Перейти к основному содержанию

07:07 19.04.2024

"Радонеж" пошел в народ (Правая.ru)

14.01.2013 23:55:16

В Ярославле завершилась работа XII Международного фестиваля православных кино-, теле- и радиопрограмм "Радонеж", состоявшегося при информационной поддержке телеканала «Спас», культурного центра «Русская неделя» и сайта Правая.Ру. Впервые «Радонеж» проводился вне Москвы, что также было очень символично — фестиваль «Радонеж» стал качественно иным и вышел на новый виток развития, на принципиально новый язык диалога со зрителем.

Вечером 14 ноября были объявлены лауреаты фестиваля, обладателем гран-при которого стала телеверсия документального фильма «Псково-Печерская обитель». Этот фильм был снят наместником Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым). В фестивале приняли участие авторы-документалисты из России, Белоруссии, Украины, Черногории, Австралии, Приднестровья, Польши. Среди номинантов фестиваля значились такие именитые фигуры, как Никита Михалков, Кшиштоф Занусси, Ираклий Квирикадзе, Аркадий Мамонтов. И, тем не менее, основное внимание фестиваля было направлено на работы региональных авторов, которые мало чем отличались от картин мэтров по качеству, а по оригинальности сюжета и темам иногда даже превосходили их. Российские регионы были представлены работами из Кемерово, Кирова, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Ярославля, Тюмени, Калуги, Ижевска, Златоуста, Северска.

На отборочный конкурс фестиваля было представлено более  170 работ от 150 телерадиокомпаний. Однако по причине именно огромного массива работ было выбрано 57 работ, большая часть которых в течение трех дней была показана в трех крупных кинозалах Ярославля. Формат фильмов был самый разный – от телепритчей и документальных телеисторий до видеоарта и фильмов, снятых на камеру мобильного телефона. На фестивале также прошли мастер-классы, которые продемонстрировали руководитель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов и начальник Службы документальных фильмов Сергей Алексеев.

На пресс-конференции, открывшей фестиваль «Радонеж», президент фестиваля Евгений Никифоров подчеркнул, что одной из основных задач фестиваля является выработка актуального языка телепроповеди, для того, чтобы доносить нашу веру доступным и современным телерадиоязыком. «Если иконы дают людям Слово Божие в красках святых образов, то мы должны давать его языком православных телерадиопередач, методом создания «телеикон», — сказал Евгений Никифоров.

Отец Алексей Дарашевич назвал фестиваль «Радонеж» единственным фестивалем, где с экрана можно ощутить присутствие Божие, которое мы все ищем и ждем. «Мы все нужны друг другу. Увидеть и почувствовать, что видит и чувствует автор фильма – вот величайшая задача, которая и есть встреча с подлинным искусством, которое открывает Бога. Это и есть та точка фокуса, которой мы все стремимся. Это — подлинная миссия», — объяснил отец Алексей.

И действительно, фестиваль показал сенсационный интерес к работам, находившихся не только в конкурсном показе, но и к внеконкурсным картинам. Всеобщее внимание привлекла еще не столь широко известная, но совершенно гениальная анимационная работа «Моя любовь» Александра Петрова, признанной лучшим христианским фильмом 2007 года и награжденной орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени. Фильм Александра Петрова, снятый по известному роману Ивана Шмелева "История любовная", заслужил также медаль преп. Сергия и диплом фестиваля "Радонеж" в номинации "Лучший христианский фильм года". Напомним, что более ранняя анимационная работа Александра Петрова "Старик и море" была удостоена премии "Оскар" американской киноакадемии.

На фестивале были показаны фильмы, которые никого не оставили равнодушными. Для предыдущей эпохи сама демонстрация благостности православной жизни, язык болезненного гиперреализма к деталям всего круга православного быта, были в новинку. Но XII фестиваль «Радонеж» показал очень ярко – язык наших образов, наших методов общения друг с другом не может постоянно жить в 90-х годах, потому что обстановка вокруг нас изменилась. Возрождение Церкви налицо, пусть оно пока еще не захватило основные слои нашего общества, но оно уже радикально изменило духовный и культурный ландшафт нашего общества. Помимо умилительных кадров о свечках, куполах и колокольных благовестах, сегодняшний православный зритель остро нуждается в показе ему, что такое православный человек, в чем его суть и в чем его миссия на этой земле. Фильмы фестиваля как раз и восполняют этот пробел. Зрители неожиданно для самих себя узнали, что никакого православного «оазиса» за высокими стенами нет – все рядом и очень близко. Мы узнаем о настоящих подвижниках, о святых людях, неизвестных, но живущих не где-то далеко в пустынях или в скиту, а с нами по соседству. И может быть, эти люди пока не прославлены Церковью как святые (а некоторые и вовсе не являются православными), но сама их жизнь, полная христианской любви к ближнему, делает и всех нас ближними им и друг другу.

Таков, например, фильм «Две жизни Ясобуро Хачия» о редкой по своей простоте любви простой русской женщины к пленному японцу, с которым свела ее судьба после войны. В этом фильме нет ни слова о Христе. Единственная аллюзия – это упоминание слова «кулич» в рассказе Ясобуро. Но тем не менее, по всей своей сути, этот фильм преисполнен христианской любви.

Не менее трогают сердце такие схожие с «Двумя жизнями» картины, как «Анна и Рафаил» — про мужа-священника и его жену, которые были прежде художниками, но несмотря на не вполне полноценное подвижничество и старые страсти, любили друг друга так, что кажется, именно про них сказано: «Исполнивший любовь, исполнил весь закон».

Совершенно удивителен фильм «Вечный» Ирины  Васильевой, рассказывающий историю любви женщины к заключенному на пожизненный срок прокурору-убийце. Иногда возникает чувство дереализации и простой, но мучительный вопрос: как такое вообще может быть в жизни. А оно есть и есть с нами по соседству.

Такие же пронзительны фильмы «Детский дом» про священника, взявшего, несмотря на три инфаркта на попечение детский интернат, и «Святые эпохи перемен» про простую ярославскую женщину, которая хранила Православие, ухаживала за храмом в самые суровые годы. Очень трагическими и одновременно светлыми оказались такие фильмы, как «Отставной учитель» про старика-учителя, героя Сталинградской битвы из Беслана, который оказался в заложниках вместе со своими учениками, и «Два комбата» — фильм про постоянный подвиг русских солдат в Чечне, чьи лица словно выточены особым достоинством, несмотря на грязь и кровь прошлой войны. И учитель-старик и русские солдаты показывают нам образ человека-кремень, которого очень не хватает нашей эпохе и который, к сожалению, очень часто гибнет. Но это – лучшие люди.

Стоит также отметить очень профессиональную работу Елены Дворецкой «Река времени» об Игнатии Брянчанинове, которая была удостоена специальной грамотой Патриарха буквально в дни фестиваля. Язык святителя Игнатия, звучащий в фильме то голосом взрослого, то голосом семинариста, но голосом ребенка, открыл особый контекст силы молитвы и богословского наследия святителя Игнатия.

Не менее профессиональной и пронзительной оказалась работа «Иоанн» телестудии ЗЛАТ ТВ из Златоуста, посвященному святителю Иоанну Златоусту, в честь которого и был назван город. Фильм открывает нам неизвестные связи мест и историю почитания святого в России, связывает все в одну нить, в одну корневую систему, доказывая, что для молитвы и святости нет преград пространства и времени. Фильм профессионально озвучен, работа ведущих в кадре выполнена очень современно и заслуживает самой высокой оценки.

По итогам круглого стола, предварившего закрытие XII фестиваля «Радонеж», оказалось, что в ходе обсуждения голоса жюри разделились практически поровну, поэтому, как объяснил член жюри писатель Александр Богатырев, «все было отдано на суд Божий». На жарко разгоревшейся дискуссии, был в очередной раз поднят вопрос о формате фильмов. Некоторые участники выражали сомнение, что фильм отца Тихона (Шевкунова) о Псково-Печерской обители вообще стоит рассматривать на фоне остальных конкурсных работ, так как по своей исторической уникальности и по известным техническим ограничениям операторской работы (фильм, напомним, снимался 20 лет назад), он не может находиться в равных условиях с остальными участниками фестиваля. Это мнение было встречено яростными возражениями сторонников творческого языка картины отца Тихона, среди которых оказались Александр Богатырев, генеральный директор культурного центра "Русская неделя" Мирослав Бакулин и исполнительный продюсер телеканала «Спас» Анастасия Руднева. По мнению защитников творческого подхода отца Тихона, нельзя допустить, чтобы уникальное духовное достоинство картины и сила ее воздействия на душу зрителя было поставлено в зависимость от требований к рамкам формата профессионального документального кино, не признающего дрожание камеры и недостаточного освещения. «А вы попробуйте с камерой пройти в келью к старцу и снять все при профессиональном свете и штативе», — слышились реплики.

Тем не менее, в ходе развернувшейся дискуссии обсуждались и другие фильмы. Иерей Алексей Дарашевич признался, что его поразил превосходный и даже несколько сложный для восприятия язык фильма "Космос и хаос Алексея Лосева" режиссера Татьяны Маловой. «Это – полная победа, потому что Лосева вообще мало кто читал. А в этом фильме была поставлена и выполнена сверхзадача – показать, что есть монах», — рассказал отец Алексей.

Президент Международного фонда славянской письменности и культуры Александр Крутов высказал сомнение, что Православие найдет достойное место на современном телеэкране, так как сегодня в российском обществе повсеместно утверждается мысль, что вера – это всего лишь личное дело каждого, которое не может претендовать на то, чтобы быть частью социально-общественного и идеологического пространства нашего государства. Власть не заинтересована в проведении фестивалей, подобных «Радонежу». По словам Крутова, нынешняя Госдума не приняла ни одного закона, обращенного к пониманию религиозных сторон нашего общества. «К сожалению, в следующую Госдуму придут одни чиновники, а не православные. Но унывать нам все равно нельзя, ведь все в конечном итоге зависит от каждого из нас», — заключил Александр Крутов.

По словам Мирослава Бакулина, если бы всего лишь две недели наши федеральные телеканалы показывали фильмы, представленные на фестивале «Радонеж», мы все вскоре бы проснулись в совсем иной стране. «Наша задача – создать необходимый коллектор православных фильмов», — заключил Бакулин.

Евгений Никифоров  подытожил  заседание совместного  круглого стола участников и жюри фестиваля «Радонеж», выразив надежды на уже более чем заметный рост профессионализма православного документального кино. Но вместе с тем Никифоров подчеркнул, что редактор этих фильмов по своей сути должен быть «великим немым», чтобы вместе с профессионализмом не забыть увидеть человека. «Ведь самый главный профессионализм нашей работы как раз и заключается в том, чтобы увидеть человека», — пояснил президент фестиваля «Радонеж».

Фестиваль завершился вечером 14 ноября торжественной церемонией вручения наград победителям XII фестиваля «Радонеж», прошедшей в ярославском Академическом театре им. Ф. Волкова. Вместе с гран-при, которого удостоился фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) «Псково-Печерская обитель», медали фестиваля с изображением прп. Сергия Радонежского были вручены следующим работам: "Святой Георгий" (режиссер и сценарист Ираклий Квирикадзе) , "Советский монах. Алипий — воин" (реж. Юрий Зубков), "Томский благовест" (реж. Ирина Минина), "Строим храм" (радиоочерк Сергея Сынорова, ГТРК "Воронеж"), "Ноев ковчег" (реж. Игорь Калядин), "Две жизни Ясобуро Хачия" (автор и режиссер Алексей Погребной), "Космос и хаос Алексея Лосева" (реж. Татьяна Малова). Особо — "за лучшее воплощение Слова Божьего на экране" — жюри выделило фильм "Старица: любим-город" (реж.: А.Малечкин и С.Линников).

Приз от Ярославской епархии заслуженно получил фильм отца Тихона. Приз от Ярославской губернии в размере 100 тысяч рублей получил фильм «Рождество» Натальи Сергеевой, который, по общему мнению авторского коллектива решено было отдать семье скончавшегося автора сценария этого фильма Татьяны Фоменко.

С приветственным словом благодарности к участникам фестиваля и всем собравшимся обратился Высокопреосвященнейший Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский. В своем слове владыка подчеркнул, что фестиваль показывает – все мы живем в эпоху национального возрождения и подъема Православия в нашей жизни. Но вместе с тем, в нашей жизни по-прежнему очень не хватает добра, в том числе, с экранов телевидения, где пропагандируется зло, насилие, разврат и прочие пороки современной цивилизации. «Надеемся, что фильмы, представленные на это фестивале отложатся в сердце каждого человека, чтобы послужить делу добра и любви, чтобы укрепить нашу землю», — выразил надежду владыка Кирилл.

К участникам фестиваля обратился также первый заместитель губернатора Ярославской области Николай Воронин, заметив, что мы все продолжаем жить в странном духовном вакууме. «В этом вакууме экран захватили западные фильмы, духовные секты. На экране героями становятся маньяки и убийцы. Но этот этап надо уже пройти», — обратился к аудитории Воронин. «Государственная власть обязана поставить предел этому злу», — убежден первый заместитель губернатора Ярославской области.

Мэр Ярославля Виктор Волончунас поблагодарил участников фестиваля «Радонеж» за то, что их работа способствует вселению уверенности в завтрашнем дне, что сегодня многое значит. Особо мэр Ярославля отметил подвижническую деятельность владыки Кирилла, с вхождением которого на Ярославскую кафедру духовная атмосфера в регионе, а также взаимное сотрудничество епархии и властей на ниве духовно-патриотического воспитания молодежи заметно выросли. «Спасибо Вам за праздник души человеческой, за возрождение Православия и России», — еще раз поблагодарил Виктор Волончунас владыку и участников фестиваля.

 

http://www.pravaya.ru/dailynews/14347

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
7 + 8 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+