Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Аналитика

Все материалы

Жизнь в кредит или в долг – это нарушение Божией воли?

01.12.2017 10:55

Жизнь в кредит или в долг – это нарушение Божией воли?

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/11/11/21-00.html

Грех – это болезнь души человека или же преступление против Бога?

- Грех – это такое слово, которое вмещает много всяких понятий. Поэтому в одном контексте грех – это деяние против Бога, в другом – грех – это болезнь души, грех – это и некий проступок, грех – это и принятие дурного помысла, и всё у нас в русском языке называется грехом. Поэтому нужно смотреть на контекст.

- Священное Писание дает нам такое определение греха: грех – это беззаконие.

- Да, и беззаконие тоже, потому что грех – это нарушение закона Божия.

У меня дочка очень долго ждала ребеночка, родила, а сейчас ребеночку 10 месяцев и она собирается выйти на работу, меня оставить с ней. Я уже советовалась со своим духовником и со своим сердцем, и не знаю, как мне быть.

- Хотите, чтобы я вмешался в дела вашей семьи?

- Нет-нет-нет.

- А что мне скажет ваш муж?

- Мой муж против того, чтобы я сидела с ребенком.

- А я-то тут причем? Там духовники, мужья, дочери, младенцы, я-то тут причем?

- Я понимаю. Вопрос вот в чем. Сидеть с ребенком - это дело матери, или все-таки надо помогать?

- Обстоятельства бывают разные. Я знаю одного прекраснейшего человека, который два или три года сидел с детьми, а жена работала, он ее попросил. За эти годы он очень здорово преуспел в их воспитании. Я думаю, дети, которые сейчас уже взрослые, эти годы вспоминают, как самые лучшие в их жизни. Я просто уверен в этом. Так что бывает по-разному. Меня хотят в авторитетные судьи, а кто мне дал право судить? Каждая семья решает такие вопросы по-своему.

- Хотят узнать, как по Божьему произволению лучше поступить?

- По Божьему? Нет ничего проще,  по Божьему - это по любви. Потому что тут учитывать надо всё: любовь к мужу, который против, любовь к дочери. Всё нужно учитывать. Апостол Павел еще говорил: «Каждый поступай по размышлению собственного ума». Я тут причем? Я так рассужу, но у меня свой взгляд, у меня такие обстоятельства в моей семейной жизни. Идеально, конечно, нанять гувернантку, нанять кухарку, а чтобы жена не уставала – нанять шофера, чтобы он возил ее на работу и обратно.

После последнего Причастия на неделю отошли от искушений, а с другой стороны – сильно ослабела вера, в чем здесь может быть причина?

- Я тут не понимаю, что человек вопрошающий имеет в виду под словом «ослабела вера». Он это как, динамометром проверил? «Ой, что-то вера ослабела!». Или он сказал высотному зданию на Котельнической набережной: «Иди и ввергнись в Москву-реку», а оно стоит -  значит, вера ослабела.

- Вообще народ очень любит мерить веру различными способами – слабая, сильная.

- Нет, больше любит молитву мерить – сильная молитва, слабая молитва. Замеры производят, но не говорят, чем. Я всё ищу, думаю, как ее усилить, но чем мерить -  не знаю.

В молитве мы обращаемся к Господу Богу, когда мы просим у Него:  «устрой о мне вещь». Это как понять - «вещь»?

- Имеется в виду нечто, что я Тебя прошу. В данном случае «устрой во мне верующего человека».

Закономерно ли такое поведение нового настоятеля нашего храма, когда у нас с его появлением сменился хор, работники свечных ящиков, потом дело дошло до всех священников, они в разные концы Москвы все разобраны. А что делать прихожанам, ездить через всю Москву к своим духовникам? И вообще всё заново. Это нормальное явление в православном храме? И что делать прихожанам такого храма?

- Я не знаю, что делать, потому что тут вариантов миллион. Если бы священники все разъехались – кто на Ямал, кто на Чукотку, тогда ездить к ним дорого. А если все внутри Москвы, то особых проблем нет. А спросить вам надо у отца благочинного и у него самого спросить, я-то не знаю о чем речь. А так -  есть даже русская пословица: «Новая метла по-новому метёт». 

- И людям кажется, что это плохо изначально.

- Древние отцы IV века говорили: «В человеке всё  - привычка». Это естественно.

- Я помню, когда мы в Митрофаниевском храме меняли развеску икон, люди возмущались, недоумевали: «Как это так? Где моя любимая икона, которой я привык молиться?».

- Для этого есть домашняя храмина, в своем доме как угодно можешь развешивать, а в храме это на ответственность настоятеля. Если бы у меня спросили, я бы объяснил. У нас были иконы  хорошие  - вообще икон плохих не бывает, но сейчас они висят в других храмах (у нас храмов-то добрый десяток), где более соответствуют внутреннему облику. А в Митрофаниевском храме мы повесили самые лучшие - XVII, XVIII, начала XIX века и современные, но очень хорошего письма. Даже чудо произошло (я недавно заметил), мы повесили икону Александра Невского прямо напротив Митрофания Воронежского, а потом меня осенило: так они же в один день у нас празднуются, как это Господь надоумил, как это всё-таки замечательно!

А потом, народ же очень плохо разбирается в иконах. Когда мы повесили в храме икону начала XVII века ко мне подошли две женщины и сказали: «Батюшка, может, Вы её уберете? Какая-то она страшная». – «Голубка, ей 400 лет с лишним! Перед ней молились уже тысячи и тысячилюдей, и никто не считал ее страшной». Просто время ушло вперед, многие любят такое всё сладенькое, зефирно –масляно-розовое, а настоящую икону, которую любой бы взял в свой музей, просто не понимают. Некоторым же нравятся певцы, которых, я считаю, что только под дулом автомата можно слушать, а залы они собирают - и деньги вместе с залом. Но это не значит, что это искусство, просто людям нравится. Но людям нравится и штаны дырявые носить, причем в мороз. Так что мало ли что нравится людям. Наша задача – прививать вкус. Ко мне подошел один епископ и говорит: «Ваш храм самый красивый в Москве».

- Росписи у нас одни из лучших.

- Мы эти иконы собирали четверть века. Ну, что тут сделаешь? И Святейшему Патриарху Алексию очень нравилось. Но тогда еще не все образа были вывешены, и не все мы отреставрировали. Реставрация некоторых икон шла по году. Я когда в наш храм прихожу, я прямо обмираю от радости. Мне даже не верится, что это наши художники, реставраторы проделали такую работу. Думаю, что пройдет поколение -  и вкус воспитается. Почему? Они привыкнут к хорошему. Кому балет, а кому ансамбль песни и пляски – вкусы разные.

Вы как-то говорили на одном из светских радио, что у вас был опыт примирения венчанных супругов, которые хотели развестись. Скажите, как сложилась их судьба, хорошо ли всё у них или нет? Просто я сейчас тоже переживаю с мужем эту ситуацию. Духовник предложил примирение, но муж не воспринимает.

- Это я давно уже говорил, сейчас я больше занимаюсь разводами, сейчас как-то мириться не модно уже стало. Чтобы без драки разойтись -  нужна помощь духовенства. Такого не было 3 года назад, а сейчас – пожалуйста.

- Т.е. сейчас люди идут за помощью в разводе?

- Да, за помощью в разводе.

- Т.е. они не хотят примирения, а именно, чтобы их рассудили со стороны?

- Там много всяких вопросов – и с детьми, и с имуществом, с адвокатами.

- А причем здесь священник?

- Понятия не имею.

Супруги венчаны, муж умер, обязательно ли погребение супруги рядом с мужем?

- Как в Древнем Египте, да? Сразу с мужем?

Работаю учителем в школе уже 2 месяца, дети не любят, не уважают, чувствую нервную тряску, когда иду на работу. Коллеги говорят, что это испытание, которое все они проходили, надо потерпеть. Терплю, но ничего не меняется. Посоветуйте, что можно сделать?

- Для начала сходить на уроки к коллегам. А чтобы не обходить всех, спросить у директора, чьи уроки он советует посетить в целях методического опыта. Я бы с этого начал.

- То, что нет авторитета у детей, это говорит о профнепригодности, или пока еще мало времени прошло?

- Мало, конечно. Здесь надо еще постараться.

Что такое святость?

- Святость – это когда Дух Святый живет в сердце человека. Когда Дух Святой вошел в сердце человека, он – святой. Если человек Духа Святого не имеет, то он и не Его (имеется в виду Иисус Христос).

Полезна ли нашим детям современная литература и вообще литература? Может быть, лучше их погрузить в Священное Писание и в то, что связано с церковной жизнью, а всё светское из их жизни изъять?

- Любой такого рода радикализм – это от лени. Ни отец, ни мать думать не хотят. Они хотят, чтобы им заранее дали ответ на вопрос, желают какого-то авторитета, дальше тупо ребенка свинчивают в бараний рог, как сказал некий авторитет. И результат - та пружина, которой ребенок сдавливается, потом выстрелит -  и мама улетит на другой конец города. Потому что всё надо делать с умом! А без ума – лучше пусть растет как трава в поле, авось что-то из него вырастет. Нельзя тупо действовать по инструкции. Вот фарисеи действовали тупо, в результате Христа распяли.

Почему люди здесь на земле живут уже как в аду, как Вы говорили в одной из проповедей, но они не испытывают таких мук, как в аду после смерти?

- А с чего Вы это взяли?

- Например, богатый человек, который после смерти попал в ад.

- Там это притча, это не реальная ситуация, это притча, которую Господь нам преподал, чтобы мы лучше разобрались в том, что нас ждет. На самом деле всё гораздо страшнее – и тьма, и хлад, и вечность, и никуда ты уже не обратишься. Один мудрый христианский философ сказал, что ад – это место особой милости Божией для тех людей, которые не любят Бога, не знают Его, знать не хотят, и вообще Он их не интересует. Они ездят по разным странам, заказывают в ресторанах еду, всё удовольствие в их жизни – это поесть, потом обсудить, почмокать. Почему огромное количество передач в разных странах про еду? Потому что для человека главное – пожрать.

- Если грешнику в аду хорошо, то какая же это мука, о которой сказано в Священном Писании?

- А потому что человек там будет не триллион лет, и не 40 триллионов, а всегда.

- Но ему же хорошо?

- Нет, это хорошо, пока он здесь, это очень недолгий срок.

Жизнь в кредит или в долг – это нарушение Божией воли?

- Нет, это не нарушение, это просто неоправданный риск в нашей стране, где вор на воре сидит и вором погоняет. Можно всего лишиться и, не получив того, за что заплатил, полжизни расплачиваться.

- Понял, т.е. лучше этого не делать для христианина?

- Почему для христианина? Для мусульманина тоже, и даже безбожникам я бы не советовал, у меня нет мстительного чувства к нашим братьям, которые не знают Бога.

Если другой человек просит, чтобы ему налили спиртного напитка, то, я правильно понимаю, что ни в коем случае этого нельзя делать, ради его блага?

- Нет, если Вы сидите за столом, пришли, допустим, на свадьбу или на похороны, и кто-то просит: «Протяни бутылочку, я себе долью», что тут такого, я не пойму?  Духовная жизнь стаканом не регламентируется, а только заповедями Божьими и собственной совестью.

Господь призывает в Евангелии к тому, чтобы мы никого не осуждали, но бывает, что, читая творения святых отцов, мы находим в них осуждающие, гневные высказывания в адрес грешников и даже сравнение их с животными. А как нам правильно рассуждать о поступках других людей, чтобы не впасть в грех осуждения?

- Надо осуждать грех, а не самого человека.

- Но если человек совершает проступок против меня, я же гневаюсь на человека?

- А гнев вообще не творит правды Божией и является смертным грехом. Собственно, какая разница? Ну, он так согрешает, а ты эдак. И то, и то – ад. Любой человек, находящийся в гневе, может подойти к зеркалу и посмотреть на себя, и он увидит человека в аду.

- Несмотря на то, что твой гнев кажется тебе праведным? Но он же меня обидел, он же меня оскорбил…

- Мало ли, что кажется. Любой алкоголик тебе скажет: «Я на свои пью», ему кажется, это аргумент.

- Очень часто люди вопрошают: «Как он мог так поступить?!»

- И к вечеру поступают также.

У меня муж очень ревнует, уже 2 года он уверен, что я ему изменяю, хотя я никогда этого не делала, у нас четверо детей. Хочет со мной развестись, потому что уверен в моей неверности. Я его очень люблю и боюсь потерять, но он мне не верит, настолько одержим этой идеей. Батюшка, как сохранить семью, если он не дорожит нашими отношениями?

- Никак.

- Т.е. здесь признать, что дьявол победил в своем желании разрушить?

- Но дьявол же трудится над сердцем либо двоих, либо одного. В сердце ревнивца уже победил.

- И вот жена хотела бы восстановить семью.

- И я бы хотел… Сам человек может покаяться, изменить свои мысли, изменить свои поступки, речи, а как мы можем влезть в голову другого - проломить ему голову и заменить мозги, так что ли?

Я - человек воцерковленный, но люблю готовить и вкусно поесть, это грех?

- Этот грех называется чревоугодием, с чем и поздравляю нашего автора.

- Входит в список смертных грехов.

- Да. Это добавление в меню от о. Александра.

Я –инвалид, передвигаюсь с большим трудом. Моя православная знакомая всячески избегает мне помогать, дала телефон службы бесплатных сиделок, а сама даже не зайдет, хотя живем в соседних домах, мне обидно, разве не должна она со мной общаться и помогать мне?

- Конечно, нет. Наш дорогой инвалид немножко попутал. Христианин – это тот человек, который сам стремится всем помогать, а не тот, который берет за горло и заявляет: «ты должен мне помогать!».

- Но как только человек говорит, что он православный - от него сразу все что-то хотят.

- Да, потому что они сами неправославные, и считают, что православные им должны все делать с утра до вечера, без обеда и бесплатно. Всё время с этим сталкиваюсь.

Спаси Господь за внимание.

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]