Перейти к основному содержанию

12:29 28.03.2024

Образование в приданое, или О женской учености на Руси

08.07.2014 08:04:20

Когда «философ на троне» Екатерина II ровно 250 лет назад учреждала Воспитательное общество благородных девиц (в просторечии Смольный институт), она еще не знала, со сколькими иллюзиями ей придется расстаться за свое долгое царствование. Искусственные конструкции «естественного права», «общественного договора» и прочего вольтерьянства, рождавшиеся в умах французских  философов -«просветителей», в реалиях государственных дел оказывались негодным материалом, рецептами ядовитых блюд политической кухни.

Одной из любимейших иллюзий Екатерины была идея воспитания новой породы людей — благородно-просвещенных, утонченно-добродетельных, гуманистически скроенных. Воплощению этой идеи должен был способствовать институт благородных девиц — рассадник благовоспитанных  жен и матерей, которые взрастят эту улучшенную породу «человека культурного», вырвут русских, в целом талантливый и разумный народ, из объятий вековой дикости, грубости, невежества.

Смольный институт стал излюбленным детищем Екатерины. На протяжении многих лет она вкладывала в это дело душу, поддерживала дружеские отношения с институтками, принимала живейшее участие в их судьбах. Заветной мыслью ее было, что не одна лишь ученость составляет «счастье отдельной личности», делает человека человеком, а женщину — достойной женой. Эту же мысль выражал наперсник императрицы в делах просвещения И. И. Бецкой: «просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина, но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях и твердо оные в сердце его не вкоренены. Посему ясно, что корень всему злу и добру — воспитание».

Но оба были людьми своего времени, и под добродетелями понимали все те же ингредиенты из рецептов «просветителей». Перед глазами их было российское  высшее общество второй половины XVIII в. — отказавшееся от «русской правды» своих предков, но не дотянувшее до французских и немецких образцов, «истин» западноевропейского гуманизма, перенявшее наихудшие схемы поведения светского обывателя Запада. Это межеумочное состояние русского общества в самом деле должно было производить гнетущее впечатление дикости и невежества. И Екатерина была права в своем желании воспитать подданных.

Ошибка коренилась в другом. Людская порода всегда остается одной и той же, не новой и не старой. Никакие учителя и воспитатели с наипрекраснейшими представлениями о том, что такое человек и в чем его достоинство, не вырвут воспитуемую личность из смертного плена страстей. Напротив, в обязанности воспитателей-гуманистов входит придание человеческим страстям и грехам возвышенного вида: окультуривание, облагороживание гордыни, тщеславия, самолюбия, похоти «очей и телес».

За веком Екатерины последовали «дни Александровы». Эпоха болезненного дворянского честолюбия, безверия — удивительного «афеизма», увлечения дурным мистицизмом и масонским кривомыслием, время тайных обществ и революционных прожектов. Мятежное поколение декабристов воспитано матерями, росшими под приглядом наставников Екатерининской эпохи. Самого Александра I  бабушкина воспитательная система завела прямиком в масонскую ложу. В «грозу 12-го года» императору впервые захотелось почитать Библию. В дворцовых покоях ее пришлось долго искать.

Впрочем, в программе обучения благородных девиц Екатерина II пыталась «скрестить ежа и ужа» — христианские заповеди с идеалами просвещенного гуманизма, Закон Божий с новой европейской философией. Религиозному воспитанию институток придавалось значение «яко первому всему основание». Но «уж», очевидно, не уживался с «ежом».

А ведь курс предметов, которые преподавали институткам, почти не отличался от набора наук, что когда-то, давным-давно, постигали древнерусские барышни. Русская грамота, иностранные языки, арифметика, словесность (риторика), история, музыка и пение, домоводство, рукоделие, врачебное искусство, этикет, курс благочестия и добродетельности. Самостоятельное чтение, в круг которого в Древней Руси входила церковная литература, а в XVIII столетии — гуманистическая.

Екатерина II по большому счету стала новатором в женском образовании лишь потому, что древнерусские времена канули в лету и были забыты самими русскими.

В каком-то смысле императрица поставила себя в то же положение, в котором оказались после крещения Руси киевские князья X—XI вв. Государству на переломе эпох как воздух нужны новые люди, носители нового менталитета, новой культуры, новых законов, запечатленных в умах и в сердцах. И средство их получения всегда одно — школы, учителя, книги.

Книжное обучение Древней Руси точно так же не предполагало умаления женской роли в просвещении общества. Разнились только прикладные предметы — воинские упражнения и искусство власти для отроков; рукоделье и ведение хозяйства для барышень. «Благоверные мужи и верные жены» одинаково были «новыми людьми христианскими», призванными созидать страну и народ.

Далекой предшественницей Екатерины в женском образовании, благородном воспитании будущих жен и матерей была княжна Анна Всеволодовна (Янка), сестра князя Владимира Мономаха — первая учительница на Руси (конец XI в.). Сама Янка была высокообразованной личностью, могла вести богословские беседы на греческом языке с высшим духовенством. Отрекшись от мира в юном возрасте, она стала игуменьей Андреевского киевского монастыря и открыла там школу для девочек. Учила их письму, закону Божию, пению, рукоделью. Вот наш первый институт благородных девиц.

Образование своим отроковицам стремились дать и родители из небогатых слоев населения. Просвещенность была социальным лифтом, который поднимал дочерей простолюдинов на высоту удачного замужества. Женская образованность считалась чем-то вроде немалой доли приданого, которой муж мог распорядиться с выгодой для семейного дела. Умная жена, умеющая красно слово людям сказать, добро посчитать, письмом родню приветить — это похвала дому, честь мужу. Новгородские берестяные грамоты, в которых авторами и адресатами выступают женщины, показывают, насколько высока была в обществе роль хозяйки дома, жены, матери семейства, самостоятельной владелицы собственного движимого и недвижимого имущества.

История Древней Руси дает немало примеров просвещенных жен и ученых девиц из аристократических домов, «до излиха вкусивших мудрости книжной». Получая сугубо религиозное, христианское воспитание, без примеси позднейших темных учений века «просвещения», они по плодам своим — в воспитании граждан небесного и земного отечества  — могут быть поставлены выше многих благородных аристократок, взращенных учителями Нового времени.

Русские образованные дамы не менее Екатерины II демонстрировали вкус к литературному труду. К примеру, жена князя Всеволода Большое Гнездо (XII в.) Мария оставила «Поучение своим детям», в котором явила недюжинные познания церковной учительной литературы, в частности трудов Иоанна Златоуста. А ростовская княгиня Марья Михайловна (XIII в.) известна как непосредственная участница «летописания Марьи». Этот ростовский летописец повествует о событиях, связанных с именами ее близких людей, в том числе отца — святого Михаила Черниговского, принявшего мученическую смерть в Золотой Орде. «Летописание Марьи» проникнуто патриотическим духом, верой в то, что для борьбы с завоевателями важны не столько политические деяния, сколько христианская нравственная стойкость. Житие Михаила Черниговского, чье мученичество за веру стало в те годы символом русской силы духа, также составлено при участии Марьи Михайловны.

Княжна Евпраксия Мстиславна, выданная в XII в. замуж за византийского принца, привезла в Царьград, столицу христианского мира, кое-что из традиций русского женского образования. Она превосходно знала медицину и искусно лечила травами, мазями, массажем, иными «врачебными хитростями». Ее перу принадлежит медицинский  трактат на греческом языке, сделавший бы честь любому целителю западноевропейского образца гораздо более поздних времен.

Иные отроковицы и вовсе шли путем высшего богословского самообразования. По учености своей они становились вровень с монахами-книжниками — духовными просветителями и «философами»-проповедниками. Однако для восхождения на такую высоту девица сама должна была оставить мирскую жизнь, забыть о замужестве, принять монашеские обеты и с головой погрузиться в стихию слова — молитву и книги. Такой стезей круто в гору следовали все же немногие, но имена некоторых известны всем по православным святцам: Евфросиния Полоцкая, Евфросиния Суздальская.

Евфросинию Суздальскую житие называет «всем философам философ». Ее наставниками были высокообразованные отцы киево-печерского монастыря. В ее распоряжении имелись огромные княжеские и монастырские библиотеки, где она черпала знания по всевозможным наукам и знакомилась даже с античной поэзией. Суздальский Ризоположенский монастырь, в котором она приняла постриг, прославился благодаря учености Евфросинии. Ее умение говорить яркие проповеди, быть наставницей в делах духовных и мирских, врачевать, предвидеть ход событий привлекало в обитель многих. На обучение к Евфросинии горожане охотно приводили своих дочерей…

Впрочем, нашему времени и обществу, вновь впавшему в межеумочное состояние, вспомнить хотя бы все доброе из старых традиций Российской империи, не покушаясь на взятие древнерусских высот. Удаляясь от дикости и невежества, возродить институты благородных девиц, в которых будут пополняться полезными вещами невидимые сундуки с девичьим приданым — чтобы на физиономии общества явились когда-нибудь черты некоторой благородной породистости.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

08.07.2014 - 08:35 :

Спасибо, очень интересно. Касательно "удаления от дикости и невежества" - хорошо бы, конечно, но мало надежды на это, особенно, учитывая усиленную деятельность минобра, направленную как бы не в противоположном направлении.

09.07.2014 - 06:51 :

Замечательная статья Натальи Иртениной. И в связи, с этим у меня есть предложение. На мой взгляд нашей Церкви пора организовать написание книги по истории русской культуры. Столько замечательных статей появляется, но все как-то фрагментарно, мозаично и при этом поразительно глубоко. Но статьи, это статьи - они забываются. И забываясь, исчезают преставая быть основой нашего мировозрения. А нужен цельный, обьемный труд, написанный современным языком
обращенным к большому кругу читателей.
С глубочайшим уважением, к редакции и автору статьи.

09.07.2014 - 13:46 :

Ув. АлександрГ! Говорят, умная мысль содержит в себе больше, чем автор в нее вкладывает… Чуть добавлю к Вашим словам – не возражаете? Заодно и уточним, правильно ли я Вас понял…
Было бы не плохо, если бы Церковь выпустила следующие книги в современном изложении:
1. История Церкви;
2. История России;
3. История культуры /России и Мира/.
Что важно – чтобы такие книги выпускались бы как результат предварительного согласования /а может и суммирования взглядов разных церковных авторов/ с Церковном органом высокого авторитета – чтобы люди верили…
И не ошиблись бы при выборе и покупке из многих однотипных учебников и пособий….
Просто, чтобы десяток священников не представили бы читателю каждый свою версию по приведенным тематикам, да еще под прикрытием Церкви… Мешанина будет… А значит, и читать никто не будет…
Согласны? Вашим мыслям не очень противоречит?

09.07.2014 - 16:45 :

Уважаемый Петр, Вы меня поняли абсолютно правильно. Необходимость выпуска истории России, написанной Русской Православной Церковью, уже просто кричит. Нам преподают историю, в лучшем случае, как цепь взаимосвязанных событий, произошедших во внешнем мире. Это в лучшем случае. А зачастую уже дают описание события, вне взаимосвязи с другими событиями. Мол изучающий сам должен дать оценку.
Между тем, вся наша история изобилует примерами, когда отклонения и нарушение Законов Божьих, навлекало на наш народ неисчислимые бедствия. Всем, абсолютно всем Бедам и Победам России, предшествовали деяния в области Духа. Так было и во времена смуты, и во времена раскола, и во времена Петра 1, и во времена предшествовавшие революции 1917 г.
Очень много, об этом говорит и наш Святейший Патриарх Кирилл. Но нужно все это собирать и обобщать.
У меня есть, определенные соображения по этому поводу. Если они будут интересны, нашей Церкви с удовольствием послужу, предоставив свои соображения.
Это очень важно для воспитания подрастающего поколения, для того чтобы оно было укрыто единым покровом, единых Духовных ценностей.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
14 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+