Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Аналитика

Все материалы

Пьянство и русские

24.02.2015 11:11

Священник Олег Булычев

 «Не люби употреблять вино до опьянения, чтоб не лишиться веселия Божественного».
                                                                                                                           Преп. Исаия Отшельник

Привязанность русских к пороку пьянства – давняя «притча во языцех». Особенно любима эта тема у иностранцев. Для большинства из них тот человек не русский, если он равнодушен к алкоголю. Да и в самой России приходится нередко  наблюдать, что страсть пьянства для некоторых людей это уже своего рода добродетель, повод погордиться  и умилиться этой сомнительной доблестью: «ты не мужик, если не пьешь»; а то еще и соревнуются, кто кого перепьет; да и сила духа, почему-то, измеряется у многих количеством потребляемого алкоголя.

Почти каждая семья в нашей стране может поведать о своих родственниках, павших жертвой алкоголизма. Также найдутся многие, которые расскажут, как в застольных компаниях на них смотрели, словно на больных и ненормальных, если они отказывались  от употребления спиртных напитков. И как бы россияне не хотели бы выглядеть лучше в данном отношении, к сожалению, из года в год, из поколения в поколение, все вышесказанное продолжает иметь место.

 Мы, глядя на детей, надеемся, что они будут  жить лучше нас; потому что, по любви к ним, хотим им светлого будущего, надеемся, что они учтут наши ошибки. Но все-таки нет, молодежь почему-то с еще большим неистовством пленяется страстью алкоголизма. Отсюда, уже на наших глазах  алкогольная смерть  стремительно молодеет. Видимо,  одного желания добра своим детям недостаточно, их нужно воспитывать собственным правильным  примером.

Ничто не вразумляет наш народ, хотя столько уже было,  да и регулярно случается, трагических  и разрушительных последствий  от пребывания в рабстве у этой страсти.  Божок, или идол, этой гнусности, которому поклоняются все неравнодушные к алкоголю,  ненасытен в пожирании своих жертв, и делает это различным образом: просто громадное количество  разрушенных семей,  дети и женщины, пострадавшие от  домашнего насилия;  многие русские люди умерли от отравления алкоголем, кто-то опился  или замерз пьяный, кого-то убили в пьяной драке, не перестают погибать люди на дорогах по вине пьяных  водителей.

И ведь  пьяная смерть всегда уродлива и  нелепа, сами же люди относятся с презрением к умершим от последствий собственного пьянства. Еще в 17-м веке  патриарх Филарет (Романов) своим указом запрещал отпевать умерших пьяниц, а хоронить их требовал за кладбищенской оградой  как самоубийц. И это не его личное какое-то самоуправство, а вполне нормальная и здравомысленная церковная традиция отношения к этому пороку: ведь и, помимо патриарха Филарета, немало известных церковных деятелей  пьяную смерть приравнивали  к самоубийству. Эту церковную позицию еще более утверждают грозные слова апостола Павла: «Не обманывайтесь – пьяницы Царства Божия не наследуют» (1-е Кор., 6,10).

Обязательно скажут, что это очень жестоко, что это - «средневековое мракобесие».  А разве упиваться до потери человеческого  образа, впадая в бессловесное состояние и оскорбляя в себе образ Божий, это не мракобесие, не жестокость к самому себе? Христиане считают смерть рождением в новую, вечную жизнь. А можно ли смерть пьяниц (захлебнувшихся в рвотных массах, замерзших в снегу, утонувших в придорожных канавах, убитых в пьяной драке, отравившихся суррогатом, погибших в ДТП, в котором по их вине погибли люди) назвать рождением в жизнь вечную? Ответ очевиден: если смерть есть некое важное таинство, соединяющее человека с блаженной вечностью, таинство, к которому каждый  человек должен подойти во всеоружии духовного трезвения, то отсюда, понятно, что лютая погибель пьяницы  есть глумление над  таинством смерти,  легкомысленное оскорбление замысла Божьего о человеке.

И чем такая смерть лучше обычного самоубийства? Разве не очевидно, что алкоголик  медленно и постепенно умерщвляет самого себя? Многие священники из собственного опыта подтвердят, что им всегда неприятно идти на отпевание умершего пьяницы. Да, в наше время Церковь в отношении отпевания снисходит к этим людям ради того, чтобы родственники не забывали сами молиться об умершем. Но при этом совесть священника не молчит, она нередко обличает его за это потакание явлению, враждующему всегда против правды Христовой.

Снисходя иногда, побуждаемая жалостью к падшему нравственно человеку, Церковь Христова никогда не будет снисходительно относиться к самому пороку. Ведь пьянство и духовная жизнь несовместимы. Трезвенное внимание к собственной душе есть одно из необходимейших условий правильной духовной жизни всякого православного христианина. Недаром, как кощунство, многие люди воспринимают появление пьяного человека в храме.

Этот  преходящий мир смотрит на пьянство как на одну из главных радостей в жизни человека, как на некую невинную слабость, без которой трудно представить любой праздник. При этом как-то забывается, сколько горя и несчастий эта «невинная слабость» приносит людям. Такое отношение к пьянству мир хочет привнести и в Церковь Христову. Встречаются и среди церковных людей такие, которые начинают смотреть на одержимых этой страстью как на неких страдальцев, несущих  свой особый «крест» сродни юродству Христа ради. 

Но Церкви чужды заигрывания с забывшим о Боге суетным миром. В лице лучших своих представителей она, жалея и плача о пленниках Бахуса, дает соответствующую правде Божией трезвую оценку страсти пьянства, предупреждает о ее страшных духовных последствиях.

Казалось бы, пьянство есть  грубая, низменная и примитивная зависимость, которой могут быть подвержены люди различного положения в обществе, но именно  оно ярче всего выражает собой  духовное заблуждение, называемое прелестью. При том, что пьянство само по себе уже жизнь во лжи, непрестанный самообман, деградация личности и умственных способностей, ко всему прочему, по этим, именно, причинам оно есть и самое удобное для нечистых духов средство прельщать и предавать вечной погибели заблуждающиеся души человеческие.

Красноречива история одного монаха-пустынника. Нечистый дух стал его прельщать тем, что, якобы перестанет нападать на него, если тот напоследок еще раз согрешит. Предложил ему на выбор убийство, блуд или упиться. Монах рассудив, что убить человека или сблудить - явления совершенно недопустимые не только для монаха, выбрал, как наименьшее зло, пьянство. Поэтому, поверив демону, что является еще более недопустимым для любого человека (видно он забыл историю грехопадения Адама  и Евы), монах пошел в корчму и предался винопитию без меры. Последствия для него оказались трагичны: падшая плоть, почувствовав слабость хозяина, потребовала праздника и для себя. Монах там же, в корчме, соблазнился прелюбодейцей и пал с ней. Ее муж, заставший их во время преступления, напал на монаха. Началась драка, в которой монах убил мужа прелюбодейцы.

Увы, не вспомнил в минуту искушения монах о предупреждении апостола Павла: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Эф. 5,18). Как будто об этой истории писал свт. Игнатий (Брянчанинов), с предостережением обращаясь ко всем христианам: «Когда подвижник подвергнется действию вина, тогда приступают к ослабевшему и омрачившемуся уму его супостаты, и ум уже не в силах бороться с ними. Связанный действием вина, он увлекается в пропасть греховную! В одно мгновение погибают плоды долговременного подвига, потому что Дух Святой отступает от оскверненного грехом».

Пьянство в содружестве с  прелюбодеянием  погубили и великого Предтечу Господня Иоанна. Гибель великого пророка  нелепа и ужасна потому, что он был убит по приказу потерявшего контроль над собой, пьяного прелюбодея, царя Ирода. Величие Иоанна Крестителя не заслуживало такой кончины, которая случилась во время этого пьяного застолья. Но она же  лучше  всего и  обличает  все убожество и низость такого явления как пьянство. Наверняка, протрезвев, Ирод неоднократно проклинал себя за случившееся.

 Отсюда очевидно, что как малая искра огня взрывает бочку с порохом, так неумеренность в винопитии легко поджигает чувственную часть души человека, выпускает на свободу многие злые и нечистые страсти, которые превращают человека в умалишенного. История падшего монаха, убийство Крестителя Иоанна и многие им подобные, увы,  и в наши дни не прекращающиеся трагедии, доказывают, что в состоянии опьянения человек способен на любое преступление, вплоть до кощунства и святотатства. Все-таки  неслучайно распространенное в народе выражение «напиться до чертиков, или зеленых человечков». Оно отражает  опыт реального общения с демонами многих пьяниц. Пьяный человек это всегда доступная игрушка в руках демонов, а алкоголь является удобной проторенной дорожкой  для них к сознанию человека. Бесы манипулируют пьяницей как тряпичной куклой.

 Поэтому не стоит поражаться цифрам современной статистики бытовых преступлений, произошедших во время или после пьяных застолий. Пьянство, как уже страсть или болезнь (что в греческом языке обозначается одним словом «патос», отсюда всем знакомо слово «патология») изменяет сознание человека, искажает  восприятие им окружающей действительности. Мало того, эта ужасная зависимость становится для ее жертвы чем-то естественным, что красноречиво выражено в крылатой латинской поговорке: «Привычка – вторая природа». А ведь известно, что страсть намного сильнее привычки. «Ужасный порок – пьянство! Это – страсть, недуг, входящий в телосложение послаблением пожеланию, принимающий от навыка силу естественного качества» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

Пьяница, часто не осознавая этого, всегда враждует против своего Творца, потому что хочет через алкоголь одеть на себя «розовые очки», убежать от совести и Бога в свою, подобную виртуальной, действительность. Видно по всему, его не устраивают жизненные обстоятельства, попущенные ему Промыслом Божиим. Неравнодушный к алкоголю человек это всегда эгоист, вероломно попирающий свой долг заботы даже о самых  беззащитных, близких и родных ему, людях.

О духовных причинах происхождения пьянства, этой тяжелейшей формы прельщенного состояния  человека, прекрасно говорит преп. Георгий Затворник: «Уклонение от Истины неприметно передает нас сокровенному под цветами разновидных прелестей, сопротивнику, дышащему пламенем страстей, коими оплетает он свои сети». Поэтому, очевидно, чтобы одолеть эту страсть с гарантией невозвращения к ней, освободив от нее не только тело, но, прежде всего, душу, человек должен со всей решимостью воспользоваться богатейшим опытом духовного трезвения святых подвижников Церкви Христовой: «Когда очистим чувства наши от пристрастных удовольствий, тогда узрим в бесстрастии свет Божественный» (преп. Георгий Затворник).

Но как бы сильно ни был распространен миф о том, что пьянство это наш национальный порок, история России говорит об обратном. Русский человек всегда славился своим талантом созидателя, творческими способностями. Многими свершениями в различных областях культуры прославилось каждое поколение русских людей, оставив нам в наследство многие шедевры архитектуры, иконописи и живописи, прикладного искусства, литературы. Пьющая же нация не могла себе позволить культуру такого высокого качества.

 А сколько в русской истории было военных  и политических побед, сделавших Россию самой большой страной в мире?! Пьющий человека сам себя не может контролировать, народу же, который должен соблюдать в сохранности такие большие территории, пьянство, как его неотъемлемое свойство, просто противопоказано. Видно уже никогда не прозреет Западный мир, усыпленный собственной ложью о «пьяной России». Он, восхищающийся шедеврами русской литературы, русским театром и балетом, зависящий от нашей космической  науки, признающий Россию как великую спортивную державу, неужели до сих пор не постиг, что пьющему народу просто не под силу такие свершения?!

Достаточно сравнить два эпизода из истории России,  чтобы согласиться с тем, что пьянство есть явление, чуждое для настоящей русской жизни, что оно есть явление заимствованное и насильно, в свое время, навязывавшееся русскому обществу.

Во времена правления царя Михаила Федоровича Романова (1613-1645)  каждодневное пьянство на Руси было запрещено. Давалось разрешение употреблять алкоголь  всего лишь четыре раза в год: по неделе после Пасхи, после Димитриевской субботы, после Николина дня и на Масленицу. За питие в другое время полагался немалый штраф - два рубля.

Затем отношение к пороку пьянства еще более ужесточилось. На гостиных дворах в крупных торговых городах запрещалось содержать корчмы. С нарушителя брался большой штраф, его били кнутом и сажали в тюрьму. Наказанию подвергались и любители выпить. Замеченного в пьянстве в первый раз отводили в «бражную тюрьму», откуда можно было освободиться только по чьему-либо ходатайству. Замеченного в пьянстве второй раз снова сажали в тюрьму, но уже надолго. Иногда его водили по улицам, нещадно избивая кнутом. Так продолжалось до тех пор, пока виновный «не отставал от пагубной страсти». Если же и эти меры не помогали, то пьяницу помещали в тюрьму до самой смерти - «пока не сгинет». По воспоминаниям некоторых иностранцев, московские люди во времена царя Михаила соблюдали «великую трезвость». 

Но уже  его внук, царь Петр, своим подданным подавал совершенно  обратный пример для подражания. Для собственной забавы он учредил «Всепьянейший Собор», устав которого  написал лично сам. «Главное требование устава было просто: «Быть пьяным во все дни, и не ложиться трезвым спать никогда». Трезвых, как страшных грешников, торжественно отлучали от всех кабаков в государстве. Низости, творимые Петром и его сподвижниками, вполне подобны всему, что выделывали члены «Союза воинствующих безбожников» в 1920-е годы. И с черепами на палках бегали, и матом орали в церкви, и блевали на алтарь…» (министр культуры России В.Р. Мединский).

Отсюда нетрудно понять, каким страшным соблазном для простого народа явилось  таковое поведение главы государства. Поэтому и писал историк князь М.М. Щербатов, что «после Петра произошло повреждение нравов в России».

Главное же богатство России это ее святые, оставившие своему Отечеству великое духовное наследие, хранимое Православной Церковью. Они, подавшие пример высоконравственной, трезвенной и здравомысленной, жизни, вместе с другими многими славными сынами России (воинами, государственными деятелями, учеными, писателями и др.) являются образцом для подражания каждому осознающему себя русским человеку. Их пример доказывает, что пьянство это не есть норма для русского сознания, что это его деградация, выпадение из духовной и культурной традиций Святой Руси. Поэтому современным русским людям  не надо искать утешения в вине, ведь им есть, на кого опереться в трудную минуту.

Все статьи

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]