Перейти к основному содержанию

04:03 29.03.2024

Моя поэзия – судьба, а не профессия...

14.08.2017 10:25:46

       В ее облике    красота и величие. Она Прекрасная Дама – и русская дворянка из рода Рюриковичей. На сегодняшний день самая известная из русских женщин – поэтов. Ей рукоплещут переполненные залы. Сборники ее стихов разлетаются  за  считанные  часы. Творчество Нины Васильевны Карташевой знакомо каждому, кто знает и любит русскую культуру. А культура эта, «алмазный венец России», переживает сейчас далеко не лучшие времена. 

      В Международном фонде славянской письменности сегодня один из вечеров Нины Карташевой. Перед началом мы беседуем в одной из комнат белоснежного особняка, украшенного колоннами. Вокруг – старинное Замоскворечье: усадьбы, храмы, дома с лепниной, с зеркальными окнами....Колокольный звон. Будто бы ничего и не изменилось?

Нет, изменилось. Достаточно выйти на улицу, окунуться в суматоху вечерней столицы.   Может быть, под этими строками поэтессы подписались бы многие из наших современников:

Иду по городу родному.
На всем чужие ярлыки,
Подобострастие к чужому,
Смешались речь и языки.

И русских лиц почти не видно,
Лишь небо русское одно.
Но даже небу нынче стыдно,
Внизу фонарь - вверху темно.

Как будто Родина не наша,
Как будто воины рабы.
Неупиваемая чаша
Судьбы без воли и борьбы.

Состояние культуры – это показатель здоровья общества.  И кому лучше  знать, чем живет и дышит русский народ, как не поэту?

Так что первый мой вопрос к собеседнице -   по предмету, который касается дела ее  жизни:

-Как Вы  оцениваете общее состояние современной отечественной культуры?

- Я считаю, точнее – старцы считают, что культура – это производное от слова «культ». Мы русские, наш культ православный. Вот когда  Россия вернется в лоно православия – тогда можно будет говорить, что такое ее культура.  А сейчас то, что  мы имеем, в основном наследие советской   власти -   мы уже растеряли. А новая субкультура – к сожалению, ее и культурой нельзя назвать. Если там и есть культ, то культ антиправославный.

- Подробнее, пожалуйста.

-Хорошо. Вот, возьмем наше радиовещание. К нему я имею прямое отношение, потому что  на «Радонеже» я веду прямые эфиры, и на «Народном радио»  -  много  лет веду передачу «Чистый образ». Это две радиостанции, которые дают  передачи, более-менее экологически чистые, так скажем. Ну, еще радио «Орфей» - там хоть классику можно услышать.

А включите другие радиостанции –  это не то, что антикультура, это хуже.  Это разрушение образа и подобия человеческого. И это культивируется.

 - Правительство собирается дать нам какой-то новый Закон о культуре, что за Закон – не знаю, в интернет еще не заглядывала. Ну, дай Бог, чтобы они нам хоть как-то помогали.

 - Вот, я – поэтесса. Член Союза писателей, лауреат каких-то там премий – номинальных, конечно.  Премии – только звания, денег там, естественно, нет. Как мы живем? Мы на обочине  русской культуры, русского  общества. Книги издавайте сами, за свой счет. Распространяйте сами.  Ну, хорошо, я готова за свой счет. Может быть, кто-то богат – тот может. Но богатство  - не всегда знак качества, знак культуры, к сожалению. Наша власть о культуре не думает. У наших властей любимый поэт и исполнитель – Розенбаум. Я не имею в виду ничего плохого, он – бард, но это другой жанр.  Но где жанр серьезный, где классика? Нет ее. Вот, 300 лет было Ломоносову. Великий ученый. Спустили на тормозах, на государственном уровне этот юбилей не праздновался. Две радиопередачи -  композитор Дунаев написал великолепный хоровой цикл.   И больше я  не  слышала, чтобы эту дату отмечали. Университет носит имя Ломоносова – но,  к сожалению, и здесь праздника не  получилось.

-Скажите, что самое главное для Вас в Вашей  деятельности как поэта? Что Вы хотите сказать миру?

  - Поэзия для меня – не профессия, это судьба моя. Я не могу сказать, что я тружусь, когда пишу стихи. Это мне нравится, я люблю поэзию.  Мировую поэзию, русскую поэзию, нашу классику. Не могу сказать, что для меня это какое-то крестоношение. То, что я  хочу сказать, для меня не труд, а только наслаждение.

     -  Я родилась в год, когда умер Сталин. Наша  семья  ссыльнопоселенцев проживала в Верхотурье. Меня  воспитала бабушка-монашка.

      - Я всегда была православная. То, что бабушка в меня вложила -   родина, семья, вера – для меня главное. Эти три темы всегда присутствуют в моих стихах. Тот чистый образ, который задумал для нас Господь, мы должны хранить. И то подобие, которое   нам задано, мы должны стремиться хоть немножечко исполнить. Вот об этом я и пишу.

-Кто были Ваши учителя в поэзии?

- Наши классики. Советская поэзия как-то прошла мимо, потому что бабушка ее не любила. А классики – начиная с Пушкина, и заканчивая Серебряным веком, Александром Блоком, Георгием Ивановым, Николаем Гумилевым – всегда присутствовали. Но непосредственно  моим учителем в литературе был Станислав Иванович Куняев.  И, конечно, Юрий Поликарпович Кузнецов, у которого  я училась на семинарах в Литературном институте.

- Вы трудитесь на поэтической ниве почти сорок лет.  У Вас есть награды? Какие?

-Орден святой Ольги IV степени. Еще - Святая равноапостольная Нина. А вот эту звезду мне пожаловала королева Елизавета.

-Королева Англии?

-Да.

-Расскажите, при каких обстоятельствах это было?

- Я королеву не  видела, мне орден передали от ее имени. В моем роду с одной стороны были крестьяне, с другой – дворяне. Поэтому вот эта звезда с короной была вручена мне, как и всем Рюриковичам, оставшимся в России. Я – княжна Оболенская.  Оболенская – Кейкуатова, по папе. Кейкуатовы всегда считали себя русскими, славянами. Они были выходцами из Тавриды.

-Какие шаги, по- Вашему, должно сделать русское общество, чтобы восстановить свой культурный статус в мире?

- Я считаю, по русской пословице: Каков поп – таков и приход. Рыба гниет с головы. Будет власть заботиться о культуре, поможет нам хоть немножко -  тогда посмотрим. Вот я  уже двадцать лет бесплатно, бескорыстно веду в Славянском фонде вечера русской культуры, русской поэзии. И те, кто у меня выступает – тот же солист Большого театра Семенов – они не получают денег. Они нам благодарны за любовь зрителей, за аплодисменты.  И люди к нам идут, и  они нам благодарны. Так если бы нам власть хоть немножечко материально помогла бы! Посмотрите, кто выступает в Кремлевском дворце съездов!  Я бы не назвала их патриотами, не назвала бы русскими. Мне кажется, там нерусский дух. Если бы нам немножечко внимания – мы тверже стояли бы на ногах.

-Скажите, в современном обществе могут быть какие-то ценности, идеалы? Которые заинтересовали бы людей, за которыми бы они  пошли? Что Вы видите здесь?

-Как можно без идеалов! Вот, смотрите, вся наша история: Александр Невский, Александр Васильевич Суворов, тот же Ломоносов, о котором мы говорили – разве это не идеалы? О них нужно рассказывать молодежи. Ведь молодежи плохой нет, народа плохого нет! Это все идет от развития. Если родители не воспитывают ребенка – он будет хамом, хулиганом, кем угодно.  А если ему будут показаны вера, Родина, семья, если ему скажут:  вот наш Александр Невский, вот наш Суворов – то, конечно, ребенок вырастет другим.  Вот наши идеалы!

- Я когда представляла книжку «Слава России» - слышала голоса: «Да какая там слава? Мы сейчас на помойке» - так помойки всегда есть,  в любом дворце. Есть трудные моменты истории. Но не отнять же у нас ни Невского, ни Серафима Саровского, ни Суворова, ни Чайковского – никого не отнять!

   - Сейчас, к сожалению, деятели «культуры» плюют в  эти святые имена. В того же Чайковского. Будто стараются, кто кого перещеголяет в очернительстве. Ну, не будем о грустном. Я рада, что нам удалось поговорить  начистоту.

-    Благодарю Вас, Нина Васильевна. Позвольте от лица всех читателей и почитателей Вашего таланта  пожелать Вам дальнейших успехов  на  Вашем творческом поприще.  Мы  с  Вами, мы  Вас любим.  Надеемся, что Вы и дальше будете нас радовать Вашими чудесными, духоносными стихами. Вы в  этом смысле – первооткрыватель  нового, державного стиля в поэзии, которого раньше не  было. Ваши стихи должны дойти до массового читателя. Помощи Вам Божьей!

------------------------------------------

Разрывают Россию на части,

 И заступника ей больше нет!

Где наш царь? Или вождь? Или пастырь?

Где наш русский великий поэт?

Извели, уничтожили лучших,

 Остальные и сами поймут,

Сами внуков бояться научат,

Сами слово и совесть распнут.

Лезут вверх по смертям негодяи,

 И запуганный пастырь молчит,

 Вор на воре вором погоняет,

По колено в крови палачи.

Все по плану. Но в Промысле Божьем

 Есть победа над смертью Христа,

Если только поверить мы сможем

 Без царя, без вождя, без креста...

(Н. В. Карташева «Порфира и виссон», 2000г.)
 

                                                                     Подготовила Марина ВАСИЛЬЕВА
 

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 14 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+