Перейти к основному содержанию

09:59 19.04.2024

Крым - минное поле истории

12.12.2017 08:28:38

Крым  - минное поле истории

Крымская земля знала много хозяев и пережила немало войн. История Русского Крыма – это, прежде всего, гордость за доблесть и мужество его защитников в сражениях разных веков. Но столкновения столетней давности до сих пор разделяют крымчан. В годы Гражданской войны в Крыму разворачивались события судьбоносные и для белого движения, и для всей России. Возможно ли сегодня преодолеть раскол в сознании людей на белых и красных? Как современные крымчане понимают патриотизм? Почему нельзя замалчивать тему крымско-татарского коллаборационизма во время Великой Отечественной Войны? Как жилось на Крымском полуострове при Украине? Чего крымчане ждут от будущего?

Автор и ведущий программы «Русская идея» наРадио «Радонеж» политолог и философ Борис Межуев беседует с журналистом, режиссером-документалистом Александром Белановым. 

Борис Межуев: - Сегодня в Севастополе идет серьезная полемика относительно парка примирения, памятника примирения. Это инициатива президента -  поставить памятник примирения, знак- обелиск в честь исхода  русских войск из Севастополя в 1920 г. как ознаменование завершения гражданской войны и примирения красных и белых перед лицом этого трагического факта. Насколько мне известно, некоторые активисты одного политического движения – не буду его называть – выступили – там даже судебный иск существует против тех, кто собирается установить этот памятник, развести парк. Причем аргументация такая – как я прочитал на одном из севастопольских ресурсов – что Белая армия, уходившая с Графской пристани  в  1920 г., это армия чуть ли не дезертиров. Армия, проигравшая, бежавшая. Я не очень понял, каких дезертиров Первой Мировой войны или гражданской,  еще каких-то подобных.  Мне показалось, что люди радикально коммунистического толка хотят взять под интеллектуальный, ментальный контроль  Севастополь  в частности и Крым в целом. Притом, как я  понимаю, в Крыму и в Севастополе, несмотря на безусловный патриотизм, который там существует, нельзя сказать, что этот патриотизм красный. Он, может быть, не белый в реконструкторском смысле слова, но и не красный. Т.е. там нет осуждения белых, которые там присутствовали во времена Врангеля. Там явно чтится память несчастных русских офицеров, расстрелянных Землячкой и коммунистами-интернационалистами в 1920 г. О чем Никита Михалков снял свой яркий -  по крайней мере, в этом  аспекте -  фильм «Солнечный удар».

Что Вы думаете по этому поводу? Как в Крыму относятся к революции, как в Севастополе будут относиться к этому процессу? Насколько он позитивен или негативен с точки зрения именно Вас, как крымчанина, выходца из Керчи? Что вы об этом думаете?

Александр Беланов: -Мне кажется, что нужно начинать разговор с того минного поля истории, которым представляется  сегодня Крым.  Именно так называлась моя встреча с земляками, я привез в 2013 г., еще до майдана, мой фильм после премьеры «Расстрел», такая была общекрымская премьера. И после этого начал снимать  события, которые происходили  в Крыму. А в 2014 г. при встрече с Алексеем Михайловичем Чалым, я от него услышал ответ на вопрос, какая самая большая проблема Севастополя и Крыма.  Он заметил: «Это разруха в головах, с которой надо бороться».  Я был в недоумении, о какой разрухе идет речь, потому что все 23 года Крым готовился к возвращению в Россию, добивался этого, винил Россию, что она бросила Крым под колеса судьбы, и так далее. Что Крым был мобилизован. «Это все не так, - говорил тогда Чалый.  -  Человек, который сделал эту революцию,  десятилетиями добивался, чтобы Крым вернулся в Россию. Не словами, не лозунгами, не криками на площадях. А субсидировал из своего кошелька, своих заработков– он один из известных за рубежом российских миллионеров – субсидировал зарплаты учителей, преподававших историю, печатал учебники по истории, и так далее. И вдруг начали уничтожать этого человека в Севастополе, уже после того, как он приехал с двумя представителями Республики Крым, когда Владимир Путин подписывал Акт о вхождении  Крыма в Россию.  Это для меня был шок.  Я понимал, что минное поле – это вещь опасная. На сегодняшний день я увидел, что ничего не изменилось по большому счету, что за лозунгами прячутся перекрашенные и переобутые в полете проукраинские силы, которые существуют в Крыму – в принципе они существуют еще в коридорах власти. И уничтожение человека,  который        во многом сделал эту революцию, его выдавливание из политики, из общественной жизни привело к мысли, что все только начинается. И когда мы говорим сегодня о том, что происходит по теме Русского исхода в Севастополе, в Керчи о разногласиях, о попытке столкнуть людей лбами – я понимаю, что за этим стоят, наверное,  не исторические события. За этим стоит меркантильность тех людей, которые или хотят на теме Крыма заработать какие-то дивиденды, или зайти в Крым и навязать свою логику.

Для меня эта история началась еще раньше, когда я в конце 80-х  гг. при встрече с Вячеславом Клыковым предложил ему поставить в Севастополе первый тогда памятник Владимиру Крестителю. На удивление через полгода  мне позвонил Клыков и сообщил: «Памятник готов.  Можно везти в Севастополь».  И тогда, когда мы привезли  памятник и поставили его на центральном входе в Херсонес – он просуществовал и простоял ровно один день. Его снесли историки - работники музея. И огромный шикарный памятник,  стоящий 500 тысяч долларов, два года провалялся на заднем дворе музея.  И только после того, как НТВ сделал  об этом сюжет, поднялся шум.  Памятник каким-то боком стали возвращать и, в конце концов, поставили не там, где он  стоял. Все это объяснялось тогда уже проукраински  настроенными севастопольскими историками: кто такой был князь Владимир, чем он занимался в Севастополе, как он шел к власти, какую крови он пролил - и   так далее……

- Проукраинские   историки– это довольно сильная попытка Киева заявить, что князь Владимир – это основатель государственности, что Владимирская горка существует…

- Это сейчас, когда у них не осталось за что держаться, потому что все советские памятники покрашены красной и черной краской. А тогда музейные работники сотворили подобное в Севастополе. Поэтому для многих  - и Белая армия, и восстановление исторической справедливости, а не переписывание истории – это для многих как нож в сердце. Это касается не только темы Белого движения, но и темы коллаборационизма в годы Великой отечественной войны. Она очень остро стоит, и мы сейчас видим, к чему ведет замалчивание этой темы.

- Крымско- татарской?

- Да. Ведь смотрите, замалчивание темы украинского национализма в годы советской власти (кто уничтожил белорусские села, и так далее) привело к тому, что Щербицкий просил Брежнева ни в коем случае  не рассказывать, кто это сделал. К чему это привело? В конечном итоге – к тому, что сейчас происходит на Украине. Я уже говорил  в 2013 г., когда была встреча с телезрителями Крыма: Ребята, нельзя замалчивать эти дела. По крайней мере -  не надо это педалировать. Мы же  не делаем на этом праздник жизни! Мы просто должны эту историю изучить и показать…..

- Я с Вами   согласен. На мой взгляд,  совершенно вызывающая резолюция Генеральной Ассамблеи заявляет о необходимости легализации крымско-татарского   меджлиса в Крыму, легализации экстремистских крымско-татарских организаций как якобы правозащитных организаций крымско-татарского самоопределения. Т.е., безусловно, фактор коллаборационизма является важнейшим для демонстрации опасности этого явления: крымско-татарского национализма в Крыму. Все «рыцари меджлиса»  - это модное слово после  телесериала «Спящие»-  это на самом деле спящие агенты, которые жили и работали в Узбекистане, Таджикистане, Татарстане. И уже не секрет, когда они проснулись – в самые   первые годы горбачевского правления. Как они заставляли крымско- татарское население даже насильно переезжать обратно в Крым. Потому что люди уже 30 лет прекрасно жили в своих домах,  а сюда, в Крым  их выбросили в 1987 г.  просто на поля, где они занимались самозахватом, и т.д. Когда я привез в Крым фильм после премьеры «Расстрел» о гибели группы «Сокол», знаменитой группы актеров Крымского русского драматического театра им. Горького, кто их на самом деле сдал – в пьесе и в спектакле, который был известен  в советское время,  об этом не говорилось.  Но   исторические факты и документы подтверждают, что это были лидеры крымско-татарских коллаборационистских сил. Что они творили в годы Великой Отечественной войны -  можно посмотреть, хотя бы приехав  в совхоз «Красный», где стоит монумент жертвам одного из самых кровавых концлагерей на территории Крыма и открыт музей. И говорить об этом сегодня так же нужно,  потому что, вскрывая всю эту историю в поисках оправдательных документов, мы, во-первых, забываем о настоящих героях, а во-вторых, приходим к тому,  что этот нарыв, в конце концов, взорвется.  И кто такие меджлисовцы  - мы видели в 80-е, 90-е годы - в конце концов, именно они устраивали блэкаут на границе Крыма, оставив собственное население без воды, света и газа.

- Я был в Симферополе в 2014 г., уехал 20 февраля. Я тогда работал в газете «Известия». Выступал как журналист «Известий» на встрече с общественностью. Там присутствовал  председатель крымско-татарской общины, кстати, очень интеллигентный человек, смотрю – он поднимает руку, прося слова. И задает мне вопрос; «Считаете ли Вы, что русские должны покаяться  за две вещи?». «Какие?»- спрашиваю. « Первое – ввод войск в Афганистан. А во- вторых, что вы в XVII веке без всяких оснований прекратили платить дань крымскому хану”. На полном серьезе, интеллигентно  задал этот вопрос. Без желания меня оскорбить: мол, покайтесь, что совершили акт революции против своих  истинных властителей!

Я уехал несколько обеспокоенный относительно последующих событий в Симферополе и в Крыму в целом.  Потом мы увидели 26 февраля почти столкновение татарского меджлиса и русской  общины, которое, слава Богу, завершилось известным все событиям 27 февраля,  появлением т. наз. «вежливых людей». И когда мы наблюдали в Москве по телевизору, в бессонные ночи, что происходит  в Киеве -  а у меня в Крыму дети, внуки, мама с сестрой – мы не могли спать, сидели, смотрели телевизор. Я прекрасно понимал, что если будет продолжение,  пойдут т. наз. «поезда дружбы» в Крым, в Севастополь - то уже людей не остановишь, будет настоящая карабахская резня. Только теперь она будет называться «крымской».  Конечно же, мы не могли спать, не могли сидеть в Москве на одном месте. Начали бить во все колокола. Слава Богу, что произошло то, что произошло. Мы ведь знаем, что в горах Крыма существует масса схронов, со времен Первой чеченской войны. В санаториях Крыма, во времена и Первой, и Второй чеченских войны лечили и поднимали на ноги боевиков. Было создано огромное количество   отрядов крымских боевиков коллаборационистского направления. И они, в принципе, только ждали команды из Киева, из Америки, чтобы начать действовать. Это было бы плачевно для жителей Крыма, для России, для Украины. Спасала мысль, что этого, наверное, не произойдет,  потому что стоит Черноморский флот. И, в конце концов, высадились «вежливые человечки». Слава Богу, у крымских политиков   на тот момент хватило мудрости и силы развести толпу на площади у госсовета республики Крым. Хотя и там два-три человека погибли в этой давке. Наши органы, не те, что были в 70-е, 80-е, 90-е годы, а ФСБ  и Следственный комитет – очень хорошо отработали по этой истории. И то, что был запрещен меджлис, который юридически никогда и не был,  а существовал только на бумаге   и по украинским законам. И возвращать сегодня меджлис в Крым – это смешно.

- Но, тем, не менее, в Севастополе все-таки произошла революция. В Севастополе было продемонстрировано совсем иное качество. Там не было крымско- татарского фактора, там был сильный  русский фактор: возможность проявить власть. Я думаю, что едва бы так благополучно все решилось, как в феврале – марте 2014 г., если бы севастопольское восстание не сделало необходимым  вмешательство федеральной власти. Потому что в противном случае столкновение было бы неизбежным. Вот еще какой вопрос.  Вы  упомянули  об Алексее Михайловиче Чалом. Есть претензия к   Музею 35-ой береговой батареи. Это частный музей, который создан при его содействии, собственно - на его деньги. Претензия в  том, что это музей батареи, которая была оставлена для прикрытия флота. И у севастопольцев  есть сильное  сознание, что они как бы оторваны от Большой России, что они – брошенная батарея, оторванная от центрального командования.  Что отчасти приводит к тому, что они не могут выступить самостоятельно, не   дожидаясь такого приказа, как это произошло в феврале 2014 г. Но отчасти они не  вполне вписываются в общероссийскую вертикаль власти. Я это слушал от патриотически настроенных людей, правда, немного сталинистского толка.

- Севастополь, и подвиги Севастополя, нельзя рассматривать без того, что происходило в Крыму. В частности, в городе – герое Керчь.  Я очень люблю Севастополь, часто там бываю, но вот это: «Мы и Крым» меня просто бесит.  Вот это  «Мы и Крым» - в свое время мы так страну развалили под названием «СССР».  Вы хотите чего достичь дальше? Если говорить о подвиге Севастополя, о действиях Мехлиса  по сдаче Крыма  в 1942 г. – то нужно не забывать, что если бы не Керчь, не Аджимушкай, подземный фронт не боролся в течение 6-7 месяцев,  не оттягивал крымские силы немецко-фашистских захватчиков – то Севастополь уже в декабре 1941 г. был бы сдан. Это доказывают исторические документы.  Поэтому разрывать историю Крыма для севастопольцев– это такое же недальновидное действие, как бороться  с новыми или старыми  героями внутри собственного города.

- Да, на референдуме 16 марта  2014 г. 97%   керчан  проголосовали за возвращение Крыма в состав России. Может быть, потому, что Тамань видна с керченского берега. Я сам керчанин, и это прекрасно понимаю. У нас в менталитете заложена боль за город, стертый с лица земли.  Нам, керчанам, обидно, что после развала Советского союза подвиг  керчан, подвиг города-героя Керчи потихоньку был забыт, отодвинут на задний план. Вот, остался город славы Севастополь -  там Черноморский флот, понятно. А, тем не менее, Керчь – первый город, где  Петр I поднял   Андреевский флаг.  Когда русский флот подошел к Керчи, и  Петр проводил переговоры с крымским ханом.

- Да, я когда там был – меня поразило, что настолько несопоставимы Пантикапея и Херсонес. Понятно, что Херсонес имеет большое религиозное значение для христианского  мира. Но с точки зрения археологии, Пантикапея -  столичный город. После воссоединения Крыма с Россией город – герой Керчь – самый древний город на территории Российской федерации: ему более 2680 лет. Раньше это был Дербент.  События и мероприятия, которые проводит Керчь, озаряют своим светом те, которые проводят историки, археологи города, московские гости. В Керчи проходит знаменитая  военно – историческая конференция, которая собирает  более 500 историков, кинематографистов документального кино со всей страны.  В июне 2018 году у нас соберутся гости на 20- ый театральный фестиваль  «Боспорские агоны».  Это уникальный фестиваль  тем, что на горе Митридат, на высоте птичьего полета, собираются 6 - 10 театров из нашей страны и из-за рубежа и показывают спектакли на темы Древней Греции.  Ставят Еврипида, Софокла, и т.д. Это грандиозное зрелище: оживает древняя история Керчи. И начинаешь гордиться своим городом, ведь это  - столица Боспорского царства.  И на самом деле, если возвращаться к Русскому исходу –  здесь стоит  памятник работы Вячеслава Клыкова, который он готовил для Севастополя. И в Севастополе он не был принят.  Этот Поклонный Крест после Севастополя был перевезен в Керчь, потому что на самом деле именно из Керчи  выходили последние суда с русскими эмигрантами. Мы знаем об этом по фильму «Бег», «Служили два товарища», и т.д.

- А если высказать такую инициативу нам с вами: поставить в Керчи или Ялте памятник Врангелю? Многие  историки  и  не самые глупые политологи считают, что это был самый лучший, самый прогрессивный из всех белых генералов. Он действительно пытался решить земельную проблему, в отличие  от Деникина, который был далек от этих вопросов, уж точно – от Колчака, который с политической точки зрения был ужасный правитель. Но Врангель действительно пытался это сделать, и  в  военном отношении он был гораздо более удачлив. Его оборона Крыма заслуживает признания.  Несмотря на то, что  принял управление армией в худшей ситуации. Он довольно грамотно осуществил вывод    белых войск. Не говоря, что он был ученый, и т.д. Понятно, как к этому отнесется та организация, которую я не называю. В лучшем случае мы получим уголовное преследование.  Но - как отнесется к этому население?

 - Хочу задать вам тоже провокационный вопрос: Врангель – это русский офицер? Он присягал своему государству, своему Царю на верность России?

- Ну, к сожалению, про Царя здесь трудно говорить.

 - А России?

- Да, конечно! Для нас это пример, как надо действовать, когда на твою родину покушается враг. Не будем говорить, кто этот враг. В каких опломбированных вагонах он  приехал в Санкт – Петербург и что принес потом истории  России в 20-е – 30-е годы. С их стороны это враг.  И ленинская партия, и Троцкий .

Они   – Врангель, Колчак, Деникин  - защищали свою родину, свою землю. Они присягали этой стране. И поэтому как русские люди     они -  герои.  Если так идти дальше, перечеркивать их имена… Вот, задают вопрос: а почему в Керчи стоит памятник Войкову, который участвовал в казни Царя? Почему существует целый район его имени? О Землячке спрашивают также. Есть улица Розы Люксембург, и т.д.

Есть огромное количество вопросов, что делать с памятником Ленину, еще с каким-то памятником, Фрунзе, например. Я всегда говорю: «Ребята, смотрите, в Симферополе на вокзале -  памятник Ленину. А рядом -  пустая скамейка. Все крымчане помнят, что там сидел товарищ Сталин – это продолжение памятника». Снесли за одну ночь и не спрашивали у народа: хотим мы или не хотим, верим мы в батюшку-царя по имени Иосиф Виссарионович или не верим, будем о нем слезы лить, или нет… Также спокойно его выбросили в свое время из мавзолея. Если у нас так все хорошо получается, когда приходит  команда сверху – то о каких скрепах мы говорим, какие имена мы защищаем? Если мы перечеркиваем Врангеля, перечеркиваем всех остальных…

- О  памятнике  Врангеля.   Надо  преодолеть все эти идиотские претензии, тем более – к памятнику примирения. Он не имеет прямой Белой ориентации. Он призван почтить память воинов, которые остались верны присяге, покинули  свою родину не по своей воле.   Тем более, многие  из них  были казнены.  Я думаю, если есть памятник Фрунзе – пусть будет и памятник Врангелю.

- Памятники вообще не надо свергать, это наша история. Мы же не можем историю переписывать заново, как Украина.  А если начнем переписывать – доведем свою страну до того, до чего дошла Украина. Памятник Врангелю – для того, чтобы он появился – надо изучить, популяризировать, показать все плюсы и все минусы и красных, и белых. Надо снять фильмы, написать книги о Врангеле, о Белом движении. Эта история очень долго была мало изучена, а если изучена – то не популяризирована, не рассказана. Не услышана. Во всяком случае, продвижения ее не было. Сегодня школьники,  которые вообще не знают фамилий, кроме Пушкина – своих героев не знают, героев прошлого – не знают. И поэтому если будем сейчас  вычеркивать эти имена, и снова насаждать какие-то – мы придем к тому, с чего начали.

Если говорить о Крыме – то памятник Врангелю  лучше всего смотрелся бы в Керчи. Это -  в самом деле, последний город, из которого уходили белые. Самые большие бои были здесь.

Историю надо любить. А для того, чтобы любить, ее надо знать, надо изучать. И, действительно, люди, которые смогли в жутких условиях Гражданской войны оставаться людьми – они заслуживают нашего признания вне зависимости от того, считаем мы их дело правым или исторически ошибочным. Как раз Врангель – безусловно,  один из достойнейших  офицеров русской армии.

Теперь вопрос, касающийся Великой Отечественной войны. Как Вы считаете, какое среди людей отношение к теме депортации? Учитывая всю сложность отношений между русской и крымско- татарской общинами?

- Ну, здесь мнения разойдутся. Официальная точка зрения – это преступление против народа, и я как законопослушный гражданин ее принимаю. С другой стороны, моя семья пострадала от коллаборационистов. Пока мой дед воевал - он ушел на второй день войны, был в плену, потом бежал из плена, не сел, не попадал ни в какие «баты»,  дошел до Москвы. Потом из Москвы  был брошен на Севастополь. И в конечном итоге за 15 дней до конца войны погиб в Кракове.  При этом он не знал, что его семья пережила Керчь – в то время городом-героем она не была. Моя бабушка была убита крымско-татарскими коллаборационистами. Отец это хорошо помнил, хотя при этом никогда в нашей семье не говорилось ни слова о крымских татарах, об их зверствах.  Я в школе учился, не знал об этом, вообще мало кто знал, что такой народ – татары  - вообще существует в Крыму. Об этом мы узнали  в конце 80-х, в начале перестройки. И тогда отец стал рассказывать мне, что происходило в Керчи, что происходило в Крыму.

Возникает вопрос: как случилось, что партизанское движение в Крыму, одно из самых великолепных по разработке на картах, в планах на территории Советского союза, с богатыми схронами оружия, продовольствия – в течение трех  месяцев было сдано врагу– кем?- первыми, вторыми и третьими секретарями обкомов и горкомов  партии. А они все были крымскими татарами. Также было полностью разгромлено крымское подполье. А в лесах, где скрывались партизаны, были известны случаи каннибализма. Они просто боялись спускаться в поселки. Если бы они вышли в поселок – это могло кончиться тем, что их зверски убьют свои же, так называемые. Короче, для партизанского движения в Крыму наличие крымско-татарских коллаборационистов – это был приговор. И после этого, когда мне рассказывают о героизме татарского народа в годы войны – я понимаю, был Ахмет-хан – Султан и другие, но это единицы. А вред, причиненный коллаборационистами -  его очень сложно подсчитать.

Я все время думал: как, где, когда произошел этот разрыв? Ну не мог  же он  случиться, когда крымские ханы ходили на Москву!

- Не знаю. Мне кажется, что эта история начинается с  решения руководителей нашего государства на месте Крыма создать Еврейскую автономную республику.  Перед войной, в 30-е годы, в Крыму было создано более 140 еврейских колхозов.  В Крым свозили еврейское население, чтобы оно работало в этих колхозах. Мне отец рассказывал, какие схватки были между крымскими татарами и еврейскими колонистами. Это не было секретом, на территории Крыма действительно хотели создать  Еврейскую автономию. А представьте себе коренное, как они себя называют, крымско - татарское население! У которого забирают права на республику, а почему-то создают Еврейскую автономию.  Здесь и начался затяжной конфликт с 20-х гг.Татары были очень обижены на советскую власть, потому что сами они помогли  ей   в разгроме Врангеля.

- Значит, они не были антисоветски настроены?

- Нет, они помогали Красной армии, советской власти. Именно поэтому им очень много перепало в 20-е годы. Почти всеми вторыми и третьими секретарями  райкомов и горкомов стали крымские татары. И к войне они подошли с идеей  борьбы: или крымская автономия, или еврейская автономия. Началась II  Мировая война.   Мы знаем, чем это  закончилось для Крыма. Но подошел 1944 год. Странное совпадение: через несколько дней после Тегеранской конференции началась депортация татар из Крыма. И более чем странно: все американские газеты официально радовались, огромные статьи вышли на первых полосах, что наконец-то есть договоренность Сталина и американского президента о создании Крымской Еврейской автономной республики, и поэтому американцы открывают Второй фронт.

--Даже так!

-  Да, это было одно из условий.

- Мы не несем ответственности за все, что говорят наши гости. Надо все проверять и проверять. Считаю, что вопрос о коллаборации должен быть поднят, потому что  Россия беззащитна перед нападками со стороны Генассамблеи. Которая требует поднять экстремистские организации.

Еще один вопрос.   Мы ходим по минному полю. Вот еще одна, последняя мина – распад Советского союза и референдум 1991 года. Где большинство жителей Крыма голосовали   за  выход из Советского союза и независимость Украины. Я правильно говорю?

-Нет. В 1991 году на референдуме  весь Крым проголосовал за то, к чему призывал Горбачев -  за вхождение Крыма в новое, обновленное государство. Это март 1991 года.   Ноябрьский референдум 1991 г. не предполагал однозначно разрушения СССР, разрыва всех связей. Есть, конечно, масса ограничивающих факторов…

Другое дело – что тут же началась история с Крымской автономией. Этот период распада Советского Союза – как он может быть запечатлен, чем увековечен? Какие герои тут могут быть – те, кто боролся за Крымскую автономию? Или это был скорее бесславный период Крымской истории?

-Я в это время работал на Крымском Телевидении. Я бы настаивал на втором Вашем определении. Я не помню, чтобы мы голосовали за выход из СССР, будучи  в составе Украины, в обновленном государстве. Потому, что Крым как таковой уже тогда бился за автономию,  в 1993 г. первый президент России, сломав карандаш, сказал, что он сделал с Крымом – слово неэфирное, он проспал его по пьянке. Потом начались попытки этот Крым вернуть. Убогие довольно попытки. Вы же прекрасно помните, кто возглавлял Министерство иностранных дел….

- Козырев. Человек с черепной коробкой.

- Все это закончилось тем, что на президентский пост Крыма пришел человек, может быть, и настроенный как русский патриот, правильно. Но далекий от механизма управления регионом. Просто следователь районной прокуратуры. И в конечном итоге он и привел к тому, что Крым лишился последнего, что у него было.  Потому что он настолько экстремистски себя повел как президент Крыма, со своей охраной из автоматчиков, огромным количеством   глупых, принятых не вовремя законов, настолько далекий от политики человек…В конечном итоге он настроил против себя и против республики Крым Украину и при этом перепугал Россию. Все правительство Сабурова находилось в Ялте, каждый день с кортежем ездили на работу в Симферополь. Гоняли туда-сюда, рестораны были открыты, музыка гремела, шампанское лилось… Делили Крым, как всегда его пытаются делить, и в конечном итоге произошло то, о чем Ельцин заявил: «Мы еще раз потеряли Крым,  но теперь уже на долгие 20 с чем-то лет!». Была создана республика Крым. И, кстати, подготовка всех документов, всех  атрибутов власти, герба, знамени, гимна – все это было в руках бывшего первого секретаря  райкома партии Багрова, который делал эту республику  под себя. Но проиграл  выборы следователю районной прокуратуры. И потом была потеряна институция республики Крым, он стал обычной областью. Поэтому этот период в крымской истории можно назвать бесславным.  Но тогда уже в 1991-94 гг. проявились герои будущей «крымской весны», они уже тогда давали о себе знать. Был создан «Русский блок» , из которого вышел президент республики Крым Аксенов и другие люди,  они  - в Госдуме Российской федерации.

-Последний вопрос. Он связан с названием Вашей организации «Крымский мост». Когда же он будет открыт?

- Я на такие вопросы отвечаю, что Крымский мост – в Москве, ему уже 200 лет. Он наводится между культурами – там же есть Парк культуры.  Шутка. Основная задача нашего продъюсерского Центра  - разработка мероприятий к открытию Крымского моста, наведение мостов между народами -  дружбы, сотрудничества, культурного обмена,  и т.д. Первое мероприятие, которое мы готовимся провести уже весной 2018 года – это  Международный форум искусств «Крымский мост». Так будет 6 отдельных форумов, например, журналистский форум "Горизонты Победы», который мы проводим совместно с МИДом и Союзом журналистов России. Но самое главное - Международный кинофестиваль «Созвездие Победы», в котором примут участие 13 городов-героев и 45 городов Воинской славы. Фильмы представят режиссеры из России и из-за рубежа, которые захотят участвовать. Будет организовано голосование по системе «Евровидения». Главных победителей кинофестиваля художественных и документальных фильмов будут определять именно жители городов-героев и городов воинской славы – т.е. большая часть территории России, Украины, Белоруссии. Собранная сумма  за  смс-голосование– а она будет немаленькой – составит бюджет новых художественных и документальных фильмов  о Великой Отечественной, Первой мировой и вообще о Русском Духе и героях сегодняшней России, которые определяют ее лицо.

- Я так понимаю,  многие боятся ехать в Крым, боятся санкций…

- Вы правы, доходит до смешного: фильм  про Севастополь, про войну   будут снимать в Темрюке. Принято решение снимать фильм о городе – герое Севастополе не в самом городе,  а  в других городах Краснодарского края. Потому что актеры, играющие героев фильма, не хотят попасть  в санкционные списки. Эта проблема существует. На днях Порошенко  признал, что принят закон, чтобы  не пускать множество наших артистов на Украину. Вот когда наши артисты поймут, что им нечего делать  на этих самых дешевых сьемочных площадках на Украине, наши продьюсерские сериалы и телевидение  откажутся – временно, пока там идет гражданская война -  снимать и зарабатывать на этих дешевых площадках,  а наши актеры там сниматься – тогда наши актеры, режиссеры, продьюсеры заявят: «Слушайте, у нас есть прекрасные фильмы! Давайте мы их покажем на вашем кинофестивале».

- Я не понимаю логики людей, которые в настоящее время готовы ехать на Украину и что-то там показывать. Это «диванный патриотизм». Получается, мы патриоты, пока дело не касается раздела денег и заработка. Это уже ниже плинтуса.

- Мы с Вами интересно поговорили, не наступили ни на одну мину нашего поля. Благодарю за внимание.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 5 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+