Перейти к основному содержанию

22:20 28.03.2024

Служить бы рад…

02.03.2016 08:52:20

Служить бы рад…

Набившая оскомину фраза И. Сталина про кадры, которые решают всё, не теряет своей актуальности. Да и когда кадровый вопрос в России был второстепенным?

Возвращенное достоинство

Поводом в очередной раз поднять его на щит, стала хоть и не круглая годовщина издания царём Петром Алексеевичем Указа от 9 марта 1714 г. о запрещении производить в офицеры дворян, не служивших в армии. Подобная порочная практика присвоения воинских чинов лицам мужеского пола благородных кровей, начиная с рождения, характерная скорее для Востока, тормозила развитие России, будущее которой молодой, энергичный царь связывал с Европой, считавшейся уже тогда оплотом цивилизации.

Фактически Пётр уничтожил остатки местничества. Так назывался порядок распределения служебных чинов - мест с учётом знатности происхождения и служебного положения предков дворян  и бояр. С этой проблемой боролся ещё Иван Грозный, которому решить её не удалось – слишком силен был консерватизм той русской элиты, не желавшей уступать «место под солнцем» незнатным людям.

По указу царя,  дворянин, если не нес государеву службу, считался «недорослем», в своём роде неполноценным дворянином, пораженным в правах. Например, злостных уклонистов от службы, не являвшихся на ежегодные смотры, лишали поместий. Если дворянин по какой-либо причине досрочно прекращал службу, его поместье так же изымали. Когда выросшие дети погибшего или умершего дворянина не становились в строй, то их имение так же забиралось в пользу государства. Правда, и тогда находились хитрые люди, желавшие обойти строгие государевы указы - так что т.н. «косари» - явление не новое! Например, те, кто не хотел отдать долг Государю и Отечеству, записывался ради этого в купцы или даже крестьян –лишь бы не служить!

Предпринятые государем меры повышали личную ответственность изначально служивого сословия, возвращали ему осмысленность существования. Ведь дворяне, князья изначально обязаны были защищать Отечество, проливать за него кровь, отдавать свои лучшие годы службе. В отставку выходили, как правило, по ранению или в почтенном возрасте. За свою беспорочную службу они и получали право на поместье. Такое решение было, говоря современным языком, весьма популярным в глазах простого народа, консолидировало в конечном итоге нацию, положительно отразилось на оздоровлении главной силовой структуры - Армии – любимого детища Петра.

Не зазорно быть солдатом

Пётр Алексеевич решил таким путём сохранить дворянство, как служивое, сословие, которое должно было значительную часть своей жизни посвятить военной службе. При этом решалась важная проблема воспитания боевого духа офицерского корпуса. Все будущие офицеры из числа верноподданных должны были начинать службу простыми солдатами, что давало им бесценный опыт, помогало знать изнутри проблемы подчинённых и, наконец, вручало таким начальникам моральное  право командовать ими. Этим путем прошел, например, непобедимый Александр Васильевич Суворов, начавший службу простым мушкетером лейб-гвардейского Семеновского полка.

Пётр предпринял так же возможность обновления дворянства, путём притока сюда «свежей крови». Достижение дворянского звания службою было открытым для представителей всех сословий, кто ревностно к ней относился. Лично царь назначал высокими начальниками и сановниками, как дворян родившихся в этом звании, так и приобретшим его верной службой. Известен факт, когда государь произвёл в мичманы крепостного калмыка (даровав ему прежде свободу), который впоследствии дослужился до контр-адмиральского чина. А его бывшего господина, учившегося навигации за границей и показавшего при экзаменовке низкие знания, повелел определить под его начало в матросы.

Закрепив в сознании дворянства необходимость служения Отечеству, царь Петр пошел дальше - развивая в них патриотизм служивый людей. В 1720 году он издал указ о потомственном дворянстве, который предписывал обер-офицерам, происходящим не из дворян, выдавать патенты на дворянское достоинство и считать дворянами их детей и все их потомство, что ещё больше стимулировало к службе талантливых выходцев из низов.

Очевидно, что для царя главным было не происхождение человека, а его личные качества, мастерство, решительность и храбрость. За добрую службу рядовых солдат поощряли, за смелость и умения могли произвести в офицеры. Этот неслыханный демократизм позволил, например, вводить в состав полковых судов не только штаб-, обер- и унтер-офицеров, но и рядовых, где они имели право свободного голоса.

Генералы непыльных карьер

Петровская система, направленная на формирование профессионального сословия воинов, с младых лет знакомого с воинской службой и знающего все тонкости военного дела, привела к блестящим результатам. Уже при Петре Алексеевиче русская армия превзошла в военном искусстве одну из самых передовых в Западной Европе армий – шведскую. Русские солдаты научились под командованием своих же командиров, бить врага перенятой от него же тактикой, привитой на русской почве.

К сожалению, по смерти Петра заложенная им система формирования отечественных кадровых офицеров стала разрушаться. Когда правление огромной Империей перешло в руки мало что понимавших в службе женщин или временщиков на Троне, дворяне стали получать одну привилегию за другой. Сначала Анна Иоанновна ограничила их службу 25 годами, затем Пётр III вообще освободил дворян от обязательной службы, издав знаменитый «Манифест о вольности дворянства». Сменившая его Екатерина II ещё больше расширила права дворянства.

Выхолостив близкую русскому человеку идею служения Отечеству, дворянство превращалось в замкнутую, изолированную  привилегированную касту. Они могли свободно уехать из России и большую часть жизни прожить в Западной Европе. С этого времени для значительной части русской «элиты», Франция, Англия, Италия и Германия станут намного интереснее и милее «этой» России. Похожая тенденция проявилась и в годы либерального правления нашей страной, когда вдруг военнослужащие получили право выезжать за рубеж за счёт государства, которая вряд ли добавила патриотизма нашим служивым! 

Разрушение системы, которую ввел Пётр, постепенно привело к ослаблению военной мощи России, особенно это касалось генералитета. Генералами стали назначаться паркетные карьеристы, бесхребетные исполнители, чьи-то  сынки. Из армии стала уходить «воинственность» - решительность и безоглядная на мнение начальства инициатива. Появилось много старших офицеров «мирного времени», которые неплохо исполняли свои обязанности в период затишья, но не могли привести войска к победе, без которой война бессмысленна. Результат был плачевным – поражение в Восточной (Крымской) войне, многочисленные ошибки и излишние жертвы в кампании 1877-1878 гг., поражение от Японии и катастрофа начального периода Первой мировой войны, приведшей к Революции 1917 года…

Как это актуально сегодня, по прошествии стольких лет! Появление генералов мирного времени, их неготовность к войне, показала, спустя 50 лет после Великой Отечественной войны, первая чеченская кампания – недаром среди отказавшихся возглавить подготовленную к вводу в Чечню войсковую группировку, оказалось немало паркетных генералов, сделавших карьеру в престижных - заграничных группах войск, как раз под их вывод.  А как принималось решение на войну «08.08.08.», когда в силу отсутствия требуемых качеств у высших должностных лиц, фактически не служивших в армии, было потеряно драгоценное время, результатом чего стали сотни человеческих жизней.

Справедливости ради стоит отметить, что во время Восточной (Крымской) войны, русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и Первой мировой, лучше всего сражались русские войска на Кавказском театре военных действий. Здесь традиционно были сосредоточены наиболее боеспособные части, не забывшие запах пороха, которые постоянно находились в постоянной боевой готовности отразить нападения горцев, турок или персов. Здесь не было места карьеристам, ищущих теплых местечек! 

Делай, как я

К Петру можно относиться по-разному. Человек он был разносторонним. Много наломал дров, совершил ошибок. Но его отношение к воинской службе вызывает уважение. Сам он с юных лет изучал военное искусство, морское дело. Мундир пехотного офицера (капитана) царь надел только после взятия Азова. А унтер-офицером гвардии стал в 1700 году.

Его уроки актуальны и для силовых структур России сегодняшнего дня. Уж слишком развит в некоторых военнослужащих и сотрудниках дух карьеризма, взросший на ниве какой-нибудь хлебной должности в ущерб идеи служения Родине, требующей повсеместной отдачи!

 

По материалам Интернета подготовил Роман Илющенко, подполковник запаса

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
20 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+