Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Аналитика

Все материалы

Когда жевательная резинка - друг или еще немного о школьном образовании в США

28.07.2017 09:40

Александра Грипас

Лидия родилась в США, мама - русская, папа - американец. Казалось бы, логичным отдать дочку в американскую школу: это английский язык, помощь при поступлении в вуз. Ведь во всех школах Америки, независимо частные или государственные, старшеклассники сдают и рассылают тесты по вузам, готовят портфолио, собирают характеристики, ищут гранты и стипендии для получения бакалавра. Тем не менее, Лидия училась с 1 по 11 класс в нашей, посольской, школе в Вашингтоне. Она «пережила» нескольких директоров, знакомилась, а через 2-3 года расставалась с друзьями.

Стало интересно, чем вызвано такое решение родителей. Тем более Лидия, как выяснилось при подготовке материала, далеко не единственная жительница США, которая имеет аттестат посольской школы.

Сейчас Лида студентка 2 курса американского вуза, будущий биолог.

Так как причины у всех родителей были почти одинаковыми, расскажу подробнее о Лидии.

С трех лет она ходила в садик при посольстве РФ. Отзывы Натальи, мамы девочки – восторженные.

Горячий обед, занятия с детьми, чтение книг, пересказ, подвижные игры, плавание в бассейне, экскурсии, дневной сон на «настоящих» кроватках, а не на матах, как в американских садиках. А запоминающиеся утренники и праздники в садике!  В зимний день одна мама-американка, жена нашего соотечественника, бросила машину за несколько улиц до посольства из-за пробок и бежала на утренник, чтобы не пропустить выступление своей дочки. Добавьте еще серьезную подготовку к школе, гендерное воспитание (детям рассказывали, во что одеваются девочки и мальчики, ролевые игры – дочки-матери, война)

Но после садика Лидию отдали в первый класс американской школы. Родители были неопытными и даже не могли представить себе, что ждет их в обычной государственной школе.

«Мы продержались всего несколько месяцев в местной школе. Представьте себе: на уроках во время объяснения материала дети сидят на полу вокруг педагога. Это символизирует равенство взрослых и детей. Много ли можно понять и запомнить, сидя на полу и считая себя равным со взрослым и образованным человеком?» - эмоционально делится Наталья.

Она помнит до деталей разговор почти 15-летней давности, когда директор американской школы хвасталась: у них есть гениальная девочка, кандидат в класс для одаренных детей. И в качестве доказательства таланта директор показала недавнее эссе школьницы. Тема его сражает сразу: «Жевательная резинка – мой друг». Одаренная девочка на двух страницах объяснила: есть конфеты вредно, сидеть за компьютером и пить сладкую газировку еще вреднее,  а жвачка – и для зубов полезна, и от нее не полнеют, а еще она утешит в минуты печали и развеет скуку. Вот так жвачка и становится другом.

Это жвачка произвела на Наталью сильное впечатление. Мы когда-то смеялись над сочинениями-рассказами в советских и российских школах «Как я провел лето» или «Мой лучший друг» и считали их однотипными без фантазии, но все-таки о жвачках никто еще не писал.

Наталья хотела, чтобы ее дочка любила читать, а в местных школах даже нет такого предмета у младшеклассников. В кабинетах стоят книжки, и учитель предлагает взять любую и почитать дома (по желанию). Немаловажно для нее было, чтобы Лида умела красиво и аккуратно писать. Ведь по почерку о человеке можно многое узнать.

«А американские школьники пишут карандашами, потому что так удобнее исправлять ошибки, и эти самые ошибки не мозолят глаза ребенку и не травмируют его. А также все тексты только печатными буквами, никакого курсива. Руку первоклашкам «не ставят».  Маленькие американцы держат карандаш очень странно и неудобно. Карандаш лежит на безымянном пальце и прижат средним с указательным, а большой палец всю эту конструкцию поддерживает. Так и взрослые американцы пишут – посмотрите, как они подписывают чеки в магазине, заполняют вопросники в поликлинике или больнице!» - рассказывает собеседница.

Домашние задания даются на отксеринных листочках, так как в начальных классах нет учебников. Выполненные работы могут быть мятыми, грязными, с пятнами кетчупа – за аккуратностью здесь никто не следит.

Переживания Натальи понятны: мы привыкли, что все тетрадки должны быть в порядке, в обложках, упражнения выполнены без помарок, а если и надо что-то исправить – делается это аккуратно, без грубого перечеркивания. Нас всех с детства приучали к культуре оформления работ, с первого класса внушали, что опрятность и аккуратность – это уважение к учителю, порядок в голове и мыслях.

Неудивительно, что Лидию хвалят американские профессора и удивляются, какие у нее хорошие работы не только по содержанию, но и по форме – все чистые, листок к листку, ни одного загиба, ни одного пятнышка. Даже шутили, что Лида курсовые и презентации делает в стерильных условиях. А она просто по-другому не может.

У нас, начиная с детского сада и до последнего класса, учат стихи наизусть, в американских школах такой практики нет. Хотя и медиками, и педагогами, и психологами доказана польза от заучивания стихов. Это и память развивает, и дикцию вырабатывает, и те же комплексы, о которых так беспокоятся американцы, уходят сами собой.

Еще одна из «претензий» Натальи к американской школе – поверхностное отношение к предметам. Нет у них физики, химии, истории и литературы, как у нас, чтобы все эти дисциплины были сами по себе. Зато есть «Science», то есть «наука». В начальной школе это больше напоминает наше природоведение. Но в основном ребята работают дома, например, готовят презентации на заданную тему. Например, Лида выбрала тему «Животные», а ее знакомая - «Солнечную систему». На ватман Лидия приклеила картинки с домашними и дикими животными, подписала снимки, дала короткую информацию: среда обитания, питание. Или однажды Лида хвасталась, что они весь урок длинными щипцами изучали сухой лед. Тогда запомнилось, что его нельзя трогать голыми руками,  и что от него шел пар.

На уроках американского природоведения практически ничего учитель не объясняет и не рассказывает. Администратор школы развеяла сомнения Натальи. Цель постоянных презентаций – преодолеть стеснительность и замкнутость у детей. Выступая почти каждый день перед большой аудиторией, ребенок наберется уверенности и смелости. Старшеклассники пишут письма послам дипмиссий в США с просьбой прислать материалы и ссылки о представляемых странах. Это тоже психологический ход: чувствовать себя равным с послом, чиновником и так далее.

У нас же на уроках цель – знания. И как это важно, Лида видит сейчас. Она носит с собой на лекции общие тетради по химии и биологии, которые вела в старших классах. Такого подробного и четкого объяснения нет даже в студенческих учебниках. Кстати, однокурсников и преподавателей Лида просветила: в США не в курсе, кто такой Д.Менделеев, его таблицей пользуются все, а кто ее гениальный составитель, не знают.

Также есть общественные науки – история, конечно, США,  с элементами географии.

Наталья, историк по образованию, хотела, чтобы дочка знала историю и нашей страны, и Древнего мира, и современную историю:

«Невозможно знать историю в усеченном и искаженном виде. Например, большинство американцев уверены, что коричневую чуму победили не советские солдаты, а американские. Хочу, чтобы Лидия на карте и глобусе могла видеть и узнавать все страны. А выпускники американских школ порой ищут Китай и Швецию где-то в Африке, да и без подсказки не найдут даже свой штат на американской карте…»

«Посмотрев на обучение детей в начальной школе, а также побывав на экскурсиях в средней и высшей школах, решили, что надо идти в посольскую, где образование классическое, где приучают к дисциплине, ответственности, уважению учителя. Другой был выход – отдать дочку в частную школу – тоже не идеальный. В «их» дорогих и престижных школах есть свои проблемы: взвешивание крутости у ровесников, социального положения родителей, козыряние фотомодельной внешностью (среди девочек). А у нас, как будто Бог послал – в городе посольская школа, Лида выпускница посольского садика, прекрасно знает русский и английский. Прямо все дороги вели в нашу школу!» - объясняет Наталья.

Для Лиды школьные годы были яркими и счастливыми. До сих пор переписывается со своими одноклассниками и даже с теми, с кем ходила в детский сад. Они обмениваются фотографиями, смешными историями, делятся маленькими женскими секретами.

Все статьи

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]