Перейти к основному содержанию

09:22 19.04.2024

Похвальное слово многотысячной очереди к святыне

14.01.2013 23:54:44

        Впервые в Россию с Афона привезена великая святыня Христианского мира – Пояс Пресвятой Богородицы. Многотысячные очереди жаждущих прикоснуться к святыне поражают людей светских. В районе Храма Христа Спасителя я видела таких остолбеневших.

        Несомненно, эти очереди к святыням – наше, русское явление, не искорененное даже диктатом советского времени. В 2007 г. в Храме Христа Спасителя, на Вознесение (за этой службой происходило воссоединение Русской Православной Церкви Заграницей с Церковью на Родине) я познакомилась с русской эмигранткой из США. Она поразилась переполненности Храма, считая, что по-настоящему важным это событие является только для Зарубежной Церкви. Вы-то, мол, в России, чему так радуетесь? Но потом, подавив свое удивление, сказала слегка даже пренебрежительно: «Это – русское…». - «А как же у Гроба Господня в Иерусалиме? Я только что оттуда» - «Да и там ведь – одни русские!» Только что недосказано: невежественные, непросвещенные, вечно толпящиеся, не умеющие себя вести даже в храме…

        Помнится, как умилялись до слез греки, сопровождавшие в Россию мощи Спиридона Тримифунтского, видя очереди на поклонение к святыне. Как поражаются итальянцы, видя русских паломников, крестным ходом шествующих с теплохода к «их» Николаю Чудотворцу.

        Во время принесения мощей Спиридона Тримифунтского у Данилова монастыря мне пришлось быть свидетельницей такой сцены. При самом входе в монастырь к очереди стремилась примкнуть провинциальная девушка. Она упрашивала охранника, что ей очень, ну просто очень надо, что сама она с Дальнего Востока, что через 3 часа у нее поезд, и у нее никогда уже не будет возможности… Молодого парня-охранника, постоянно пребывавшего в удивлении от лицезрения этой очереди, (это было написано у него на лбу) девушка уже и уговорила, но он, указывая на очередь, сказал: «Я-то что… но кто же вас пропустит?» К  удивлению он услышал: «Пропустите, пропустите ее, ей надо!». Охранник, снова удивившись, раздвинул ограду, и девушку пропустили.

        Дальше было не менее удивительное. Укоренившись в очереди, она стала спрашивать, что это за мощи, и что такое вообще - «мощи»… Скорее всего эта девушка была не церковной, м. б. даже некрещеной. Но ее порыв к святыне, почти метафизический, был таким сильным, что покорил и охранника, и стоящих часов 12 в очереди.  Ее с такой охотой стали просвещать, подарили книжечку с житием и акафистом Святителю! Стали учить, как и о ком следует помолиться… И наконец выяснили, что этой девушке действительно «ну очень нужно» было попасть к мощам Спиридона Тримифунтского. Это русское… разумеется, это русское.

        Наш известный богослов А. И. Осипов, строго, порой даже гневно сетуя на эти очереди к святыням, обычно говорит: «Вы вот расспросите и узнаете, о чем они там молятся: о своем, житейском – чтобы дочка удачно вышла замуж, чтобы муж больше не пил… Вы думаете, хоть один пришел к мощам помолиться об избавлении от страстей? О том, что он погибает от тщеславия и гордости? О том, чтобы не зеленеть от зависти?»

        Разумеется, наш знаменитый профессор богословия прав, мы так несовершенны. Но разве не те же люди, не с теми же проблемами шли за Христом две тысячи лет назад? Не из них ли Он создал Свою Церковь?

        В этой связи  еще один непраздный вопрос – а многие ли получают просимое? Конечно, все мы «по делом нашим приемлем», и получаем – по вере. Но ведь и пророк Илия во время трехлетнего глада был послан только к одной вдове, чтобы «препитать» ее… Вдруг и я, думает одинокая женщина в очереди, окажусь такой вдовой? Вдруг именно меня Бог помилует молитвами этого святого, к мощам которого я сейчас подойду?

        Почему приходят, почему по многу часов стоят на холоде… Приходят конечно – жаждущие. Жаждущие чуда. Чуда избавления от болезней и скорбей. Понимая, что они недостойные, но ведь и недостойным по милости Божией бывает – подается.

Очередь на поклонение к святыне занимают у Крымского моста! В ночь, когда ожидается усиление мороза! Что это, если не смирение? Порадуйтесь, профессор, и умилитесь – это именно смирение.

         

        В последнее время появился и такой аргумент: разве у нас в России, в Москве, в том же Храме Христа Спасителя – не те  же святыни?! Недоумевая по этому поводу, ключарь Храма Христа Спасителя о. Михаил Рязанцев обращал внимание прихожан на такие святыни, как Риза Богоматери, Риза Господня, постоянно пребывающие в храме. Почему же к ним не устремляются толпы паломников?

 

        «Социология очереди» отчасти кажется дает ответ  на этот вопрос. Разумеется, все мы – маловеры. В том числе и регулярно приходящие в храм. И все мы, обличаемые совестью, жаждем укрепления веры, жаждем православного общества, православного общения. А здесь ведь столько православных людей – одни с постоянным чтением Акафиста, другие – с Богородичными песнопениями… Пусть и 20 часов, или иначе: хоть 20 часов провести в обществе своих по духу людей. Одна такая жаждущая душа поведала мне: «Знаете, когда я после стольких часов ожидания вхожу в Храм Христа Спасителя… Отголоски ли песнопений, благоуханное ли миро? Я не знаю, но я просто физически ощущаю, что в этот момент на меня нисходит благодать в объеме этого огромного храма. Я знаю, что в Храме Христа Спасителя есть равнозначная святыня, но я все-таки встала в эту очередь… Богородица сошла к нам с Афона, как же нам не выйти к Ней навстречу?».

 

                                                   Светлана КОЛОСОВСКАЯ

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
11 + 8 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+