Перейти к основному содержанию

13:19 29.03.2024

Тексты выступлений участников: Сергей Александрович Попов, председатель Комитета Государственной думы по делам общественных объединений и религиозных организаций

14.01.2013 23:55:41

Сергей Александрович Попов, председатель Комитета Государственной думы по делам общественных объединений и религиозных организаций:

 

Уважаемые коллеги!

С точки зрения Православия Свобода – это неотъемлемая сущность человека, данное ему Господом право на выбор жить во грехе или в праведности и, поэтому, исследователю, берущемуся осмыслить такую интересную и многогранную тему, важно понимать в какой системе координат мы ее обсуждаем. В связи с этим безусловно очень важна проблема, заявленная в теме нашего «круглого стола» является вопрос о соотношении свободы и достоинства личности. Мы знаем, что эти понятия в либеральной доктрине носят характер абсолютного императива. Но может ли быть достоинство личности в отсутствии безопасности? Поэтому изменения, происходящие в глобальном сообществе, все настойчивее ставят вопрос о соотношении свободы и безопасности.

Как отмечается в Европейской стратегии в области безопасности, принятой 12 декабря 2003 года в Брюсселе, прямой угрозой открытому демократическому обществу, тем общим ценностям, на основе которых и должна создаваться Большая Европа также являются терроризм, организованная преступность, распространение оружия массового поражения, региональные конфликты, кризис системы государственного управления.

Безусловно, что эти угрозы распространяются на права и свободу человека, но и создание определенных мер безопасности против этих угроз также ограничивает права личности. Поэтому для законодателя важен баланс между свободой и безопасностью.

Проблема нахождения равновесия между безопасностью и свободой столь же стара, сколь и само государство и политика. Алогично противопоставление безопасности свободе. Именно безопасность - некоторая гарантия свободы. Компромисс необходим, ведь равноправную возможность этих понятий отвергает даже тот факт, что контроль - один из элементов безопасности - уже есть мера ограничения личной свободы.

Меры безопасности диктуют и особый порядок поведения, ограничивая свободу выбора человека. В ситуации, когда общество испытывает страх и неуверенность из-за отсутствия чувства безопасности, его большая часть приветствует контроль и готова предпочесть  свободе спокойствие неволи ради ощущения стабильности и  безопасности.

На прошлой неделе в Киеве прошла XI Международная конференция Межпарламентской Ассамблеи Православия «Безопасность со Свободой», на которой обсуждались сходные проблемы. Парламентарии 21-й страны мира в итоговой Резолюции конференции отметили, что «православные страны и весь цивилизованный мир решительно осуждают терроризм и расценивают его как преступление против человечества, главную угрозу безопасности, свободе личности и гармоничному устройству мира».

Неслучайно парламентарии России после захвата заложников Норд-Оста приняли целый ряд законов по обеспечению безопасности: «О противодействии экстремистской деятельности», поправки в Уголовный кодекс РФ, «О ратификации международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма», «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О ратификации европейской конвенции о пресечении терроризма» и многие другие. Мы дали дополнительные права силовым структурам. Но самое главное – наши усилия были поддержаны Русской Православной Церковью и лично ее предстоятелем Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Видение своего принципиального подхода Россия также подробно сформулировала с трибуны 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, предложив разработать Кодекс защиты прав человека от терроризма. Основные элементы российской инициативы с тех пор входят в посвященные проблематики прав человека и терроризма резолюции и решения ООН и ее Комиссии по правам человека.

Мы считаем незыблемым и фундаментальным право личности на свободу мысли, совести и религии, но кроме прав личности есть еще и право общества. И в эту сферу права входят как интересы религиозных меньшинств, так и интересы 300-милионной православной общины Европы.

Что принято понимать под свободой? В православном мироощущении, постоянно задавая себе вопрос «для чего свобода?», человек, прежде всего, ищет нравственный ориентир для использования свободной дарованной божественной воли.

Для православного  Свобода  есть внутренняя творческая сила человека, через  которую он может создавать совершенно новую жизнь общества и мира. «И делом правды будет мир, и плодом правосудия – спокойствие и безопасность вовеки!» сказано в Книге пророка Исайи.

Для того, чтобы принять и использовать свободу как данность, необходим опыт осмысленного и конструктивного отношения к ней. Наш личный выбор в пользу свободы или безопасности или конкретного их соотношения есть наш личный выбор, пока он не начинает влиять на наше окружение. Христианский принцип: «не делай другому того, чего не желал бы себе» определяет, что личная свобода заканчивается там, где начинается чужая свобода.

В Православии свобода сочетается органически с соборностью, то есть с действием Духа Святого на жизнь церковного народа. Она не имеет внешних юридических признаков, ее характеризуют внутренние, духовные признаки.

Православная Церковь, памятуя о свободной воле людей, способной к исправлению, может и должна призвать современный мир к принципиальному отказу от апостасийной, секулярной цивилизации и возвращению к цивилизации моральных императивов.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится о “непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин”. Однако в православной публицистике, где этот вопрос нередко затрагивается, о демократии чаще пишут как об ущербном строе, а преимущества монархии считаются вполне очевидными.

Причина подобных настроений скрыта в том, что демократия ассоциируется с секуляризмом, попранием национальных традиций, отрицанием всех ценностей и святынь. Монархия, напротив, предстает как такое политическое устройство, которое позволяет сохранить российскую национальную культуру, высокие духовно-нравственные ценности, самоуважение граждан и гордость за свое Отечество. Безоговорочно святыми отцами осуждалась только анархия: «Безначалие, - пишет Иоанн Златоуст, - везде есть зло и бывает причиной беспорядка… Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются… – все это я называю делом Божией премудрости».

В то же время, именно исходя из самой природы этих понятий православный взгляд может быть взглядом либеральным. Политическая мысль христианства всегда основывалась на лояльности к существующей власти: апостолы признавали римскую власть, даже когда она им была враждебна, и рекомендовали выполнять ее требования. В условиях расцвета либеральных идей в мировом христианстве даже появилось целое направление либеральной богословской мысли.

С христианских позиций общественное устройство нельзя анализировать без учета учения о несовершенстве человеческой природы. Это учение определяет не только бытие человека перед лицом Бога, но и его жизнь в целом. Христианская антропология говорит о всеобщем рабстве греху: Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... (Рим. 7.17) В грехе искажается иерархия бытия, нарушается его строй. Поэтому идеальный порядок мироздания, всецело основанный на любви, не может быть реализованы в этом земном мире.

На Западе существует достаточное количество работ, показывающих, что социально-политическая организация западного общества, отождествляемая с плюрализмом, вытекает из христианства, так как оно является по сути плюралистической религией, а идея свободы играет ключевую роль в христианском мировоззрении. Церковь не несет в себе претензий на тотальное политическое влияние, и эта нетотальность скрыта в видении человеческой природы, в утверждении свободы воли, допускающей вероятность падений. Не представляет особого труда обосновать, что демократическое устройство общества, концепция прав и свободы человека нисколько не противоречат христианству. Известные слова Нового Завета: “Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом” (Мф. 20, 25), - было бы недостаточно понимать только в моралистическом смысле.

Известный российской философ Николай Трубецкой, писал, что "Всякое позитивное право может требовать от людей повиновения не иначе, как во имя нравственного права того или другого общественного авторитета, той или другой власти; поскольку существующий порядок действительно является благом для данного общества, естественное право дает ему санкцию и служит ему опорою".

Эта мысль очень характерно подчеркивает главный мотив православного сознания – легитимна лишь нравственная власть. Поэтому, возникают сомнения по поводу высказываний некоторых либеральных политиков, которые заявляют о необходимости отказа от традиционных религиозных, моральных и социальных ценностей ради интенсификации интеграционных процессов и роста экономического потенциала общества. Ведь для православных народов отказ от традиции – это отказ от легитимной власти.

Два примера хочу привести, какая путаница в головах от насаждения этих либеральных идей и как она полностью переворачивает сознание в головах даже некоторых наших депутатов. Вот, на днях мы рассматривали проект закона, предложенного нашими коллегами из Адыгеи, где они предложили буквально одну фразу: "запретить пропаганду религиозных идей путем аудио- и видео-средств, средств массовой информации в дошкольных и школьных учреждениях, посещения семей". Наши левые с пеной у рта бросились на защиту, мотивируя, что это - единственная возможность защитить нашего ребенка от воздействия новоявленных сект! Начинаем мы с ними говорить, рассуждать (я даже отбрасываю юридические и технические моменты несовершенства данного предложения). Я говорю: если сегодня существуют Основы православной культуры (пусть в виде даже факультативных занятий), значит преподаватель сегодня не имеет права при рассказе по тем или иным темам, не может использовать видео- аудио- изображения, ни одну икону, ни изображение Христа, да? Он не может все это внести в класс! Что это тогда? Что это за обучение основам православной культуры? Причем, это может касаться и основ мусульманской культуры, и другой... Тогда что вы отстаиваете? Какую идею вы закладываете в этот закон? Безусловно, если глубоко разобраться, все понятно, что за этим стоит. Точно так же, как у нас сейчас лежит проект закона одной очень великой республики России, которая настаивает на том, что надо выбросить преамбулу из Закона о свободе совести, где написано о важности Православия и всех четырех главных конфессий России. Но в первую очередь удар - по Православию! И 95 процентов депутатов, проголосовавших за этот проект Закона в Госдуме, отчетливо настаивают на этом: а зачем показывать роль Православия в России?!

В течение последнего десятилетия в России произошло православное пробуждение нации: значительно возросло число верующих, появились православные передачи на ТВ, открыты десятки тысяч приходов и монастырей, общественностью поддерживается «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании», принятый на VIII Всемирном Русском Народном Соборе. Растет доверие к Церкви: по последним социологическим опросам, в России традиционным религиозным институтам доверяют 51% респондентов.

Россия сделала выбор в пользу общих для европейской цивилизации ценностей. Этот выбор необратим. Поэтому одним из главных направлений российской внешней политики является строительство Большой Европы - единой и процветающей, свободной от негативного груза прошлого и бессмысленных, избыточных разделительных барьеров.

Консолидация православного сообщества в мировом масштабе требует более глубокого осмысления вопросов в рамках православного видения таких либеральных норм как верховенства закона и соблюдению прав человека и основных свобод. Сегодняшняя встреча – лишь постановка проблемы. Думаю, что такие обсуждения должны быть продолжены.

Спасибо.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
5 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+