Перейти к основному содержанию

00:05 26.04.2024

Собиратели и расточители

20.06.2016 13:15:14

Обращение государственной Рады Украины к Патриарху Константинопольскому, в котором депутаты просят Патриарха Варфоломея “Ради блага Православной Церкви в Украине и целостности украинского народа выдать Томос об автокефалии Православной Церкви в Украине”, чтобы она “не была церковной колонией Москвы”, вызвало немедленную реакцию Предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Онуфрия, который заметил, что “Обращение к Константинопольскому Патриарху Варфоломею со стороны некоторых народных депутатов нашего государства является прямым нарушением статуса отношений государства и Церкви. Согласно нашему законодательству, Церковь отделена от государства, а государство от Церкви. Вмешательство некоторых депутатов в дела Церкви является прямым нарушением государственного закона”.

Действительно, с любой разумной точки зрения это полный абсурд - парламент через голову Церкви обращается к иностранному иерарху с целью изменения ее статуса. Большая часть голосовавших не имеет к Украинской Православной Церкви никакого отношения, более того, по социальным сетям распространилась фотография, где некоторые депутаты, голосовавшие за обращение, выступают на недавнем гей-параде в Киеве, неся радужный флаг. Участники гей-парада, которые обращаются к Константинопольскому Патриарху с целью переустройства Украинской Православной Церкви - зрелище, достойное пера Пелевина, которое мы едва ли могли бы ожидать встретить в реальной жизни, но таких уж высот достиг гротеск и абсурд.

Это также абсурд с канонической точки зрения, абсурд с правовой, это фантастический абсурд с точки зрения современных европейских представлений об отделении Церкви от государства.

С точки конфликта на востоке Украины - это выстрел себе в ногу. Это попытка резко восстановить против себя до того нейтральных или лояльных граждан. Это попытка дополнить гражданский конфликт религиозным. Западные партнеры Украины, отличаются, конечно, великой снисходительностью, но масштабные религиозные гонения - это то, что может добавить аргументов тем на Западе, кто предпочел бы потратить деньги не на Украину, а куда-то еще, или людям, которые представляют бизнес, страдающий от санкций и контрсанкций.

Есть ли у таких действий какое-то разумное объяснение? С точки зрения интересов Украины - едва ли. Однако объяснить это можно. Придется начать несколько издалека.

Дело в том, что в официальной картине мира киевских властей конфликт на востоке не является гражданской войной, в которой граждане Украины убивают друг друга. Это только и исключительно “агрессия России”. Граждан Украины, которые имеют отличные официальных взгляды на ситуацию, просто не существует. Их нет. Пустое место. Украинцы едины на 100%, а кто не един - того просто полагается считать несуществующим. Когда западные СМИ или политики говорят о “гражданской войне” это воспринимается с протестом и огорчением. Война ведется исключительно с вторгшимися бурятами.

Поэтому никакой необходимости в национальном примирении нет. Есть иностранный агрессор, которого надо выдворить из страны, при этом агрессоре может быть какое-то небольшое число коллаборационистов, “уголовников, наркоманов и алкоголиков”, с которыми, конечно, не надо “примиряться” - их надо просто наказать за измену Родине.

Правда, есть второй уровень риторики, менее официальной. На этом уровне признается, что население Донбасса, в массе своей, настроено решительно против нынешних киевских властей. Но это потому, что это население неполноценно в культурном или расовом отношении (расистские оскорбления из патриотических СМИ мы здесь не будем воспроизводить, любому завсегдатаю интернета они хорошо знакомы). Иногда эта риторика прорывается и во вполне официальных речах - как, например, в выступлении спикера Верховной Рады Парубия: “Я вам скажу, что моя бабушка из под Харькова, с Бабаев и она мне рассказывала о том, как миллионами ложили украинцев на востоке Украины, из Кремля, те же московские оккупанты, миллионами уничтожали наших дедов на тех территориях на которые заселяли переселенцев из разных уголков другого государства. И сегодня вы нам апеллируете к местному населению? И сегодня вы апеллируете нам к мнению людей, которые там живут?”

Война, таким образом, ведется за территории - но не за население, которое предполагается либо игнорировать, либо считать недостойным того, чтобы вести с ним разговоры. Да, среди депутатов Рады есть Надежда Савченко, которая - несколько неожиданно - выступила за диалог с непризнанными республиками, но это не ломает общего консенсуса в том, что национального примирения искать не нужно, и сами разговоры об этом попахивают изменой. Страна единодушно борется с внешней агрессией при поддержке всего цивилизованного мира, точка, вопрос закрыт.

Позиция “патриотических” церквей, увы, полностью совпадает с официальной, никакой гражданской войны нет, никакое национальное примирение не нужно, нужно только отразить внешнюю агрессию.

И вот Украинская Православная Церковь выбивается из этих стройных рядов тем, что ведет себя именно как христианская Церковь - то есть считает всех людей за людей, независимо от региона, где они живут, и от их политических предпочтений. Это единственное сообщество, которое считают своим и в Киеве, и в Донецке, Церковь, в храмах которой собираются самые разные люди - потому что прийти в ее храм есть знак не той или иной политической ориентации, а веры во Христа. Именно поэтому Церковь сохраняет уникальный миротворческий потенциал. Церковь - такова ее природа - собирает, а не расточает, исцеляет, а не калечит. И именно в этом ее принципиальное различие с текущим украинским политикумом - и в этом причина конфликта.

Потому что позиция, преобладающая в Раде - это позиция расточителей, которым люди не нужны, и которые действуют так, как будто намеренно хотели бы настроить против себя людей нейтральных и потенциально лояльных. Позиция “у нас нет никакой гражданской войны, потому что все, кто не 100% с нами - нам не сограждане” легко переходит в создание врагов буквально на пустом месте, как будто из чистого сумасшествия.

Разумеется, это против любых разумных интересов Украинского государства и выглядит,  как будто все депутаты, голосовавшие за, агенты Путина (при этом, конечно, не реального Путина, а Путина патриотической мифологии). Это может показаться необъяснимым. Кажется, очевидное поведение во время конфликта состоит в стремлению к умножению числа союзников и неумножению числа врагов.

Но у действий депутатов есть более простое и правдоподобное объяснение, чем работа на Путина. Конечно, они действуют против интересов Украины. Но такие действия могут быть в их личных интересах. Приведем пример не из области политики.

В г. Стрыя Львовской области фура, перевозившая ящики с пивом, на днях попала в ДТП. Как сообщают украинские СМИ, ситуацией решили воспользоваться проезжавшие мимо автомобилисты, которые принялись воровать пиво целыми ящиками. Это произошло прямо под баннером с надписью "Слава Украине - героям слава", на попытки пристыдить их воры не реагировали.

Что общего между двумя этими событиями? То и другое - симптом определенного состояния общества, которое не видит общего интереса. Это то, что называется “аномия”, и нам, в России, это хорошо известно. Люди, которые полагают, что они живут в обществе с низкими моральными стандартами, где то, что не украл ты, непременно украдет кто-то другой, будут склонны заботиться о своих личных интересах, максимум, об интересах семьи. Воровство является несправедливостью по отношению к владельцу пива, навлекает позор на страну, подает плохой пример - ну, все и так плохо, хуже не станет, зачем же мне себя ограничивать?

Это как с известной "теорией разбитого окна" - зрелище беспорядка и правонарушений (даже мелких) вызывает у людей ощущение, что "теперь можно" за порядком никто не следит, люди вокруг не являются порядочными и заслуживающими доверия, полагаться на общественную солидарность не приходится, надо позаботиться о своих интересах. Нам всем, в конечном счете, выгодно действовать в интересах общества,  если и другие люди поступают также. Если все вокруг нарушают правила, или, по крайней мере, люди утрачивают веру в их соблюдение, они начинают думать, что эгоистическое и антиобщественное поведение более выгодно. "Я буду играть по правилам, если и вокруг меня играют по правилам; а раз вокруг меня правила нарушаются самым бесстыдным образом, то зачем же мне себя ограничивать?"

На дороге в городе Стрыя случайно подвернувшиеся водители не верят в соблюдение правил - тем более, что непохоже, чтобы полиция спешила на место происшествия, и делают то, что  как им кажется, в их немедленных интересах. Мы все это с большой силой проходили в 90-тые годы, и нельзя сказать, что у нас это вполне преодолено.

Нечто подобное может происходить и на уровне государственного управления - люди, призванные определять государственную политику, могут исходить из того, что их собратья по политическому классу и не подумают играть по правилам и заботиться об общем благе, и поэтому единственной разумной стратегией является забота о своих личных интересах.

Именно с этим связан феномен демонстративного, оглушительного, и, при этом, явно абсурдного и контрпродуктивного патриотизма. Ничего специфически украинского в этом нет - еще у Салтыкова Щедрина есть знаменитая фраза “На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались”, это явление общечеловеческое. Порывание на себе национальных костюмов и учинение ураганов путем размахивания национальными флагами - давно известный во всем мире способ обеспечения глубоко шкурных и личных интересов.

При это “патриотическими” могут объявляться действия, с любой разумной точки зрения абсолютно дурацкие, контрпродуктивные и вредные, вроде имевшей место некоторое время назад “блокады Крыма” или подрыва опор электропередач. Действия, очевидно не приносящие государству и стране ничего, кроме вреда не только остаются безнаказанными, но и принимаются с одобрением потому, что они являются “патриотичными” и направлены против “врагов нации”. Они не достигают ничего, кроме демонстрации - посмотрите на меня! Я настоящий патриот! Я ненавижу врагов нации!

И вот голосование за обращение к Патриарху Константинопольскому - это еще одна демонстрация этого показушного патриотизма, который дает возможность красиво уходить от решения реальных проблем. Удушающие тарифы на ЖКХ? Так Родина же в опасности! Падение уровня жизни населения, и до того не богатого? А зато мы Путину дулю покажем! Коррупция, ссылаясь на которую Запад отказывает в деньгах? Да как ты смеешь называть героя-патриота коррупционером, агент путинский!

Прекращение конфликта, остывание атмосферы патриотического воодушевления до градуса, при котором люди начнут громко ставить всякие неприятные вопросы, для “патриотов” беда, которой надо избежать. И поэтому попытка произвести еще и религиозный конфликт, безумная с точки зрения интересов страны в целом, вполне рациональна с точки зрения интересов этого узкого круга лиц. 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+