Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Аналитика

Все материалы

Почему мы терпим матрешки-иконы?

12.02.2016 12:23

Александр Артамонов

Недавно корреспондент «Россия 24» снял следующий сюжет: при посещении одного из людных мест нашей столицы ему пришлось обратить внимание на своеобразный ассортимент ларьков, традиционно торгующих хохломой, палехом и матрешками. Между деревянными лакированными ложками и псевдосоветскими ушанками прямо в центре стенда расположилось небольшое стадо матрешек. Каково же было его удивление, когда, вместо традиционных лиц рисовано-русских голубоглазых матрешко-красавиц, он увидел лики Христа и Богородицы?!! А между тем, продавцы весело рассказывали, что такие «поделки!» пользуются повышенным спросом у иностранцев и некоторых русскоязычных гостей столицы. Идут они не менее бойко, чем шелковые коврики с изображением Спасителя…

Просмотрев сюжет, поневоле не мог не вспомнить, как приобрел – по случаю Нового Года – православный отрывной календарь. В нем, естественно, помимо указания памяти какого святого день, церковных праздников и дня старого стиля, напечатаны изречения святых старцев или выдержки из трудов православных классиков. Как у многих наших единоверцев у меня появился вопрос, куда девать использованные листки. Рука не поднималась бросить их в мусорное ведро с бытовыми отходами, а наша приходская церковь на Болвановке, рядом с Николой в Кузнецах, брать на уничтожение календари отказывается. Сжигать самому в центре города невозможно – не костры же во дворе разводить! И вот мы с женой складываем листки календаря и другие вещи, вышедшие из обихода, но имеющие отношение к Церкви, чтобы - рано или поздно - отвезти их в Медведково, где в приделе местного храма постоянно топится печка для таких дел.

          Это длинное повествование, наверное, потому имеет смысл, что, утратив уважение к святому, мы автоматически встанем на путь народов, идущих в никуда. Напомню, что дань уважения к святому присуща любому религиозному мировоззрению. Правоверные мусульмане, например, никогда не бросят на землю вещь зеленого цвета, так как этот цвет священен для последователей Мухаммеда. Разрушение в 2012-ом году исламистами священных мусульманских гробниц города Томбукту и уничтожение ста тысяч религиозных рукописей вызвало взрыв негодования у местного верующего населения на южной окраине Сахары и положило начало уничтожению самопровозглашенного боевиками государства Азавад. Варварское отношение к местным святыням в Ираке и Афганистане со стороны  американцев помогло местным жителям лучше осознать, что они имеют дело с абсолютно бездуховными завоевателями, с которыми невозможно договориться. Другой пример являет Япония, где практикуется синтоизм. У японцев немыслимо неуважительное отношение к некоторым заповедным природным местам, связанным с религией синто – от Фудзиямы до скал Мэото Ива, так называемых «островов любви и верности», возле острова Хонсю… Так неужели же нам учиться уважению к святому у синтоистской Японии?

          Наши оппоненты, просвещенные либералы-схоласты, начнут, конечно, доказывать, что так мы и до церковно-славянского в быту договоримся, до духовной диктатуры и прочих излишеств дойдем! Тем не менее, вежливое отношение к религиозным символам – залог социального мира и спокойствия. Само слово «символ» означает по-гречески «видимая малая часть чего-то большего, вещественное отображение отвлеченного понятия». Другими словами, вещь, являющаяся символом, являет только зримый образ, соединенный пуповиной с чем-то надмировым. Поругание образа Христа, представленного в виде раскрывающейся матрешки, в которой прячется какой-нибудь еще один "святой" и т.д. – это уничтожение Образа. Наши недруги тоже живут в тысячелетиях и великолепно понимают, что вода камень точит. Если сегодня Вам стало все равно, что коврик с Христом покупают для каких-то явно не канонических целей, то завтра Вы спокойно отреагируете на разрушение церкви или переплавку колоколов на пушки.     Возможно, именно потому японцы и умудрились сохранить свою религию и общество от иностранных посягательств, что всегда, скрупулезно, вплоть до мелочей, защищали свои святыни и образ жизни. Наше же общество прошло через ужас отказа от самого себя в советское время, через изживание из себя чувства святыни.. И вот, не успели мы оправиться от лихолетья, как вновь нас пытаются превратить в скотов, не уважающих собственную веру. Причем для этого все методы хороши – от «Пусси Райот» на солее в Храме Христа до деревянных разборных кукол со священной символикой. Не так давно, лет восемь назад, проезжая по Кремлевской набережной, рядом с Большим Каменным мостом, я увидел рекламу популярного американского мультфильма «Шрэк»: на гигантском билборде была выведена готическим шрифтом латинская буква «S» зеленого цвета. Снизу подпись: «Шрэк – Да приидет царствие твое!» Как Вы понимаете, любая случайность при  использовании основной христианской молитвы исключена. В тот момент я и понял, что испытывают мусульмане при чтении «Сатанинских стихов» Салмана Рушди. Немедленно захотелось что-то сделать и, прежде всего, узнать, кто стоит за этим святотатством.

          Так что, на мой взгляд, прав Павел Крашенинников и Федеральный Закон «О защите религиозных чувств верующих» имеет смысл. Любое чувство – и религиозное, и кощунственное – насаждается и воспитывается. Так давайте же научимся защищать свои святыни!

Все статьи

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]