Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Аналитика

Все материалы

Как просить у Господа прощения за грехи, которые забываем?

07.08.2017 11:20

Как просить у Господа прощения  за грехи, которые забываем?

Телефонный звонок: -  Вы знаете, каждый день свершаю множество грехов, к сожалению не все успеваю записать. Часто они очень забываются. И как скажите, пожалуйста, просить у Господа прощения  за такие грехи, которые забываем?

Игумен Феофан Замесов: - Спаси Господи. Насколько я знаю, православная традиция такова, что, во-первых, мы можем просить прощения за те грехи, которые мы забыли или даже не осознали, что это грех, не называя их конкретно, потому что мы не помним эти грехи. А общими фразами: Господи, прости мне все согрешения, которые ты сам знаешь. Господи, прости мои грехи, которых я не ведаю, не помню по немощи памяти. Поэтому можно и так просить. А если молитва идет от сердца, Бог обязательно её примет. Во-вторых, есть немало брошюр, где досконально перечисляются многие грехи, но и те брошюры, которые стали книги, классические  - есть книжица: «В  помощь кающимся» по трудам святителя Игнатия Брянчанинова и «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина. И там, и там много напоминаний о грехах. И я много раз был свидетелем, когда люди, которые действительно по суете жизни, по немощи памяти, кто-то, может быть, по беспечности, забывали свои прегрешения. Благодаря этим книгам смогли вспомнить многое из того, что у них было в жизни. В некоторых храмах, даже я иногда, когда позволяет время службы, пытаюсь перечислять грехи, и это помогает людям.  Многие говорят: батюшка, спасибо, что подсказали, я как-то об этом и забыл совсем. Именно поэтому у нас есть таинство соборования в православной Церкви. И мы верим, что таинство соборования происходит при условии, что человек искренне приносит Богу покаяние, и ему прощаются все забытые грехи. Действительно, невозможно всё упомнить, жизнь наша набирает обороты всё больше и больше, очень много в жизни суеты. Современный человек ставить для себя столько целей одновременно! Раньше всё-таки немножко другой был ритм жизни, и вот в таком круговороте событий многие вещи ускользают из памяти и человек даже вовсе не замечает. Иногда он соверщает грех, и даже не осознает до конца, что это грех. Надо над собой работать. Я думаю, что искреннее покаяние, даже если человек не помнит грехов, кается, осознавая, что всё-таки было то, что он не может назвать, потому что забыл, но он в этом искренне кается. Бог всё равно такое покаяние примет.

Нина Карташева: - У вас в Артемове храм и там чтимая икона «Троеручица». Она с Афона?

Игумен Феофан Замесов: - Да, у нас была торжественная служба. Но я когда ребенком ещё был, в 1980-м году, вышел церковный календарь. Он был тогда для верующих людей, большинство церковных книг были недоступны, да и почти ничего не издавалось и вдруг выходит календарь, который был короткого размера, но в два раза толще, чем обычные, за счет того, что сзади было описание многих икон. Я тогда ребенком прочел бабушке про икону «Троеручица». И так мне это запало в память, но потом уже годы прошли. Бываю периодически в антикварных магазинах различных и там где реставрировали иконы старинные, очень часто сталкивался с тем, что из старинных икон особенно распространена «Троеручица». Видимо, наши предки очень почитали ее, т.е. была икона распространена на Руси. В России находилось несколько чудотворных списков. Один был в Ново-Иерусалимском монастыре. Конечно, очень хотелось этой святыне поклониться. И несколько лет назад  я первый раз попал на гору Афон. Спутники мои, которые планировали поездку, не предполагали, что мы попадем в Сербский монастырь Хиландар, где находится чудотворный первообраз. Вообще надо сказать, что он тоже попал туда не случайно. Иоанн Дамаскин, после того, как исцелилась его рука -  ушел в монастырь, взял с собой икону, и она уже стала источать многие великие чудеса. Прошли годы и даже века, и вот однажды святитель Савва Сербский приехал туда   и получил эту икону в дар. Тогда монахам было открыто, чтоб передать ему эту икону. И он привез её на сербскую землю. А когда он привез на сербскую землю, ещё более она стала источать многочисленные чудеса, но пришло время  турецкого  владычества, так Бог попустил такую скорбь. И православные сербы, чтобы эта святыня не попала в руки врагов православия, стали молиться, чтоб Матерь Божья управила её путь и возложили  икону на спину осла. Привязали к ослу и отправили его. Это, видимо, была такая глубина веры, что они твердо верили, что будет так, как Богу угодно. Осел дошел до Афонской горы и подошел к монастырю Хиландара, к Сербскому монастырю. Монахини  увидели величайшую святыню, и с тех пор она пребывает в этой обители. Причем традиционно перед ней молятся, о том, чтобы Матерь Божья дала благословение на разные послушания, потому что несколько раз в самом начале, когда эта икона прибыла в Сербский монастырь на горе Афона, происходило такое чудо, когда каждое утро она оказывалась в настоятельском месте. Хотя ставили её в определенное место в храме  - утром она перемещалась туда. И было открыто монахам, что Матерь Божья будет настоятельницей этой обители, как бы Сама будет благословлять. Поэтому с тех пор на каждое дело важное берут благословение этой иконы. И вот, когда я первый раз, несколько лет назад был на горе Афон, неожиданно так получилось, что один день у нас выпал для того, чтобы объехать сразу несколько монастырей и получилось заехать в Хиландар, буквально на какие-то минуты. Я со своими спутниками смогли приложиться  к первообразу. Вдруг подошел монах один монастыря Хиландара Симеон и буквально несколько слов с ним обмолвились. И я спросил, нельзя ли заказать такую икону. Оказалось, что он пишет иконы, и он согласился. Потом нам позвонили оттуда и оставили телефон, и мы его попросили написать такую икону. Не торопили со сроками, потому что для нас важно было, что икона пишется с молитвой, с постом, как это было во все века. Чтобы не просто, как наемник серийно делает иконы, какую-то продукцию, а вот именно так, чтоб это было с духовными трудами. Мы эту икону года два назад привезли с Сербского монастыря Хиландар. Торжественно нам её передали в дар и привезли на нашу подмосковную землю. Провезли по храмам, а потом оставили в нашем Почаевском храме, в деревне Артемово, там  тоже один из храмов нашего прихода.  Она находится в этом храме, многие люди к ней приходят. У нас там много трудится рабочих  - бездомных, нищих, безродных, но и некоторых привозят родственники, потому что у них тоска, депрессия, тяга к алкоголизму, наркомании. И такая сложилась традиция, что многие даже не ожидают службы, кому тяжко, заходят в храм и перед этой иконой приложатся головой и молятся, от этого человеку становится легче. Он укрепляется, особенно  когда у пьющих людей, у наркоманов на первых порах ломка, тяжело без употребления этих пагубных вещей. Сегодня я рад был, что многие люди приехали с разных мест, молились перед этой святыней. Для нас спасительна такая духовная взаимосвязь со святой горой Афон, с избранным уделом Пресвятой Богородицы.

Нина Карташева: - У вас в храме  много чудотворных икон. Вы же побывали  12 раз в горячих точках, и вас хранили эти иконы, святыни,  также как и ребят -  военнослужащих.

 Игумен Феофан Замесов: - По милости Божией, те командировки, перед  которыми служились молебны, всегда были более благополучные, чем те, перед которыми молебнов не было. Все ветераны нашей части, прежнее командиры, говорят в один голос, что сама жизнь подтвердила, как бы кто ни относился  - жизнь подтвердила важность молитвы. Она постоянно подтверждает. У нас был случай, одному человеку,  прихожанину, делали операцию, он потерял сознание, впал в кому. Вернее -  не потерял сознание, а не мог  отойти  от   наркоза. Прошло длительное время  -  он не выходил из комы. Там боялись, что он умрет. Супруга его взяла телефон радио «Радонеж», позвонила в прямой эфир с просьбой за него помолиться. И после того, как она такую просьбу обратила к слушателям -  он пришел в себя. Хотя прогнозы были печальные, т.е. боялись, что человек вообще не придет в себя, в таком состоянии умрет.  Вот что значит общая молитва, соборная молитва. Как хор не слышит   одного голоса, когда мы все вместе молимся. Это, конечно, гораздо более, чем частная молитва. Поэтому неправильно поступают те родственники, которые когда приходят крестить ребенка, говорят: мы хотим одни крестить там, чтоб больше никого не было. Или приходят отпевать умершего и говорят: мы хотим отпевать, чтоб мы одни были, и больше никого не было. А опытные священники им говорят: вы лишаете своего близкого соборной молитвы, т.е. вы хотите создать себе удобство. А если там и другие люди молятся, то в этом ничего предосудительного нет, наоборот - если все вместе, то ваша молитва быстрее дойдет до Бога. Поэтому, конечно, важно находить время для молитвы общей. Некоторые оправдывают себя, вот, я спрашиваю: в храм ты ходишь?  - Некогда,  я  дома молюсь. Но всё-таки без Церкви нет спасения никому, кому в Церкви не мать -  тому Бог не отец. Не говоря уже о том, что храм -это место сугубого присутствия Божия, но даже если исходить из той мысли, которую я сейчас высказал, что все вмести едиными устами, единым сердцем Бога проставляем -  такая церковная молитва быстрее доходит до Бога, чем частная. Хотя и частная молитва имеет огромное значение, но этого недостаточно, нужна обязательно церковная молитва.

Нина Карташева: - Да, это так, и это по себе знаю, батюшка. Всегда, когда на «Радонеже» у нас идет общая молитва, это ощущается каждым.

Телефонный звонок: - Можно ли найти нательный крестик без распятия?

Игумен Феофан Замесов: - Спаси Господи. Я думаю, что можно. Во-первых, очень многие нательные старинные кресты прежних веков без распятия. У нас есть несколько мест в приходе, в частности около поселка Ашукино-Софрино, там есть поля, где была битва с польскими интервентами. Вот на этих полях до сих пор находим разные вещи, связанные с теми веками, частицы кольчуг, наконечники копий, орудия разные и нательные кресты. Там погибло 30 тысяч русских воинов. Это было 22 сентября 1608 года канун осады Троицы Сергиевой лавры, когда польские интервенты, взяв Москву пошли на Троицкую обитель,  Воздвиженское, Рахмановское селения, там была битва страшная  с войсками Сапеги . Вот мы там находим кресты. Я уже сделал такую витрину, там много крестов нательных, и они все без распятий, т.е. это получается начало XVII века. Я с одним опытным иконописцем беседовал, который был искусствовед. И он поделился со мной - конечно, не могу ручаться за слова -  что действительно был такой период, когда нательные кресты были по преимуществу без распятий. Как бы многие считали недостойным, чтобы тело Господне   соприкасалось с нашим земным телом. Конечно, это может быть крайность, но всё-таки эта традиция была. На сегодняшний день кресты можно носить как с распятием, так и без него. Главное, чтобы крест был традиционный формы.

Нина Карташева: - Какой, восьмиконечный или просто?

игумен Феофан Замесов: - Можно четырехконечный, чтобы внутри всё-таки, бывают четырехконечные, но внутри всё-таки остальные перекладины тоже присутствуют. А если с распятием, то чтобы это было не католическое распятие, где нога на ногу вопреки церковной традиции Господа, а всё-таки наше традиционное. Вообще распятие, я тоже от иконописцев слышал, что раньше на Руси, вообще и в Византии изображение распятия Господа было другое,  Он не был с провисшими руками, а, словно  Победитель, объял весь мир. А западный вид -  именно руки, сильно провисшие, т.е. чувственное страдание, хотя и нашу церковную жизнь  сейчас это вошло, но это изначально не было присуще православию, т.е. на древних распятиях Господь не на провисших руках.

Он как бы объемлет весь мир, страдая и в тоже время предвещая победу. Поэтому можно такой и такой крест носить. Но главное, чтобы было благоговение. Неразумно делают люди, которые идут мыться, крест снимают. Даже у нас очень много таких случаев. В Мураново есть купальня, группа приезжает погружаться, в Данилово   у нас есть на источнике купальня, в Артемово. Видимо, люди нецерковные, погружаются и перед погружением раздеваются и крест снимают, оставляют на крючке и потом, когда выскакивают из холодной воды, обтираются и спешат быстрее в машину, и кресты свои забывают. И мы в этих купальнях всегда находим много нательных крестов и удивляемся, что как бы человек вроде совершает такое действие духовного значения, погружается в воду святого источника и зачем-то снимает с себя крест. Но это всё в какой-то степени от невежества.

Нина Карташева: - Не боятся потерять.

игумен Феофан Замесов: - Много людей грамотных, знают компьютеры, знают политику, языки знают, а вот своих азов, корней своих, веры своей не знают, это неправильно. Всё-таки, как и любое растение без корней погибнет, так человек духовный может омертветь.

Нина Карташева: - Крест вообще никогда снимать нельзя.

Игумен Феофан Замесов: - Всякое снятие креста во все времена считалось отступлением от Господа, грехом, предательством. Я много раз в силу недомоганий, болезней вынужден был делать рентгены, обследования, и мне врачи говорили: надо крест снять. Я говорю: я снимать не могу. Говорят: ну, ладно, поднимите повыше. И ни  разу мне крест не пришлось снимать. Если бы я сразу по их зову снял крест с себя, тогда это было б конечно плохо. Просто говорю: я крест снимать не буду, не могу я снять крест. И они спокойно относились: повыше поднимите  - и всё. В этом тоже проверяется твердость нашей веры.

Пользуясь случаем,  хотелось бы сказать о предстоящем событии. Послезавтра будет событие, видимо, по каким-то причинам не вошедшее в церковный календарь. Я думаю, оно войдет, это событие,  это празднование Державной иконы Божий матери, её возращение после долгих лет пребывания за стенкой исторического музея Русской   Православной Церкви. Это произошло в 1990 году. Перед этим было празднование 1000 - летия Крещения Руси, патриарх Пимен обратился к руководству страны с просьбой, чтобы Державную икону передали на выставку, посвященную 1000летию Крещения Руси. Икона была передана. Потом долгое время она стояла в Алтаре храма Издательского отдела. Но потом отношение к Церкви стало более мягким, и в конечном итоге решено было эту икону не изымать у Церкви обратно в музей. Полностью её вернуть Русской  православной Церкви. 27 июля 1990 года Державная икона была принесена, вернулась в Коломенское, но не в тот храм, где была изначально обретена -  в Вознесенский,   а  в Казанский храм, и там она прибывает поныне. Недавно туда ездили всем приходом, и так людям это понравилось, молились за всю Россию, за наш народ.

Нина Карташева: - Акафист какой дивный Державный!

Игумен Феофан Замесов: - Удивительный акафист. Люди теперь подходят и говорят: батюшка, давайте все эти периоды ездить. Хотя был такой сильный дождь, но все равно было одушевление духа. У нас есть храм Державной иконы Божией Матери в другой нашей воинской части, помимо софринской бригады у нас есть так называемая 9-ая дивизия противоракетной обороны, объекты которой находятся по всей Московской области, в пределах Москвы, защищающие от нападений ядерных баллистических ракет весь столичный регион. Много лет назад я начинал там работу. У нас вставал вопрос там создать храм. Долго этот вопрос не решался, и вдруг с восьми концов России пошли в Москву Крестные ходы «Под звездой Богородицы» так назывались. И через наш Пушкинский район проходил Крестный ход, и все они шли в село Коломенское, к Державной иконе. И каждый Крестный ход нес Державную икону. Мне кажется, было чудесно целый год так идти изо дня в день. И пели Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Сначала мужчины потом женщины, мужчины, женщины. Через наш район тоже проходили Крестным ходом, и наши солдаты пошли все, я пошёл. И сразу на следующий день у нас решился вопрос с храмом в гарнизоне Софрино. Мы там создали храм небольшой в честь Державной иконы.

Вообще рассказывается, что Державная икона в Коломенском находилась в субботние -  воскресные дни. Все остальные дни она  была на фабриках, на заводах, везде её возили по всей окрестности и Москве, Крестные ходы устраивали, такое было воодушевление. После Октябрьской революции власть старалась всячески запретить, изымать из храмов, уничтожали всякую память о Боге.

Нина Карташева: - Всё равно мы помнили и знали.

Телефонный звонок: - Я заметил, что у меня в последнее время  вера стала намного меньше, чем была раньше. Не знаю, что мне делать. Как с этим справиться, чтобы снова вернуть ту веру, которая у меня была, и сделать её намного больше?

Игумен Феофан Замесов: - Спаси Господи! У какого-то из святых есть такое выражение, что вера в человеке часто принимает пульсирующую форму. Иногда у человека бывает воодушевление, горение. Иногда начинается некое ослабление. Конечно, тут есть две причины. По одной причине Бог подает благодать, укрепляющую нас. Но иногда эту благодать отнимает для того, чтобы  мы проявляли свои силы. Потому что если всё время содействовать тому, чтоб у человека была воодушевление веры. То получается, что  человек сам не прилагает своих усилий, чтобы в себе развивать эти духовные качества. Поэтому Господь иногда ждет от нас, что мы будем сами принимать усилия, быть активнее. Не только надеяться на ту благодать, которая укрепляет и пробуждает нас, посылаемая от Господа. Во-вторых, бывает, что  вера в человеке угасает от того, что он не всегда, может быть, ведет духовный образ жизни. Пословица говорит: «С кем поведешься, от того и наберешься». В Священном писании сказано: «Худые сообщества  развращают добрые нравы». Если человек находится в окружении друзей, далеких от Церкви, не верующих, мало верующих. Если он постоянно в телевизоре, в интернете, где есть много того, что отравляет человеческую душу -  то, конечно, это может пагубно на него влиять. Что хотелось подсказать в данном случае? Во-первых, надо себя заставлять понуждать, чтоб было постоянство. Если спортсмен регулярно тренируется, поддерживает форму, он всегда будет в форме. Стоит ему делать это раз от раза, делать большие пропуски - он будет все больше расслабляться и свою форму потеряет полностью. Поэтому нужно хотя бы какой-нибудь минимум для себя определить, который надо себя заставлять выполнять обязательно. Молитву вечернюю в определенной степени вычитывать, в воскресные дни бывать в храме, даже если это дается тяжело, даже если есть какие-то внутренние мысли, что не хочется этого. Нужно четко давать себе отчет в том, что эта мысль не от нас, а от демонических темных сил, это не наши мысли, и всегда надо понуждать, заставлять. И очень часто за старания, когда человек старается что-то делать, Бог дает и внутреннее наполнение поступков. У святых часто приводятся такие примеры: если кто-то нам не нравится или не хочется нам для кого-то делать добро, не любим мы кого-то. Если мы будем заставлять себя для этого человека делать добро, то постепенно наше сердце вместо неприязни наполниться любовью к этому человеку. Это такая духовная закономерность. Так и тут, нужно понуждать себя заставлять, и за старания Бог обязательно даст внутреннее воспламенение веры. Надо молиться, чтоб Бог укрепил в вере, надо стараться больше читать душеполезных, духовных книг, ездить в  святые места. Не раз я видел, когда люди, абсолютно далекие от Церкви, верующие обыденно, повседневно, не церковные люди  после поездок в святые места буквально духовно преображались. Приезжали совершенно с другим настроем. Поэтому паломничество тоже несет большую пользу и общение с верующими людьми - тоже. Я иногда помню из юности своей некоторые встречи с верующими людьми. Они на всю жизнь оставили след, буквально воспламенили во мне веру. Может быть, если б не эти встречи, я бы не оказался на духовном пути. Поэтому тоже важно смотреть с кем мы общаемся. Я никогда не забуду, я был ребенком, был с тетей в храме, был год 83-й. В храме была пожилая бабушка, она сказала тете моей: «Давайте мальчика поведем на исповедь». Эта бабуля меня повела, и батюшка, хотя молодой был, и видимо так Богу было угодно, со мной поговорил о вере. Все его слова настолько мне запали в душу, что прошло 30 с лишним, чуть ли не 40 лет, а я его помню каждое слово. И меня так подвигло в жизни идти по духовному пути. Поэтому важно, с кем мы общаемся. Обязательно надо находить общение с верующими людьми. Во многом, конечно, полезно, чтобы человек не просто сам по себе был верующий православный, как бы в одиночестве, а чтобы он вливался в состав какого-то прихода, потому что приход  - это наша духовная семья. Среди прихожан обязательно есть люди ревностной веры, общаясь с которыми, совершая вместе общественные труды, послушание, можно от этого человека получить добрый пример и возгореться верой. Поэтому тут надо над собой работать. Молиться надо, заставлять себя надо и удаляться от сего того, что уводит человека от веры, от Церкви, от всякой грязи духовной. Паломничество, святые места тоже помогают человеку и, конечно, духовное чтение.

Телефонный звонок: -Вопрос по поводу Годеновского креста. Я знаю, вы родом из тех мест. Скажите, пожалуйста, какая его судьба? Он там останется или всё-таки в Антушково?

Игумен Феофан Замесов: - Я так четко не могу сказать, потому что я клирик московский епархии, хотя и бываю в Годеново. Я когда был в монастыре самом и в Годеново, которое является подворьем монастыря, я слышал от монахинь это опасение. Но уже прошли достаточно большие сроки, и пока крест пребывает в храме Иоанна Златоуста в селе Годеново и будем надеяться, что дальше будет там пребывать. Но ещё раз повторюсь, что я доскональной информацией не владею до конца, потому что это - другие епархии, метрополия уже Ярославская,  где село Годеново, где Антушково, где рядом находится крест. Крест изначально сошел с небес в Ивановской епархии. Поэтому наверно там более правильно будет это узнать, уточнить. Будем надеяться, что пока всё так, как сейчас есть. Оно многим дает утешение, пользу. Я очень рад. Я опять повторюсь, паломнические поездки в Годеново, Антушково, они подвигли к вере. Некоторые наши офицеры с семьями туда ездили, смотришь - с этой поездки началось воцерковление человека. Человек потом пришел на исповедь, стал причащаться, повенчался. Поэтому это дело очень душеполезное. Ну, а там уже, как Бог управит это всё. Главное - чтобы святыня была доступна православным христианам. Я там жил, дом мой рядом находился километра 3-4 буквально в сторону, наша деревня Аксенково. Сейчас эта деревня уже совсем глухая. Там у меня отец часто живет. Там восстанавливали небольшой храм святого пророка Божьего Ильи.  Мой одноклассник, близкий человек, Потехин Дмитрий Викторович откликнулся. Что интересно, многие из моих знакомых, многие из прихожан сами не думая, в тех краях покупают землю, дома. Начинаю с человеком разговаривать  - узнаю: купили дом на днях буквально. А где? Называют дорогу, называют район и называют деревню рядом с нашей деревней. Как-то Бог многих, многих туда приводит.

 Нина Карташева: - Годеново там рядом. Благодатная  местность.

игумен Феофан Замесов: - Земля благодатная.

Нина Карташева: - И относительно недорого, наверное.

игумен Феофан Замесов: - И там люди получают утешение. Буквально на днях я с одними беседовал. Они говорят: мы в Подмосковье не ощущаем утешения. Там можно выйти одному, ни с кем не говорить, а как-то душа насыщается, наполняется. Вся эта земля, она действительно благодатная, исконно   русская земля. У нас в Подмосковье многие регионы заполняет борщевик. А там даже борщевика нет, там у нас полынь. Часто полынь растет на полях. Я проезжаю, радуюсь, слава Богу, по крайней мере, в Ростовском районе нет борщевика.

Нина Карташева: - А борщевик, как пампасы какие-то.

Игумен Феофан Замесов: - Да. Иной раз мы его косим с утра до вечера. Рядом территория, где никто не косит, семена летят. Ведь это же из-за границы завезено, когда-то в хрущевские времена.

Нина Карташева: - Косилось вдоль дорог  - это считалось вредительством.

Игумен Феофан Замесов: - По неразумию, необдуманные вещи. Вот, теперь уже это захватывает огромные территории. Он обжигает, у нас некоторые люди пытались косить без маски, с короткими рукавами. Пошли волдыри, один человек в больницу попал.

Нина Карташева: - Он обжигает кожу.

Телефонный звонок: - Здравствуйте батюшка! Благословите. Батюшка, у меня заболела кошка. Скажите, грешно ли молиться о ней?

игумен Феофан Замесов: - Спаси Господи. В Священном писании сказано: блажен человек, который милует и  скотов. Поэтому мы можем молиться, в том числе -  за живую тварь, греха в этом не будет. Но надо учесть, если человек не успевает толком помолиться за своих родных отца, мать, за своих братьев, сестер, за своих друзей, а будет молиться о кошке -  наверное, это будет не совсем разумно. Всё в жизни должно быть на своем месте. Если человек успевает и за близких помолиться, то можно помолиться за домашних животных, но тоже в разумных пределах. Быль случай, женщина одна пришла и говорит, вот я кошку помазала освещенным маслом, и говорит: наверное, я не правильно делаю? Она как-то сама это поняла. Надо жалеть, скот домашний мы кропим святой водой. Но всё-таки какие-то определенные есть вещи, все должно быть на своем месте. Как бы в жизни и животные хороши, но не должны занимать то место, которое в нашей жизни занимают близкие люди. Я помню, ещё до монашества, трудясь при храме, на некоторых стройках подрабатывал, и люди состоятельные строили дома, коттеджи,  и у некоторых была любовь к животным. Они со своей тарелки кормили, клали в постель, т.е. к нам, к рабочим не было такого отношения, как к домашней собаке. Но были разные крайности, поэтому тут тоже всё-таки надо поступать с рассуждением. Преподобный Антоний Великий говорит, что без рассуждения добрые дела могут быть во вред человеку.

игумен Феофан Замесов: - Да, там есть небольшая часовня, она посвящена равноапостольному князю Владимиру. И там мы в колодце освящаем воду. В этом году нам послужила большим утешением частица мощей князя Владимира. Передали с Украины эти мощи. И у нас будет торжественное служение, потому что теперь у нас есть такая святыня весьма редкая и это, видимо, залог неведомого представительства о нас равноапостольного князя Владимира. Поэтому тоже будем рады, братья и сестры, видеть вас в предстоящую пятницу. Кто желает, могут приезжать с Ярославского вокзала до станции Ашукино. С 8 до 9.30 можем встретить на машине вас. Можно пешком пройти до храма Александра Невского софринской бригады. Буквально 10 минут от станции. И мы сможем помолиться с вами перед мощами равноапостольного князя Владимира. Потом Крестным ходом пройдем на станцию, где освятим воду в этом колодце. Там будет чаепитие,  к этому дню приурочен концерт. Солдат нам выделяют, военнослужащие тоже принимают участие

Телефонный звонок: - Добрый вечер! Батюшка, благословите. Меня зовут Максим, у меня такой вопрос. Как мой сын может соблюдать пост в летнем лагере, если у него нет выбора в еде?

Игумен Феофан Замесов: - Спаси, Господи. Церковь  призывает во всем поступать с рассуждением. Есть такое понятие «церковная икономия», когда в тех или иных случаях дается послабление церковного устава. Допустим, с больного не требуется такой пост. В некоторых случаях, если человек тяжело болен, пост вовсе оставляется. Но и многие другие моменты, которые вполне оговариваются церковным уставом. Что касательно детей, во-первых, если ребенок, даже не зависимо от лагеря, дома находясь, не может ещё так поститься как взрослый, то, конечно, в этом не будет явного греха или преступления. Если он частично будет поститься, это вполне достаточно. Во-вторых, живя в лагере, ребенок находится в условиях, независимых от него и поэтому он кушает то, что будут давать. Поэтому одно дело -  если человек сам намеренно, зная, что пост, начинает нарушать осознано -  то, конечно, это плохо. Когда те условия, как у нас у солдат в частях -  они, может быть, и рады поститься, есть ребята церковные. Сейчас, что интересное от призыва до призыва всё больше ребят воцерковленных. Меня это радует. Вот я в воскресенье проводил мероприятие, несколько был уставший. Я обычно стоя провожу, а тут прямо сидя, не было сил. Много служб, второй священник сейчас в отпуске. И мероприятие закончилось, один, второй, третий, четвертый, пятый подходят за благословением.

Нина Карташева: - Слава Богу.

Игумен Феофан Замесов: - Т.е. как бы вся эта пропаганда, которая идет в СМИ, информация в интернете не доходит до своей цели. всё-таки храмов становится больше, людей к Богу приходит больше, разумных людей, которые как-то переосмысливают, шаг делают к вере. Поэтому я думаю, что если ребенок не сможет там поститься -  наверное, это допустимо. Просто сказать ему: пусть побольше молится там, пусть воздерживается от озорства, как-то более серьезно себя ведет там, если это пост. Потом на исповеди пусть упомянет, что в силу обстоятельств, в лагере не смог попоститься. Поэтому я думаю, что это, наверно, допустимо. Это не будет сверхстрашным преступлением. Просто объясните ребенку, что это имеет место по причинам, от него не зависящим.

Телефонный звонок:  -  Правильно ли будет, если ребенку при крещении дадут другое имя, не то, которым зовут его в миру?

Игумен Феофан Замесов: - Спаси, Господи. Такие случаи бывают чаще всего тогда, когда у человека неправославное имя. Некоторые называют Тимур, Ринат, Марат, и т.д. И тогда  надо, чтоб был небесный покровитель, потому что в русской Церкви мы крестим именами, которые имеют святые угодники Божьи. А некоторые называют так  потому, что нет святых с такими именами. В таких случаях священник предлагает выбрать другое имя. Тогда выбирают сами родные. Иногда, когда они затрудняются, батюшка может подсказать или по дню, когда совершается крещение, или по созвучию имени. В этих целях вполне допустимо. Но в некоторых случаях бывает, когда родственники особенно чтут какого-то святого и хотят, чтоб младенцу было   наречено имя этого святого. Наверно, тоже допустимо как бы. Надо смотреть, если это оправдано -  то это допустимо. А если просто  некая блажь, наверно тут уже надо более строго к этому вопросу подойти.

Телефонный звонок: -  Батюшка, могу ли я слушать аудиозаписи вечерних или утренних молитв, когда выполняю какую-нибудь механическую работу, заменяя молитвенное стояние?

Игумен Феофан Замесов: - Спаси, Господи. Совсем, заметьте, конечно, нельзя. Обычно по записям слушают в тех случаях, когда человек не успевает, на работу едет в машине и слушает по записи. Или, бывает  - вечером сил нет, человек падает с ног - тогда допустимо. Чтоб не вошло это в привычку. Если человек спокойно вычитывает утренние и вечерние молитвы, но ему хотелось бы дополнительно ещё помолиться. Наверно можно тогда включить по записи акафист во время того, что он делает какие-то домашние дела. Акафист или иные молитвословия. В таких случаях, наверное, было бы допустимо.

Я ещё возвращаюсь к теме воинской. Очень рад, что в частях как-то, год за годом, день за днем командование все более проникается  уважением к духовной жизни. В одной части попросили завтра молебен отслужить, чтобы помолиться, чтоб не было происшествий, все благополучно было. Начался летний учебный период. В другом месте у нас завтра, в софринской бригаде, теперь соревнования периодически проходят по стрельбе со всего округа, объединяющих 19 областей. И каждый раз, когда соревнования просят специально благословить, чтобы соревнования были с Божьего благословения. Люди всё-таки понимают важность обращения к Господу.

Нина Карташева: - Слава Богу, что и офицеры тоже.

Телефонный звонок: -  Батюшка, я хочу вам напомнить, что когда мы приносим крещенскую воду,  - мы поливаем всю квартиру и животных тоже поливаем. И потом, батюшка нам тоже говорил, что скотный двор так же поливается во время крещения. Я люблю животных и хочу их защитить. И ещё был один случай на даче у женщины. У неё заболела козочка, она приходит к соседке, плачет и говорит: козочка моя легла, помирает. И эта соседка взяла молитвы Косьмы и Дамиана, прочитала и полила козочку крещенской водой. Так козочка поднялась и пошла после этого.

Игумен Феофан Замесов: - Вполне в православной традиции окроплять домашний скот. Есть праздник «Преполовение»: окропляют угодья, посадки, сады, домашний скот освящается, везде вода. И есть праздник Георгия Победоносца, тоже освящают воду, окропляют домашний скот. Поэтому здесь противоречий православной традиции нет. Но тоже надо как-то разумно. Поэтому кто окропляет водой святой  - в этом ничего плохого нет. Наоборот,   помощь Божья и благословение домашнему хозяйству.

Всем вам желаю здоровья, сил, помощи Божией. Самое главное -  спасение души.

Нина Карташева: - Спаси, Господи, дорогой батюшка! До свиданья, дорогие слушатели, до новых встреч.

 

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]