14.01.2013 23:55:03
Алексей Харитонов
В эти рождественские дни мы празднуем день рождения нашего Царя. "Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; (Лук.2:11)" — благовествует Ангел Пастухам, и мы вспоминаем, что у мироздания есть законный правитель, и этот правитель — Иисус Христос. В отрывках из Писания, которые Церковь читает в это время, противопоставляются два типа реакции на Его явление — пастухов и волхвов с одной стороны, и Ирода — с другой. Пастухи радостно приветствуют рождение Спасителя; волхвы идут поклониться Ему из далекой страны.
У Ирода весть о его рождении вызывает сильную тревогу. Современному читателю этот страх может показаться не очень понятным — какую угрозу могущественному правителю может представлять Младенец? Но Ирод видел ситуацию по-другому. Люди напряженно ожидали Мессию — посланного Богом Спасителя, истинного Царя, предреченного Пророками; по всем расчетам, приближалось время Его явления. Ожидание чуда, тайны, таинственного вмешательства Бога в судьбы Своего народа и всего мира висело в воздухе.
Но Ирод не разделял этого ожидания — он был человеком в высшей степени практическим; его не интересовали Пророчества, не интересовала подлинность вести об истинном Царе, которую возвестили ему волхвы, не интересовали его взаимоотношения с Богом, не интересовало вечное спасение — все что его интересовало, это власть.
Он знал что в этом мире власть приобретает и удерживает тот, кто всегда готов ударить и убить, кто не щадит никого и не боится крови. Этот царь с жуткой легкостью казнил всех, в ком усматривал угрозу — даже его родной сын, Антипатр, стал жертвой его подозрительности. Как язвительно заметил римский император Октавиан Август, "Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном". Упомянутое в Евангелии избиение младенцев очень хорошо вписывается в этот характер.
Ирод видит в Младенце еще одно претендента на престол — претендента, от которого надо избавиться быстро и безжалостно. Не восстает ли он против Бога, не губит ли он навсегда свою душу — Ирод просто не задумывается.
Этот повествование, прежде всего, реальная история — рассказ о событиях, действительно имевших место. Но евангельский текст многослоен; он не только о событиях прошлого и людях, живших тогда, он — о нас.
Мало кто из нас обладает царской властью, которую боится утратить. Но у каждого у нас есть определенная власть в нашей жизни — власть поступать по-своему, власть следовать своим желаниям. Каждый из нас — со времен Адама — склонен претендовать на то, что наша жизнь принадлежит нам. "Я имею право на свою жизнь" — как обычно говорит мужчина перед тем, как бросить семью; "это — мое тело" как говорит бедная женщина перед тем, как сделать аборт.
И Рождество говорит — это неправда. Пока мы не признаем Господства Иисуса Христа над всеми сферами нашей жизни, пока мы сами претендуем на то, что вправе ей распоряжаться — мы узурпаторы, мы мятежники против нашего истинного Государя. Власть над нами принадлежит нашему истинному Царю, Иисусу Христу. Мы должны прекратить мятеж, принять Его царское прощение и отдать Ему наши замыслы и волю, слова и мысли, души и тела. Грех в нас отвечает на этот призыв яростным противлением — совсем как Ирод. Нет! Мы хотим по-своему, нет, мы хотим сами распоряжаться, нет, мы хотим сами решать! Но каковы плоды нашей независимости от Бога? Горечь, озлобленность, сломанные жизни, страхи, отчаяние, и, наконец, окончательная гибель.
"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. (Матф.11:28-30)" — говорит Христос. Приходя к Нему, и полагая нашу жизнь у Его рождественских яслей, мы обретаем то, что люди по всему миру ищут и не находят — покой душам нашим. Это поистине благая, радостная, невыразимо утешительная весть — явился истинный Царь, Тот, кому наша жизнь принадлежит по праву. Вывихнутый сустав, причинявший невыносимую боль, становится на место; мы обретаем свое место в мироздании, возвращаемся на путь, которым нам следует идти — путь, ведущий к вечной радости.
Добавить комментарий