Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Аналитика

Все материалы

В чем суть монашества? Как прийти к монашеству?

20.05.2016 11:20

В чем  суть монашества? Как прийти к монашеству?

Иеродьякон Елеазар (Титов): Христос Воскресе!

Приветствуем вас, дорогие братья и сестры. Сегодня на ваши вопросы отвечает основатель и духовник Введенского женского монастыря в г. Иваново архимандрит Амвросий Юрасов. Ведет передачу иеродьякон Елеазар Титов. Батюшка, благословите.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Господь благословит.

О. Елеазар:  Батюшка, минувшее воскресенье называлось Антипасхой. Антипасха в данном случае переводится как другая Пасха или вместо Пасхи. В одном из толкований объясняется название Антипасхи, в том числе потому она так называется, что Фома не был с учениками вместе, когда они видели воскресшего Христа. Они видели Господа, Фома этого по промыслу Божьему не удостоился. И когда они ему говорили, он не поверил, известны его слова: «Пока не вложу перста моего в язвы Его, пока не уложу руку мою в ребра Его, не поверю». И таким образом, хотя Христос уже воскрес, но лично для апостола Фомы Он ещё не воскрес. Потому что он не верил ученикам. И в этот день, в день Антипасхи, в день другой Пасхи является Христос к ученикам и уже к апостолу Фоме. Проходит знаменитая сцена, когда Господь его приглашает к Себе, чтобы он удостоверился, что это в самом деле Христос. Апостол Фома падает в ноги и говорит: «Господь мой и Бог мой». Вот о чем речь и тема нашей передачи. Несмотря на то, что Христос воскрес из мертвых, это совершенно не значит ещё, что Он воскрес лично для каждого человека. Пока человек не удостоверится и не поверит, что Бог воскрес из мертвых, т.е. спасение, жертва Христова, её смысл зависит не только от дающего, не только от Бога, Который дает эту жертву, но и от принимающего человека. Вот поэтому Христос воскрес из мертвых, а нам как жить, чтобы Он воскрес не только из мертвых, но и ещё воскрес в нашей конкретной душе?

О. Амвросий: Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Христос Воскресе. Воистину Воскресе. Христос, когда воскрес, Он в обновлённой плоти человеческой, явился к своим ученикам при закрытых дверях, вкушал пищу и пил воду, и удалился незаметно для всех через стены. Вот точно так же, когда будет всеобщее воскресенье, т.е. все  до единого человека должны ожить, воскреснуть – одни для вечного блаженства, другие для вечного наказания. Почему Христос воскресил Свою плоть? Т.е. нашу плоть человеческую? Адам и Ева имели эту плоть, когда находились на земле в Эдемском раю. И когда Господь сказал: «От всех деревьев вкушайте плоды. А вот от одного дерева, если вкусите -  смертью умрете». Когда они откусили запрещенный плод и увидели себя нагими, т.е. потеряли благодать, защиту, и не покаялись, а продались. Сказано в Священном писании, в Библии, когда они были изгнаны из Эдемского рая, то Господь им дал кожаные ризы -  это наши руки, тело, это кожа. Когда Господь воскресил нашу плоть, т.е. кожаные ризы, Он мог уже при закрытых дверях входить и выходить. Когда мы все воскреснем -  там совсем иные законы жизни, мы можем вкушать пищу, а можем не вкушать, и смерти не будет. Все люди, которые здесь уже раскаялись, пришли к Богу. Они уже здесь предвкушают эту сладость небесную. Потому что Господь сказал, что царство Божие внутри вас есть, т.е. ад и рай внутри нас, а он начинается здесь, на земле. Тот человек, который уже достиг такого совершенства, что непрестанная молитва в сердце и человек уже не может раздражаться, возмущаться, кричать, шуметь. Он несет только мир, радость и покой, т.е. нет в нем гнева. Если в этом состоянии он переходит в тот мир, он этой радостью будет постоянно наполняться. И если этот человек, живя здесь, на земле, сделал очень много добрых дел, украшал свою душу добрыми делами, словами, мыслями и угодил Господу -  то в своей душе он посеял семя добра. И наоборот, если человек не каялся Богу, не очищал свою душу, но делал зло и делами, и словами и мыслями,  то семя зла будет с ним всегда. И человек, который достиг совершенства в обителях рая, не будет находиться в одном состоянии; семя добра постоянно будет прорастать в его душе. И конца этому никогда не будет. Если человек не покаялся и был отлучен от Бога, то это семя зла постоянно будет в нем умножаться, и этому конца никогда не будет. Поэтому от нас на 100% зависит, делать добро или делать зло. Сегодня мне женщина говорит: «Батюшка, а как избавиться от зла?». Я ей: «Я вчера рассказывал по радио. Какое бы слово муж ни сказал, ты обязательно учинишь скандал, шум и крик». «А как избавиться от зла? Оно ведь сидит во мне». Я, «Да очень просто. Когда свинья находится в своем логовище, ее каждый день кормят. Тогда  она т жирная становится. А если ты желаешь, чтобы она сдохла, то надо не давать ей кушать. Один день не даешь  - она ревёт, кричит. Второй день -  она бьет в стены, третий день – тоже. И с каждым днем всё будет тише, тише, пока не издохнет. Вот так можно дьявола зло изгнать из своей души. Не давать ему пищи. Нас бесы за язык не тянут. А мы свободно по своей воле можем всё  творить». Так вот что надо делать. Поскольку нам Господь приготовил новое небо и новую землю, надо достигнуть совершенства. Это нетрудно, просто взять  и  уподобиться Богу. Как апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё Бога благодарите». Ну, что можно сказать? Это же прекрасно  - всегда радоваться в этой жизни, в другой жизни. А можем в этой жизни сгорать от зла и гнева. И в той жизни, вечной жизни то  же самое будет продолжаться, только во много раз больше эти страсти будут мучить нас.

О. Елеазар: Перед Богом исповедовалась (видимо в каком-то грехе) и не делаю больше этого греха. А перед людьми (видимо, перед священником) стыдно и терзает очень сильно этот  стыд. Грех ли стыдиться людей больше, чем Бога?

О. Амвросий:  Мы в субботу приехали из Киева, 34 человека, с Украины, с той точки, где война. Говорят, почему у нас война? Я б вас всех исповедовал бы,  но только исповедовались человека 2-3. Остальные стыдились говорить священнику в храме свои грехи. А ведь сказано, когда священник исповедует, он говорит: « Се, чадо, Христос невидимо предстоит. Не убойся, не устыдись, но скажи то, что есть на совести. Если утаишь -  сугубый грех будешь иметь. Помни, что ты пришёл в духовную врачебницу, да исцелен  отсюда уйдешь». Ведь для тела у нас есть поликлиники, больницы. А для души  - храм. Человек может прийти исповедовать свои грехи. И когда человек утаивает какой-то грех на исповеди, совесть его будет мучить. А совесть -  это божественный голос в нашей душе. Мы же разумные существа! У животных нет совести. У обезьян нет совести. Но это ничего не говорит о том, что не Бог создал. Бог создал всех -  и животных тоже. А так, имея дурь в голове, можно говорить, что воробьи произошли от курицы. Всякую ложь можно говорить, лишь бы омрачить человеку разум.

О. Елеазар: Батюшка, когда читалось Евангелие  об апостоле Фоме,  там были такие слова Христа, Он дунул на учеников и сказал: «Примите духа святого, им же отпустите грехи -  отпустятся, им же удержите -  удержатся». Т.е. если отпустите духом, дарованным вам эти грехи -  они отпустятся. А если удержите их этим духом -  то они удержатся на человеке.

О. Амвросий: Я переведу на русский. Если человек пришел, искренне покаялся -  ему грехи здесь Господь простил, и они простятся на небе. А кто утаил грехи, они не простились здесь, на земле -  они не простятся и на небе. Это страшно, когда приехав с Украины, я спрашиваю: «Сколько абортов было?» -  «Где-то 7-10». Я говорю: «А батюшке говорили?» -  «Да что вы, я стесняюсь батюшке сказать это»!

О. Елеазар: Неприлично.

О. Амвросий: Неприлично. Я говорю:  «А другие мужчины были?» Говорит: «Были».  – «Сколько?» -   «Столько-то». – « А батюшке говорили?» - « Нет, не говорила». И приходится огнем выжигать всю греховность. Это страшно, когда человек не исповедует свои грехи. Боятся батюшки. А почему? Потому что злые духи внушают, чтобы человек не каялся в грехах. Поэтому они эту душу держат. Сегодня мне одна женщина говорит: «Мой муж причащается очень часто, но страшно злой». Я ей: «Значит, он не кается в грехах». -  «Нет, он исповедуется, к батюшке подходит». Я: «Но самый главный грех он не говорит». Я просто из опыта говорю, я 46 лет исповедую. Если человек злой, значит, в нем живет злой дух, он не кается в грехах, не дает Богу обещание исправиться. Поэтому он становится злой.

О. Елеазар: В том - то и дело, батюшка, что Господь дал такой удивительный дар людям отпускать грехи, т.е. по - другому от них не избавиться, а жить с ними тяжело. Перейти с такими грехами в потусторонний мир - для большинства это просто катастрофа, это ад. И люди пренебрегают исповедью, покаянием, отпущением грехов. Не хотят освободиться, стесняются говорить грехи на исповеди, даже верующие.

О. Амвросий: Если мы вспомним древнюю исповедь. В Ветхом Завете приходили грешники исповедоваться к первосвященнику. И когда он всех поисповедовал, тогда берет свои руки, возлагает на козла, и этого козла гонят в пустынное место. Он там погибает. Поэтому осталась пословица: «Что вы из меня делаете козла отпущения?». Сейчас говорят так. Даже говорят и другое: «Первое апреля, никому не верь». Когда Христос воскрес, то пришли воины, которые стерегли, говорят: «Христа не стало». Дали им деньги и сказали: идите и всем говорите, что Его украли ученики. Обманули. Я в армии был и сейчас так же все успешно продолжается, как у Христа на площади. Он стоял сзади, ударяли по щеке и говорят: угадай, кто Тебя ударил? А сейчас становится человек спиной к солдатам, кладет руку левую, и все правой рукой бьют в ладонь. И чтобы он угадал, кто ударил. Если он угадает, кто ударил, тот становится, его бьют по руке, по ладони. Это же все идет откуда? Из древности.

О. Елеазар: Батюшка, вообще замечено не многие обладают, по крайней мере - не все  обладают таким даром, как свободная исповедь. Приходить и свободно открывать свои грехи. Этот дар дается от Бога, но он не просто дается, человек заработал этот дар. Чем заработать такой дар, чтобы свободно человек исповедовался, не стесняться на исповеди?

О. Амвросий: Пережить надо этот грех.

О. Елеазар: Что это значит?

О. Амвросий: Если совершил -  тебя совесть мучает, переживаешь. До тех пор будешь переживать, пока не пойдешь, не раскаешься.

О. Елеазар: Т.е. человеку нужно просто переступить через себя?

О. Амвросий: Да.

О. Елеазар: И чем чаще он будет это делать, тем свободнее будет его исповедь?

О. Амвросий: Да.

Телефонный звонок: - Батюшка, я хочу спросить. Если человек психически нездоров, он этого не чувствует. Он клевещет, что - то придумывает -  не буду говорить, про кого. Придумал, и вот все время одно и то же у него в мыслях. Ходит в Церковь, исповедуется. Но только то, что я слышала, конечно, он не говорит о себе, все как тогда. Даже я не знаю, как на его грех лично мне  смотреть. Спаси Господи вас.

О. Амвросий: Я скажу так. Возможно, это родительский грех переходит детям по наследству до 3-4 колена. Меня спрашивают: «А можно брать ребенка?». Я говорю: этот вопрос очень тяжелый, когда своих детей нет. Просто я знаю, многие ко мне обращались с этим вопросом. Я говорю: берите, крестите ребенка, воспитывайте в православном духе. Я в Сибирь приехал лет 10 назад. Они взяли мальчика Сережу. Хороший мальчик, все молитвы выучил быстро. А потом стало тянуть его к винопитию. Когда я приехал, он уже кончил институт, юрист. Говорит приемной маме: ты уж батюшке не говори, что я пьяница. Пошли на всенощную, он почему - то раньше ушел. Приходим, на кухне лежит крестообразно, на спине, без памяти. Он выпил и сразу вырубился. Это очень опасно. Поэтому я знаю, мамочка больная, это передалось и дочке. И дочка теряет душевный мир, тишину, покой. Она верующая, исповедуется, читает много книг,  где на эту тему говорится: «выправилось, всё нормально». И вдруг раз   -  и всё. Она потеряла душевный мир и покой. И потом начинает обвинять: «Вы меня никуда не берете, вы со мной не занимаетесь». Я говорю: «Милая моя, в тебя уже вылиты цистерны всего. Столько ты всего слышала». Ну и сказал так, что вот, никто никогда не берется, думаю, возьмусь -  ка я. Поехали на Украину, четыре  человека взяли с собой. В Абхазию поехали. Так нет, дорогой надо было истерику закатить. А какую? На почве гордыни. Оказывается, что здесь на земле человек может жить в раю. Но  если не работает над собой -  плохо. Если у кого - то уныние, отчаяние, тревога, что надо делать? Призывать на помощь Господа, Матерь Божью, святых. Воды святой выпить, голову помочить, грудь. Господи, помоги, Матерь Божья, помоги. Поисповедоваться во всех грехах, очистить душу. Если батюшка допустит до причастия  -   причаститься, принять в себя живого Христа, Его Тело и Кровь. Когда тяжело на душе -  открой Евангелие, читай. Прочитаешь главу, смотришь -  бес отошел от тебя. Читать духовные книги, постоянно упражняться духовно. Но это все попускается Богом, это не случайно. Для того, чтобы мы смирились и считали себя за никто и ничто. А то начинают говорить: вот я работала много лет, я трудилась, здоровье потеряла, а мне неуважение. И ты мне, говорит: батюшка, помоги. Я говорю -  я ж не могу в твою комнату зайти и уборкой заниматься. Ты сама наведи порядок в своей квартире. Только таким путем можно избавиться от уныния и отчаянья. Тот человек, который в не Церкви, т.е. не ходит в Церковь, не кается, не молится, особенно молодежь неподготовленная, родители были атеистического направления. Так они кончают жизнь самоубийством, а Церковь за таких не молится, это страшно. Сразу злые духи забирают эту душу. И куда её ведут? Понятно, в темное место, где скрежет зубов и плач, тартар, огонь вечный. Это тоже надо всем знать.

Телефонный звонок: Христос Воскресе. Отец Амвросий, я часто исповедуюсь. И получается, что практически повторяются одни и те же грехи. Что делать?

О. Амвросий: Надо искренне поисповедоваться, чтобы ничего не оставалось, и поддерживать молитву. Постоянно молитвы читать, Священное писание, Евангелие, духовные книги. И считать себя перед Богом: я  никто и ничто, говорить:  «Господи, прости меня, я великая грешница. Если ты мне не поможешь, кто мне поможет? Ты же Сам сказал: без Меня ничего не сможете сделать. Помоги мне, Господи, я погибаю. Матерь Божья, помоги мне». И таким путем будем исповедоваться, хоть 10 раз в день согрешили, скажи: «Господи, прости и помоги». Почему мы падаем? Потому что мы очень много о себе думаем и осуждаем других. Или же очень много вкушаем пищи. Омрачается разум, появляется разум, гнев, зло, обида. Очень много всего. Если будем вести борьбу, Господь поможет, а если падений не будет, будем все себя считать святыми, это все беда.

О. Елеазар: Ещё хуже, чем беда.

О. Амвросий: Да.

Телефонный звонок: У меня свёкор умер 6 мая. Это же была Светлая, пасхальная неделя. И хоронили мы его вчера на Радоницу. А это правда, что он не будет проходить воздушные мытарства?

О. Амвросий: Если он исповедовался во всех грехах и достойно причастился, святитель Василий Великий говорит: «Кто достойно причащается - тот мытарства не проходит». Потому что злые духи бегут от него. Не от его святости, а той святости, которую принял в себя. Если ваш свёкор в Церковь не ходил, Богу не молился и без покаяния умер - то это беда. То, что заработал, то и получит.
О. Елеазар: Так вот, батюшка, об исповеди. Я помню, как к нам пришел один человек, молодой, 30 с небольшим, 31 или 32 года. И мы с ним беседовали, вы его отправили ко мне, сказали, чтоб я с ним поговорил. Я с ним стал беседовать. Говорю: с чем ты пришел? Он: я, наверное, схожу с ума. Я: почему ты так решил? Отвечает: Потому что у меня внутренний страх, непонятный, необъяснимый страх. Я потерял мир, покой. Спать не могу. Я говорю: ну, ты с ума не сошел. Спрашивает: А что же тогда со мной происходит? Я: а ты хоть раз каялся в грехах? Он: нет, никогда не каялся. Ну, вот, смотри. Если, к примеру, в твоей квартире сдохла крыса. Запах поначалу небольшой, смрад, потом всё больше, больше и больше. И в итоге она уже не просто смердит, а начинает уже отравлять тебя самого, и жить невозможно. Вот так же и грех. С юности копил, копил -  ну, и накопил. Теперь выливается в то, что ты говоришь. Тебе нужно каяться в грехах и начинать жить по - христиански. Все наши беды, все наши несчастья от грехов. И человеку от этого избавиться легко. Надо покаяться в грехах. Принести плоды покаяния. А вот покаяться многие не могут. Годами и даже десятилетиями ходят вокруг да около, и открыться не могут. И даже удивительно, как у таких людей хватает терпения все эти годы скрывать.

О. Амвросий: Находиться в болоте.

О. Елеазар: Терпеть это, скрывать, мучиться совестью и не исповедоваться. А надо всего-то прийти, открыть на исповеди духовнику, получить отпущение грехов - и всё. Я помню, как вы рассказывали про одну схимницу в Лавре. Которая, оказывается, десятилетия жила в свинарнике

О. Амвросий: Жила в свинарнике, питалась той пищей, которую туда привозили.

О. Елеазар: На свинарник. Это у неё был такой подвиг. Раньше всех приходила в Лавру, позже всех уходила из Лавры.

О. Амвросий: Весь день на службе была. И ранняя литургия. И поздняя.

О. Елеазар: Молитвенные правила и посты, об этом даже и речи нет. Вот ради чего? Скрывала один грех, стыдилась его сказать. И думала, что  этими подвигами она умолит Бога, чтоб Он простил то, что она скрывает на исповеди. И после того, как она исповедовалась, вы ей открыли глаза. Она поняла, что за всю эту жизнь свою потратила много сил. А всё без толку.

О. Амвросий: Да, потому что сказано: утаишь грех -  сугубый грех иметь будешь. Потом Господь помог ей спастись. Она стала иметь в себе духа злого. Переоделась в другую одежду и так мучилась. В угол сядет в Троицком храме и хрюкает.

О. Елеазар: Т.е. беснование ей Господь послал.

О. Амвросий: Да. Но не долго.

О. Елеазар: И она скончалась.

О. Амвросий: Да.

Телефонный звонок: У нас, у стариков проблема со слухом. В храме шестопсалмие я не слышу. Утром часы не слышу. Если дьякон стоит спиной -  не слышу. Вот что в это время делать надо? Я, например, повторяю все время: «Господи, помилуй». Посоветуйте, батюшка, у нас у всех проблемы со слухом, мы плохо слышим в храме. Что напрасно, без пользы ходим в храм? Ответьте, пожалуйста. Спасибо.

О. Амвросий: Матушка, не у всех прекрасный слух. Бывает под старость плохо слышим. Когда читают молитвы, ектеньи, и вы не слышите, читайте молитвы Иисусу, «Господи помилуй, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешную», чтобы никто рядом не слышал. Молитесь беспрестанно, и общая молитва всей Церкви принимается. Почему? Потому что дьякон в конце каждой ектеньи возглашает обращение к Матери Божьей. Чтобы наша Матерь Божья донесла до престола, хоть кто слышал, не слышал, а общая молитва принимается Богом. Ну, вот, допустим, так. Читаем вечерние молитвы, на вечерней молитве человек 10 стоят, но не каждое слово можно уловить. Кто-то уловил, а кто-то не уловил. Но общая молитва принимается Богом. Матерь Божья приносит к престолу. Поэтому и все тропари заканчиваются словами  обращения к Матери Божьей. Матушка, храните слух, приучите себя с утра постоянно читать молитву Иисусу, в любой момент вы всегда готовы на молитву.

Телефонный звонок: - Добрый вечер, батюшка. Мне 37 лет, Андрей из Москвы. Я хожу в храм исповедуюсь, причащаюсь. Супруга у меня тоже причащается, двое детей. Мы путешествуем все время на машине, и последние два года у меня какие-то страхования начались. Знаете, еду куда-то и боюсь, и я знаю, что это бесовские страхования. Хотя внутреннее вечернее правило читаешь и чтишь перед поездкой. Как отогнать от себя эти страхи? Знаю, что воля Божья какая будет -  такая будет.

О. Амвросий: Первое, надо поисповедоваться подробно, не с пятого на десятое. Я как-то об этом говорил. Допустим, человек, когда в доме своем выйдет в коридор, что-то взять. Лампочку не включает, темно. Хватает ту вещь, какую надо и бегом закрывать за собой дверь, зная, что никого нет. А вот этот страх. И стоит этому человеку поисповедоваться в грехах  - и всё это от него отходит, страхование, и становится всё нормально. Вот это одно. Второе -  перед дорогой надо всегда «Живый в  помощи» читать, есть молитва водителя, просить Господа, просить Матерь Божью, святых угодников. Можно скачать с интернета всякие молитвы.

О. Елеазар: Батюшка, вы правы. В первую очередь, как говорят святые отцы: «Это свидетельствует о нечистоте души». Эти страхи  - свидетельство нечистоты души. И так, убоявшись страха, держи с небес страх.

О. Амвросий: Мы скажем так, что случаев нет в жизни человека ни больших, ни малых, до мелочей случаев нет. Везде промысел Божий. И промысел Божий таков, если Господь что-то попускает, Он попускает для спасения нашей души. Если страх -  это страхование, значит, Господь напоминает, что надо подробно покаяться, т.е. найти такого священника, который мог бы выслушать всю нашу грязь и разрешить.

Телефонный звонок: Добрый вечер, отец Елеазар, батюшка Амвросий. Христос Воскресе. Воистину Воскресе  наш Господь Иисус Христос. Владимир, Москва. Батюшка Амвросий, когда стою на молитвах, постоянно рассеивание идет. Неважно, псалтырь я читаю, акафисты или утреннее- вечернее правило, или Евангелие. Как один батюшка говорил, действительно от них нереально избавиться, и их надо, как на лошадке, проскакать, скажем, мимо рынка, чтоб тебя никто не дернул за хвост. Или как в таких ситуациях быть? Подскажите, пожалуйста, вы авторитетнейший человек.

О. Амвросий: Если вы утром встали, хорошо помолились. Утреннее молитвы со вниманием прочитали, вникая в каждое слово, Евангелие почитали, к святым обратились, помянули всех усопших и о здравии, и молитву Иисусу почитали «Господи, помоги, Господи, благослови»  - в течение дня вы везде будете молиться. Допустим, садитесь за руль: «Господи, помоги, Господи благослови. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного. Пресвятая Богородица, прости меня, грешного, помолись за меня грешного», т.е. будет взывать Бога везде, на всяком месте. То когда придет время прийти на службу - то вы и так весь день уже молились. Эта молитва будет продолжаться. А если человек в течение дня не молился, то вся душа заполняется суетой, болтовнёй. Мы нашли время и поболтать, и осудить. Тогда всё забывается, т.е. постоянно надо находиться в молитве, весь день. Подумаете, что это сложно? Нет, это несложно. Возьмите любую женщину, она, если в Церковь не ходит -  в течение дня может в огороде работать, ругаться постоянно, даже работая. И осуждать всех, весь день уходит на это. А можно всё по-другому. Сейчас весна, можно, если кому-то трудно дома, выйти на улицу часик помолиться, с Господом побеседовать, поблагодарить Его за всё. Матерь Божью попросить, Ангела - хранителя. Всё это будет прекрасно, и на душе будет радость. И почитать Евангелие тоже будет прекрасно, ведь это же даже на магазинах пишут: «Хлеб наш насущный», т.е. хлеб  - это слово Бога. Ведь душа же питается этим словом. Делаешь доброе дело кому-то, и душа этим питается. Я думаю, что все знают, сделают кому-то дело доброе, человек радостный. И даже когда приходят к этому человеку,  уже лицо радостное кому он сделал -  тот уже весел. И так, свершая много добрых дел, вокруг устроится только одна радость. Хотя сделал доброе дело, как говорит Авва Пимен: «если не было искушений -  Богом не принято». И когда бывает искушение, то нормально. Ко мне однажды приехала одна женщина с Кинешмы. И говорит: вот у меня знакомая бизнесом занимается, помогла Церкви крышу покрыть. А потом, говорит, у неё дача сгорела. А я ей сказала: это за то, что ты помогла Церкви. Она: всё, больше никогда не буду помогать Церкви. Это женщина, которая подсказала, она ещё сама необработанный материал. А та тоже не поняла. Так наоборот, Господь покроет и даст денег больше, и дача, которая была старая – сгорела, построишь новую

О. Елеазар: Совершенно верно. Может, Господь в награду, захотел дать новую дачу? Но нужно расчистить место.

О. Амвросий: Мне, допустим, звонят с Киева, ещё при советской власти. Покровский монастырь, говорят, крыша сгорела у храма. А я эту крышу видел. Там куполов не было, а просто как дом и сверху крестик стоял. Я говорю, ну и что, что сгорела, значит надо другой строить. И построили купола, с крестами, стало видно, что это храм.

О. Елеазар: Да, прежде чем новую крышу построить, нужно старую разрушить.

Телефонный звонок: Добрый вечер, Христос Воскресе. Батюшка, вы говорите: генерально исповедоваться. Я смотрю, люди подолгу стоят, исповедуются. А я подойду, через запятую себе говорю, потому что я переживаю этот грех заранее. Я как исповедуюсь? Когда меня что-то сильно тревожит, беспокоит, душа начинает плакать. Вот это я на исповеди говорю.  А как генерально? Я все время говорю, вот бы генерально поисповедоваться, может жизнь бы совсем изменилась? Так вот, генерально  - это как?

О. Амвросий: Знаете, матушка, допустим, человек убил другого человека. Ему дают 8-10 лет, а если двух человек убил -  давалась вышка, расстрел. И особенно, когда следствие идет, дознаются, как убил, кого убил, где убил, чем убил. А на исповеди, оказывается, не надо ничего, очень просто. Так и каются многие. Даже не знаю, что человек каялся и не каялся. Очень просто, говорят: батюшка, я грешен гордостью, самолюбием, тщеславием, упрямством. Я ругалась, злилась, убивала, грабила, прелюбодействовала, совершала такие грехи. Даже не знаешь, что там. Оказывается, прелюбодействовала, имела очень много мужчин за деньги, а может быть, 50 абортов было, ну, убивала, одним словом. Надо это раскрыть немножко. Что я делала аборты -  не один сделала, а 50 или 20, или 10. Сколько мужчин было? Не просто  блудом занималась, а сколько мужчин было? Сказать надо. Все грехи надо сказать. Не одним словом, как два города, Содом и Гоморра. С неба сошел огонь и их уничтожил. Сейчас на этом месте Мертвое море, ничего живого там нет. А это все одним словом: грешна блудом. А потом и страдает душа, а когда душа выйдет из тела, окружат бесы человека, всё покажет, что делал, даже что не делал, и то будет говорить, клеветать.

Телефонный звонок: Добрый вечер, батюшка Амвросий и его ведущий. Здоровья, счастья вам и всего самого хорошего. Батюшка Амвросий, я хотел вам вопрос задать. В чем  суть монашества? Как прийти к монашеству? Скажите, пожалуйста, спасибо большое.

О. Амвросий: Чтобы прийти к монашеству, надо в монастырь съездить, который поблизости. Посмотреть, как живут, и узнать у них. Научиться у них молиться, смиряться, до сыта не кушать, оставлять место, если вас пригласят ещё покушать, чтобы место было с другими людьми поесть. Т.е. посмотреть, как люди живут. Монастыри, конечно, разные бывают. С серьезным монахом поговорить. Они покажут и расскажут.

Телефонный звонок: - Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, если у человека бесплодие, и не было абортов, и в тоже время детей не было. Это почему, можно узнать?

О. Амвросий: У родителей Девы Марии, Иоакима и Анны не было детей до 60 лет. Так Господу угодно было, чтобы у них родилась Пречистая Дева, которая вместила Невместимаго Бога, творца Вселенной. Это воля Божья.

О. Елеазар: У Авраама и Сары не было детей.

О. Амвросий: Да, ей было 80 лет, Аврааму было 100 лет, а детей не было.

О. Елеазар: Захария и Елизавета, родители Иоанна Крестителя. Здесь, видимо, особый промысел Божий.

О. Амвросий: Скажу, что Христос Воскрес -  это не значит, что мы Его не видим. Он 40 дней до Вознесенья будет всегда с нами. Поэтому всегда призывай на помощь Господа. Он слышит наши молитвы. Если прочитать книгу Сираха 23 глава, 27 стих – там сказано, что люди в потаённых комнатах творят всякое безобразие, что Бог не видит и не слышит. Оказывается, что Бог по-славянски имеет зрение тьма тьмой. Это бесконечно, Бог всё видит, Бог всё слышит. На русском языке, Бог всё видит светлее солнца в 10 тысяч раз. Когда монголы были, у них было войско «тьма», это означает 10 тысяч. Так что Господь нас всех видит, всех нас слышит. И Господь лучше знает нас, нежели мы сами себя. Даже каждая песчинка на море -  Бог знает её. И у Бога она не забыта. Даже червячок, больной, слабенький -  и он у Бога не забыт. А мы себя должны считать, как я вчера говорил, что монах пришел к старцу, говорит: «Отче, я молюсь, и мне уже являются ангелы. Я вижу ангелов». А тот: это не подвиг. Подвиг будет то, когда ты увидишь себя, что ты прах и пепел. Начало духовной жизни -  когда у человека открываются духовные очи,  и он видит в своей душе бездну грехов. Это начало  духовной жизни. Мы должны увидеть себя, насколько мы мерзки перед Богом, насколько мы нечисты, грязны. И, конечно, не отчаиваться, нет такого греха, чтоб Господь не простил. И нет такой болезни, чтоб Бог не исцелил. За все, какие нас болезни постигают - благодарите Бога. Без воли Божьей ни один волос с головы не падает. Все Бог видит, всё знает. Лучше здесь пострадать временно, чем  там, в будущей жизни, вечно мучиться.

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]