14.01.2013 23:55:15
Важнейшим событием уходящего года с духовной точки зрения было, несомненно, воссоединение Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) и Церкви в Отечестве. Одна из наиболее явных ран, еще остающихся после революционной катастрофы 20 века, исцелена. Раскол, приносивший горечь и смущение верующим людям, служивший соблазном для внешних и подрывавший православное свидетельство миру, наконец, милостью Божией, преодолен. Урок же, который мы должны извлечь из прошлого, состоит в том, что мы должны беречь церковное единство; ситуация, когда православные люди выступают друг против друга с резкими упреками, и даже отказывались признавать благодатность таинств в «неправильных», с их точки зрения, православных храмах, не должна повторяться. Самое болезненное для русской Церкви разделение осталось позади, но нельзя сказать, что дух разделений и расколов исчез.
Как говорит Священное Писание, «остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим.16:17)». Еще на заре Церкви Апостол предупреждал, что «сам сатана принимает вид Ангела света, (2Кор.11:14)», желая обмануть христиан. Так происходит и сейчас — разрушительный дух противления и мятежа принимает вид бескомпромиссной ревности о Православной вере, от которой, якобы, отступает священноначалие. Поскольку упрекнуть священноначалие в отступлении от догматов невозможно, он измышляет свои собственные критерии Православности — отношение (никто не знает, почему) к вакцинации, к каким-то политическим вопросам, не имеющим отношения к вероучению; иногда выдвигаются и вовсе необоснованные обвинения в адрес Патриарха. Этот дух проявляется различным образом — от «пензенских сидельцев» до письма Епископа Диомида. Он стремится ввести в заблуждение и использовать искренних, ревностных христиан, ищущих послужить Богу и Церкви. Однако нельзя служить Христу, разрушая Его Церковь; а ни к чему, кроме разрушения, такая деятельность не ведет. Нам же, мирянам, важно оградить себя смирением — не воображать себя героями и борцами, но мирно следовать по пути спасения, который Господь открывает в Церкви. У нас есть непреложное обетование - «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; (Матф.16:18)». Полагать, что каноническое Православие, русскую Церковь и ее священноначалие, вместе с другими Православными Церквями, находящимися с ней в общении, одолели врата ада — значит выказывать неверие уже словам самого Господа.
Будем же молить Господа, чтобы Он сохранил единство Церкви; и будем благодарить Его за чудо, явленное в воссоединении Русской Православной Церкви за границей и в Отечестве.
Однако впереди у нас еще долгий и непростой процесс возвращения к своему духовному наследию, преодоления страшного опустошения, оставленного долгими годами атеистической диктатуры. Воинствующий атеизм оставил в развалинах не только храмы, но и души людей; именно поэтому новообретенная свобода обернулась бессовестным обогащением одних и обнищанием других. Остались и глубоко вколоченные в сознание людей пропагандистские мифы, отождествляющие веру с отсталостью, «мрачным средневековьем», антинаучностью. Даже некоторые лауреаты нобелевских премий выказывают такое дремучее невежество в отношении духовной традиции, сформировавшей страну, в которой они живут, как будто они прилетели с другой планеты. Этот год был отмечен также полемикой вокруг так называемого «Письма Академиков», усмотревших ужасы клерикализации в том, что Россия медленно — медленнее, чем хотелось бы — возвращается к нормальной европейской практике присутствия христианской веры в общественной жизни и, особенно, в сфере образования. По любым европейским стандартам Россия не только не «клерикальная», но болезненно, противоестественно секуляризированная страна.
По милости Божией, сейчас, несмотря на противодействие, достигнута важная победа. С 1 сентября 2009 года в российских школах, по предложению Московского Патриархата вводится раздел учебного плана «Духовно-нравственная культура», в рамках которого будут преподаваться «Основы Православной Культуры». Это важный знак Божией милости к нашей Родине; теперь наше подрастающее поколение получит и пищу, и противоядие. Вступая в Новый Год, поблагодарим Господа за Его благодеяния в прошедшем году и попросим Его милости, Его защиты и Его водительства в наступающем; будем крепко держаться корабля нашего спасения — Православной Церкви.
Добавить комментарий