Перейти к основному содержанию

14:05 29.03.2024

С нами Бог!

14.01.2013 23:31:07

В особо торжественных богослужениях на великом повечерии мы поем чудную песню, повторяющую раз за разом, сладкие и грозные слова: «Яко с нами Бог!» На Рождественском богослужении мы вновь будем петь их и в этом году, если Бог позволит и доживем. Слова взяты из книги Исайи пророка, жившего во времена, менее всего способствующие торжеству и оптимизму. Его эпоха - это сменяющие друг друга на престоле цари, которые то рубят священные рощи и возобновляют поклонение Живущему на небесах, то наоборот, ходят кривыми путями по примеру прежде бывших идолопоклонников. К тому же, при всей своей географической малости, Израиль был окружен могучими империями, у которых в лексиконе не было слов «разоружение», «справедливость» и «толерантность». Угрозы сменяли одна другую, и каждая несла плен, рабство, смерть. И при всем этом Исайя был способен на вдохновенные речи, рожденные не самоуверенностью, но созерцанием.

«Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог» (Ис.8:10)

Слово Божие тем и ценно, что выходит за пределы эпохи, в которой прозвучало и продолжает действовать на мир могущественно. Перечисляя беды и подсчитывая поражения, мы тоже сегодня видим себя словно окруженными врагами. Кризис идентичности, кризис финансовый, кризис демографический… Список бед и угроз не помещается на листе формата А-4. Однако мы, как Исайя во время оно, продолжаем петь, что с нами Бог. Смысловое ударение в этой короткой фразе можно ставить как на слове «с нами», так и на слове «Бог». Смысл получается разный.

*

Если с силой произнести «с нами», то в контексте получится, что «только с нами Бог». С нами Он есть, а со всеми прочими Его нет. Пусть, следовательно, они и трепещут. Именно так думали евреи, и имели на это право, поскольку Откровение было ограничено рамками одного народа. В нашем же случае, думаю, стоит усиливать речь на Боге. С нами – Бог, а не пушки, Бог, а не деньги, Бог, а не сила мышц или личная храбрость. Деньги, пушки и храбрость могут быть тоже. Они даже желательны, но им нужно указать место и дать правильную оценку, а славу и всякую честь отдать Богу. Как и говорится в конце мирной ектении: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение…» Мы бы не прочь гордиться из- бранничеством в чисто еврейском духе, но думаю, что вопрос смысловых ударений может сыграть роковую шутку с теми, кто бесчувствен к оттенкам смысла.

*

Далее Исайя (точнее - Бог через Исайю) говорит нечто в высшей степени злободневное. Это слова, направленные против адептов «теории заговора», против людей, ищущих всюду следы вражьих козней и заговоров. Слушайте эти слова, люди, превратно объясняющие действительность, боящиеся того, чего не стоит бояться.

«Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь.

Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!» (Ис. 8:12-13)

Вот как! Весь вопрос в приоритетах. Нужно выпрашивать Божий страх. Чтобы уже никаким иным страхом не мучиться. А люди, не боящиеся Бога, как должно, не чтущие Его свято, тревожат сердце свое пустыми баснями, и вдобавок тревожат всех окружающих. Таковых паникеров следует удалять из войска перед сражением, потому что их хлопотливая и глупая трусость хуже, чем оружие врага. Вы поняли, о ком речь?

*

Далее, в следующей уже главе, пророк говорит о Господе Иисусе; говорит то, что не может не веселить сердце радостью совпадения предсказанного и сбывшегося. «Младенец родился нам, Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный. Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Там же. 9:6)

Все это столь питательно и возвышенно, что священнику стоит превращаться по временам в жалящую пчелу, сопровождающую свои укусы напоминанием: «Читайте Писание!» нет знания спасительных догматов без чтения Писания; нет и света в уме. Настолько нет, что Златоуст гремит: «Все зло мира – от незнания Писания!» Итак, оса или овод – ужалил, разбудил, взбодрил и тут же напомнил: «Читайте Писание!» Ну, а о том, что мы, священники, должны стремиться к ежедневному чтению Писаний, как-то и напоминать стыдно.

Но в целом вдохновенная речь пророка содержит не только радость о Господе. Она содержит скрытый вопрос. Суть вопроса следующая: «Бог-то с нами, но мы с Богом ли?». Сказать по правде, это не вопрос, а нокаут.

Потребительски относясь к жизни вообще, человек и в область веры склонен перетаскивать потребительское отношение. Вспоминает о Боге множество людей лишь под напором неприятных событий и обстоятельств, когда приходится просить защиты и разнообразной помощи. Было бы все по жизни «на мази» да «в шоколаде» нужен был бы Бог большинству людей? Трудно сказать. Вы тоже не спешите с ответом. Между тем о Боге нужно постоянно помнить, Его нужно чтить и поклоняться Ему в духе и истине. Его нужно познавать, Ему нужно служить. И на вершинах подобного рода восхождений служитель Бога Истинного должен любить Его и сердцем, и умом, и силой всего телесного состава, и каждым помышлением.

*

Итак, от малых слов оттолкнувшись, скажем нечто большое. Если Бог позволит, то в ближайшие Рождественские праздники мы услышим в храмах песню Исайи с повторяющимся припевом «яко с нами Бог». Легче всего петь или слушать эти слова, акцентируя внимание на то, что с НАМИ Бог. Вот, дескать, мы какие! Даже Бог с нами. Между тем, правильнее думать не столько о себе, сколько о Нем. С нами БОГ! Живой, великий, всемогущий, добровольно умалившийся, пришедший для спасения людей, Бог с нами. То есть с кем? Ну как это, с кем? С нами – то есть с подлыми эгоистами, с лентяями и балбесами, с тайными развратниками и стяжателями, с существами, погруженными в добровольную суету. Перечень общечеловеческих грехов, как вы понимаете, далеко не полон. Однако именно с такими «нами» - Бог! Это подлинный предмет удивления.

Первая мысль (неправильная) дает повод гордиться. Вторая – позволяет изумляться и благодарить. А третья рождает вопрос. Бог с нами (Он непреложно вочеловечился, по слову литургической молитвы, то есть навсегда Себя с нами соединил), а вот мы с Богом или нет? Звучание этого вопроса в душе способно определить участь человека в вечности. Если я до сих пор не с Богом, не люблю Его и не служу Ему, то пора просыпаться от мертвой спячки. Иначе ничего хорошего меня не ожидает. Ну, и Библия. Ласковая горлица, садящаяся на плечо и воркующая о небесных тайнах с изумленной душой! Что была бы жизнь наша, если бы не дал нам Бог Библии? Так почему же мы ее так редко и небрежно открываем? Исправить надо эту ситуацию. Вот хотя бы, начав с Исайи, с глав 8-й и 9-й.

Прот. Андрей ТКАЧЕВ

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
8 + 8 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+