Перейти к основному содержанию

03:08 21.08.2018

Параллельные линии: фашизм, либерализм, коммунизм

18.06.2015 11:24:01

В последний год с небольшим приходится наблюдать взрывной рост ностальгии по советскому прошлому, симпатий к социалистическому эксперименту. Причины резкого ускорения «красного ренессанса» ясны — усиление патриотических настроений в обществе в связи с возвращением Крыма и войной на Донбассе. Пока власть пытается взращивать в стране патриотизм неидеологический, скорее даже деидеологизированный, с ним начинает конкурировать патриотизм советского, идеологического типа. Свою роль играет и украинская насильственная «декоммунизация». Теперь в России тема демонтажа ленинских статуй и советской символики получила сильнейший негативный оттенок, поскольку ее прочно привязали к теме ультранационалистического варварства в соседнем государстве. В части российского общества параллельно украинским вакханалиям происходит реабилитация образа Сталина и прочих большевиков, получают оправдание советские массовые репрессии. Заодно развенчиваются кое-какие радикальные антисоветские мифы, нагроможденные за четверть века теми, кто вместе с водой сознательно и профессионально выплескивал из российского корыта «ребенка».

В этом потоке красного ренессанса, когда смотришь на него извне, бывает трудно, отринув первое (оправдание большевизма), принять второе (разоблачение либеральных мифов об СССР). Более того, иногда вполне оправданная негативная реакция на возрождение  мифов о прекрасной жизни в Стране Советов порождает ответное мифотворчество в консервативно-православном сегменте общества.

Зрелище, когда одни мифы в запале разоблачения заменяют другими, печально, однако оно стало уже привычным. В слишком «горячее» время живем, в слишком разогретом идейными противоречиями обществе. Нас качает как маятник. Беспамятство оголтелой либерал-русофобии сменяется ложной памятью советского рая. От этой ложной памяти резко бросает в жар гипербол, гипертрофированных сравнений советского режима с нацистским не в пользу первого: был он якобы хуже, гаже и намного вреднее, чем фашизм.  В горячке спора это говорят не записные белоленточные либералы, а православные традиционалисты и государственники.

Тем временем в Госдуме появляется инициатива приравнять даже простое сравнение коммунизма с фашизмом к уголовнонаказуемому деянию. В случае принятия подобного закона, вероятно, станет рискованным делом любой сравнительный анализ  этих двух противостоявших друг другу идеологических систем. А такой анализ является непременной составляющей философского осмысления истории ХХ в. и частью правоконсервативной, вполне справедливой критики советского режима.

Подобные неумные и провокационные законотворческие инициативы родятся исключительно в кипящем бульоне политических и идеологических страстей, раздирающих народ. Когда мы даем волю публицистическим эмоциям, нами легко манипулировать со стороны, стравливать в бесплодных словесных драках, а то и в более серьезных боях с причинением тяжкого телесного. Взвешенная позиция, непредвзятый исторический анализ в наше время на вес золота. Но тем сильнее ответственность одной из дискутирующих сторон, которая самим фактом своей воцерковленности призвана к усмирению страстей.

Мнение же о том, что большевизм был хуже нацизма и принес нашему народу намного более вреда, — страстное, эмоциональное, не обоснованное фактами. Да и попросту льющее воду на мельницу тех, кто жадно желает пересмотра итогов Второй Мировой войны, ущемления интересов России на геополитической арене.

Оно  неверно в основе. Советскую и нацистскую системы можно сопоставлять как угодно, но только не в градациях «лучше-хуже», «меньше-больше». С одной стороны — кровавый колониальный этнорасизм, развязавший мировую бойню, очищавший для себя «жизненное пространство» от «недолюдей», корнями глубоко уходивший в  язычество и оккультизм. С другой — кровавый классовый расизм, к 1930-м гг. расставшийся с планами поджога мировой революции, тщетно пытавшийся найти в Европе союзников для противостояния Гитлеру или хотя бы отсрочить войну, видевший в тех, кого он объявлял врагами, все же людей, а не полуживотных-унтерменшей, воинствующе безбожный, корнями уходивший в иудейское мессианство, трансформированное на политэкономический лад. Русская пословица по этому поводу говорит: хрен редьки не слаще. Они просто разные. Хотя и похожи.

Статистические исчисления ущерба, нанесенного ими в целом, невозможны, а нестатистические бессмысленны. Нельзя даже подсчитать людские потери, поскольку нет точных и окончательных цифр. Однако в любом случае количество одних лишь погибших во Второй Мировой намного превышает даже самое завышенное число репрессированных в СССР (а из этого числа только часть казнена и погибла в лагерях, ссылках).

Поскольку утверждения, что большевизм хуже фашизма, раздаются в православной среде, то речь, очевидно, о вреде не материальном, а духовном. Посмотрим. Какой именно вред считать специфичным для большевизма, не присущим иным деструктивным идеологиям и политическим режимам Новейшего времени, тому же нацизму? Разрушение христианского сознания и обезбоживание общества? Обесценение человеческой жизни? Уничтожение культурных традиций народа? Искоренение традиционной нравственности, основанной на религии? Распад семейных ценностей? Узаконение массовых убийств в виде абортов? Распространение «альтернативных духовных поисков» в позднем СССР (оккультизм, эзотерика, паранауки и пр.)? Алкоголизация и наркоманизация общества (опять же в позднем СССР)? Криминализация менталитета (восприятие психологии «социально близких» советской власти уголовников — но этот джинн вырвался на волю уже в постсоветское время)?  

Ну да, в нацистской Германии провозглашались принципы крепкой арийской семьи и были запрещены аборты — но только среди расово-ценного населения, а алкоголизм и наркомания считались несовместимыми со статусом истинного арийца. В СССР в общем-то было все то же самое, к тому же без расового подхода, и даже аборты ненадолго запрещали, тогда как демографическая политика нацистов насаждала аборты среди «неполноценных». Во всем  остальном они также друг другу не уступят. Впрочем, есть одно существенное «но».

Порча нравов в России началась не с большевиков, а намного раньше. «Сексуальная» революция случилась в середине XIX в., распад семейных устоев шел с тех пор по нарастающей. До 1917 г. подпольные аборты уже широко практиковались. Отход от христианства, расцерковление общества набирали обороты с XVIII в. Духовенство утратило силу нравственного авторитета, низшие сословия уходили в раскол и секты, разночинцы баловались прогрессивными философиями, дворянство влеклось к оккультизму, столоверчению, окончательному «афеизму». «С чего все началось?» — терзается вопросом герой фильма Н. Михалкова «Солнечный удар», офицер потерпевшей поражение Белой армии. Да вот с этого самого. Святой Иоанн Кронштадтский предупреждал же задолго до 1917 г.: «Если не будет покаяния у русского народа… Бог отнимет у него благочестивого царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами». Громко предупреждал. Не вняли. Так почему виноваты во всем, что произошло со страной после октября 1917-го, только большевики?

Стенания некоторых современных православных, что, мол, коммунисты уничтожили «историческую Россию» — это засовывание головы в песок исторических иллюзий. Ноги у исторической России подпилены были задолго до. Не потому советским людям было негде молиться, что большевики ликвидировали храмы — а храмы по Божьему попущению уничтожались затем, что в них некому было молиться. Господь вынес Свой приговор «исторической России, которую мы потеряли» по собственной вине. И если два поколения советских людей выросли, жили и умерли в безбожном помрачении, не слыша истин Христовых, то в этом опять же не следует винить большевиков. Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2:4), Он «испытует все сердца и знает все движения мыслей» (1 Пар.28:9), и «возможность спасения везде дана Богом всем» (преп. Никон Оптинский). Чье сердце вопреки безбожному агитпропу начинало испытывать жажду Истины и спасения, тому Господь посылал все потребное для этого. Прочих, не жаждавших, Он хранил от слышания слова Божия, дабы посмертное воздаяние по их грехам было меньшим, чем у тех, кто слышал и знал, но равнодушно отрекся...

Однако в любом случае разговоры о фашизме и коммунизме в терминах «лучше-хуже» или их равенства однозначно дают искаженную картину. Искажается она оттого, что отсутствует упоминание еще одного участника этой тройки идеологических конкурентов XX  в. — либерализма, который всегда остается в тени при этом сравнении «тоталитаризмов». Более того, в тень его намеренно убирают, выдвигая на первый план большевизм и нацизм, поскольку эти два проиграли конкурентную борьбу и на них можно «валить как на мертвых». Мировое информационное поле после их крушения (с 1990-х) целиком захвачено победителем — либеральным дискурсом, который устанавливает свои правила общественной дискуссии. Те, кто ставит между фашизмом и коммунизмом знаки «равно» или «больше-меньше», играют в навязанную игру с жестко заданными условиями. Выигрыш же всегда остается за теневым участником игры.

Поэтому тему масштабов вреда для России со стороны коммунистов надо начинать не со сравнений с деяниями фашизма, а с того, сколько вреда мог принести России либерализм, если бы его не смели в октябре 1917 г. большевики. У подавляющего большинства населения страны в последние годы выработалось стойкое отвращение к либерализму именно потому, что он обрушился на Россию в конце XX в. «стремительным домкратом» — слишком больно. Если бы он развивался у нас поступательно после февраля 1917-го и доныне, Россия сейчас, скорее всего, спокойно разделяла бы все западные «ценности», не тревожась по поводу их противоестественности, и часть общества точно бы не страдала имперской ностальгией вкупе с великодержавными амбициями, поскольку страна добровольно урезалась бы до размеров среднего европейского национального государства. Ведь территориально разваливать Российскую империю начали опять же не большевики, а политика Временного правительства.

Либерализм, идеология тотальной эмансипации общества и личности, свободы от всего, есть точно такой же «тоталитаризм», как первые два. Это не сразу становилось понятно, поскольку социальные эмансипации в странах либеральной демократии начинали свой ход с медленного шага, лишь постепенно ускоряясь. Сейчас их скорость и вал достигли такого уровня, что количество резко перешло в качество. Свобода от «гнета» традиционных ценностей превратилась в право свободных сверхчеловеков навязывать свои правила недемократическим недочеловекам любыми средствами вплоть до «гуманитарных» бомбежек.

Либерализм имеет гораздо более родства с фашизмом. Либеральные демократии не только не отвергли «старый добрый» европейский расизм, на котором основывалась  колониальная политика западных держав. Напротив, современная либеральная мораль приспособила под себя старые, по сути фашистские практики зачищения колоний от населения (Северная Америка, Австралия и др.) и обращения «неполноценных» народов в рабство. Практики эти достигли своего людоедского пика развития именно в англосаксонском мире, который сейчас презентует себя как единственного вершителя судеб всей планеты. Гитлер лишь скромно скопировал этот опыт, о чем сам неоднократно говорил (см. М. Саркисянц. Английские корни немецкого фашизма). А в наше время полем применения усовершенствованных  колониальных технологий вымаривания населения стала, например, постсоветская Россия.

Классический этнорасизм  в либеральных демократиях со временем трансформировался в расизм политический — теперь неполноценными признаются не этносы и расы, а «недемократические» народы. Причем степень их недемократичности определяется исключительно колониальными интересами западных демократий.

Все три идеологии, три чумы Новейшего времени — нацизм, коммунизм, либерализм — это проекты нового рабовладельческого строя в разных политических форматах. В них в разной степени сочеталось и сочетается массовое порабощение людей — физическое, политическое, духовное. Либерализм оказался хитрее. Он порабощает души и уже из этого извлекает прибыль, манипулируя ими при помощи разнообразных симуляций «свободы». Нацизм и большевизм были прямолинейнее, закабаляли по старинке — не столько души, сколько тела, потому и проиграли. Но либерализм, лишившись конкурентов, сам деградирует, теряет свою хитрость, примитивирует до вульгарного порабощения грубой физической силой — развязыванием войн по всему миру, организацией госпереворотов и вооруженных банд  (исламских сатанистов-ваххабитов, бандеровцев и др.), полицейским отстрелом населения в метрополиях. Да и закабаленные души граждан метрополий (западного «золотого миллиарда») со временем будут предоставлять хозяевам все больше возможностей для возрождения классического рабовладения.

Все три — это проекты антихристианского мятежа и воинствующего неоязычества, выстроившие каждая под себя свои политические режимы. Выбирать, какой из трех лучше, — повестка постхристианского мира с его укоренившимся материалистическим сознанием. Выбор совершенно ложный, не дающий истинной альтернативы. Для христианского сознания все три — хуже. Однако отличие коммунизма в том, что он оказался способен взвалить на себя и возглавить (да-да) борьбу за право народов на жизнь, воспринять до определенной степени кое-какие нравственные ценности русского народа и внешнеполитические традиции Российской империи, освобождавшей не только себя от горе-завоевателей, но и пол-Европы…

Считать себя грешнее всех прочих — личная норма христианина. Но это становится бессмысленной и ложной установкой, если относить к целому народу, даже если он извалялся в грехах, как в грязи. А тем более — к политическому режиму государства.

Комментарии

чт, 06/18/2015 - 18:11 :

Сильная статья. Эта тема уже интенсивно обсуждается с тем же итоговым результатом на "Русской народной линии" в связи с постами В. А. Саулкина, о. Александра Шумского и др. В дополнение к сказанному Н. Иртениной, подчеркну, что окаянная февральская революция 1917 г. по факту РАЗВЯЗАЛА В СТРАНЕ ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ. Она была "горячей" в 1918-1922 гг., но в других формах продолжается по сей день. Прежде всего, в экономической и в информационно-психологической. В том числе, и в нынешней идеологической войне вокруг советской эпохи в истории Отечества. И политические репрессии 30-х гг. надо рассматривать в таком концептуальном ключе. Это было продолжением гражданской войны ПРИ САМОМ АКТИВНОМ И МАССОВОМ НАРОДНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ. И при повальном малодушном попустительстве творившимся беззакониям остальной части народа. При этом, как всегда и везде, народ был представлен сознательными человеческими личностями, которым было вольно поступать или не поступать по чести-совести. И оно куда как удобно развешать всех собак лично на Сталине - для успокоения (или для усыпления?) народной совести. Кстати, этим сталинократия в корне отличалась от режима Гитлера в условиях по-нацистски консолидированной Германии, когда её политическое руководство и народ были единомышленниками. Это - к вопросу о "войне с народом" Сталина, которой не было у Гитлера. И вообще, концепция большевиков-сатанистов, изнасиловавших доверчивый, белый и пушистый народ, извините, для Хрюши и Степашки. Каждый народ имеет таких правителей, которых заслуживает. Это - не гегелевская "фигура речи", а суть адекватных концепций роли личности в истории. А как этот МЛАДЕНЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ в понимании роли исторических личностей силён у нынешних очернителей советской эпохи! А уж у православных аналитиков - особенно.

чт, 06/18/2015 - 19:25 :

Наталия! Вы совершенно правы!
Коммунизм - его апокалиптический символ – зверь багряный [Отк. 17, 3]. Как идеология безбожия коммунистическое мировоззрение может рассматриваться как род психического помешательства. Сказано: "Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро" [Пс. 13, 1], Атеизм – начало безнравственности и крайних форм нечестия (как осквернение и разрушение естественных начал жизни). Сказано: "В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа; "не взыщет"; во всех помыслах его: "нет Бога!"" [Пс. 9, 25].

Национал-социализм - оскорбительное для Бога движение. Его апокалипсический символ – дракон [Отк. 12, 14]. Подрывает основы библейского откровения. Всецело зиждется на идеях Дарвина, Ницше и Талмуда. Вера национал-социалистов в эволюцию, евгенику и культ "сверхчеловека", позволяет классифицировать их как секту сатанинской направленности. Их учение о расовом превосходстве одного народа над другим не выдерживает библейской критики и является прямым продуктом ложного неоиудейского учения о преимуществах крови. Религия древних евреев не знала такого учения. Ветхозаветная традиция не знает и самого понятия нации . "Еврей", "иудей" в библейском пониманий, – это член религиозной общины Авраама, что согласуется и с новозаветным пониманием этих понятий [Рим. 2, 28-29]. Писание уравнивает в глазах Создателя весь "род человеческий", произошедший "от одной крови" [17, 26] праотца нашего Адама. Любое учение о "полулюдях" или "недочеловеках" есть проявление полного духовного невежества и крайне опасных для общества уголовных наклонностей. Сказано: "Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их" [Пс. 48, 14].

Демократический либерализм - есть опасное политическое безволие, подчинённое инстинктам толпы. Его апокалипсический символ – лжепророк [Отк. 16, 13]. Писание категорично осуждает безответственных демократов и решительно рекомендует дистанцироваться от них [Мф. 7, 13-14]. Идеи л

пт, 06/19/2015 - 08:00 :

Н. Иртенина упомянула фильм Н. Михалкова «Солнечный удар». При православно-духовном восприятии этого фильма он представляется притчевым буквально по-евангельски. Спаситель сказал, что для духовного соблазнителя верующего в Него дитя лучше бы этому соблазнителю повесили мельничный жёрнов на шею и утопили в глубине морской. Кульминацией фильма при этом представляется эпизод из 1907 г., когда молодой главный герой с либеральной «толерантностью» и с юмором сталкивает церковного отрока Егория через дарвинизм в атеизм. Личная же церковность главного героя представлена чисто формальной. А в 1920 г. этот уже взрослый Егорий буквально топит главного героя в глубине морской. Не знаю, осознаёт ли сам Н. Михалков эту притчевость своего фильма, но фильм по его авторскому сценарию получился в высшей степени православным по духу. Главный герой олицетворяет либеральную часть российской интеллигенции, которую земная часть РПЦ шаг за шагом отталкивала от себя в 19-м веке. А формально крещённые и ушедшие из Церкви большевики типа Георгия Сергеевича олицетворяют собой ту часть, которая пошла за социал-демократами и большевиками. А в целом, порвавшая с РПЦ российская интеллигенция – закономерный итог неуклонной деградации земной части РПЦ в русле церковных реформ Петра1-го. И её кульминацией стало предательство Церковью Божиего Помазанника именно в окаянном феврале 1917 г. А уж последующая оппозиция РПЦ богоборчеству большевиков представляется отчаянными попытками загладить это падение в феврале 1917 г. Но искупить его было возможно не анафемами большевикам, но только кровью новомучеников и исповедников. Эту тему на «Радонеже», по-моему, надо обсуждать, не обходя «острых углов». Честь мундира – это понятие не для православного духовенства.

пт, 06/19/2015 - 08:06 :

Все последние социальные утопии, в том числе нацизм-фашизм, социализм-коммунизм и конечно современный неолиберализм, различаются и в некоторых позициях весьма значительно, но растут они из одного корня – богоборчества и атеизма. Как этот общий корень влияет на идейное родство между современным американским либерализмом и двумя другими утопиями указанными выше, можно узнать в недавно вышедшей на русском языке книге Дж. Голдберга «Либеральный фашизм». Все эти утопии обещали своим адептам власть на всем миром (неолиберальная утопия продолжает это делать, вспомним с восторгом принятый тезис Ф.Фукуямы о конце истории), причем технологии, манера и даже слова этих «обещаний», весьма напоминают Евангелие от Луки, когда дьявол, искушая Господа, говорил: дам тебе власть над всеми царствами и славу их. Дьявол врал 2 тысячи лет назад, врал в 20 веке устами коммунистов и фашистов, врёт и сейчас устами неолибералов. Потому что он лжец и отец лжи. Дьявол врет всегда от начала до конца.

пт, 06/19/2015 - 12:27 :

Очень хорошая статья. Вот это золотые слова, их нужно выбить крупными буквами в сознании каждого русского православного человека: "Все три — это проекты антихристианского мятежа и воинствующего неоязычества, выстроившие каждая под себя свои политические режимы. Выбирать, какой из трех лучше, — повестка постхристианского мира с его укоренившимся материалистическим сознанием. Выбор совершенно ложный, не дающий истинной альтернативы. Для христианского сознания все три — хуже. "

пт, 06/19/2015 - 13:16 :

Глубоко мной уважаемый о. Олег! С историософией советской эпохи всё в высшей степени неоднозначно. Февральская революция 1917 г., в дополнение к тяготам военного времени, открыла ящик Пандоры адских внутренних деструктивных сил в российском обществе и ФАКТИЧЕСКИ положила начало многоликой и перманентной гражданской войне. Это – ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ. Отечественной историей 20-го века на практике дважды доказано, что либерализм по-русски – это гибель Державы. И это – исторический факт, что Господь попустил именно большевикам возродить Державу в форме Советского Союза. И это – исторический факт, что В СВОЁМ СОВЕТСКОМ КАЧЕСТВЕ наша страна дважды в 20-м веке сорвала планы мировой закулисы по подлинно либерал-фашистской глобализации, которую мы теперь видим во всей её социал-дарвинистской и антихристовой сущности. ВСЁ ЭТО МОГЛО НАЧАТЬСЯ УЖЕ В 1917 Г., если бы Октябрьский большевистский переворот не пресёк торжество либерализма по-русски на погибель Отечеству и миру. Но, развязав в стране перманентную и многоликую гражданскую войну, которая идёт по сей день, либералы не оставили большевикам ничего, кроме выбора между великим социальным злом и злом, пагубным для Державы. И первым срывом планов антихристовой глобализации стало само возрождение Державы в форме СССР. И оно связано с недолгой деятельностью В. И. Ленина в качестве Первого лица государства в условиях «горячей» гражданской войны, интервенции 14-ти стран и внутрипартийной политической борьбы с подлинными космополитичными «демонами революции». И он, как всякое Первое лицо государства, принял на себя грехи многогрешного Отечества. Как впоследствии И. В. Сталин. Бесспорно, что государственная идеология СССР была типичным «домом, построенном на песке». Бесспорно, что у Ленина со Сталиным были свои ЛИЧНЫЕ ДУХОВНЫЕ ТРАГЕДИИ, в высшей степени чреватые погибелью их душ. Но историческим личностям такого масштаба, скорее всего, Судьёй может быть только Сам Христос-Бог в эсхатологическом финале Мировой истории.

сб, 06/20/2015 - 01:11 :

Заметтье, что написал Олег Стеняев: "Демократический либерализм... Его апокалипсический символ – ЛЖЕПРОРОК." Делайте поскорее выводы, кто ещё может. А последний абзац этой статьи — откуда взялся, неясно. Автор долго объясняет простейшую (и совершенно правильную вещь), что не все можно "сравнить" (больше-меньше, лучше-хуже) — и сразу же попадает в эту же ловушку, которая, вроде, уже ему не грозит. "Считать себя грешнее всех прочих — личная норма христианина. Но это становится бессмысленной и ложной установкой, если относить к целому народу." Опять двадцать пять — и снова мимо цели.

сб, 06/20/2015 - 16:30 :

Глубокоуважаемый отец Олег!
Благодарю Вас за интересное сопоставление либерализма, племенизма и социализма с антихристианскими образами Апокалипсиса (лжепророк, дракон и зверь багряный). Оно представляется мне очень верным.

сб, 06/20/2015 - 17:25 :

Сергей Абачиев. "Масштаб личности" и прочие пустоватые человеческие категории никоим образом не влияют на то, как мы должны смотреть на человека. Смотреть мы должны — нелицеприятно. Иначе получается так: "Доброе утро, Шамиль Басаев" — это ужас что, а "Доброе утро, Пётр Порошенко" — вроде нормально. И будет много, много слов, статей и передач. Максим Емельянов-Лукьянчиков: нужно не выбивать что-то крупными буквами, а вырабатывать неприятие к смешанному сознанию в самом себе (то, что называется "двойными стандартами"). Например, пытаться получить всю пользу от "благ цивилизации" и изощрённо уходить от неё (с помощью её же средств) — это оно самое. Для частного христианина — это просто нелепо. Для христианина за микрофоном — это не просто нелепо. Вот в этом смысле — "масштаб личности" имеет значение. Спрос будет больше.

вс, 06/21/2015 - 05:42 :

90% народонаселения действительно искушается самой постановкой вопроса при сравнении фашизма и коммунизма. Губоко копают тему немногие, а массы топают по шаблонам как по ступеням. Следующая после сравнения ступень - уравнивание, а после уравнивания (таковы созданные шаблоны) гитлеризм называют менее страшным злом. А это страшная ложь, извращение сути. Коммунисты жаждали всеобщего счастья при равно уважительном отношении ко всем народам, а фашисты жаждали гибели другим народам ради собственного благополучия. Это в корне различные мировоззрения! То есть, сама постановка вопроса об их сравнении, навязанная нам Западом, содержит в себе смертоносный антирусский вирус.

вс, 06/21/2015 - 08:53 :

Очень хорошая статья, Натальи Иртениной. К сказанному в статье и к комментариям ниже, мне хотелось бы добавить следующее: нам обязательно нужно разобраться в истоках и механизме возникновения февральской революции. Нам нужно "отмотать" назад минимум на 50 лет от февраля 1917 года, потому что именно так, по тем же самым лекалам Российское общество будут "расшатывать" в ближайшее время. В Советское время, нам в качестве одной из основных причин, говорили "царский режим" прогнил и поэтому произошла революция. Но вот отчего он прогнил, кто бросил дрожжи, в чем они выражались, нам практически не говорили. Сейчас появляются исследования на эту тему, но они не становятся предметом широкого достояния. Зачастую из произошедшего тогда в 19-м веке, делаются абсолютно неправильные выводы. Ниже, Сергей Абачиев, очень хорошо затрагивает эту тему. На деле, именно это является краеугольным вопросом, нашего недавнего прошлого потому, что все эти "измы": большевизмы, социализмы, троцкизмы, сталиницизмы, ленинизмы это только производное от того падения, которое произошло в веке девятнадцатом. И вопрос сравнения сталинизма с фашизмом, вторичен. Можно конечно, упражняться в словесности и спорить по этому вопросу, сжигая время и отвлекая общественное внимание, но это трата времени, ибо эти вопросы вторичны.
Лично для меня, совершенно очевидно, что поскольку России не удалось навязать либерализм, как одно из проявлений сатанизма, нас запустят на второй круг. Нас будут расшатывать с направлений псевдопатриотизма и усиленно заново активировать в народе идею социальной справедливости, благо поводов достаточно. При этом, поблизости будет разогреваться украинский нацизм, и ИГИЛ, культивирующий идею социальной справедливости на мусульманский манер.

вс, 06/21/2015 - 15:56 :

Михаил, о ем Вы толкуете?
Вот это мне непонятно: "нужно не выбивать что-то крупными буквами, а вырабатывать неприятие к ... то, что называется "двойными стандартами"). Например, пытаться получить всю пользу от "благ цивилизации" и изощрённо уходить от неё (с помощью её же средств) — это оно самое. ... Для христианина за микрофоном — это не просто нелепо. Вот в этом смысле — "масштаб личности" имеет значение. Спрос будет больше."

пн, 06/22/2015 - 07:33 :

Если вдуматься, то фашизм, коммунизм, либерализм это карты из одной колоды. Держатель колоды известен. Но, если мы внимательно всмотримся в эти "измы", то мы увидим, поразительные вещи. Во-первых: каждый из этих "измом" аппелирует и активирует определенного рода человеческие пороки. Смещая только акценты. Во-вторых: каждый из этих "измов" в своей основе имеет атеизм. В-третьих: внимательно всмотревшись, мы увидим как поразительно в одном "изме" мерцают отблески другого "изма". Так, что зачастую и разобрать-то невозможно с чем в данном случае имеем дело. В-четвертых: простейший анализ показывает, что нам постоянно в руки суют одни и те же карты, призывая их обсуждать, сравнивать и "выбирать". То есть, общественному сознанию изначально ограничивают выбор, ибо держателя колоды устраивает любая из выбранных карт. В-пятых: из поля общественного сознания настойчиво изгоняется Христианство, ибо оно само по себе является альтернативой, предлагаемому нам набору карт.

пн, 06/22/2015 - 09:53 :

Пользователей, имеющих намерение оставить комментарий, просим учитывать, что поле «Имя» предназначено для имени. Не приветствуются нападки на Православие, провокации, «переход на личности», злоупотребление верхним регистром и пренебрежительное отношение к нормам русского языка.

пн, 06/22/2015 - 12:21 :

Коммунизм- Это богоборческая идея, фашизм- человеконенавистническая. Таким, образом, нарушаются 2 главные заповеди- 1) -Возлюби Господа. 2) -Возлюби ближнего.

ср, 06/24/2015 - 08:54 :

МИХАИЛУ на его комментарий 20.06. А что, Вы всерьёз ставите на одну доску масштабы личностей Шамиля Басаева и Петра Порошенко? Смею заметить, что Басаев был не более чем полевым командиром чечениких мятежников, а Порошенко худо-бедно, но президент страны с 45-миллионным населением, которое пусть и временно невменяемое, но в своей половине его поддерживает. И его поддерживает весь Запад под диктовку "вашингтонского Политбюро". (Кстати, тогда пьянчуга Ельцин вполне устраивал вашигтонских "кукловодов". Дали ему в 1998 г. команду отправить в отставку всё правительство компетентого Е. Примакова - и отправил, не моргнув глазом. А попробуй теперь неугодный Вашингтону бунтарь Путин заменить хотя бы убийцу образования и науки Ливанова, так своя же либероидная пятая колонна поднимет вой насчёт того, что у него нет такого конституционного права.) Чувствуете геополитический расклад сил тогда и теперь? Вот Вам "Доброе утро, Шамиль!" и официальные поздравления П. Порошенко по поводу его прошлогоднего избрания президентом Украины. В том числе, и от Святейшего Патриарха Кирилла.

пн, 05/14/2018 - 23:55 :

Фашизм плохой. Коммунизм плохой. Либерализм тоже плохой.
Что у нас еще остается? Монархия?
При монархии все было хорошо? Не было войн, голода, ущемления одних народов другими?

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+