Перейти к основному содержанию

11:56 29.03.2024

Под покровом Преподобного Серафима

26.07.2017 04:53:21

Николай Бульчук: Дорогие радиослушатели, сегодня мы беседуем со Светланой Ивановной Горлевской, бессменным руководителем и директором магазина "Православное Слово" на Пятницкой, близким другом нашей радиостанции. Часто мы просто приходим к Светлане Ивановне в кабинет, чтобы посоветоваться, поговорить о жизни, обозначить какие-то важные церковные или общественно-политические даты, просто поделиться новостями. И всегда ощущаешь себя как дома в этом удивительно теплом кабинете директора магазина "Православное Слово". Магазин этот известен не только в Москве, но и по всей России. А благодаря электронным ресурсам - сайту, который сегодня присутствует в интернете, - наверное, и далеко за пределами России. Светлана Ивановна, наша встреча состоялась накануне вашего юбилея. Мне хотелось бы, чтобы Вы просто начали с воспоминаний: как всё это начиналось.

С. И. Горлевская:

В 1990-м году я случайно узнала, что в Москве есть магазин "Православная книга" и расположен он в обувном магазине напротив Новодевичьего монастыря. По совету Натальи Андреевны Бородиной, Евгений Константинович Никифоров пригласил меня возглавить этот магазин. Выбор книг в это время был просто никакой: например, брошюры, напечатанные незатейливым образом в Воронеже на бумаге, о которой даже трудно было сказать, что это за бумага. Помню, привезли как-то в Москву около 1000 экземпляров маленьких брошюрок о Патриархе Тихоне (я до сих пор нахожу их в сельских магазинчиках). Но каких-то «разносолов», какого-то разнообразия, в общем, не было, торговать практически было нечем. Но, кроме того, обувной магазин настаивал на том, чтобы там были только их собственные продавцы. Дело сразу не заладилось. Но и я, проработав месяца два, поняла, что мне там делать нечего, решительно оттуда ушла.

Хотя связи, интерес к книге, знакомство с отцом Мелхиседеком, с нынешним владыкой, а тогда игуменом Максимилианом из Лавры, задали определенную тональность, которая меня подвигла сказать в своё время своему духовнику, отцу Владимиру Воробьеву: «Батюшка, давайте мы создадим хороший книжный магазин: православный, конечно!» А в Москве такого тогда ещё не было.

И вот, по благословению отца Владимира, с помощью добрых людей, которые тоже этим заинтересовались, мы нашли дом по будущий магазин на улице Мархлевского (стык Сретенского бульвара и улицы Мархлевского, там находился Фонд русской культуры РСФСР). Каким-то чудом получилось, что тогдашние председатели этого Фонда оказались очень заинтересованы в том, чтобы здесь был православный магазин. Пригласили отца Владимира, он освятил помещение, накрыли небольшой стол: вместе пили чай, вместе радовались…

Как ни странно, первыми посетителями магазина были батюшки из Магадана! Из таких далеких краев!.. Как они об этом узнали, не знаю до сих пор. Знаю только одно: помощников в организации магазина и в его рекламе тогда было очень много. Так, активными помощниками стали газеты «Литературная Россия» и «Русский Вестник». Оказал большую помощь Никита Сергеевич Михалков: помог открыть в течение буквально двадцати минут православный книжный киоск в сквере Александровского сада Кремля. Он просуществовал около трех лет. Но видимо, потребность в православной книге тогда была настолько велика, что нам явно во всем помогал Господь. И тут, и там - всё это складывалось в какую-то очевидную структуру.

Николай Бульчук:

Прошло почти 30 лет с тех пор, но такое впечатление, что Вы рассказываете о чем-то не бывшем! Ведь сегодня, например, открыть книжный магазин - это громадный риск. Сегодня другая ситуация и на книжном рынке: читают мало, читают выборочно, а что касается православной литературы - это вообще особая тема.

С. И. Горлевская:

Тогда такие вопросы не стояли: были другие. Например, вопрос дерзновения: пожелали открыть  - и всё открывалось! Понимаете, я просто не знаю, как это получалось… Но не надо приписывать это ничьим достоинствам, это только Господь выбирал тебя и давал возможность это сделать.

Когда я пришла к Никите Сергеевичу и сказала, что есть свободное помещение в Александровском сквере, он позвонил коменданту Кремля, и через 20 минут мы получили бумагу! Назавтра эту бумагу надо было только подписать. Пошли в Кремль, подписали -  и нам дали ключ.

Этот маленький книжный магазинчик открылся 19 августа, в день Преображения Господня 1991-го года. Это грустный день для России, как мы помним.

Моему напарнику, вместе с которым мы торговали, я говорю: «Сходи, купи хоть пирожков и воды, кушать хочется!» Ведь отойти некогда, покупатели идут! Некоторые глядят с удивлением, некоторые - с презрением, а некоторые - просто поверить не могут, что здесь, в центре Москвы, где кремлевская стена - торгуют православными книгами!

Но выбор у нас тоже, мягко говоря, был невелик, хотя сам факт остается фактом.

Вдруг мы видим, как территория сквера заполняется бронетранспортерами, в которых сидят чудесные молодые люди. Они вылезают из машин, идут к нам и говорят: «Вам лучше отсюда уйти, ситуация непредсказуема!» А у нас даже машина не заказана, мы ничего вывезти не можем, нас только двое. Мне ребята говорят: «Не волнуйтесь, мы сейчас всё сделаем!» Когда пришла машина, они погрузили нас, помогли нам всё дотащить и сказали: «Вы не волнуйтесь, мы здесь - за Родину».

Николай Бульчук:

Я отчетливо вспомнил рассказ владыки епископа Василия (Родзянко), который был членом открывшегося именно в те дни «Конгресса соотечественников». Он проходил тогда в Колонном зале Дома Союзов. Вышли люди на улицу, они приехали в Россию из-за рубежа, и вдруг видят, что опять в России совершается некая революция…

С. И. Горлевская:

Эти ребята военные были настолько искренни, настолько воодушевлены! Многие из них сидели наверху бронетранспортера, лица у всех были веселые, никто не напряжен. По их совету, мы, конечно, уехали, не зная, что за всем этим последует. Но вот такое человеческое участие мы встречали тогда на каждом шагу, независимо от обстоятельств, более грозных, или менее драматических, но магазин наш, в конце концов, получил «зеленую улицу».

Николай Бульчук:

Закончилась эпоха коммунизма, эпоха безбожной власти в России, и началась эпоха свободы. В частности, свободы Церкви. Это как-то почувствовалось, что называется «в воздухе», на каком-то внутреннем, душевном уровне?

С. И. Горлевская:

Могу сказать про себя: я не понимала, что такое свобода или несвобода Церкви, потому что я была человеком новоначальным. Но я, как бы это сказать, была человеком, решительно пришедшим в Церковь. И поэтому для меня всякое дело, которое делалось ради Церкви, ради великих целей, было свято. Я знала только одно: что нам вместе с ребятами, которые открывали магазин, нужно было быть преданными. Больше ничего от нас не требовалось, потому что никаких вложений материальных никто не делал. Нужен был просто труд, и Господь открывал, помогал, приводил людей. Ребята были неприхотливые, могли, если надо, ночь переночевать на бумагах, в которых были завернуты пачки книг, положить себе под голову эти книги, постелить свои куртки, чего-нибудь ещё подмостить под голову. Нужно было хлебать борщ из свеклы, грызть селедку – и они хлебали и грызли.

Я денег на продукты принципиально не давала, потому что селедка, которая вчера, например, стоила тридцать копеек, сегодня продавалась уже по три рубля. Это в голове не укладывалось: как такие деньги можно тратить на какую-то одну селедку!? В общем, жили мы по-спартански, но это не мешало тому, чтобы любить друг друга, чтобы быть преданными делу, чтобы радоваться каждый день. И жили мы в общем-то в то время необыкновенно счастливо. Видимо, потому, что все время ощущалась помощь Божия. Потом случается самое большое событие и в моей жизни, и в жизни нашего магазина. Приходит Варвара Васильевна Чичагова (она тогда ещё не была ни игуменией, ни даже  монахиней) и говорит: «Вот, видите, какой у вас разрастается магазин!» Действительно, к нам стали поступать книги из заграницы - из Испании, Австралии - отовсюду, где выходили православные издания, и магазин пополнялся. Я помню, с какой громадной радостью мы встречали двухтомник "Жития русских святых" матушки Таисии, изданный в Джорданвилле. И такое было ликование, что в руках держишь эти два тома!.. Много чего еще было в ту пору. Например, приходит Варвара Васильевна и говорит: «Владыка считает, что вы с вашей скромной книжной торговлей должны сопровождать обоз с мощами преподобного Серафима в Дивеево!» Надо отметить, что в ту пору уже были обретены мощи преподобного Серафима в Петербурге.

Николай Бульчук:

Светлана Ивановна, это действительно очень яркая веха в истории Церкви новейшего периода: обретение мощей Преподобного Серафима Саровского. Я знаю, что Вы с особенным трепетом относитесь к этому святому. Тесные связи существуют также и между Вашим магазином и родиной Преподобного, с Дивеевским монастырем. А ведь обрести мощи преподобного Серафима мы смогли только тогда, когда начала возрождаться церковная жизнь.

С. И. Горлевская:

Я, конечно, была невероятно удивлена и искренно искала ответа на вопрос: как мы сможем сопровождать мощи Преподобного? Это, наверное, недоразумение! Идти рядом с мощами? Нет, вы, что-то не то говорите!..

Но потом решила: если это предложение исходит от владыки, то не мне по чину распоряжаться ситуацией. Я, конечно, рассказала об этом предложении отцу Владимиру Воробьеву, с тем же комментарием: в каком-то смысле это вроде и нелепо, а я вроде и   недостойна, да и не нужно мне «в эту воду вступать». А батюшка так посмотрел на меня и говорит: «Да нет, надо пробовать, почему бы и нет!? Я напишу письмо Святейшему Патриарху». Он и написал, а я это письмо отвезла.

А дальше было полуторамесячное сидение у дверей кабинета владыки Арсения. Он письмо получил, а мне говорит: «Ты приходи, я с тобой поговорю». Я приходила, в руках у меня была только калорийная булочка, больше ничего.

И вот, очередь начиналась с владык, потом батюшки шли к нему на прием, потом уже -шесть часов вечера, «приходи через два дня». Потом приехали какие-то чудные женщины из Печерской лавры. Что-то должны были переводить на украинский язык, так они приехали, чтобы доложить Патриархии о невозможности этого. И сидели точно так же, как и я: мы с ними дружно на скамеечке ожидали, чтобы нас принял владыка Арсений. Но ни их, ни меня он не принимал (по великой, конечно, своей занятости, ведь люди шли бесконечным потоком). Мы же времени не теряли - сидели и бесконечно читали акафист преподобному Серафиму.

Но через полтора месяца, наконец, наступил такой день, когда подошел ко мне сам владыка и говорит: «Ну, всё подписано, идем к Лидии Константиновне, сейчас получишь бумагу с разрешением ехать в обозе!» И дальше уж не знаю, что я и чувствовала: этого не помню, но просто понимала, что что-то сделано, что-то получила, что-то происходит как бы не во мне, а вовне!

Забрали из книг все, что у нас было, владыка попросил принести накладную, чтобы посмотреть список изданий. Не все ему там понравилось - особенно, то, что было издано не в Москве.

Николай Бульчук:

Должна была быть только тематическая литература?

С. И. Горлевская:

Конечно, потому что интерес к ней к тому времени уже проявился. Тем более, что издательство «Советский писатель» тогда вошло в Издательский совет Патриархии. Ни много, ни мало, сын Фадеева, Михаил Александрович, издал книгу Евгения Поселянина «Житие святого Серафима» тиражом 30 тысяч экземпляров. Половину тиража, 15 тысяч, мы забрали в обоз, этот груз доставили 7 машин и автобус. Наши ребята проявили большой интерес к поездке. Батюшка выделил людей и даже дал им продукты. Всё у нас было с собой, даже немецкие пуховые спальники. Хотя мы ехали на полных правах участников обоза, то есть у нас были забронированы места в гостиницах и право  посещать ресторан, нам было не до этого. Зачастую приходилось ночевать просто в автобусе, как раз в этих дивных пуховых спальниках: тепло, хорошо, мягко. Несколько часов можно было отдохнуть…

Могу рассказать об одном участнике обоза, который меня просто поразил своим  благоговением, своим потрясающим внутренним благолепием: он всё время трепетал. У нас много было точек. Когда мы куда-нибудь приходили, каждый сразу брал свой столик, своего помощника, книги и быстро разворачивался. Владыка Арсений наказывал, чтобы быстро всё было расставлено, чтобы, когда мощи придут, народу вокруг нас было много. Есть такой священник, который служит в Покровском храме отца Валентина Асмуса, иерей Дмитрий Пашков. В ту пору он, по-моему, только закончил институт и был ещё не совсем уверенным в себе молодым человеком. Всякий раз, когда в какой-то город приходили мощи - какой же священный трепет запечатлевался на его лице! Каждый раз, когда он готовился к причастию (особенно я заметила это во Владимире), на нем, что называется, лица не было. Я думаю, что подобные же чувства тогда испытывали все мы, просто у нас было больше занятости, больше ответственности, необходимости в течение дня по нескольку раз обегать все эти столики и следить за всем.

Хочется отметить, что когда мощи только вступали в город, начинались страшные ливни, как у нас в Москве этим летом. Но у нас не погибла ни одна книжка, ничего не залило, никто не простыл. Так мы дошли до Дивеево…

Николай Бульчук:

А как народ реагировал на прибытие мощей? Ведь люди, в основном, были наслышаны, что крестный ход будет у них, что произойдет эта встреча?

С. И. Горлевская:

Дело в том, что по благословению владыки мы должны были сворачиваться, как только начинался последний молебен в городе. Потому что, когда крестный ход прибудет в следующее место, нужно было, чтобы мы уже были при полном деле. Мы этому благословению и следовали.

Поэтому мы раньше других имели возможность видеть, что происходит на дорогах. А было так, что поистине тьма людей располагалась по обеим сторонам дороги! Знаете, сейчас об этом очень трудно рассказывать, потому ведь не партбюро, не профбюро  - никто этих людей не организовывал! Но все с таким трепетом ждали появления мощей, что дальше я не знаю даже, что тут происходило! Мы уже уходили вперед, мы все время шли впереди...

В прошлом году при помощи Игоря Владимировича Мещана был сделан прекрасный фильм к 25-летию обретения святых мощей преподобного Серафима. И там рассказывается подробно об этом их перенесении. У нас в магазине, кстати, ещё остались эти диски с фильмом: кто хочет получить их бесплатно - пожалуйста, приходите в "Православное Слово", обращайтесь ко мне, и всё, что есть, мы вам раздарим!

С такой невероятной любовью делится своим воспоминанием об этом – как об одном из лучших событий в своей жизни - владыка Арсений (ныне уже митрополит). Когда мы встретились во время проведения съемок, он мне говорит: «Светлана, Светочка, это вы?» Я говорю: «Да, владыка, это я». А он мне: «Как изменилась!» Хорошо, я удержала свой язык и не сказала ему: «И вы тоже изменились, владыка…»

Я думаю, что мы пережили тогда полноту всех ощущений. Единственное, что я хочу сказать о тех днях – что это была настоящая Пасха. Правильно сказал Преподобный Серафим: «посреди лета запоют Пасху», и Пасха действительно была!

Я наблюдала массу удивительных проявлений сердца человеческого, которое открывалось в любви к Батюшке Серафиму. Когда мы пришли в Арзамас, один из наших сотрудников, Витя Дмитриев, стоял на горочке (прямо перед тем местом, как подняться на площадь, перед Арзамасским кафедральным собором) и держал в руках эту книгу    Поселянина. И он восклицал: «Люди, люди, ведь нам же Батюшка Серафим завещал…» И начинал рассказывать, а вокруг него были толпы народа, все покупали эту книжку.

И эти 15 тысяч книг нас не отяготили: конечно, мы не все продали, но могу сказать, что точно большую часть. В Арзамасе к нам приходили женщины, особенно вспоминаю одну, которая периодически в течение дня несколько раз приносила нам еду и всё говорила: «Книжки больно хорошие, да и цены сходные для нас, нам нетрудно их покупать!» Она приносила нам вареные яйца, помидоры, огурцы, пирожки. И говорила: «Вижу, вам некогда готовить: вот, пожалуйста, я напекла вам…»

Николай Бульчук:

Центром притяжения крестного хода было Дивеево: туда двигалась вся процессия, но ведь в то время это была совершенно разрушенная обитель… Каким перед Вами предстало Дивеево, Светлана Ивановна?

С. И. Горлевская:

Во-первых, расскажу, какая дорога была между Арзамасом и Дивеевом. Повсюду на нашем пути рядом с недействующими храмами (на крышах березки, нет окон, проржавевшие купола) стояли женщины, которые держали в руках хлеб и соль, букеты цветов. А у нас на ветровом стекле автобуса располагались икона преподобного Серафима, пропуск на автобус и ещё - икона святителя Николая.

Кстати, икона эта сыграла в жизни одного из наших крупных академических ученых-экономистов очень большую роль. Дело в том, что когда я выходила с обозом, то понимала, что у нас обязательно должна была быть икона преподобного Серафима. Для того же, чтобы двигаться без всяких вопросов, необходим был еще и пропуск. А владыка мне дал к тому же довольно не маленького размера писаную икону святителя Николая. Я спросила тогда: «Зачем?» - «Когда вернетесь из обоза, передайте эту икону своему начальнику, академику Николаю Яковлевичу Петракову. Она пройдет с вами в обозе, потом вы ему ее отнесите!» - «Хорошо!». Я тогда была в полном недоумении, зачем это нужно было делать.

И вот, икона прошла с нами, потом я действительно отнесла ее по назначению. Прошло с тех пор года два, сижу я в рабочем кабинете, уставшая. Жарко, лето, как-то не хочется ни о чем думать… Вдруг на пороге моего кабинета стоит - ни мало, ни много - сам Николай Яковлевич. Я спрашиваю: «Что случилось? Как вы узнали, где я? Почему вы пришли?» А я тогда уже была на пенсии.

«Я хочу креститься!» - сказал он. И он действительно впоследствии принял крещение в Новодевичьем монастыре.

Сейчас он, с сожалению, уже почил. Но я видела фотографию его могилы на Троекуровском кладбище: там стоит крест. Крестил его очень знаменитый священник. Такая вот история…

Так вот, когда женщины видели, что идет автобус с этим пропуском, с такой «визитной карточкой», они выходили на дорогу и бросали нам на ветровое стекло громадные букеты цветов. Я буквально вся заливалась слезами, вообще была на небе! Это было счастье, потому что все мы были едины, все любили Бога, потому что мы знали, зачем мы живем, и нас ничто не разделяло! Это были самые счастливые часы моей жизни, они потом сыграли впоследствии очень большую роль.

Когда пришли в Дивеево, народ уже был готов ко встрече мощей, ко встрече Святейшего Патриарха. Все было очень трепетно. Конечно, была тут и свеча, про которую преподобный Серафим сказал заранее: «Берегите её, с нею потом будут встречать мои мощи!» Еще он пророчествовал о том, что его мощи будут лежать в Дивеево.

Николай Бульчук:

Светлана Ивановна, расскажите подробнее: что за свеча?

С. И. Горлевская:

Тогда ещё жив был отец Владимир Покровский, дивеевский протодиакон. Это родной брат нынешнего митрополита Ставропольского Кирилла (Покровского). Он и нес эту свечу в Дивеево навстречу мощам.

Когда в 1903 году выходили встречать мощи Преподобного Серафима, когда процессия из Арзамаса повернула уже к монастырю, от горящей свечи у него остался не очень большой огарочек. Этот огарочек хранился потом у матушки схимонахини Маргариты (Лахтионовой). И было пророчество Батюшки Серафима, который говорил: «С этим остатком свечи, с этим огарочком будут встречать мои мощи!».

Николай Бульчук:

Так и случилось…

С. И. Горлевская:

Конечно, так и случилось. Существуют многочисленные фотографии, на которых изображено, как отец Владимир идет, держа диаконскую свечу, а в ней стоит этот огарочек. По-моему, его до сих пор берегут. Он не сгорел тогда до конца: сколько-то погорел, потом его сохранили. Кстати, об этом лучше можно у дивеевской благочинной узнать.

Могу сказать, что Россия тогда ликовала. Когда я вернулась из обоза, естественно, пошла в Патриархию, чтобы сказать самые теплые слова владыке Арсению: за помощь, за поддержку. Потому что нигде, ни на каких остановках на нас не нападал рэкет. В Дивеево же на нас напали рэкетиры: «У вас очень хорошие книжки, значит, у вас должны быть деньги! Пожалуйста, мы завтра приедем - чтобы нам был готов подарок!»

Естественно, я рассказала об этом саровским ребятам: они пошли, сообщили кому надо, и к нам посадили казака для охраны. Так в нашем автобусе все три дня до отъезда и жил казак, а уже в Нижнем Новгороде присоединились кубанские и краснодарские казаки, и они уже потом несли вахту. Так что был и такой курьезный эпизод…

Когда я вернулась в Москву и пришла в Патриархию, мы уже были близкими и добрыми людьми с владыкой: молитвенное тепло этого обоза уже соединяло нас! И он меня поблагодарил тогда: «Я за вами внимательно наблюдал!» Я говорю: «Ну, и что, владыка?» -  «Слава Богу, сколько ещё есть хороших, сердечных энтузиастов!»

Пользуясь возможностью, хочу выразить громадную благодарность всем ребятам, которые тогда грузили и перегружали книги, во всем помогали, торговали… Лучше бы, конечно, собрать весь этот народ и попросить, чтобы они сами рассказали, что они тогда чувствовали… Не я, а те люди, кто шел вместе с обозом в сопровождении в это не очень легкое время. Меня часто спрашивают: какое мое самое сильное впечатление от обоза? Я отвечаю, что самое сильное впечатление от обоза то, что Русь – святая!

Николай Бульчук:

Действительно, это было такое яркое знамение самого Преподобного Серафима: «Пасха посреди лета». Действительно, тогда воспряла из сна Святая Русь! Это случилось после глухой поры в истории Церкви… С другой стороны, нас ждали не менее важные события: прославление Новомучеников и Исповедников Российских во главе с Царской Семьей, воссоединение Матери-Церкви. Что касается этого дальнейшего: предполагали ли мы тогда, что всё ещё только начинается? Мне кажется, у нас тогда еще не было этого чувства? Но вот, все как-то органично связалось с именем Преподобного Серафима, и постепенно, постепенно пошло возрождение Святой Руси.

С. И. Горлевская:

Нет, я могу сказать, что всё-таки нам казалось, что впереди у нас такие несказанные перспективы!.. Но вдруг у меня пошли разные искушения, так что я плакала день за днем. Правда, люди опытные предупредили: «Хорошо сходили в обоз?» - «Да!» - «Вот теперь держитесь…» Наверно, это закономерное явление после таких утешительных событий…

Николай Бульчук:

Искушения в работе?

С. И. Горлевская:

Да, в работе. Мне была высказана масса неудовольствий и тем, и этим… Я тогда этого ничего не понимала, не понимала главного: что совершается некий духовный процесс. Кстати, достаточно обычный в духовном плане.

Я же знала только одно: что все свои сердца мы вложила в эту поездку. Мы видели счастливых людей! Нам рассказывали потом, как люди, когда подъезжали мощи, старались эту машину, этот маленький микроавтобус, как можно дольше задержать. Автобус наш шел своим ходом, только в некоторых местах Святейший Патриарх разрешал остановиться, он выходил и преподавал всем благословение.

Сейчас, правда, бытует такая легенда, что иногда мощи открывали, и люди могли к ним приложиться. Нет, этого не было. Действительно, иногда Святейший благословлял народ, может быть, даже говорил несколько слов.

И поскольку вся эта людская процессия двигалась в одном направлении, это явилось подлинным пробуждением Руси, это было величайшее ликование, величайшее свидетельство того, что Россия - действительно святая. Что для России вера православная - залог её существования. Вот, что я вынесла для себя из этого обоза.

Николай Бульчук:

А что касается книг: как в дальнейшем складывалась судьба вашего магазина и издательства?

С. И. Горлевская:

Во-первых, в ту пору еще сохранялись книжки так называемого «самиздата», потому что из официальной литературы (вернее, официально издаваемой литературы) мало чего было. В то время начал «Радонеж» издавать полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста, но тома эти появлялись в зависимости от наличия денег.

Мало ещё было издательств. Издательство «Паломник» появилось, издательство Свято-Тихоновского института… Была, например, издана изумительная брошюра «Неизданные дневники» святого праведного Иоанна Кронштадтского. Помню, когда я читала, то плакала над ними, теперь храню этот экземпляр как великую память о тех временах, о той пользе, которую мне эта книжка принесла! Особенно перечислять какие-то выдающиеся книги я не буду - их просто не было, но были очень хорошие самиздатовские книжки: «Антропология» св. Григория Паламы, собрание сочинений св. Игнатия Брянчанинова, книги отца Иоанна Восторгова, собрание сочинений св. Ефрема Сирина. Кое-какие из этих книг мы сохранили, они у нас есть и сегодня, но, конечно, не в реализуемом фонде - просто как некая память.

Николай Бульчук:

В основном, в то время издавались репринты…

С. И. Горлевская:

Но это были книжки, которые издавались в официальных типографиях. Не буду говорить, в каких, потому что история «православного самиздата» - это выдающаяся страница в жизни нашей Церкви. И люди делятся на тех, «кто сидел», и «кто не сидел» за этот самиздат. Эти люди прекрасно знали, на что они идут, какие у них могут быть трудности. В Москве тогда было два больших православных магазина, в которых этот самиздат продавался. Надо сказать, что один из них пребывал под покровительством архимандрита Кирилла (Павлова) (второй, кстати, тоже). Находились они в центре города: один прямо на Арбате (в открытую, можно сказать), а второй - на станции метро «Аэропорт», рядом с метро.

Но, как ни странно, ни людей, ни магазины эти тогда никто не тронул! Там шла колоссальная торговля книгами!

В одном из домов, куда я была особенно вхожа, например, никогда не записывали: что ты взял, на какую сумму. Ты просто приходил, приносил эти книги, раздавал друзьям, продавал и приносил тот долг, который ты должен был вернуть. И тебе верили!

Была и своя система. В одной из знакомых мне семей были маленькие дети, у них - своя комнатка. Квартира была большая, но все остальные комнаты - заставлены стеллажами с этими книгами.

Это был большой праздник Православия. Не буду называть имен, но хочу всем, кто участвовал в этом процессе, сказать нижайшее спасибо, даже выразить им некое преклонение.

Что ещё можно сказать? Конечно, в это же время не молчала и радиостанция "Радонеж". Я не помню, чтобы мы особенно как-то обращались к Жене Никифорову с какими-то нашими просьбами что-то прорекламировать. В этом, по-моему, даже нужды особой не было. Мы были просто связаны, мы встречались. К нам приходил в гости Витя Саулкин, он подружил нас с отцом Нестором (впоследствии убиенным), с разными другими людьми. Вообще, жизнь была очень интересная, она была наполнена событиями, встречами, литературой, движением души и, конечно, чувством близости духовника.

Что касается книг, то ничего из того, что выходит сейчас на печатном рынке - такого обилия, такой тщательности и тонкости в каждом издании, - боюсь, я даже предположить тогда не могла! Потому что сегодня иной раз такие книги издаются, что даже не представляешь: как это вообще возможно, как люди созрели до этого уровня! Я уж не говорю про афонскую тему, про тему старчества. Я не говорю и о том, что сегодня издаются маленькие книжечки, которые ты можешь положить в карман и, сидя в метро, по пути на работу, их читать. То есть, появилась какая-то бережность по отношению к читателю. Прекрасно сегодня и оформление книг.

Вот мы с вами, Коля, разговариваем, а перед нами лежит прекрасная книга: "Красные маки для княгини". Это книга о великой княгине Елене Петровне Сербской. Княгиня, которая была женой князя Крови Императорской Иоанна Константиновича. Он с двумя своими братьями, Игорем и Константином, был сброшен вместе с Великой Княгиней Елизаветой Федоровной в шахту в Алапаевске. Елена Петровна осталась жива, это была женщина великого милосердия. Она не вышла замуж, потому что очень любила Иоанна Константиновича и была потрясена его жуткой гибелью.

Автор книги, Галина Игоревна Шевцова, написала об этой женщине великолепную книгу. Скоро она поступит в продажу.

Николай Бульчук:

Светлана Ивановна, а какие книги вы отбираете, вообще, как идет отбор? Ведь не секрет, что наряду с такими высокохудожественными изданиями, сегодня существует просто засилье (в определенных магазинах, конечно) разной низкопробной и, так сказать, «около-православной» литературы.

С. И. Горлевская:

Мне кажется, сейчас все же стало немножко по-другому: все-таки сегодня есть контроль Издательского совета, и храмы не рискуют брать подобные книги.

Я даже не знаю, как их назвать. Существуют какие-то молитвословы, которыми не будешь пользоваться (не буду говорить, по каким причинам), навязчивые, однобокие, бьющие в какую-то одну и ту же точку. Я считаю, что культура книгоиздания, как содержательная, так и оформительская, а также по разнообразию тематики, конечно, стоит сегодня на очень высоком уровне. И то, что было издаваемо в первые годы «свободы», когда нам привозили книги откуда-то из-под Смоленска (на громадных листах, на газетной бумаге), и заставляли раздавать бесплатно – разительно отличается от сегодняшних изданий!

На нас тогда очень многие обиделись: те, кто считал, что самое главное в жизни - некая навязчивая мистика, в которой лишь и нужно жить. Но я считала и считаю, что можно жить, например, книгами о Преподобном Серафиме или сочинениями Святителя Игнатия (Брянчанинова). Хотя, естественно, там не всё доступно мирянину. Хотя, слава Богу, есть и «Аскетические опыты», которые не так уж трудны для восприятия мирянина!

Прекрасные книги протоиерея Валентина Свенцицкого были изданы в эти годы. Очень было много книг Святителя Николая Сербского (Велимировича), к этому автору была какая-то особая тяга русского читателя, книги протоиерея Иоанна Восторгова. Разнообразная была тематика.

А сегодня на книжном рынке есть всё: и тот же Николай Сербский, и собрания сочинений Иоанна Восторгова, и Иван Ильин, и разнообразные издания молитвословов, Библии… Все сегодня прекрасно издано!

Например, недавно мне нужно было купить помянник. Но вы только посмотрите, какая высокая сегодня культура издания помянников! Какие выпускаются маленькие дорожные молитвословы! Всё сейчас можно купить, культура издания, повторюсь, сегодня очень и очень высокая.

Нашего издательства - издательства православного братства Всемилостивого Спаса - сегодня не существует. Отец Владимир (Воробьев) перевел его в издательство православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. И мы перешли туда полностью, вместе со своей издательской деятельностью.

У нас на повестке дня - события 1918 года. У меня большое желание рассказать, как строилось воспитание в семье Великого Князя Константина Константиновича, у которого было 9 детей (правда, одна девочка умерла в трехмесячном возрасте, но все остальные выжили, не считая тех, кто погиб в шахте в Алапаевске). Геройски, в первые месяцы войны, погиб любимый сын Константина Константиновича, Олег. И вот, надо бы рассказать об этом светлом князе Олеге, о трех братьях, которые сгинули в шахте, о том, как были воспитаны эти патриоты, эти бесконечно преданные России люди (особенно, конечно, князь Олег, который погиб в 22-летнем возрасте под Вильно). Его и отпевали так же в Вильно, сам Виленский архиепископ, Тихон (Белавин), будущий Патриарх. Он же сказал о нем удивительные слова: что это настоящий патриот, настоящий сын России.

Поэтому тема воспитания в семье Великого Князя Константина Константиновича, мне кажется, будет очень важна сегодня. Это будет бестселлер, потому что существует расхожее представление о том, что великокняжеский род -  это Баден-Баден, балы, флирт, что-то еще подобное. Простите, но это, мягко говоря, не так.

Недавно в газете «Радонеж» была опубликована прекрасная статья владыки Тихона (Шевкунова) о фильме «Матильда». Называется она, по-моему, «Ложь и клевета». Так вот, владыка пишет в конце статьи, что не надо ничего запрещать: просто мы должны рассказывать правду о том, как всё это было на самом деле! Это задача для нас, для издателей: рассказать читателю, как все это было на самом деле, кто были эти Великие Князья, как они жили, какова у них была степень милосердия, патриотизма, любви к России. И знаете, этот рассказ может быть бесконечным!

Спасибо владыке за то, что он заканчивает статью этим простым советом, а мы, издатели, должны ему последовать! Я бы о князе Олеге постаралась сделать фильм, у меня есть даже люди, которые могли бы над этим работать, но сегодня это - вопрос финансов. Поэтому, скорее всего, этого пока не произойдет.

Николай Бульчук:

Светлана Ивановна, всё, о чем Вы говорите, прекрасно и исполнено оптимизма.

Мы сВвами беседуем в год столетия русской революции, вспоминаем о трагических событиях столетней давности. Но на самом деле, некоторые наши соотечественники, наши современники, не разделяют подобного оптимизма. Даже некоторые священники (например, авторы нашей радиостанции) свидетельствуют о том, что у нас есть «определенная степень выбора». Некий экзамен предстоит каждому из нас: мы дошли до определенной черты, когда каждый должен сделать свой выбор, за кого он - за Церковь,  за Царя, за Православие, за Русь Святую, в конце концов?

Мы, например, говорим с Вами о чтении книг. Но чтение сегодня в прерогативе всё-таки у людей православных, более или менее культурных, потому что Православие и культура, простите, наконец, слились воедино, стали почти что синонимами.

Что же касается остальной «публики»: не получается ли так, что мы, православные, общаемся лишь в своем - замкнутом обществе, а остальные - невоцерковленные, некультурные, - живут лишь поп-культурой и масс-культурой? Смотрят то, что показывает им телевидение, плавают в бесконечных просторах Интернета, и питаются от этих дурных источников. Будут ли они слушать нас, будут ли они читать то, что мы им предложим, поверят ли они нам, Церкви?..

С. И. Горлевская:

Кто-то, да поверит, я в этом совершенно не сомневаюсь! Весь вопрос в том, как рассказать. Понимаете, есть книги талантливые, яркие. Можно навязывать, а можно волей сердца рассказывать читателю.

С другой стороны: давайте делать фильмы! Только, где деньги на это взять? Знаете, сколько можно сделать фильмов?! У нас есть талантливейший православный режиссер, который сделал прекрасный фильм о Дивеево, о гонениях безбожных (фильм 1991 года). Он получил в свое время очень много наград. Режиссер этот - Виктор Никитич Шкурко. Он готов сделать много фильмов. Пришел он как-то ко мне и говорит: «А где финансовое обеспечение?!»

Да, я согласна с вами: если по телевизору пропустить серию таких фильмов, создастся другая аудитория! Вы правы, она создастся, но как это будет, где, когда? Я лично готова, например, принять участие в целом ряде фильмов: рассказать зрителям то, что мною прочитано, у меня очень много материалов.

Например, могу рассказать о том, что старшая дочка Великого Князя Константина Константиновича, после того, как вырастила детей, осталась одна, муж её геройски погиб в первый же месяц Первой мировой войны. Она была в 24 года игуменией на Елеоне. Это 50-е, 60-е и 70-е годы: попробуйте в то время быть игуменией на Елеоне! Совершенно был разорен монастырь, но она его воссоздала, она его почти заново сделала! Монастырь существует и сейчас в прекрасном виде, это её трудами! И некоторые арабки, которых она маленькими детьми приняла в свой монастырь, сейчас ещё живы, они хранят благодарную память о ней. Единственное слово, которым они ее характеризуют, это «любовь». «Она любила нас!» - говорят эти пожилые женщины 80-ти, 75-ти лет. Она несла с собой любовь. Значит есть что-то, во что люди верят?

Мне кажется, Коля, что надо подумать, как сделать из этого передачу! «Радонеж» - очень хорошая радиостанция, но она всего лишь одна! Все равно, давайте на «Радонеже» больше рассказывать, давайте вторгаться как-то в души людские!

Николай Бульчук:

Мне очень хотелось бы, чтобы Вы рассказали, хотя бы кратко, о Ваших ближайших соседях и сотрудниках, в прошлом, богословского института, а сегодня – университета, об отце Владимире (Воробьеве), который бессменно возглавляет своё детище, кстати, Вашем духовнике. На Ваших глазах произошло становление и эволюция этого учебного заведения. Как Вы сегодня взаимодействуете, общаетесь, находите общие идеи?

С.И. Горлевская:

Что касается книгоиздания совместно с университетом, то мы общаемся только таким образом: обращаемся к автору. Сейчас некоторые сотрудники богословского университета готовят нам несколько очень хороших книг. В связи с приближающейся юбилейной датой митрополита Филарета Московского (Дроздова) в России пройдут большие торжества. А профессор Александр Иванович Яковлев принес нам уже написанную книгу о Владыке, которую мы ему заказывали. Это будет популярный рассказ о митрополите, но популярный -  это не значит совсем простенький. Вторая книга будет более серьезная. Её делает преподаватель богословского университета Бежанидзе. Вот что он говорит: «Никогда ещё не было рассказано читателю о том, в каких деяниях принимал участие митрополит Филарет Московский и как это происходило». То есть, не была отмечена его роль в государстве. Например, освобождение крестьян в 1861 году. Это же громадное деяние, в котором принимал деятельное участие митрополит Филарет, он его благословил. А подобных его основных деяний, по-моему семь или восемь, о них и будет написана популярная книга, чтобы читатели понимали: митрополит Филарет - это не только священнослужитель, но это - великая тайна, которую почти никто не исследовал, ведь полный корпус его трудов находится до сих пор за семью печатями. Книга будет представлять собой конкретный рассказ, рассчитанный на читателя, которому должно быть интересно. Это тоже наш заказ.

У нас только что вышла книжка «Незримая обитель». Кстати сказать, эта книга в каком-то смысле народная, потому что все мы любим Дивеево, все, так или иначе, бываем там. Но никто не знает, что все святыни Преподобного Серафима, к мощам которого мы в Дивеево прикладываемся, были сохранены дивеевскими монахинями в изгнании, проживавшими в Муроме.

Книгу о том, как это происходило в самом Муроме, написал священник, декан богословского факультета Свято-Тихоновского университета, протоиерей Павел Хондзинский. Надо сказать, он написал прекрасную книгу, которую люди просто прижимают к себе и говорят, что в этой книге -  свет, в этой книге -  радость, в ней столько солнца, столько света!..

Условия, в  которых монахини сохраняли эти святыни, были непростыми. В этой книге приведены и донесения сыщиков, и многие другие документы, которые дают полноту картины того, что на самом деле тогда происходило. Таким образом, получается, что мы как бы используем внутренние солидные ресурсы.

С тем же профессором Яковлевым и с отцом Павлом Хондзинским несколько лет тому назад, вместе с митрополитом Томским Ростиславом, мы сделали фильм «Обретенное царство». Это фильм о старце Феодоре, о котором также недавно было опубликовано несколько книг. Излагаются факты, подтверждающие, что старец Феодор и Император Александр I - это одно и то же лицо. Так вот, приведу тут мнение митрополита Ростислава (а в Томске покоятся мощи старца Феодора). Первый вариант фильма говорит: да, это одно и то же лицо. Но владыка митрополит запретил тиражировать этот фильм, заметив: «А где доказательства? Мы просто это чувствуем, это понимаем, в это верим. А Господь нам не явил этого, поэтому тиражировать фильм в таком контексте я не благословляю!»

Тогда были обижены авторы фильма, на несколько лет его «положили на полку». А потом отец Павел Хондзинский вместе с Александром Ивановичем Яковлевым, профессором, историком богословского университета, сделали прекрасный фильм «Обретенное царство», где просто проводятся параллели, из которых делается ясно: это вполне могло быть одно и то же лицо! А заканчивается вся эта история словами Христа Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия, и все остальное приложится вам». Таково было благословение владыки, он сам произносит эти слова во время молебна, и на этом заканчивается фильм.

Я считаю, что это правильно: давайте не будем спешить, Господь обязательно откроет, к что это было и как это было на самом деле. Значит, еще просто не пришло время. Рассказ этот мы этот сделали с прекрасной музыкой, потому что отец Павел Хондзинский по своему первому образованию – музыкант, он закончил консерваторию, поэтому фильм очень хорошо музыкально оформлен. Мы этот фильм уже много раз тиражировали, передавали хорошими тиражами в Томск.

Вместе с Томском мы сделали также прекрасную детскую книжку о старце Феодоре. Она была рисованная, долго потом находилась в продаже, сейчас даже какие-то остатки находим, но это на подарки.

Вот так мы сотрудничаем, и это сотрудничество бесконечно. Сейчас отец Павел, например, собирается писать книгу о Великой Княжне Тамаре Константиновне, о её игуменстве на Елеоне, материал мы уже собрали.

Николай Бульчук:

Много можно приводить названий: только вчера я ещё раз открыл книгу Ивана Карпова «По волнам моря житейского», недавно держал в руках книгу о блаженной матушке Екатерине Пюхтицкой...

С. И. Горлевская:

Тут стоит вопрос о канонизации: матушка Филарета, нынешняя игумения Пюхтицкая, поднимает его перед отцом Владимиром (Воробьевым).

Хочу сказать, что возможностей сегодня для того, чтобы что-то делать и не лениться - очень и очень много. В нашей магазинной жизни был такой совершенно изумительный момент – это когда мы, женщины, ходили в так называемые обозы. И обозы эти были неблизкими: Чебоксары, Самара, Ставрополь… Хочу тут выразить огромную благодарность Наташе Дроздовой, Марине Сорокиной, Анечке Николаевой, - сколько было сил у них, они развозили книги по России! Что касается Ани Николаевой, она путешествовала с книгами в южные края, это было небезопасно, нападал рэкет. Притом рэкет был разного рода: был даже такой случай, когда у неё просили деньги, а они были спрятаны. При себе в карманах было совсем немного, а тот, кто просил, настаивал на своем: давай деньги, и все! Рядом с дорогой стоял автомобиль «Жигули», оттуда подходил еще один рэкетир: «Чего ты с ней разговариваешь? Давай мочи её, да и все!» Всё это было… Но, вместе с тем, Коля, люди все это выдержали, и это тоже было великим, великим служение Господу! Так я считаю до сих пор и благодарю этих девушек!

Первые годы я тоже ходила в обозы, но потом и возраст, и занятость не дали мне возможности это продолжать. Мои обозы были такими: Петербург и Дивеево. И Батюшка Серафим, и Дивеево - не могу сказать, что это – «святыни моей жизни», это не так. Это то, без чего просто невозможно! Потому что Батюшка Серафим - это несказанная любовь к людям!

Когда тебе худо, когда тебе горько – можно немного забыться, но когда положение кажется тебе уже очень тяжелым, безвыходным, ты начинаешь понимать, что это -великая, совершенно бескорыстная любовь к людям и великое служение Преподобного Богу! Начинаешь понимать это четко, просто, и ощущаешь настоящую, подлинную веру в Бога. И все это - благодаря Преподобному Серафиму. Могу сказать ещё, что, конечно, моя молитва укрепляется молитвой моего духовника, вот она и спасает в этой жизни. Хотя насчет спасения – пока не знаю, но насчет помощи - точно.

Ещё хочу сказать, что с радиостанцией «Радонеж» нас все это время связывают очень теплые чувства. Так уж повелось, что и Кирилл, и Женя Никифоров, и Коля Бульчук, и Витя Саулкин, и Тонечка Арендаренко - это все наши давние друзья. Какие-то просьбы иногда бывают к ним: кто-то заболел, о какой-то книге надо рассказать, ещё что-то такое, - все это исполняется! Это невидимые нити, я не знаю, как их обозначить, но они есть. Спасибо Жене Никифорову за его необыкновенно тяжелые труды по сохранению радиостанции «Радонеж»! Зная лично всех основных сотрудников «Радонежа», я могу сказать, что никто из них просто не способен на это, кроме него! Пусть на меня никто из них не обижается, но одно дело - делать изумительные, интересные передачи, другое дело - сохранить и поддерживать радиостанцию как таковую. Мне кажется, что таким верным и могучим стражем «Радонежа» является Женя Никифоров. Поэтому еще раз спасибо ему большое за эту нужную нам радиостанцию. И спасибо всем тем, кто ему помогал, с кем он все это строил!

Николай Бульчук:

Спасибо и вам, дорогая Светлана Ивановна! Я хотел бы пожелать Вам от всей нашей громадной слушательской аудитории, от лица нашего директора, Евгения Никифорова, от всей нашей редакторской группы - доброго здравия и помощи Божией! Благодарим Вас и за всегдашнюю помощь, советы и беседы, которые так нас утешают. Вот, мы сидим в Вашем рабочем кабинете, в окружении книг, икон, святынь и в окружении Вашей любви, которая распространяется и на любовь к нашим общим святыням - в Сарове, в Дивеево, на любовь к этому дивному святому, Преподобному Серафиму Саровскому, который так же связал нас на всю жизнь! И в моей личной жизни Преподобный очень много поучаствовал непосредственно, это всё отчетливо ощущается! Мы счастливы тем, что мы все эти годы общаемся вместе с Вами, рядом с Вами, в подлинной христианской любви. Такое чувство сейчас испытываешь, будто время остановилось! Между тем, оно идет вперед, и я уверен, что этот очень непростой, очень символичный год будет ознаменован еще чем-то таким, чего нельзя сформулировать однозначно. Такое чувство, что после этого года воспоследует нечто и в России, и в Церкви, и, может быть, в жизни каждого из нас!

Господь милостив, мы же будем лишь ждать от Его руки то, что Он нам пошлет! А Вам ещё раз - поздравления и всяческих успехов в Вашем нелегком труде. Я уверен, что Преподобный Серафим, который хранил и покрывал вас столько времени, не оставит Вас и впредь.

С. И. Горлевская:

Я хочу только сказать: то, что происходит в Церкви - это созидание веры в моем сердце и вокруг меня. Дело каждого: хочет он понять и принять волю Божию или нет.

В моей жизни, в этой рабочей жизни, бывали очень трудные моменты, когда, казалось, схватишься за голову и куда-то побежишь. Но, вместе с тем, ты понимаешь: на всё воля Божия, и ты начинаешь в этих ситуациях любить Бога! Понимать: это происходит, это дано тебе для того, чтобы сделать следующий, хотя бы маленький, шажочек по направлению к Богу. Вот, и слава Богу за всё!

 

 

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 7 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+