Перейти к основному содержанию

12:47 18.04.2024

ПРАЗДНИК «НАШЕГО КИНО» ЗАКОНЧИЛСЯ. СПАСИБО, ВЫ НАС ПОРАДОВАЛИ!

02.12.2015 11:48:25

       

26 ноября с. г.  - последний день кинофестиваля «Радонеж». В  Доме кино на Васильевской, 13 -  аншлаг. Фестиваль «нашего кино» длится всего пять дней, но напряжение просмотров, которые длятся с утра до вечера, перемежаясь Круглыми столами, выставками, встречами с авторами фильмов, только нарастает. Наконец, на  церемонии закрытия напряжение потаенного ожидания как будто разрешается – называются  лучшие,  призовые  фильмы. Вот она – вершина!

          Неожиданно эта вершина начинает размываться. Нет, она не уменьшается. Президент кинофестиваля Е. Никифоров продолжает с неменьшим воодушевлением перечислять следующих призеров, то есть поднимать их к той самой   вершине: «Вот этот фильм (указательный палец вверх!) – приз президента кинофестиваля, мой приз!».  «А этот - совершенно потрясающий фильм – специальный приз жюри».  «Этот фильм обязательно посмотрите еще раз - мы отметили как дебют молодых кинематографистов». И так далее.  Наконец  президент,  выдыхаясь, признается: «Фильмы настолько разные, и в своей «разности» настолько замечательные -  и по тематике, и по профессионализму, что мы устали придумывать номинации, чтобы только отметить и наградить, чтобы сказать авторам: «Спасибо, вы нас порадовали! Вы хорошо поработали, вы заслужили аплодисменты!»   Шквал оваций  «большого жюри» - зрительного зала.

          Нынешний кинофестиваль – ХХ по счету, юбилейный. Как таковой, он был отмечен некоторыми особенностями. Во-первых, в ходе  его  можно было ретроспективно  посмотреть  лучшие фильмы прошлых кинофестивалей «Радонеж». И опять – ностальгический восторг, опять – полный зал… Не буду называть фильмы –  на полосе не хватит места.

          Вторая особенность – это подарок к юбилею: просмотр двух новых наших   художественных фильмов, которые вскоре выходят в прокат, и их можно будет посмотреть в кинотеатрах. Фильм режиссера   Егора Баранова, сценарий Ивана Охлобыстина «Иерей  - сан. Исповедь самурая». В главной (православной!) роли - голливудская кинозвезда Кэри Хироюки Тагава. В процессе съемок  киноактер принял православие и подал прошение на второе, российское гражданство. Выступая перед премьерным показом фильма, он признался: «Попав в Россию, я впервые ощутил себя  дома…». Сегодня он также встал «на пьедестал», как Петр Мамонов в памятном всем фильме «Остров». Кстати, сам  Мамонов также занят в этом фильме. Второй  подарок – фильм нашего известного режиссера Владимира Хотиненко «Наследники». Фильм, очень современный и сегодняшний, посвящен  всевременности для России такого светоча,  как преподобный Сергий Радонежский. Комментируя  фильм как юбилейный (700 лет со дня рождения Преподобного), режиссер подчеркивает: нынешний год так же драматичен в истории современной России, как те времена, когда поднять Россию был призван святой Сергий.

          Оба фильма пронизаны одной идеей: вера, православие – это по большому счету очень серьезно, очень драматично, это всегда на пределе сил - и конкретного человека, и всей России.

                                                 *****

          Лучшим признан фильм Андрея Судиловского «Острова. Патриарх Тихон. Святитель».  Если сказать кратко, это фильм о тяжести Патриаршего Креста, несомого Предстоятелем  в один из напряженнейших периодов русской истории. Узнав о своем жребии, патриарх Тихон говорит: «Ваша весть об избрании меня патриархом является для меня свитком, на котором написано: «Плач, и стон, и горе». Этот фильм также о православии на пределе человеческих сил, на этот раз – на пределе Патриарших сил.

          Лучшая режиссерскя работа – «Непобежденный гарнизон», режиссер Игорь Калядин. Фильм повествует о поистине легендарной истории времен Первой мировой войны, о высоте русского воинского духа, явленной в 1915 г.  при обороне крепости «Осовец» (территория нынешней Польши). Шесть с половиной месяцев «германцы»  безуспешно осаждали крепость, потом, наконец, 6 августа 1915 г. варварски предприняли газовую атаку. Результат был неожиданным и ошеломляющим: умирающие защитники крепости, харкающие кровью, устремились на врага с таким порывом, что немцы, оставив свои позиции, бежали. Эту атаку назвали позже «атакой мертвецов». А тут неожиданно и ветер переменился, и газовое облако накрыло убегающую немецкую армию.

          Лучший сценарий. В этой номинации  премирован фильм Александра Крутова «Тайна семи городов и церквей Апокалипсиса». Перед зрителями на этот раз встает не просто паломничество на Святую Землю, но нацеленный взгляд из сегодня на библейскую историю. Так что же стало с теми самым семью городами и церквами, к которым обращался Господь со страниц Апокалипсиса?

          Лучшая операторская работа – фильм «Победоносец». Оператор Игорь Белокопытов, режиссер Аркадий Мамонтов.  Конечно, фильм отмечен не только за операторскую работу. Интерес к святому  великомученику Георгию, ставшему таким русским, не ослабевает на Руси и поныне. По сути, Георгий Победоносец сегодня – это продленная в первые века христианства, пронесенная через Георгиевские ордена Российской Империи, история нашей сегодняшней Георгиевской ленточки. Той самой, которую наши молоденькие мамы повязывают на детские коляски.

                                                 *****

          Немного  о других  лучших  фильмах XX кинофестиваля.

          Каждый год, приходя  в  зрительные  залы, мы ждем хороших, лучших и - призовых фильмов. Это закономерно. Пищу эту мы получаем. Но в  ходе  просмотра множества фильмов проявляется интересная особенность. Через авторов документального кино, через их чувство времени, через их творческую интуицию начинают пульсировать наиболее острые, чувствительные темы.

          Верно, что мы заряжается от фестивальных фильмов оптимизмом и позитивом. Но планка эта может быть качественно поднята. На нынешнем фестивале есть ряд фильмов, достаточно трудных для просмотра, которые являются тестом для  нашей совести, проверкой нашей  православности.

          Из фильмов, которые отобранных комиссией для показа, я насчитала пять  работ, которые посвящены адаптации инвалидов в мире здоровых людей -  не только детей, но и взрослых. В названной пятерке фильм Юрия Демина «Сделать влажную уборку» посвящен судьбе выпускников детского дома. Мы узнаем, что психологически они настолько одиноки, что доходят до суицида. Так, один из выпускников в таком трудном состоянии приехал в свой детский дом -  а охранник его не впустил. Юноша повесился здесь же… Из выпускников нам показали, пожалуй, только одного человека, создавшего семью. Бывший детдомовец стал священником, у него семья, пятеро детей. Но его, как он сам сказал, всегда волновал вопрос смысла жизни. Он искал Бога. Бог и указал ему  путь.

          Совершенно  светский взгляд на проблему адаптации детей-инвалидов в мире представляет фильм Ольги Арлаускас «Свои не свои». Религиозный взгляд в картине даже не предполагается.  Сколько угодно можно рассуждать, почему «нормальный мир» отторгает инвалидов на обочину, но попытка утверждать, что инвалиды - «такие же люди, как мы»,   абстрактна, надуманна и ущербна. В предыдущем фильме перед нами проходит судьба удочеренной из детдома  обычной (!)девочки, которая училась в обычной школе. Ее , красивую и талантливую, отторгали не только дети, но и педагоги. Потому что  она - «не такая». А она  всего лишь  удочеренная. Только религиозный взгляд на мир и на человека, который изначально задуман как неравный другому, может помочь хотя бы в первом приближении подойти к проблеме. Но авторы, большей частью светские люди, этого «света в туннеле» и сами не видят, и не показывают его зрителям. Поэтому разговор о том, что инвалиды на коляске и здоровые люди  совершенно одинаковы, повисает в воздухе.

          Интересная попытка представить юношескую  тему  в  позитиве представлена в фильме  «Горячее сердце», который создан на Красноярской студии «Остров» по заказу  Фонда социально-культурных инициатив. Здесь мы тоже видим немотивированный юношеский героизм: просто «хорошие подростки», совершающие «хорошие» и даже «героические поступки». Два примера к подражанию. Вот 15-летняя девушка Полина спасла жизнь малышу, которого мама оставила в машине в 40-градусную жару. Она же входит в группу подростков, составляющих электронные паспорта на детдомовских детей. Потом эти паспорта помещаются в соцсетях. Результат: из 54 детей, паспорта которых оказались в сетях, 19 – усыновлены. Это уже свет в конце туннеля. Нам показывают других подростков, совершающих  хорошие поступки, но только один из них (он ловил и поймал, спас от  гибели трехлетнюю девочку, падающую из окна четвертого этажа) – крепкий юноша из буддийской семьи. И его  религиозность отчетливо выражена. Он выглядит среди  других  персонажей наиболее полноценно, потому что мы видим высокую мотивацию всей его жизни, не только этого конкретного поступка.

          Фильм Софии Гевейлер «Дух в движении»  (о параолимпийцах, Сочи 2014) сам по себе заслуживает самых высоких оценок. Ибо нам в реальности, в материальных выражениях, то есть спортивных достижениях, показана сила духа, побеждающего физическую немощь. Красота и яркость олимпийского праздника подчеркивает, доводит до апофеоза эту победу духа. И, что характерно, среди чемпионов - параолимпийцев  нет неверующих людей (ср.: «в окопах нет  атеистов»). Это – как указатель выхода из физически безвыходной ситуации.

          Фильм Юрия Малюгина «Слово на ладони» - того же плана.  Он повествует о драме существования   слепо-глухо-немых людей, их  борьбе  и   прорыве навстречу  миру . Среди них  доктор психологических наук, кандидат -  философ, поэтесса… За редким исключением все они – люди верующие. В силу духа этих людей поверил театральный режиссер и актер Евгений Миронов. На экране мы видим его попытку включить в театральное, творческое сообщество этих  слепо-глухо-немых людей. Как призыв к нашей совести и нашей православности, в конце фильма звучат слова слепо-глухой поэтессы Ирины Поволоцкой: «Когда вы видите на улице такого человека -  не бойтесь, подойдите, подайте ему руку. Он сам не видит вас».

                                                 ---------

          Все  вышеназванные фильмы журналистски, творчески обозначают проблему, «включают свет». Предлагаемый ими способ решения – это уже на суд общества. На мой, возможно, максималистский, взгляд все детские дома, интернаты, дома для детей с ограниченными и очень ограниченными возможностями должны быть в ведении Церкви. Не обездоливаем ли мы этих детей, не говоря с ними о смысле жизни, об особенном смысле  именно их жизни? Представленные на фестивале фильмы говорят о том, что для этих детей, взрослых людей, которых Бог выделил вот таким образом, это важнее куска хлеба.

                                                 *****

          В присланных на фестиваль фильмах отчетлива представлена тема  войны. Можно, конечно,  привязать это к юбилейному году – 70-летию Победы. Но тематика фильмов  шире. 

          В прошлом обзоре мне уже пришлось писать о потрясшем меня фильме Анны Гороян  «Доктор». Планка этого военного фильма, показывающего  «будни» локального военного конфликта на территории постсоветского пространства, очень высока. Человек самой мирной профессии, врач, известный и нужный и  тем и другим, молча встал между воюющими сторонами, будто утверждая: « Не за что вам класть свои жизни, стреляя друг в друга!»  И  стрельба прекратилась.

 На тему войны на фестивале  представлены еще два сильных фильма, когда уж, без сомнения,  было за что воевать русскому человеку. Один фильм из истории Первой мировой войны,  котором мы уже писали, «Непобежденный гарнизон». Второй фильм  - о Второй мировой войне:  «Штурм Берлина. В логове зверя». Режиссер Алексей Денисов. Рассказывает Федор Бондарчук. Казалось бы, на эту тему снято много фильмов, что можно добавить? Но фильм получился настолько четко выстроенным, что перед современным зрителем встает истинная цена победы. Чудо победы. Здесь и предупреждение Бисмарка о том, что: «с русскими надо или играть честно, или вовсе не играть», которое Гитлер назвал нелепым. Здесь, наконец, разложен по полочкам вклад каждой европейской страны в военную кампанию Германии против России. Это был некий общий вклад в техническом и военном отношении  более развитой и цивилизованной Европы в войну на стороне Германии. И когда видишь этот расклад, «наша победа» представляется чудом – и чудом человеческой отдачи, и чудом Божией милости. Победить было  невозможно, а – победили. Поэтому разговоры современных стратегов о недостаточном умении наших  полководцев  в лучшем случае повисают в воздухе. Нам ли судить? Фильм, богатый редкими архивными съемками, смотрится как очень современный, как взгляд из сегодня. Очень уместны и современны, назидательны для всей Европы  цитаты из Бисмарка.  Как некий «припев» в фильме периодически проигрывается такая картинка: невозмутимый, и даже чуть грустный Федор Бондарчук по-хозяйски  рулит на открытом военном УАЗике вдоль Бранденбургских ворот. А за кадром: «Ка-за-ки, ка-за-ки, едет-едут по Берлину наши казаки!». Вдохновляющий фильм.

                                            *****

     Очень хочется упомянуть два фильма о работе поисковиков, логично заканчивающихся съемками «Бессмертного полка».        Это «Незабвение павших» и «Туман войны». Особенно характерен последний фильм, где поисковая работа была нацеленной.  Ирина, мать троих детей, уже после смерти своей матери, занялась поисками своего деда, подполковника Красной армии, летчика, пропавшего без вести в 1942 г. После работы в архивах, в том числе и немецких, она вычислила место, нашла останки упавшего самолета и останки деда, перезахоронила его и экипаж. Стоя у стелы с их именами, она заключает: «Вот так-то оно – лучше… чем «без вести пропавший», неизвестно где лежащий вместе со своим самолетом… Сюда приду и я, и мои дети, и дети моих детей». Ирина сейчас  работает в Минобороны России, помогает восстанавливать имена погибших. Ее старший, 13-летний сын, вдохновленный подвигом (можно и так сказать!) свой матери, захотел иметь фамилию своего найденного прадеда-летчика: Косенко.

                                            *****

Палитра фестивальных фильмов настолько разнится по тематике, что объять необъятное я не берусь. Получается, разве что, поведать о  фрагментах картин, запавших в душу,  поразивших совесть или  воображение. Об  одном из таких фильмов – в заключение. Центр православной культуры «Лествица» представил фильм Игоря Собко  «Место встречи – остров классики». Музыкально-поэтическая композиция по мотивам поэзии А. Блока. Лучшие стихи Блока под музыку  С.Рахманинова, А. Скрябина, И. С. Баха читает  народный  артист России Георгий Тараторкин. Но об этом говорить нельзя, это надо слушать. Смотреть и слушать. Единственное, что можно пообещать – от фильма вы не сможете отвлечь внимание ни на секунду. Вы захотите непременно откуда-нибудь его «скачать», подарить друзьям. И еще раз  посмотреть - вместе.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 17 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+