Перейти к основному содержанию

03:54 18.04.2024

О силах добра

13.08.2015 07:39:21

Воспоминания ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в этому году юбилейные, 70 лет, совпали с сильным обострением отношений между Россией и США, и русский интернет был полон напоминаний об этом преступлении. Правда, были и попытки его оправдать — мол, такова была тяжелая военная необходимость, применение ядерного оружия приблизило конец войны и, таким образом, спасло множество жизней как американцев, так и японцев, спасло (неким загадочным образом) Японию от оккупации Сталиным, сами японцы в Азии вели себя чрезвычайно зверски, и так далее.

Что же, по точно такой же схеме можно оправдывать любое военное преступление — когда речь идет не о самовольных безобразиях нижних чинов, а о хорошо организованных и масштабных преступлениях, они всегда как-то привязаны к военной целесообразности и чем-то оправданы в глаза тех, кто их совершает. Даже такое образцовое, эталонное злодеяние, как массовое умерщвление людей в газовых камерах, в глазах одного из основных его организаторов, Адольфа Эйхмана, было актом доброты — людей, которых в условиях тотальной войны нельзя было ни выпустить, ни прокормить, милосердно избавляли от долгой и мучительной смерти от голода. Если оправдывать массовое убийство гражданских в Хиросиме и Нагасаки, то тогда любое вообще массовое убийство гражданских можно оправдать.

Однако разговор об атомных бомбардировках очень быстро оказывается в довольно определенном контексте — одни говорят, что, мол, США есть всемирная сила зла, что мы и видим на этом примере, другие — что США, напротив, как полагает руководство этой страны, есть глобальная сила добра. А раз глобальная сила добра сбросила на кого-нибудь атомные бомбы, у нее на это были несомненно добрые причины.

Память о военных преступлениях вообще используются в ходе определенной игры, которую стоит рассмотреть подробнее. В английском есть такое выражение blame game — «игра обвинений», когда люди используют обвинения, чтобы добиваться своих целей. Мы сейчас живем в мире (впрочем, жили и раньше), где разговоры о морали — это очень часто разговоры о власти, и притязания на моральность — это притязания на власть. «Мы есть люди добродетельные, мы сила добра, мы даже глобальная сила добра» — это притязание на, так сказать, небесный мандат на управление другими, не столь добродетельными людьми. Поскольку мы есть добро, распространение нашей добродетельной власти и влияния есть наш долг, наша великая миссия по отношению к человечеству. Этот взгляд на мир прекрасно выражен Киплингом в его знаменитом стихотворении «Бремя белого человека», но он характерен не только для Британской, но для любой вообще империи — он четко выражен уже в Древнем Риме. Уверенность в своем моральном превосходстве нужна для того, чтобы солдаты империи воевали, а варвары покорялись не только силой оружия, но и превосходством цивилизации. Эта уверенность создает моральную систему координат, в которой все, что делается ради укрепления могущества империи получает моральное одобрение, даже если такие дела, творись они в интересах кого-то другого, были бы сочтены преступлением. Но ради торжества глобального, великого Добра позволено творить некое локальное и малое зло — в общей схеме вещей, например, жестокость римских легионеров окупалась, как люди полагали, установлением мира и процветания в Pax Romania.

Воля к власти всегда приписывает себе Великую Нравственную Миссию — и тогда, те, кто противятся ей, оказываются не просто врагами конкретной державы или группы людей, а врагами всего человеческого рода, воплощением Зла, силами ада и мрака, уничтожение которых есть не просто политический интерес, но нравственный долг. Ради одоления таковых злых сил все должно быть позволено.

В этом контексте разъяснение варварам всей глубины их моральной нечистоты является частью утверждения власти — «вы плохие люди» означает «вы должны покориться нам, хорошим». Надрывный моральный пафос — он, на самом деле, как правило, не о морали. Он о власти.

Это притязание, понятно, вызывает резкие возражения — со стороны конкурирующих властных групп, да и любых людей, которые по тем или иным причинам не признают притязания империи. Это вы-то тут сила добра? Как сказал о римлянах британский вождь Калгак, «Они создают пустыню и называют это миром». Да вы тут больше на силу зла похожи!

В современном контексте — «да у вас негров вешают», или, «да вы же Хиросиму разбомбили». Ну как вот люди, которые разбомбили Хиросиму (и так и не извинились за это) могут претендовать на то, что они — глобальная сила добра? Мы не признаем их претензий на моральное превосходство и их притязаний на власть! При этом моральная картинка, которую желает навязать «Сила Добра», выворачивается наизнанку — это вы сами сила зла, это вам должно сгинуть, это вы преисполнены мерзости и беззакония.

Давайте отметим эту реальность: надрывный морализм, неистовое негодование по поводу преступлений прошлого, рвение к устроению судов, которые должны еще раз заклеймить позором — это не борьба за праведность, это борьба за власть. Это утверждение (или отрицание) властных притязаний.

Если же попробовать найти христианскую точку зрения на Хиросиму (и другие исторические злодеяния), то, прежде всего, эти события ставят нас перед реальностью первородного греха. Лукаво сердце человеческое и крайне испорчено — не сердце представителей какой-то конкретной нации или культуры, но человеческое сердце вообще. Люди обращают все, что попадает к ним в руки — от куска гранита до ядерной энергии — на разрушение и человекоубийство. Человеческий род тяжело болен. Единственный, кто может претендовать на совершенную праведность — и на связанную с нею власть над другими — это Христос.

И миссия христианина в этом мире состоит не в том, чтобы играть с ним в его игры, но в том, чтобы свидетельствовать об истине, и действовать, исходя из этой истины. Притязания любой человеческой власти — включая, разумеется, власть США, на то, что она является «глобальной силой добра», абсурдны и чрезвычайно глупы. Из этого, однако, не следует, что те же США являются «глобальной силой зла». Это просто одно из падших царств этого мира. Схема «такие-то люди — это глобальное добро, а такие-то — глобальное зло» нелепа как ее ни поворачивай. Мы живем в падшем мире, населенном грешными людьми, где история любой державы полна тягчайшего греха. Весь мир лежит во зле. Это не должно быть поводом для ненависти к чужой стране или, тем более, к своей.

Это должно быть причиной спокойно отклонять притязания на власть, замаскированные под притязания на моральное превосходство, или требования подчиниться, замаскированные под моральные обличения. И уклоняться от озлобления и ненависти, которые неизбежно возникают в ходе игры обвинений. Ну, разумеется, они грешники, как и мы. Мы все, потомки Адама, грешники.

Христиане — это люди, избранные, отделенные от мира, чтобы быть солью, светом и закваской. Этот мир настолько безумен, что может совершенно уничтожить себя в любой момент. Мы призваны быть проводниками Христовой любви и мудрости, которая ищет мира и спасения всем — русским, японцам или американцам.

Воспоминания об ужасе Хиросимы и Нагасаки — это причина искать мудрости и мира в обезумевшем мире, а не вовлекаться в его безумие.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

13.08.2015 - 11:31 :

Сергей Львович, а кто собственно говоря вовлекается в безумие? Американцы рядятся в "белые одежды", мы им указываем на то, что их одежда не достаточна чиста. И это правда. Американцы, с их талантами, унаследованными ими от всей истории Запада, монетизируют абсолютно все к чему они ни прикасаются. Даже, мораль они сделали инструментарием по извлечению вполне себе осязаемых материальных дивидендов. Хотим ли мы их мнимую моральную правоту оплачивать из своего кармана, отрывая материальные ресурсы от своих стариков и детей? Если хотим, то нужно молчать и признать их моральное право "шариться у нас по карманам". Если не хотим - нужно отвечать. Вариантов-то немного, всего два. И о Христианстве. Недавно мы праздновали день Святого Илии. Практически все знают о том, как Илия выиграл спор у жрецов Ваала и по его молитвам Господь низвел с неба огонь, а затем дождь. А что было после этого? А после этого, Святой Илия стройной колонной вывел жрецов Ваала "в сад", где собственноручно предал их мечу, то есть перерезал. Или говоря, современным языком Святой Илия собственоручно ликвидировал пятую колонну Израиля, ибо "тогдашние либералы" развращали еврейский народ. И сделал он это из Любви к Богу и народу Израиля, ибо сифилис "либерализма" обрекал народ Израиля на гибель. К чему это я? А к тому, что христианство предполагает защиту Господа и своих ближних, не только словом, но и делом. А еще, это к тому, что наши враги - "партнеры" должны знать об этом. И еще, вслушайтесь в слова либералов, говорящих о "левой и правой щеке". Вслушались? Что слышится? А слышится простая мысль: "нас бить нельзя. Нам вас бить можно, а вот вам нас бить ну никак нельзя, ибо вы христиане".

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+