Перейти к основному содержанию

00:52 29.03.2024

Как мне жить, если жить не хочется

17.11.2016 08:35:42

 

Протоиерей Дмитрий Смирнов и протоиерей Александр Березовский отвечают на вопросы радиослушателей

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/10/29/21-01.html

О.Дмитрий Смирнов: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Мы вновь с отцом Александром в  студии радио «Радонеж». У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.

О.Александр Березовский: - Добрый вечер, дорогие слушатели! Батюшка, хочу вот с какого вопроса начать передачу. Сегодня день памяти Лонгина Сотника, стоявшего у креста Господня. Он стал нам известен по словам приведенным в Евангелии от Матфея: «Воистину этот  человек  - Сын Божий». Он увидел в распятом Иисусе Христе Сына Божьего. А что дало ему возможность Его увидеть? И почему это было сокрыто от других?

О.Дмитрий Смирнов: - Вообще это тайна. Почему душа одного человека реагирует, а другого молчит? Это тайна между Богом и человеком. Мы точно знаем, и каждый из нас убеждался в своей жизни много раз: бывает так, что душа зреет. Потому что на моем коротком веку удавалось наблюдать, когда обращались к Богу девяностолетние старцы. Именно обращались к Богу, очень серьезно. Начинали каяться и со слезами на глазах причащались. Чего не делали.....

О.Александр Березовский: - Всю свою жизнь.

О.Дмитрий Смирнов: - Практически да, может быть в детстве когда-то. Это тайна. Вот Евангельский пример нам оставлен в такое назидание, что Лонгин, который ещё не был крещеным человеком, но душа его прозрела при лицезрении невинных страданий.

О.Александр Березовский: - Т.е. она была готова к восприятию этой тайны и этого откровения Божьего.

О.Дмитрий Смирнов: - Я думаю, что готовность была неполная. Но кротость Спасителя и Его терпение как бы завершили это дело -  работу Божью. Господь трудится над каждой душой.

О.Александр Березовский: - Но человек может каким-то образом приблизить такую возможность для себя?

О.Дмитрий Смирнов: - Человек, который уже просвещён Евангелием -  может. Потому что Господь рассыпал в Евангелии очень много такого бисера, который является указанием пути в Царствие Небесное.

О.Александр Березовский: - Надо этот бисер искать, собирать, складывать.

О.Дмитрий Смирнов: - Да и нужно как-то понимать, что это значит, этот глубокий христианский смысл.

Телефонный звонок: - Здравствуйте, батюшка! Хотел бы задать такой вопрос. Подскажите, как бороться с гневом, с раздражительностью и со вспыльчивостью? Очень серьезная беда, которая волнует не только меня, но и всех людей. Спасибо.

О.Дмитрий Смирнов: - Род сей, бесовский, изгоняется молитвой и постом. Потому что гневливость  - это форма беснования. Кто в этом сомневается, в момент гнева может посмотреть на себя в зеркало и увидеть бесовскую рожу. Поэтому нужно всячески воздерживаться от того, чтобы дать гневу проявиться. Какие упражнения для этого можно делать. Когда обуревает гнев, надо выйти в другую комнату, перекреститься, взмолиться Богу. Если сразу не помогло, ещё выпить полстакана святой воды. Гнев уляжется, вернуться и продолжать жить дальше. Потому что в гневе  - это не жизнь, это прогулка по преисподней. Если человек будет воздерживаться и при этом утром и вечером и всегда, когда вспомнит о Боге, будет взывать к Богу. Например, такая молитва: «Боже, очисти мя, грешного». Если это будет неформально, то обязательно Господь помилует, можно просто: «Господи, помилуй». Помилуй  - это имеется в виду: «Помилуй мя, исцели мя от страсти гнева».

Телефонный звонок: - Добрый вечер, отец Дмитрий, отец Александр! Простите, можно задать вопрос? Меня одолевает чувство страха, оно меня преследует. Боюсь ночевать в доме одна. Обращалась к невропатологам, читаю Псалом 90-ый. Помогите мне, пожалуйста, невропатологи не смогли мне помочь.

О.Дмитрий Смирнов: - Почему?

Телефонный звонок: - Не знаю почему. Пила я их таблетки, ничего не помогло.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, понимаете каждому человеку нужно терапию подобрать. Если вам не помогают эти таблетки, надо прийти опять к доктору и сказать: эти таблетки мне не помогают. Он пропишет следующие, пока не найдете те, которые вам помогут. А так конечно, чего мучиться? Это очень неправильно.

Телефонный звонок: - Да, очень тяжело.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно, я понимаю.

О.Александр Березовский: - Мне 22 года, моя семья никогда не занималась моим духовным воспитанием. Я крещёная, несколько раз за всю жизнь была в Церкви. Живу по совести, но успела наделать множество грехов. В последнее время пришло осознание этой неправды и тянет к правильной православной жизни. Вопрос: как начать эту правильную православную жизнь, с чего? И как искупить грехи?

О.Дмитрий Смирнов: - Искупать грехи -  такой задачи нет, потому что нельзя сделать нечто, чтобы изгладились прошлые грехи. Нас искупил Господь. Наша задача -  упросить Его о помиловании. С чего надо начинать? Первое упражнение -  записывайте, это научить себя неукоснительно ходить в храм каждое воскресенье. Второе упражнение -  присовокупить при посещении храма в воскресенье ещё  субботу вечером, на всенощное бдение. Третье упражнение -  то же самое проделать в двунадесятые праздники. Их 12 в году, неукоснительно их  посещать. Дальше -  среда и пятница, начинать поститься. Когда в среду и пятницу научимся поститься -  переходим к большим постам. Сначала учимся поститься в Великий Пост. Когда в Великий Пост научились поститься -  учимся поститься в Рождественский и все остальные. Дальше, а лучше параллельно этим упражнениям завести себе обычай, каждый день читать главу из Евангелия и главу из Апостола. Читать не спеша, размышляя, делая пометки, а ещё лучше читать с толкованием. Приобрести себе толкование или найти в интернете толкование на Евангелие и на деяния и послания апостольские. Вот это на каждый день. Если это мы уже освоили, приступаем к домашней молитве. Если на протяжении всего этого времени мы молились, допустим, читали молитвы, которые знали. Утром Отче наш и вечером. Нужно добавить утренних молитв и вечерних. И начиная с этого дня постоянно читать утренние молитвы и вечерние. И когда причащаемся, а причащаться нужно не реже, чем раз в месяц. Когда Последование ко святому причащению научились читать -  нужно добавить три канона и неукоснительно это соблюдать. Так потихонечку научимся.

О.Александр Березовский: - т.е. не всё сразу, а именно потихонечку.

О.Дмитрий Смирнов: - Да.

О.Александр Березовский: - Потому что когда человек спрашивает, что мне нужно чтоб стать церковным человеком? На него сразу это всё надевают и говорят: вот, ты должен все это делать.

О.Дмитрий Смирнов: - Нужно всё потихонечку, а особенно с постом, потому что в этом участвует тело. Нужно достаточно много времени. Поэтому нужно уметь себя организовывать.

О.Александр Березовский: - Насколько важно на этом этапе человеку найти духовного руководителя?

О.Дмитрий Смирнов: - Это всегда хорошо.

О.Александр Березовский: - т.е. ходя в храм, к какому- то батюшке, ходя на исповедь.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно.

О.Александр Березовский: - И спрашивать, может быть, совета.

О.Дмитрий Смирнов: - Про это мы ещё не говорили, про исповедь. Сначала то, что человек должен сделать сам.

О.Александр Березовский: - Батюшка, и по поводу вы как раз сказали, каждую неделю в храм, двунадесятые праздники в храм, а причастие -  раз в месяц или возможно чаще? Насколько полезно человеку причащаться в каждый приход?

О.Дмитрий Смирнов: - Если человек мало что в этом понимает -  это не полезно.

О.Александр Березовский: - Т.е. надо тоже как-то к этому подойти.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно, подойти нужно, и закон Божий почитать, нужно, и книги почитать про евхаристию, нужно Божественную литургию изучить, её молитвы, о чем там Церковь молится устами священников. Это всё надо знать. Так называемые тайноводственные беседы в Церкви совершались с каждым новокрещеным человеком.

О.Александр Березовский: - т.е. такой план на несколько лет жизни.

О.Дмитрий Смирнов: - Да. Человек неофитом считается десять лет. Вот за десять лет он должен это всё хорошенечко освоить.

Телефонный звонок: - Добрый вечер! Здравствуйте, батюшки! Я хотела задать вам вопрос. Сын у меня психически больной и временами угрожающе опасен для моего здоровья. Врачи уже двадцать лет предлагают определить его в интернат. Вопрос такой: будет ли это отказ от креста, который дан мне Богом? Благодарю, Нина, Москва.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, совсем не будет, потому что вы его будете посещать. Это тоже крест. По крайней мере, человек не будет опасен для окружающих и для вас.

О.Александр Березовский: - А то получается, вот мне сын дан, а я как бы снимаю с себя заботу о нем, помещая его в больницу в интернат. У многих людей это камень преткновения, когда в доме  - престарелый человек.

О.Дмитрий Смирнов: - Одно дело- престарелый человек. Другое дело -  когда у человека злокачественное психическое заболевание.

О.Александр Березовский: - Ему самому, наверное, в стационаре находиться безопасней.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно.

О.Александр Березовский: - В Евангелии, обращаясь к иудеям, Господь говорит: се, оставляется дом ваш пуст. Если их оставил Бог, то кому они молятся?

О.Дмитрий Смирнов: - Там написано, читайте дальше. Чтобы Евангелие понимать -  нужно воспринимать его целиком. В Евангелии всё написано.

О.Александр Березовский: - Смущение перед верой в Бога и смущение перед людьми -  это разные вещи, или и то и другое  - от дьявола?

О.Дмитрий Смирнов: - Немножко непонятен вопрос. Ведь смущение смущению рознь. Смущение может быть, как просто некое стеснение.

О.Александр Березовский: - Может быть, имеется в виду сомнение?

О.Дмитрий Смирнов: - Смущение как сомнение может быть. Поэтому тут надо подробней, что имеется в виду.

О.Александр Березовский: - Сомнение в вере, батюшка, это всегда бесовское наваждение, или бывает какая-то иная причина.

О.Дмитрий Смирнов: - Без   наваждения тут не обходится. Конечно, и какая-то собственная работа падшего ума прибавляется. Допустим, какая-то книга может привести к смущению.

О.Александр Березовский: - Когда Господь попускает бесов нападать на человека, и человек явно им проигрывает в этом нападении  - какой смысл в этом попущении?

О.Дмитрий Смирнов: - Смысл -  чтоб человек понял.

О.Александр Березовский: - Свою немощь

О.Дмитрий Смирнов: - Свою немощь, чтобы обратился к Богу, чтоб не надеялся на себя, чтоб не шибко других учил, осуждал.

О.Александр Березовский: - Потому что явно человек слаб перед тем испытанием, которое он несет.

О.Дмитрий Смирнов: - Обычно это бывает очень часто. Когда человек претерпевает то  же самое, за что он осуждал раньше.

Телефонный звонок: - Батюшка, у меня такой вопрос. Будут ли личные отношения в Царстве Небесном между людьми?

О.Дмитрий Смирнов: - Что вы имеете в виду?

Телефонный звонок: - Со своими супругами там как в земной жизни, только, конечно, это другие отношения, но необходимость в этих отношения будет?

О.Дмитрий Смирнов: - Что вы имеете в виду?

Телефонный звонок: - Как объяснить?

О.Дмитрий Смирнов: - Как есть, так и объясните мне, старому дурню, что вы имеете в виду.

Телефонный звонок: - Я имею в виду, в земной жизни мы нуждаемся друг в друге, в общении. Может ли быть такая нужда там в этом общении?

О.Дмитрий Смирнов: - Как нужда не будет, но общение будет.

О.Александр Березовский: - Мы сейчас не можем рассуждать о той форме общения вообще и нашего бытия.

О.Дмитрий Смирнов: - Если муж сподобится общения с Богом,  и супруга тоже -  тогда та любовь, в которой  два человеческих существа будут пребывать в единстве, она, конечно, душевные, человеческие отношения вытеснит. Как солдат в сказке Андерсена: серебро выкинь, а золото засыпь в ранец.

О.Александр Березовский: - Т.е. человеку нужно сначала увидеть, почувствовать это золото.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно.

О.Александр Березовский: - Пока перед человеком только куча меди, он и ей рад.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно.

О.Александр Березовский: - А когда увидит что-то подороже, то это уже ценность теряет.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно. Воспринимает просто как гирю.

О.Александр Березовский: - Скажите, пожалуйста, вот  девушка крещена в Русской православной Церкви, а её жених крещен в Армянской апостольской Церкви. Можно ль им обвенчаться, и какие основные различия Русской  православной Церкви и Армянской апостольской Церкви?

О.Дмитрий Смирнов: - Кратко различия такие.   Армяне не признают большей части Вселенских Соборов. Это нехалкидонские Церкви. Начиная с халкидонских и кончая всеми последующими это неприемлемо, потому что армянские епископы не присутствовали на этих Соборах. Вот в этом главное отличие. Но выходить замуж за армянина можно, потому что он исповедует Христа. Можно и венчаться.

О.Александр Березовский: - Существует такая практика венчания?

О.Дмитрий Смирнов: - Да.

О.Александр Березовский: - Ну, а дальше уже решать проблемы....

О.Дмитрий Смирнов: - А дальше скандалы, потому что жена будет хотеть воспитывать в православии, а муж в армянской Церкви. Вот и всё.

О.Александр Березовский: - Порой так далеко люди просто не заглядывают.

О.Дмитрий Смирнов: - А не надо заглядывать, жизнь сама научит всему. И разводами и скандалами.

О.Александр Березовский: - Но женятся не с тем, чтоб разводиться и скандалить, а чтоб жить счастливо.

О.Дмитрий Смирнов: - Счастливо -  тогда надо, чтоб было единство в вере, а это же очень сильное осложнение.

О.Александр Березовский: - Тут вопрос не о вере, а о крещении. Один крещен в одной Церкви, другой  - в другой.

О.Дмитрий Смирнов: - Крещение  - это же не просто какой-нибудь акт. Это валюту можно в специальной конторе поменять. А вера -  там совершенно другое отношение к иконам, к правилам богослужения, к обычаям.

О.Александр Березовский: - Вообще весь уклад жизни другой.

О.Дмитрий Смирнов: - Католикос -  он католикос всех армян, а остальные, что, не люди? А у нас Патриарх всея Руси. В нашем приходе люди тридцати пяти национальностей, и никто не спрашивает, хотя армяне тоже есть. Армянин ты или грузин, кому какое дело? А тут только для армян. Значит, ты признаешь, дорогая жена, что твои дети  - армяне, и т.д.

Телефонный звонок: - Здравствуйте, отцы Дмитрий и Александр! Это я, Александр, хотел бы спросить у вас один вопрос. Почему Господь попускает различные испытания человеку для того, чтобы выжить? Неужели стремление выжить превращается в грех? Просто был в моем окружении человек, который помог мне выжить, спас меня от сиротской жизни и сам настрадался.

О.Дмитрий Смирнов: - Понимаешь, Саша, дорогой, вот так, по двум фразам невозможно ничего объяснить. Если бы ты изложил кусок твоей жизни -  может быть, там мы что-нибудь и нашли бы, чтобы тебе объяснить. А того, что ты сказал, недостаточно.

О.Александр Березовский: - Есть, батюшка, мне кажется, одно незыблемое свойство того, что Господь делает. Это благо для человека.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, но в это надо твердо веровать. А Саша не верит, у него такой веры нет. У него какая-то претензия. А раз претензия -  значит, он Бога не знает. Он за Бога принимает какое-то другое существо. Поэтому на примере его жизни -  а он сейчас не при смерти, он ещё поживет и убедится в благости Божьей  - или разорвёт с Ним все отношения, его душа погибнет. Тогда он во всем убедится, но после своей смерти. Что, конечно прискорбно.

О.Александр Березовский: - Батюшка, но когда человек по своей безумной гордости всё-таки выбирает разрыв отношений с Богом?

О.Дмитрий Смирнов: - Так, и чего?

О.Александр Березовский: - Каким образом можно ему помочь?

О.Дмитрий Смирнов: - Если человек по своей безумной гордости или под чьим-то влиянием сигает с 17 этажа головой вниз - каким образом можно ему помочь?

О.Александр Березовский: - Если он ещё на подоконнике стоит, то можно.

О.Дмитрий Смирнов: - Можно, а если уже сиганул? Хотя пока он летит -  можно и помолиться. Вот тут один гражданин с 26 этажа упал. Как  - то жив остался, что -  то там себе сломал. Но вот милость Божья.

О.Александр Березовский: - Да уж бывает.

Телефонный звонок: - Здравствуйте, отец Дмитрий, отец Александр! Может, вы мне подскажете? Вроде по Ветхому завету мы знаем, что священники, прежде чем совершать таинства, должны были сами очиститься, т.е. совершить очищение жертвы, а потом уже какие-то обряды. Вот сейчас, например, иудеи совершают так называемый обряд очищения пищи. Могут ли они это делать, если у них нет ни храма, ни жертвенника, ни жертвы, ни огня, ни еды, ничего нет? Это нормально или это с нарушением идет у них?

О.Дмитрий Смирнов: - Я не знаю. Надо вам не у священника спрашивать, а у раввина. Сходите в синагогу и спросите, как это так. Вам обязательно объяснят. Потому что раввины объясняют всё. Почему сома нельзя есть, почему есть лифты безкнопочные, а голосом управляются, всё объяснят. Поэтому наверняка объяснение какое-то есть. Мне оно не известно. Раз вас интересует этот вопрос, почему бы не спросить? Я не такой знаток иудаизма. Да вообще никакой.

О.Александр Березовский: - Много лет мучилась ненавистью к своей матери. Стало легче, когда перестала ждать, что она изменится. Поступки бывшего мужа тоже вызывают нехорошие мысли и чувства. Поняла, что спокойней буду относиться к нему, если перестану ждать добрых дел. Подскажите, вот такое моё отношение к близким людям правильно или что-то не так?

О.Дмитрий Смирнов: - Оно правильнее, чем было, но оно пока ещё не христианское. Потому что христианское отношение это ещё сострадать их состоянию души. Вот это будет более правильно.

О.Александр Березовский: - Но когда человек настрадался за всю жизнь от кого-то......

О.Дмитрий Смирнов: - Тем дороже будет его сострадание к нему. Это уже будет очищенное, переплавленное золото 98-ой пробы.

О.Александр Березовский: - Батюшка, а каким образом душу, просто убитую таким отношением.....     

О.Дмитрий Смирнов: - Душу нельзя убить.

О.Александр Березовский: - Нередко я, батюшка, сталкивался, как люди жалуются на издевательства над ними с детства, со стороны даже родителей.

О.Дмитрий Смирнов: - Так это сплошь и рядом.

О.Александр Березовский: - Да, и вот говорит: у меня убиты все чувства к матери ей же самой, этой матерью.

О.Дмитрий Смирнов: - А дело в том, что сострадание  - это не чувство. У нас Церковь женская, поэтому все женщины, которые ходят в Церковь, они всё время ищут спасения в чувствах. А Бог совсем не об этом говорит. Он говорит о доброделании. Болен был  - и вы посетили меня. Он не говорит: а вот с каким чувством ты пришел? Или я есть хотел, ты меня покормил. Вот, какое у тебя чувство в этот момент разбирало? Нужно что?  Кротко, спокойно, с почтением покормить. Вымыть посудку и спокойно отходить ко сну.

О.Александр Березовский: - При том, что, может быть, чувство самое поганое при этом.

О.Дмитрий Смирнов: - Не будет поганого чувства. Оно будет, если человек будет всё время купаться в мести, в злопамятстве, в гневе, в раздражении, тогда они будут. Но если человеку нравится быть в аду -  то пусть будет в аду, пожалуйста. Если человек сам выбирает?

Телефонный звонок: - Батюшка Дмитрий, добрый вечер! С праздником вас. В среду позвонил Александр, который звонит постоянно и сказал, что самое лучшее время, он считает, это война. Я была, конечно, возмущена. Позвонила и спросила: он что, с ума сошел, так сказал, что самое лучшее время - это война. Тоже на меня начались нападки. Позвонила Нина, стала его защищать, а меня ругать, что я со злом. Я не со злом, я пережила войну. Я знаю, что это такое. Как это так можно сказать, что лучшее время это война? И потом Григорий сказал, что у меня куриные мозги. Вообще нельзя так, каждый имеет право задавать вопросы. Простите, пожалуйста, я уже две ночи не сплю.

 О.Дмитрий Смирнов: - Примите снотворное и спите, как младенец. Каждый имеет право на куриные мозги, т.е. что тут такого? Ну и  что, если  куриные? Никаких в этом проблем нет. Потом, вы должны знать, как человек поживший, такую пословицу: «Кому война, кому мать родна». Поэтому вам война не нравится, а ему нормально. Поэтому что возмущаться, как он мог сказать -  да очень просто, взял и сказал. Просто у вас как бы неравное положение. Он в войне не участвовал, а вы потерпели, поэтому у вас свой опыт, а у него такие всякие мысли, мечтания на эту тему.

О.Александр Березовский: - Батюшка, какая на ваш взгляд должна быть реакция, когда человек полностью тебе противоположен во мнениях?

О.Дмитрий Смирнов: - Ты что хочешь, чтоб я сказал: надо посадить на кол? Вот что? Ну, мнение. Апостол Павел сказал, что немощного в вере принимает без споров о мнении. Опять же повторюсь, против апостола, как против рожна пилить, сказано в Писании. Для чего сказано? -  в наше научение. Прямо подробно: немощного в вере принимайте без споров о мнениях. А тут человек спорит, какая-то Нина, Маня вообще незнамо чего городит.

О.Александр Березовский: - Хочется за правду побороться.

О.Дмитрий Смирнов: - И как один умрем за все за это.

О.Александр Березовский: - Как правильно отсекать греховные помыслы?

О.Дмитрий Смирнов: - Молитвой «Господи, помилуй».

О.Александр Березовский: - До тех пор пока помысл тебя не оставит.

Звонок: - Уважаемый батюшка Дмитрий! Как мне жить, если жить не хочется. Я прошу Бога о смерти.

О.Дмитрий Смирнов: - Замечательно. Через не могу и через не хочу, мне так мама говорила в детстве, когда говорил, что не могу и не хочу, через не могу.

О.Александр Березовский: - У неё умер сын,  и жизнь потеряла смысл.

О.Дмитрий Смирнов: - Очень хорошо, что потеряла. Теперь нужно вновь приобрести, потому что жизнь вся, которая сосредоточена на сыне -  это жизнь неправильная, не христианская. Поэтому Господь и прибрал сына, чтоб обратить мать к Богу.

О.Александр Березовский: - Такой серьезный урок для неё, и вот она его не выдерживает.

О.Дмитрий Смирнов: - У Бога всё уроки серьезные, там шуточных не бывает.

О.Александр Березовский: - И вот она не выдерживает его.

О.Дмитрий Смирнов: - Не выдерживает, потому что надо обращаться к Богу. Надо немедленно идти на исповедь, раскаяться, причаститься и начать жизнь духовную.

О.Александр Березовский: - Батюшка, у нас есть одна прихожанка, я её встречаю в храме почти каждый день. Она очень пожилой человек. У неё умер супруг, с которым она прожили более 50 лет. Вот она очень по нему тоскует. Каждый раз встречаю, как ей тяжело, как трудно. Она молится, я вижу, очень усердно, и вот не оставляет её эта тоска.

О.Дмитрий Смирнов: - Я знал одну женщину, она родила 11 детей. А в 40-м году, прямо перед войной умер у неё муж. Вот когда умер один из её детей, она говорит: батюшка, у меня мой бывший сын умер, помолись. Совершенно спокойно, потому что у неё было правильное отношение к детям. Почему бывший? Потому что она приняла монашество. У неё другое имя теперь. Вот она, заботясь о душе, попросила батюшку, чтоб и он за него помолился. Вот и всё, никакой тоски, никакого осуждения, никакого ропота на волю Божью и никогда не было. Вот это христианское отношение к жизни! Например, два человека живут, и вдруг не муж умирает, а она, и Господь хочет её взять в Царствие Небесное. А это невозможно, потому что она там будет в тоске пребывать: где мой муж? он на земле остался. Ну и что, там все радуются, Христа славят и ангелы, и человеки, а она с тусклой физиономией будет ходить: где мой муж, дайте мне мужа! Дайте лавочку, на которой мы сидели, дайте мне баян, пусть он мне поиграет. Это что, Царство Небесное в деревенский балаган нужно превратить? Нет, надо другого искать.

О.Александр Березовский: - Трудно человеку перестроиться.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, то, что трудно я понимаю, но человек должен перестраиваться всю жизнь, а не тогда когда ты стал старый, пожилой. Христианская жизнь, она другая, чем так, которую живут обычные люди. У обычных людей такая жизнь, у христиан, она противоположная.

О.Александр Березовский: - Да, там человек радуется тому, отчего в обычной жизни человек скорбит и вообще боится даже подумать.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно.

Например, я знал одну святую женщину, она мне говорила: представляешь, как бы я хотела умереть от рака! Я говорю: а почему? А она говорит, во-первых, если ты узнаешь, что ты раком болен -  ты всё равно умрешь, сколько б ни лечился. Второе -  у тебя есть время, это не инсульт или инфаркт, тут тебе дается время на покаяние. Только единственное прошу у Бога, чтоб не было сильных болей. Всё Господь ей дал. Умерла от рака, ничего не болело вообще, просто угасла, как свечечка. Все, кто её знал, скажут и подтвердят, я просто не хочу имя называть, что это была святая женщина, по  - настоящему святая.

О.Александр Березовский: - Вот Господь свою угодницу так ублажил.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, ты встречал такое?  обычные люди, люди слово рак боятся произнести. У меня говорит, онкология. Какая у тебя онкология, учебник, что ль по онкологии. Почему-то никто не говорит, у меня стоматология. Зуб болит. Потому что боятся сказать рак. А что рак, обычное русское название. Вот выписывают онкология, какая у тебя онкология. Онкология на Каширке, там умные люди изучают. У тебя никакая не онкология, у тебя обыкновенный рак. Вот боятся, а она просила у Бога, чтоб Господь дал. Вот это понимание в жизни и смерти, и умерла, ей было за 80.

О.Александр Березовский: - О смерти вообще говорить не принято.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, если что случится. А если что случится, где хоронить-то? Ну, просто анекдот, случай какой? Несчастный случай, человек умер. Господи, помилуй.

Телефонный звонок: - Отец Дмитрий, у меня вопрос следующий. Ситуация следующая, многодетная семья, четверо детей и есть маленький ребенок. В общем-то супруга воцерковлена, в храме работала под руководством известного священника. Вдруг приобретает нового духовника в удалённом монастыре, 400 километров. И этот монастырь становится для неё единственным местом, центром вселенной. Этот иеромонах -  главным человеком в её жизни. Она два раза в месяц туда ездит и без этого жить не может. Она хотела бы там жить. Семья, дети и муж, хотят жить в Москве. Вопрос: здесь, что-то в этой ситуации не нормально, или это может быть нормальная ситуация при каких-то случаях?

О.Дмитрий Смирнов: - В очень редких случаях это может быть нормально. Как правило, это не нормальная ситуация. У нас в приходе тоже такая трагедия есть. Там явно ненормальная ситуация. Женщина продала квартиру в Москве и уехала в Заполярье с детьми. Там всё себе нашла. Поживем -  увидим.

О.Александр Березовский: - Отец Дмитрий, поясните, пожалуйста, мысль святителя Иоанна Златоуста: «Ударами не злоупотребляй, чтобы не привык наказуемый к этому способу воспитания. Ибо приучится и будет пренебрегать этим. Но пусть всё время боится он побоев, да не подвергнется им. Пусть угрожают ему розгой, но не пускают её в   ход и угрозы пусть не доходят до дела. Но вместе с тем пусть не будет ему ясно, что всё закончится угрозами». Как понять: ударами не злоупотребляй, в тоже время да не подвергнется им?

О.Дмитрий Смирнов: - Слушай, я не знал такую цитату, просто гениально.

О.Александр Березовский: - Вот я её так специально прочитал медленно каждое слово.

О.Дмитрий Смирнов: - Просто прекрасно. Я не знаю, что тут комментировать. По-моему, всё понятно. Просто у нас народ наш настолько ленив, что не хочет вникнуть в эти абсолютно ясные слова.

О.Александр Березовский: - Что побоям человека не воспитаешь.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно. Совершенно, чтоб как у нас сказать наши либералы, чтоб никогда не всыпать, так некоторые мальчонки определенного характера,  они без этого  - как без пряника. Но, если лупить часто, то вырастет трусом, вруном и подлецом. Если воспитывать побоями, зуботычинами, подзатыльниками, то это антивоспитание. Начинают говорить, а где грань? т.е. ты ему напиши, думать вообще не хотят. Все хотят быть фарисеями. Что ты мне разработай, какой длины должна быть розга, из какого дерева, сколько вымачивать её, надо через брюки или по голому заду. Вот, всё ему напиши, но рогом шевелить ни в коем случае. Твой же сынок и ты будешь нести ответственность, и ты будешь кушать плоды своего воспитания. Нет, уж Златоуст написал. Слушай, спиши слова. Надо выучить наизусть, как стихи.

Телефонный звонок: - Добрый вечер, уважаемый батюшка Дмитрий! Добрый вечер, уважаемый батюшка Александр! Александр к вам обращается, беспокоит вас. Батюшка Дмитрий, каюсь, про женщину я сказал. Я сказал: хорошее самое время война. Но я сказал как?  На войне обостряются самые лучшие и плохие качества человека, потому что на войне все ходят под смертью. А в мирной жизни люди ожесточаются почему-то, хотя жизнь мирная.

О.Дмитрий Смирнов: - Я сильнее скажу информацию, Саш, запиши. 2x2 четыре, и особенно строго между нами, никому не говори, 3x3 девять. Понимаешь? Записал, вот и хорошо.

О.Александр Березовский: - Священник задает нам вопрос. У меня есть прихожанин, этот человек всегда казался богобоязненным, глубоко верующим. Однако он исчез на три недели, потом вернулся и стал рассказывать, что к нему приходит Богородица. Когда я начал с ним говорить и как бы пытаться зародить в нём некую  искру    сомнения в этом. Он не захотел слушать и настаивал на своём. Кроме молитвы за этого человека, что можно ещё сделать, чтоб помочь ему?

О.Дмитрий Смирнов: - Сейчас это затруднительно, но я стараюсь обычно родственникам сообщить, что он срочно нуждается в психиатрической помощи, и что если мы ему её не окажем, то мы можем его потерять.

О.Александр Березовский: - т.е. с ним на эту тему говорить не стоит.

О.Дмитрий Смирнов: - Абсолютно. Сначала нужно пройти определенную терапию. Не говорить, психиатры просто выспрашивают, в каком  он состоянии, острый психоз у него прошел или нет.

О.Александр Березовский: - т.е. если человеку начинает являться воочию святые, Богородицы, Господь, то это признак.

О.Дмитрий Смирнов: - В 99% это признак острого психоза.

О.Александр Березовский: - А в 1%?

О.Дмитрий Смирнов: - В 1% преподобный Серафим Саровский Христа Бога нашего видел. Преподобный отец наш Сергей Игумен земли русской, к нему Богородица приходила в окружении апостолов. Серафим Вырицкий. Но это плоды молитвы и подвига. А не то, что человек куда-то уехал, приехал -  и здрасьте.

Телефонный звонок: - У меня вопрос по Евангелию от Луки «Как всякий из вас кто не отрешится всего, что имеет, не может быть моим учеником». Объясните, от чего отрешаться надо? подробно на примере.

О.Дмитрий Смирнов: - От всего. Ничто: ни ботинки, ни мода, ни спрятанные деньги, ни автомобили, ничто не должно нами владеть.

О.Александр Березовский: - Как ещё преподобный Авва Дорофей говорил, Анафема мне и моему мнению.

О.Дмитрий Смирнов: - И даже мнение. Это вообще гениальные слова.

О.Александр Березовский: - Батюшка, это преподобный к этому пришел. Мы не преподобные

О.Дмитрий Смирнов: - Мы пока нет. Мы можем почитать книгу преподобного.

О.Александр Березовский: - Это-то к чему должен стремиться каждый христианин.

О.Дмитрий Смирнов: - Есть великое благо -  святоотеческие книги. Когда мы можем не надеяться на свой падший ум, а черпать премудрость от умов, просвященных благодатью святого духа.

О.Александр Березовский: - Батюшка, мы часто слышим совета от человека исполненного духом святым, а мы не исполненные. Как мы можем к этому совету относиться?    

О.Дмитрий Смирнов: - А исполненный духом святым даст такой совет, который нам по силе. Он не будет 80-тилетней бабушке говорить: 600 поклонов делай. Ясно, что не исполнен святым духом, а просто болящий человек.

Телефонный звонок: - Добрый вечер, батюшка Александр и Дмитрий! У меня такой вопрос. Если мирянину в храме вручили или дали орден, как правильно называется. Он куда-то надевает на какие-то праздники, военный, у меня папа и дедушка на военные праздники одевали. А мирянин дома только хранить?

 О.Дмитрий Смирнов: - Нет, почему? Вот святейший патриарх, он благословлял всему духовенству надевать ордена, медали на Рождество, на епархиальное собрание, будем надевать, на Пасху. И, по- моему, на день, когда мы прославляем наших воинов. Потом миряне могут вообще всегда носить, если есть медаль или орден. Это вообще не возбраняется. Просто дома лежать и надевать в присутственные дни -  в этом нет ничего плохого. Хотя немножко неудобно, говорят у кого много, они всё время норовят отколоться, упасть, в транспорте ездить неудобно.

 О.Александр Березовский: - Люди иногда стесняются этих наград.

О.Дмитрий Смирнов: - Если стесняешься -  тогда не надо, если такой стеснительный.

О.Александр Березовский: - Как бы хвастаясь неким своим превосходством.

О.Дмитрий Смирнов: - А зачем как бы? Не надо хвастаться. Так это можно вообще хвастаться и прической, и шпилькой, и брошью в волосах, английскими ботинками или итальянскими сапогами. А некоторые хвастаются драными портками. Оказывается, я раньше думал, что это только женщины, они кусочек бедер и голени показывают и тем вызывают определенные ощущения. Оказывается, нет, и парни ходят в дранье.

О.Александр Березовский: - Но это сейчас такая мода.

О.Дмитрий Смирнов: - Отличная мода:  принц и нищий. В орденах и рваных штанах.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
16 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+