Перейти к основному содержанию

07:50 29.03.2024

На прошедшей неделе (19 мая)

14.01.2013 23:55:14

 

Как сообщает Православный образовательный канал «Слово», «Известные российские ученые и общественные деятели обратились с открытым письмом к президенту Дмитрию Медведеву с предложением создать в России телеканал "Просвещение". Главной задачей нового федерального телеканала должна стать пропаганда знаний и популяризация науки». Обращает на себя внимание, что среди тех, кто подписал это письмо мы встречаем тех же людей, которые известны своей борьбой с «клерикализацией»; верующим людям, в частности, редакции «Радонежа» уже доводилось с ними спорить. Однако нынешнее открытое письмо — знак определенной надежды. Церкви и академической науке нечего делить; возникающие конфликты обусловлены не сутью науки или веры как таковой, а непониманием с обеих сторон и попытками играть на чужом поле. С одной стороны, энтузиасты-ученые склонны редуцировать все человеческое знание к науке, а науку — к естественным наукам, и объявлять все, что недоступно наблюдению и эксперименту, несуществующим. С другой — ревностные, но нерассудительные верующие пытаются использовать Священное Писание в качестве учебника геологии или биологии. Между тем, Писание наставляет нас не в том, как давно и каким образом Бог создал многообразие видов, но в том, чтобы мы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. (Иоан.20:31).

Церковь заинтересована в популяризации науки и научного мышления; наука никоим образом не противостоит христианской вере. Христианству противостоит, с одной стороны, высокомерное полузнайство, когда люди, смутно представляющие себе, что такое научное обоснование, заявляют что «наука доказала, что Бога нет», с другой — неоязыческие религии «Нового Века» (New Age, то, что у нас часто называют «Эзотерикой»), которые полагают отказ думать головой добродетелью и путем к обретению некой особой духовности. Наука стоит на теистическом, и, точнее, библейском представлении о разумно упорядоченном и познаваемом мире, о законах, за которыми стоит Законодатель. Как пишет Апостол, невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим.1:20). Открывая перед нашими глазами новые и новые горизонты тварного мира, наука побуждает нас к благоговейному изумлению перед премудростью Зиждителя вселенной. Если бы псалмопевец жил сейчас, он мог бы восхвалять Бога за дивно устроенные галактики и молекулу ДНК. Да, атеистические идеологии постоянно апеллируют к науке — но сама по себе наука в этом не виновата совершенно. Таково уж свойство падшего человека — обращать себе в беду то, что было дано ему как благословение.

Как сообщает Интерфакс-Религия, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подчеркнул важность возрождения в стране традиций благотворительности. "Несомненно, главное богатство любой страны - это человек, нравственный и творческий потенциал народа. Для его сохранения и преумножения необходимо не только создание экономически развитого, социально ориентированного государства, но и возрождение традиций благотворительности, ответственного отношения каждого члена общества к своим ближним", - сказано в послании патриарха участникам III международной конференции "Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности". Есть множество свидетельств того, что этот призыв очень актуален. Пока дела с осознанием бизнесом своей социальной ответственности обстоят не очень хорошо. Как сообщает «Комсомольская правда», в Санкт-Петербурге выдвинули идею специальных вагонов метро для богатых. Проезд в таких вагонах должен стоить 30 тысяч рублей в месяц, а оборудованы они должны быть с надлежащей роскошью. Но главное — они должны быть изолированы от простых смертных. Как комментирует эту идею адвокат и политик Михаил Барщевский, «Несмотря на непривычность самой идеи, она вполне здравая. Люди, у которых есть деньги на дорогую иномарку, имеют право на достойную альтернативу пробкам. Те, у кого есть деньги, могут купить более дорогой билет на метро. При условии, что рядом не будет бомжей, полупьяной молодежи и приезжих с баулами». Как говорилось в одном советском еще стишке, «Только смотрите, Чтоб не было Рядом Негров, Малайцев И прочего Сброда. Твистер Не любит Цветного народа!» Руководство метрополитена тут же отвергло эту идею как технически неосуществимую, но сам факт ее выдвижения говорит о многом - прежде всего, об утрате чувства реальности.

Люди имеют права по факту бытия человеческими существами, созданными по образу Божию, а не по факту наличия денег на дорогую иномарку. Пренебрежение к этой самоочевидной истине может обернуться очень серьезными проблемами, до революции включительно. Сотрудники метрополитена указали на технические трудности - но авторы идеи совершенно не видят трудностей социальных. Богатым людям бывает очень соблазнительно подчеркнуть свою значимость, то, что они — VIPы, хозяева жизни, что они могут все продать и все купить, и могут свысока смотреть на «лузеров» которые горбатятся за одну зарплату. Однако выказывать такие настроения в метро — значит провоцировать социальную ненависть. Показное роскошество не просто аморально — оно безответственно и опасно. Есть вещи, которых делать нельзя.

Жизнь в обществе построена на многих «ты должен» и «тебе нельзя», и разрушение этих «должен» и «нельзя» оборачивается (и уже оборачивалось в нашей истории) кровавым хаосом. Богатые должны вести себя скромно, не кичиться, и помогать тем, кто не может — по той или иной причине — позаботиться о себе сам. Бедные должны смотреть на чужое богатство без зависти и злобы, и искать улучшения своего положения в образовании и усердной работе. Если богатые полагают, что они никому ничего не должны, у кого нет миллиарда, тот может идти туда-то (как выразился один наш богатей на вечеринке «для своих»), то и бедные не станут сдерживать ненависти, которую у них вызывает такое поведение. Кто защитит безответственных и бессердечных богачей от злобы и зависти бедняков? Государство? Это очень вряд ли; у милиционеров и солдат тоже нет миллиарда.

Нам надо выбирать между социальными потрясениями и обществом, которое твердо знает слова «должен» и «нельзя». А все эти «должен» и «нельзя» предполагают какие-то основания — почему мне нельзя и почему я должен? Почему я должен уважать чужую собственность? Почему я должен заботиться о чужой жизни? Почему, если я богач, я должен отказываться от своих блистательных пиршеств ради какого-то там Лазаря, нищеброда и лузера? Или, если я бедняк, почему мне нельзя исправить несправедливость, убив и ограбив богатого соседа, как в 1917 году?

Ответ лежит не в сфере экономики или науки; он лежит в области ценностей, морали, культуры; более того, он предполагает (явную или подразумеваемую) апелляцию к Законодателю, который имеет власть налагать на людей запреты и обязательства. И богачу, и бедняку можно сказать только «побойся Бога». А другого ответа нет.

Однако все мы находимся под давлением идеологии, которая утверждает, что никаких абсолютных ценностей нет; всякое «ты должен» и «тебе нельзя» есть невыносимое стеснение свободы; «бояться» в смысле «безусловно почитать» никого и ничего не нужно, напротив, над всем, что еще почитают другие люди, надо демонстративно глумиться. Об этом напоминает реакция ряда общественных деятелей и СМИ на обвинения, выдвинутые против Юрия Самодурова в связи с организованной им выставкой «Запретное искусство». Попытки противостоять злонамеренному издевательству над народными святынями объявляются «абсурдными» и жестоким стеснением свободы.

С этим едва ли можно согласиться; над всем глумиться, над всем издеваться, ничего не признавать за святыню — это не путь к свободе. Это путь к одичанию и хаосу, из которого потом произрастает жестокая диктатура. Собственно, русская интеллигенция уже проходила этот путь, и он привел к 1917 году и тому, что за ним последовало. Этот урок истории совершенно незачем повторять.


Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
9 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+