Перейти к основному содержанию

21:02 23.04.2024

За нашу Победу! (Илья Агафонов полемизирует с Сергеем Чапниным)

14.01.2013 23:55:34

Вместе с государством, на благо общества

 

«Особенность православной общественно-политической деятельности в том и состоит,

 что это борьба не за  власть, а за  общество».

 В. В. Лебедев, председатель Союза православных граждан

 

«Подальше от власти» - так озаглавлен материал ответственного редактора «Церковного Вестника» Сергея Чапнина, посвященный нынешним реалиям «православной политики», и опубликованный не так давно «Политическим Журналом». В нем автор пытается утвердить свой взгляд на связанные с феноменом православной политической активности вопросы, и заявляет: Церковь «отказывается от образа политического православия».

 

Подобные утверждения представляются достаточно спорными. Сергей Чапнин пишет о том, что «православные политические проекты» доказали свою неэффективность, что политические организации мирян «не вызывают такого доверия как люди в рясах», что попытки Церкви наладить диалог с политическим партиями малоперспективны. Ситуация взаимоотношений с государством на сегодняшний день описывается достаточно точно; но это описание само по себе никак не дает основания для подобных выводов, а к тому же и неполно: та же инициатива по созданию православного телеканала федерального значения - есть, безусловно, решение политическое: власть, осознавая угрозу дестабилизации, понимает стабилизирующую роль традиционных конфессий, и в первую очередь - Церкви. Для этого и создается телеканал; безусловно, для православных в осуществлении любой, и политической, и информационной деятельности, первичны не политические, но религиозные аспекты. Телеканал нужен нам для проповеди, для утверждения веры, традиции, традиционных духовно-нравственных ценностей. Но сама по себе православная проповедь несет стране благо, и государство начинает это осознавать. «Границы государства не есть границы Церкви. Но постольку, поскольку государство отражает и защищает общественные интересы, государство и Церковь – союзники (В. В. Лебедев). Достаточно правильно говорится и о важнейшей роли Основ социальной концепции. Действительно, «разработка этих документов не означает, что сама церковь хочет сформулировать заказ на православную идеологию». Но при этом совершенно упускается из виду, что сами «Основы» и формулируют идеологию православного действия, возможного, осуществимого и осуществляющегося в рамках самых разных, в том числе - и политических проектов.

 

При всей своей внешней благообразности рассуждения Чапнина приводят к достаточно опасным результатам: чего стоит одна идея о том, что, оказывается, даже в праздновании юбилея Победы Церковь принципиально дистанцировалась от государства! «С одной стороны, церковь предложила обширную программу празднования во многих городах России. И это не случайно. Именно в годы войны церковь получила возможность чуть более открытого и свободного служения. Пасха в победном 1945-м пришлась на 6 мая и символично совпала с днем памяти великомученика Георгия Победоносца. Так и церковные торжества в 2005 г. были приурочены к этой дате, государственные – к 9 мая. Ни патриарх, ни другие церковные иерархи не участвовали в программе государственных торжеств, дистанцировавшись тем самым от государственного официоза.»

 

Удивительно, что редактор «Церковного Вестника», официального, напомним, издания нашей Церкви, не знает позицию Патриарха, в своей речи, посвященной юбилею Победы, обратившего особое внимание на вопросы церковно-государственных отношений в годы испытаний для народа нашей Родины! Общеизвестно, что Святейший Патриарх, а на региональном уровне - епископы, принимали активное участие в праздновании Дня Победы 9 мая. По словам же Чапнина, редактора официального церковного издания, выходит, что: Патриарх и Церковь в целом официально не признают государственных торжеств по случаю юбилея Победы; принципиально игнорируют официальные мероприятия; вообще - не считают Великую Отечественную Войну действительно Отечественной!  «С одной стороны, история Великой Отечественной войны неразрывно связана со сталинским режимом и государство не может об этом не помнить, но с другой – именно Сталин приложил все усилия для уничтожения православной церкви. И, с этой точки зрения, становится понятным, почему в храмах служились панихиды о погибших воинах, но без благодарственных молебнов, на которых возносятся молитвы о победившей власти. Здесь церковь четко разделяет Отечественную войну 1812 г. и Великую Отечественную. В дни памяти воинов 1812 г. благодарственные молебны служатся во всех храмах».

 

Это - неправда. В православных храмах 9 мая служились благодарственные молебны. Иначе и быть не могло, и для того, чтобы убедиться в этом, достаточно примитивного поиска информации в интернете. Вот только один из примеров:

 

«5» мая 2005 г.

Ц И Р К У Л Я Р

 

ОТЦАМ БЛАГОЧИННЫМ, НАСТОЯТЕЛЯМ ХРАМОВ,

НАСТОЯТЕЛЯМ И НАСТОЯТЕЛЬНИЦАМ МОНАСТЫРЕЙ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

 

Санкт-Петербургское Епархиальное Управление по благословению его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА, сообщает, что в связи с отмечаемой 9 мая 2005 года знаменательной датой - 60-летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне - благословляется утром 9 мая 2005 года во всех храмах и монастырях Санкт-Петербургской епархии совершить благодарственный молебен с колокольным звоном.

9.00-9.05 - колокольный звон;9.05 - 9.25 - благодарственный молебен.

 

Секретарь Санкт-Петербургского

Епархиального Управления

протоиерей

Геннадий Бартов

 

Собственно говоря, подобные циркуляры - лишь формальность; православные русские люди не нуждаются в особых напоминаниях для того, чтобы благодарить Бога в священный для каждого день Победы. Стоит вспомнить также и о том, что в годовщину памяти воинов 1812 года  также не служатся молебны «о победившей власти»: ни, к счастью,  советской, ни, к сожалению, императорской власти в современной России нет, и служить о них молебны бессмысленно. Сама постановка вопроса об этом абсурдна.  Очевидно, что противопоставление Церкви, и всех, для кого День Победы есть праздник - это противопоставление Церкви не только государству, но и обществу в целом. День Победы ценен для нас еще и потому, что именно в этот день нет никакого противоречия между обществом и властью. День победы - это праздник для всех. Если этот день - не праздник для Чапнина, если он лично не считает великую войну Отечественной - то никакая его должность не дает ему права говорить от имени Церкви.

 

«Позиция Русской Православной Церкви, вызывавшая симпатии и сочувствие в народе, заставила вчерашних гонителей изменить модель церковно-государственных отношений в сторону относительной нормализации и признать за Церковью право на существование в обществе, которое "творцами нового мира" изначально мыслилось как антирелигиозное» - так говорил Святейший Патриарх на посвященной Победе православной конференции. «Великая Отечественная война, победоносно завершившаяся 60 лет тому назад, явилась одним из самых тяжелых испытаний, выпавших на долю нашего народа в минувшем XX столетии» - вот слова Патриарха! Говорить о непризнании Церковью великой Победы, о непризнании войны Отечественной - не просто кощунство, но вовлечение Церкви в орбиту модного в последнее время антироссийского, ревизионистского проекта по пересмотру итогов Великой Отечественной Войны! Таким образом, Церковь противопоставляется не только государству, но, повторим, и обществу, оттесняется в «православное гетто».

 

Выше мы уже говорили о несостоятельности попыток похоронить «православную политику». Неэффективными могут быть попытки отдельных партий «оправославить», по выражению В. В. Лебедева, свою внеправославную идеологию. Но может быть и уже является эффективной деятельность православных общественных организаций и Церкви по внесению православных принципов в те политические проекты, которые Православию не противоречат. Собственно, без осуществления подобной деятельности современная российская политика неизбежно вступает в противоречие с коренными нуждами народа. Закрепление особой роли традиционных конфессий, и в первую очередь - Церкви; преподавание Основ православной культуры как составляющей федерального образовательного компонента; актуализация роли Церкви как нравственного арбитра современного общества (о необходимости этого пишет и Чапнин) есть важнейшие не только для Церкви, но и для общества задачи, внеполитическое решение которых невозможно. Россия неполноценна и невозможна без Православия, без Церкви. Российская политика без православной политики - неэффективна и не отвечает интересам общества. Помимо действующих православных организаций есть и Всемирный Русский Народный Собор. Это - актуальная, реально действующая форма диалога Церкви, общества, власти. Это - инструмент православной политики. В этом году он был посвящен   Победе над фашизмом и тому, что нам необходимо для победы над терроризмом. В единстве Церкви и общества, в равноправном взаимодействии Церкви и государства на благо страны - залог нашей победы! 

 

Илья Агафонов

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+