01.08.2016 08:52:39
Сергей Львович Худиев
Завершившийся на прошлой неделе Крестный Ход явился, во многих отношениях, торжеством Украинской Православной Церкви, который показал, что она – не только единственная Церковь, признанная мировым Православием, но и крупнейшая по числу реальных приверженцев. До Крестного Хода некоторые в этом сомневались, указывая на данные опросов.
Согласно статистике, которая активно продвигалась в СМИ, из тех, кто относит себя к православным верующим, 38% ассоциировали себя с т.н. УПЦ Киевского патриархата, почти 20% – с УПЦ МП и 1% – к УАПЦ. Эта статистика показывала не количество активных прихожан, а количество людей, при опросах причисляющих себя а) к православным б) к приверженцам, соответственно, Церкви или расколов. Какое число из этих людей готовы хотя бы встать воскресным утром и прийти в Церковь, из опроса было неясно. Да и социальный конформизм, в условиях серьезной напряженности, склонял людей относить себя к филаретовскому расколу.
Число реальных приверженцев можно было определить другим путем – какое количество людей готовы, по зову Церкви, встать и идти через всю страну, прилагая немалые усилия, затрачивая свое время, и – что особенно актуально в наши дни - подвергаясь различным проявлениям враждебности со стороны воинствующих националистов.
Когда приверженность Церкви явно не поможет вашей карьере, не представит вас в благоприятном свете перед властями, напротив, может создать вам проблемы и подвергнуть опасности, открыто выражать такую приверженность будут только люди всерьез и искренне верующие. Более 80 тысяч участников крестного хода в Киеве, которые едиными устами призывали Бога и Его святых, показали, что всерьез и искреннее верующих людей у Церкви несравнимо больше.
В этом отношении показателен контраст с крестным ходом, который днем позже провели сторонники Филарета. Людей было не просто гораздо меньше, люди пели нечто совсем другое – не церковные песнопения, а национальный гимн, звучали не столько молитвы, сколько кричалки вроде “слава нации – смерть ворогам”, “Украина – понад усе!”. Это, конечно, признак крайне политизированности “Киевского Патриархата”, но, возможно, это и признак другого – слабой воцерковленности. Люди могли не петь церковных песнопений и молитв просто потому, что не привыкли посещать Церковь и их не знали.
Архиепископ Телмисский Иов (Геча), официальный представитель Константинопольского Патриархата, сослужил за литургией предстоятелю УПЦ Митрополиту Онуфрию в Киево-Печерской лавре, а вот присоединиться к Крестному Ходу филаретовцев не захотел.
Мы можем со всем основанием назвать прошедший Крестный Ход победой Украинской Православной Церкви. Что лежит в основании этой победы? Верность Церкви Евангелию. На Церковь оказывалось – и продолжает оказываться – огромное давление с тем, чтобы побудить ее встать под определенные знамена. Причем и киевским властям, и части их недальновидных противников хочется одного и того же – чтобы Церковь выступила против нынешних властей Украины.
Для манипуляторов, которые посылают людей убивать и умирать, очень важно поддерживать картину безвыборного противостояния – или ты убиваешь на этой стороне, или на той, а третьего не дано. Их отлично бы устроила враждебная Церковь, она бы превосходно вписалась в их картину мира. Настоящей занозой для них является Церковь, которая не вписывается – не кричит “смерть ворогам” (тем или другим) а смиренно молится о всех, не натравливает одних своих чад на других, а увещевает их примириться, не продает своих овец на бойню, но руководит их ко спасению, не сдает себя в аренду политикам – но хранит верность Господу.
Церковь, которая остается голосом правды и совести, Церковь, незапятнанная ненавистью и насилием. Церковь, свидетельствующая о реальностях, перед которыми нынешние политики приобретают свой подлинный – ничтожный – масштаб. Церковь святой Руси, которая сохраняет молитвенное общение и со всеми ее святыми, и со всеми ее наследниками.
Церковь, которая стоит как скала, у подножия которой ревет поток истории, поток, который неизбежно унесет и нынешних сильных мира сего, как он унес многих до этого.
Само существование Церкви ломает пропагандистскую картину мира. Оно показывает, что есть люди, которые не желают ненавидеть и убивать.
Политикам нужна придворная Церковь, которая молится за их победу, проклинает их врагов и призывает на них громы небесные. Не потому, что политики верят в молитву – а потому, что они верят в пропаганду и видят в Церкви ее инструмент.
Общины, желающие выступать в таком качестве, в стране, определенно, есть – но Православная Церковь не может служить тем или иным политическим проектам; она служит Богу. Церковь не является инструментом каких-то политических сил – она является инструментом Бога.
Для части политиков, СМИ и просто наблюдателей это непостижимо. Если Церковь не поддерживает войну со стороны киевских властей – значит она должна поддерживать войну со стороны Донбасса. Мысль, что Церковь вообще не поддерживает войну и ненависть – Церковь поддерживает мир и любовь, не укладывается в головах у многих политиков и журналистов. Отсюда постоянные разговоры про то, что Украинская Православная Церковь – это “рука Москвы”. Если это не наши придворные шаманы - значит это придворные шаманы противника. Люди так настойчиво повторяют ложь что “Московский Патриархат благословил войну против Украины”, что сами в нее поверили – но ложь от этого не перестает быть ложью. С самого начала конфликта – и по сю пору – Церковь подчеркивала, что не занимает ни ту, ни другую сторону. Напомним слова Патриарха Кирилла:
“Наша принципиальная точка зрения заключается в том, что Церковь должна быть поверх любой схватки. Церковь должна сохранять свой миротворческий потенциал даже тогда, когда всем кажется, что никакого в принципе миротворческого потенциала не существует. Это непростая позиция, потому что каждый, кто разделяет ту или иную точку зрения, кто вступает в гражданский конфликт, пытается искать поддержку в Церкви. Но Церковь может и должна оказывать поддержку исключительно в рамках своего Божественного мандата – того, что Господь поручил Церкви. Мы должны осуществлять пастырскую, душепопечительскую работу, мы должны совершать молитву, мы должны примирять людей, но мы ни в коем случае не должны обслуживать те или иные политические взгляды, позиции, концепции, и тогда это позволяет Церкви, находясь над схваткой, сохранять свой миротворческий потенциал”
Более того, Украинская Православная Церковь, пребывая в общении с мировым Православием через Московский Патриархат, пользуется полным самоуправлением. Нет, Крестный Ход это не рука Москвы, или Вашингтона, или тех или иных олигархов. Это такое непостижимое для мира политиков и контролируемых ими СМИ явление, как искренняя вера.
Зато это явление понятно множеству простых людей. Многие люди, оглушаемые потоками пропаганды с обеих сторон, не могут разобраться в том, кто прав и кто виноват среди враждующих – но они видят тех, кто отказывается от вражды и сострадает всем.
Церковь делает нечто непостижимое в глазах мира – верит в Бога и следует Его заповедям. В этом секрет ее неодолимости. Это было особенно заметно, когда ход пытались атаковать националисты. Что бросалось в глаза – так это отсутствие ответной агрессии. Радостные, спокойные, глубоко умиротворенные лица людей, в которых отразились слова Апостола “не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение” (1Пет.3:9)
Общины и религиозные лидеры, поставившие на тех или иных политиков, связавшиеся с теми или иными политическими идеологиями, потеряют доверие людей вместе с ними. Церковь стоит на совершенно ином основании, которое есть Христос. Именно поэтому ее не одолеют врата адовы.
Добавить комментарий