Перейти к основному содержанию

19:13 16.04.2024

«С каждым из них я восходила на Голгофу»

14.01.2013 23:44:09

 

Недавно по радио «Радонеж» выступала известная русская писательница Алина Яковлевна Чадаева. Ее творчество посвящено малоизвестным страницам русской истории, трагическим судьбам членов Императорского дома Романовых. В поисках документов и материалов она изъездила всю страну от Пскова и Архангельска до Чукотки и Сахалина. В последние годы Алина Яковлевна  пишет о забытых жертвах Алапаевской трагедии.

Первая из ее книг на эту тему повествует о великом князе Константине Константиновиче. Се­го­дня в рус­скую ис­то­рию имя К. К. Ро­ма­но­ва впи­сы­ва­ет­ся за­но­во. Внук им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая I, сын ге­не­рал-ад­ми­ра­ла рус­ско­го им­пе­ра­тор­ско­го Фло­та Кон­стан­ти­на Ни­ко­ла­е­ви­ча Ро­ма­но­ва, он был не­за­уряд­ной  лич­но­с­тью. «Слу­га ца­рю – отец сол­да­там», со­зда­тель уни­каль­ной пе­да­го­ги­ки для во­ен­ных учеб­ных за­ве­де­ний, мно­го­лет­ний Пре­зи­дент Ака­де­мии на­ук, зна­ток язы­ков, жи­во­пи­си, му­зы­ки, он ос­та­вил пре­крас­ные сти­хи и дра­му «Царь Иу­дей­ский». Гос­подь не дал ему увидеть, как трое его сы­но­вей – офи­це­ров, на­граж­дён­ных за хра­б­рость имен­ным ору­жи­ем и ор­де­на­ми – кня­зья Игорь, Кон­стан­тин и Ио­анн, взой­дут на свою Гол­го­фу – в шах­те под Ала­па­ев­ском.

Это слу­чи­лось на 18-е ию­ля 1918 го­да, поч­ти од­но­вре­мен­но с рас­ст­ре­лом Цар­ской се­мьи. Их, маль­чи­ков, Ве­ли­кую кня­ги­ню Ели­за­ве­ту Фё­до­ров­ну с ино­ки­ней Вар­ва­рой, Ве­ли­ко­го кня­зя Сер­гея Ми­хай­ло­ви­ча Ро­ма­но­ва с се­к­ре­та­рём Фё­до­ром Ре­ме­зом, юно­го по­эта и бле­с­тя­ще­го офи­це­ра кня­зя Владимира Па­лея 1), со­слан­ных в ураль­ский го­ро­док Ала­па­евск, за­вя­зав гла­за, вы­вез­ли но­чью к за­бро­шен­ной шах­те и сбро­си­ли ту­да жи­вы­ми. В 1981 г. Определением Архиерейского  Собора Русской Православной Церкви Заграницей все они, помимо Федора Ремеза, были причислены к лику святых. Федор Ремез, секретарь Великого князя Сергея Михайловича, добровольно последовал за своим шефом в ссылку и вместе с ним принял мученическую кончину. Останки Алапаевских мучеников были погребены в местном соборе, позднее  их перевезли в Пекин, где похоронили в склепе церкви преп. Серафима Саровского.

Князю Владимиру Палею посвящена вторая книга Алины Чадаевой. Третья – повесть «Лествица великой княгини Елизаветы Федоровны». Четвертая, последняя, вышедшая в этом году, рассказывает историю жизни великого князя Сергея Михайловича.

- Я работаю над темой «Подвиг Алапаевских мучеников» с 2005 г. – рассказывает Алина Яковлевна.-  За это время вышло четыре книги.   Полагаю, я выполнила свой долг перед этими святыми.

- Все они разные люди, - продолжает писательница, - И, тем не менее, их связывала тема Кавказа. Первая глава моей книги о великом князе Сергее Михайловиче так и называется: «Кавказские пленники». Кавказ в разное время пленял Пушкина, Лермонтова, Толстого. Сергей Михайлович сам родился на Кавказе, в Боржоми. Великий князь Михаил Николаевич, его отец, 25 лет  прослужил наместником Государя Императора в кавказском регионе. А Михаил Александрович, сын Императора Александра II, командовал Дикой дивизией, составленной из горцев, в 1916 г.   Видите, как все переплетено!

-Хочу поведать о той благодати, которая была обретена мною. 23 февраля в моем доме замироточила икона святого князя - мученика Владимира Палея, работы мастера Андрея Авдеева. Икона выполнена в технике горячей эмали, которую при температуре 800 градусов послойно наносили на медную дощечку. Князь изображен в офицерском мундире, с крестом в руке. Утром я к иконе подошла, гляжу –она вся покрыта маленькими точками. Эти точки слились – и вот из-за плеча мученика густой струей течет миро.   Бывший игумен монастыря «Ганина яма» иеромонах Амвросий, когда был в Москве и остановился у меня, наблюдал это.

-В Алапаевском заточении, на краю гибели, князь Владимир Палей работал над драмой о Лермонтове. Он и великий князь Сергей Михайлович жили в одной комнате и сдружились, несмотря на 20 лет разницы. Сергей Михайлович был человек застенчивый, одинокий, он не был женат и не имел детей. Всю свою жизнь посвятил балерине Матильде Федоровне Кшесинской. Она же, к сожалению, его не любила, вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича и родила сына. Сергей Михайлович очень любил этого мальчика.   В бурные дни 1917 г. он был задержан в Ставке, где до этого находился по своим обязанностям генерал -инспектора артиллерии, и не мог выехать в Петербург. Он очень беспокоился о судьбе Матильды-Мали, как он ее называл - и ее сына, потому что не мог быть с ними и защитить их.  Князь Палей в своих письмах к матери подчеркивал высокие душевные качества Сергея Михайловича. И я думаю: а может быть, мироточение – это знак благодарности этих святых людей? Я каждого из них любила, и вместе с каждым восходила на Голгофу и умирала, хоть это, может, звучит выспренно.

- В Чердыни, на конференции, я поставила вопрос о канонизации всех Алапаевских мучеников. Там присутствовали пять священнослужителей. Мне ответили: нужно, чтобы чудеса были зафиксированы. Но я уже знаю, что были чудеса по пути следования святых останков в Пекин. И вот еще один факт: мироточение в моей квартире. Разве не чудо? И оно не должно оставаться втуне!

В беседу включается еще один участник передачи, писатель Владислав Краснов, писатель и общественный деятель, живущий в США, где он возглавляет созданное в 1992 году Общество Русско-Американской дружбы «Добрая Воля». Владислав Георгиевич родился в Перми, и радиослушателям известен как автор книги «Пермский крест».

-Для нас главное-восстановление исторической правды, - говорит он. – Мы вовсе не зацикливаемся на Романовых, на истории этого рода. Просто Сергей Михайлович – это фигура, которая могла остановить начавшееся сползание России в пропасть тоталитарной диктатуры. Это был государственный деятель крупного масштаба. У него был верный слуга, Брайан (Николай Николаевич) Джонсон. Он также погиб вместе с ним. И наш долг - прославить не только князей, но и простых людей.

- Алексей Михайлович, - продолжает  Алина Яковлевна, -   будучи в Ставке, наладил производство 12-дюймовых пушек и поставки снарядов для русской армии. Эти пушки стали основой нашей артиллерии в 1941-45 гг. Но в 1917 г. его труды успеха России  не принесли. Армия разложилась, началось дезертирство, массовое братание с неприятелем. А после знаменитого «приказа номер один» командование в армии было отменено, и введены Советы солдатских депутатов. Лодку раскачали, и она перевернулась. Мы проиграли войну.

-Я ставлю в каждой из своих книг об Алапаевских мучениках один главный вопрос: что же произошло? В библиотеке Фонда «Русское Зарубежье» нашла сборник 1934 года издания. Кого там только нет! Воспоминания Бискупского, Лукомского, Брусилова, Деникина и многих других. Деникин и протоиерей Георгий Флоровский в своей книге «Пути русского богословия» недоумевали, что случилось с русским народом, который всегда был богоносцем?  Солдаты уже не были « бравыми ребятушками», как в суворовские времена. Религиозность в армии стремительно падала. Прежде фигура Царя была священной, триада «Бог-Царь- Отечество» - нерушимой. В годы, предшествовавшие революции, эта связь распалась. Солдаты вообще не знали, за что они воюют. А крестьянство жило в темноте - религиозной, политической. В идеале Царь должен был бы провести референдум, посоветоваться с народом, нужна война или нет. Уверена: войны можно было избежать. Два государя, Вили и Никки, родственники по крови, вполне могли бы договориться. Этого не произошло. И что мы получили в результате?

- Хочу подчеркнуть, что я не монархистка. Монархия, по моему мнению – это утопия. Я не следую распространившейся сейчас моде. Моя цель – восстановить ведущие ориентиры русской истории. Надо вспоминать не только Минина и Пожарского, но и оставшихся безвестными людей, законопослушных, преданных Родине. Предельно порядочных, тех, кто предпочел смерть – утрате чести.

В Джорданвиле написана икона святых Алапаевских мучеников. Мне хотелось бы заказать такую икону мастеру Андрею Авдееву. Считаю, что она обязательно должна быть в нашей Церкви. Святые мученики Алапаевские, молите Бога о нас!

Подготовила Марина ВАСИЛЬЕВА

Использованы материалы сайта Императорского православного палестинского общества [email protected].

 

__________________________________________________

1.Погибший вместе с другими 18 июля 1918 г. в Алапаевске князь Владимир Палей  родился 9 января 1897 г. в Санкт-Петербурге. Он был сыном Великого Князя Павла Александровича и внуком Александра II. Служил поручиком в Лейб-Гвардии Гусарском полку, писал стихи.

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+