаешь Евангелия - не сошлешься на него. Написали так, как их поймут их единомышленники. О содержании встречи ведь ничего не говорится, кроме тезисных обозначений. Так что выводы делаются поспешно: не видел, не слышал, но осуждаю. Не вижу страшного и в словах: "“Подход наш таков, что мы туда приходим опустошенными. Мы не несем никакого послания готового...”" Ну да, нет задачи вербовки и манипуляции, есть желание пообщаться и поделиться, но чем делится тот, кто живет Христом и Евангелием? Я знаю разные форматы этих священнослужителей - для церковных и внецерковных людей, где говорили и не говорили о Боге, но нигде они не переставали быть теми, в чьем центре жизни - Христос.
14.01.2017 - 18:13 Марина,на страницах " отцов":
Марина,на страницах " отцов" все написано таким же языком, ими самими.А если они не несут "послания готового" - это кто вообще?? Плывущие по течению своих умозаключений? Далеко можно заплыть...
Добавить комментарий