Перейти к основному содержанию

00:06 24.04.2024

Почему освистали министра (Иеромонах Макарий)

14.01.2013 23:55:27

Хорошо, но мало,
или Почему освистали министра

 

Иеромонах Макарий, гор. Иваново

 

Хорошо жить в свободной стране.  Публичное свидетельство нашей свободы было на днях принесено в самом сердце столицы, в древнем Кремле. В день открытия Четырнадцатых Рождественских Чтений многотысячная аудитория до отказа набитого Кремлевского Дворца Съездов освистала министра образования и культуры г-на Фурсенко и не дала ему возможности продолжать свою речь, пока Его Святейшество не призвал народ к тишине.

Недовольство наше, чтобы не сказать негодование, было вызвано планами г-на министра о введении в средних школах страны курса «История мировых религий» – вместо «Основ православной культуры».

Наивному взгляду может показаться, что разницы между тем и другим почти что нет, что шум поднят по недоразумению. На самом же деле именно недоразумение – отсутствие разумения – препятствует нам развернуть гораздо более обширные и решительные действия в защиту наших детей, нашей страны, нашей жизни.

*                        *                        *

Когда в русло реки сбрасывают ядовитые отходы, мусор, канализационные стоки, или как-либо еще извращают её течение, река не гибнет: стоит лишь остановить враждебное воздействие, как начинается самоочищение и восстановление русла, и вскорости река возрождается к новой жизни. Но если отравлен будет источник свежих вод – поверхностный и подземный водосбор – то спасения нет: экосистема реки погибает, и она превращается в сточную канаву для своих новых хозяев.

Река – это Россия. Её водосбор, непрерывно обновляемый источник свежего, чистого притока – это наши дети, наше молодое поколение. Его защита – или, наоборот, гибель – это наша система образования.

«Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации», – отмечено в Федеральной программе развития образования, и далее сказано: «Важнейшей проблемой является восстановление единства систем обучения и воспитания… Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности».

Вековая мудрость и здравый смысл говорят об одном: у нас нет другой опоры, нет другого источника подлинных ценностей, кроме сокровища нашего духовного наследия, переданного нам поколениями наших предков.  Отворачиваясь от него, мы отравляем себя самих и нашу молодежь ядом мнимых ценностей, о чем столь ясно говорит всё то, что с такой горечью мы видим вокруг себя в России и в других странах.

Сказанное совершенно очевидно едва ли не для всех граждан России, независимо от их вероисповедания, степени воцерковленности, политической ориентации и т.д.  Тем самым восстановление связи между Церковью и школой, связи между небом и землей в сфере образования, можно считать делом решенным… Станет ли с этим мириться противник? Разумеется, нет. Он идет в контратаку под видом курса «История мировых религий».

*                        *                        *

Отравление водосбора, в отличие от прямого загрязнения русла реки, может происходить исподволь. Нарушение равновесия природной среды, незаметное в данный момент в данной точке, приводит к экологической катастрофе на больших пространствах, за долгое время. Так же и с религией в школе.

Какое зло в том, что дети будут изучать историю мировых религий? Никакого – или почти никакого. Страшное зло произойдет тогда, когда этот учебный курс в масштабах всей страны и в законодательном порядке закроет доступ Православию в школьные классы. «Вам нужно религиозное образование? Пожалуйста, вы его получили: История Мировых Религий.  В чем проблема?» – и редко-редко кто из наших сограждан сумеет объяснить суть проблемы, тем менее мобилизовать общественные силы для её решения.  Стратегия очевидна, и было бы самоубийственной глупостью предполагать, что противнику она не видна.

Очень много и всерьез было сказано по существу различий между тем и другим учебным курсом; повторяться нет смысла. Поэтому посмотрим здесь лишь на одну сторону вопроса: кадровую. Кого представит завуч школьникам в качестве преподавателя новой дисциплины?

Историю мировых религий придет преподавать «религиовед». Беру это слово в кавычки, потому что образ сей не слишком ясен и довольно зловещ. Всем памятны «искатели (чаще искательницы) истины» времен позднего застоя и раннего перестроя, лица с неплохим гуманитарным образованием, «верящие во всё», с горящими глазами и возбужденными речами, искренне вознамерившиеся «привести к единству все религии мира», «добиться взаимопонимания между нациями и верами», «очистить христианство от чуждых наслоений» и т.п. Те из них, кто сохранил прежние интересы, кто не сгинул в белых братствах и богородичных центрах, будет сегодня весьма склонен выступить в роли педагога-религиоведа.  Да и как откажешь ему (ей), будь она даже представительницей Общества Сознания Кришны или Сторожевой Башни? Перед законом у нас все равны.  И если глухому всё же не доверят преподавать музыку, то на каких основаниях можно не допустить иеговистку к преподаванию Истории мировых религий?  Чем она хуже других??…

Теперь – об Основах православной культуры.  Помнится, кто-то из популярных православных авторов однажды заметил, что рад отсутствию успеха на этом фронте: преподавать, дескать, всё равно некому, а если бы курс ввели в обязательном порядке, в школу пришли бы «не те» люди.

Категорически с этим не согласен. Представим себе, что во время войны министр обороны стал бы препятствовать мобилизации новобранцев и офицеров запаса: «не те», мол, люди, и воевать как следует не умеют… Не надо, конечно, желать нашим оппонентам разделить судьбу этого злосчастного министра; но и не надо забывать, что идет война.  Настоящая.

…Так кто же сможет преподавать Основы православной культуры? Ответ весьма прост и прямолинеен: сможет каждый православный и культурный преподаватель.

Это вовсе не игра в слова. Надо принять в расчет мировоззренческую базу курса, на которой каждый, кто ее разделяет, сможет построить такое здание, которое будет ближе всего к его собственному духовному и практическому опыту, к области его житейских и академических интересов. Именно на таком многомодулярном подходе строится сама идея курса Основ православной культуры, и именно этим он выгодно отличается от Закона Божия, формализм и отвлеченность которого стяжали в свое время столь недобрую славу.

Итак, каждый православный верующий с достаточным уровнем культуры и навыками преподавания – школьный учитель любой дисциплины, преподаватель воскресной школы, священнослужитель – может взяться за дело и донести до детей те стороны православной культуры, которые ему лично наиболее близки и интересны: тем самым гарантируется жизненность, практическая направленность курса, живой интерес со стороны учащихся, воспитание нравственных ориентиров и подлинных ценностей, о которых говорят официальные документы. И что особенно важно, такая учеба будет двусторонней: в процессе работы со школьниками преподаватель непременно будет совершенствовать свой материал – и совершенствоваться сам…

*                        *                        *

Когда не так давно наши сограждане обнаружили, что в результате «монетизации льгот» государство не в меру надавило им на карман, ответ был решительным и быстрым: пикеты, демонстрации, гневные статьи в прессе, политические интриги. И, надо сказать, всё быстренько наладилось, как тому и подобает в свободной стране.

И на эти же мысли невольно наталкивает инцидент с г-ном Фурсенко во Дворце Съездов. Сегодня нам давят не на карман, а на самое сердце, на источник наших свежих вод, на нашу надежду – на детей. И где наш ответ?

Неплохо, конечно, утереть нос г-ну министру в Кремле, в присутствии почетных гостей… Только он к этому привык: должность у него такая.  А вот взять бы пример с наших пенсионеров; проявить бы такую же сплоченную активность, как проявили они ради своего трудового рубля – и дело пойдет.

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+