Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Аналитика

Все материалы

Как бороться с грехом сребролюбия, если он вызван бедностью и сопровождается скупостью, завистью, унынием?

19.01.2018 13:45

Как бороться с грехом сребролюбия, если он вызван бедностью и сопровождается скупостью, завистью, унынием?

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/12/23/21-00.html

о. Дмитрий: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Мы с отцом Александром начинаем нашу передачу на волнах радио «Радонеж».

о. Александр: - Почему Бог попускает человеку погружаться во зло? Как должно относиться к человеку, который выбрал для себя путь зла?

о. Дмитрий: - Бог попускает, потому что человек этого сам хочет. И Господь дает ему возможность убедиться, что этот путь ложный: человек сам видит плоды своих дел. Это очень эффективная воспитательная мера.

о. Александр: - Далеко не все делают выводы из плодов своих поступков?

о. Дмитрий: - Поначалу да. Но те, кто совершил, например, четыре ходки в тюрьму, начинают что-то понимать и отходят от противозаконной жизни. А относиться нужно ко всем с любовью, ибо сказано: «Если враг твой голоден - накорми его».

о. Александр: - Или лучше отойти от такого человека до времени, чтобы не развратиться от общения с ним?

о. Дмитрий: - Это тоже разумно.

о. Александр: - Часто звучат вопросы о том, что кто-то из домашних издевается над всеми остальными членами семьи.

о. Дмитрий: - Конечно. Дело в том, что такая ослепляющая любовь понуждает человека все терпеть. Но если оставить его одного, он скорее придет в себя.

о. Александр: - Вчера одна женщина рассказывала о пьющем сыне, который терзает её, но бросить его она не может, жалеет.

о. Дмитрий: - Он в принципе уже погибший человек...

о. Александр: - В Соборном послании апостола Иакова сказано: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого». Человек искушается. А может ли человек не искушаться, и что для этого нужно?

о. Дмитрий: - Нужно смирение и полное предание себя в волю Божию. Нужно иметь навык предаваться воле Божией. Вообще каждое доброе дело требует навыка. Есть же многие, кто сетует, что не получается навыкнуть. Ходят, каются, а нет исцеления раздражению, например. Так это не покаяние, это просто исповедание. Если бы было покаяние, то не впадали бы в искушения. А если возвращаешься к тому же греху -  то не было покаяния. У человека нет решимости  изменить себя, свою обычную реакцию на это испытание. Дальше признания вины человек не идёт, а толку в этом нет никакого.

о. Александр: - Для многих признать вину есть уже некий шаг вперед.

о. Дмитрий: - Вот именно некий. Но этот шаг не приводит к исцелению, а покаяние всегда приводит к исцелению - человек становится другим.

о. Александр: - Мы обращаемся к Господу: «покаяния двери отверзи  мне», выходит, кому-то двери отверзаются, а кому-то нет?

о. Дмитрий: - Нет, Господь готов каждому дать. Но Он смотрит на сердце человека, видит его склонность или отсутствие её, достаточность или недостаточность, переживает ли человек внутренне или просто это форма такая - вроде бы "грешен во всем". Или некоторые еще любят вот это: "разве всё перечислишь?" - человек хочет показать свою грешность... А если ударить по правой щеке -  то вся она и вылезет тут же.

о. Александр: - Как бороться с грехом сребролюбия, если он вызван бедностью и сопровождается скупостью, завистью, унынием?

о. Дмитрий: - Обычно сребролюбие возникает, когда есть деньги. А когда их нет, то человек начинает хотеть  их и встает на путь добывания, а если не получается, то возникает зависть. Это жалко, потому что зависть -  чувство мучительное, а уныние само по себе уже мука. Человек побудет в этом состоянии, а потом и решит эту проблему - бескорыстную любовь к деньгам. И  жить станет легче. Господь говорит, что для каждого дня довольно своей заботы. Есть ужин сегодня, и хорошо. И потом,  спасение не для всех! Оно для тех только, кто не имитирует желание спастись, а искренне стремится к этому.

о. Александр: - А как человеку понять, на пути он к спасению или нет? Желание озвучивают все.

о. Дмитрий: - Я заметил, что многие люди не понимают, что такое спасение. Копни глубже - понимания нет. Человек хочет, чтобы у него всё было хорошо. А что есть это хорошо? Ведь мы все умрём, а многие перед этим еще и поболеют. Это всё хорошо? Для большинства нет. Много ли мы встречаем людей, которые болеют, страдают с удовольствием? Обычно есть желание выбраться из этой болезни, для чего человек готов на всё. Каждый человек сам творит свою жизнь. Немного неясно, причем тут Бог, потому спасение-то только от Бога. А человека заботят совершенно другие вещи. Все дело в том, какой смысл человек вкладывает в слово "спасение".

о. Александр: - Часто человеку Бог помогает - спасает его в какой-то ситуации.

о. Дмитрий: - Да, причем безо всякой просьбы...

о. Александр: - А у многих и к будущему спасению такое отношение...  Неужели Бог не найдет способа избавить меня от вечных мук? Сколько раз в жизни помогал! 

о. Дмитрий: - Всякая болезнь, теснота и трудность - это то, что посылает Господь. И человек это должен пройти. И вот человек прошёл эту трудную, скорбную жизнь. Если безропотно, то Господь это принимает. Важно не скрепя сердце пройти, а со смирением, приняв это от Бога.

о. Александр: - Как-то меня пригласили к одному старичку, который болел смиренно и безропотно. И говорят, что человек буквально святой, но возможно ли это, если человек далек от Бога в своих помыслах и чаяниях?

о. Дмитрий: - Это не нашего ума дело! Мы - не Господь! Священник просто транспорт, он Тело Христово и Кровь Его приносит больному. Если тот выражает желание и веру, мы преподаём ему Святые Дары. А всё решает Господь. Неужели мы, грешные, что-то можем решать? Увещание какое-то преподать - да, это уместно. А как он его воспримет, и какое действие увещание произведет в человеке - это один Господь ведает.

о. Александр: - Ропщу на Бога, когда встречаются в жизни неприятности, хотя понимаю, что получаю по грехам своим. А как научиться  не роптать, а радоваться?

о. Дмитрий: - Как научиться пить горячий чай? Нужно все время наливать себе крутой кипяток, и пить маленькими глоточками, постепенно привыкнешь. Есть приёмчики делать это аккуратно. Вот и всё.

о. Александр: - А люди на всё желают получить инструкцию: как побороть ропот, не раздражаться...

о. Дмитрий: - Человек хочет, чтобы сделали за него.

о. Александр: - А может быть, ищет опыт, которого он не знает, а опыт-то существует?

о. Дмитрий: - Ну, как преодолеть гнев? Начни с того, чтобы его не проявлять. Пройдет лет 20 -  и он заглохнет, не имея возможности получать пищу. А ропот... Это наглая дерзость. Ропщет червячок... Даже если человек смотрит на себя, как на несчастного, обездоленного - чего тогда-то роптать? Господь дает горькие лекарства для спасения. Потому что взрослый ведет себя как ребенок. Он же должен в результате жизни как-то вырастать. А человек не желает принимать лекарство. А потому так и будет болтаться в этом. От ропота -  до уныния, от гнева -  до злобы… Потом потеряет сон, от бессонницы получит  обжорство, потому что пища утешает, приглушает остроту чувств. А нередко люди усталость безудержно заедают, чем попало.

о. Александр: - Пытаюсь стать христианином. Слушал Ваши рассуждения, нашел в себе проявление - ненависть к некоторым национальностям. А как забыть то, что было в нашей истории связано с этими людьми? Как преодолеть эту ненависть?

о. Дмитрий: -  Как Христос на кресте. И апостол Петр на кресте, и апостол Андрей на кресте. Господь молился за распинателей.

о. Александр: - Многие говорят, что если зло направлено против них лично, то они готовы терпеть. Но когда оно направлено против страны, людей, народа, это другое уже.

о. Дмитрий: - А кто запрещает воевать против зла? Идите добровольцем в армию. Никто не запрещает! Только злобы нельзя испытывать, потому что она сожжет сердце. Если турки подбрасывали младенцев и ловили их на штыки, то ты так не делай, когда будешь окружать турецкое село со множеством младенцев.

о. Александр: - Сейчас войны в основном информационные.

о. Дмитрий: - Да, в Сирии сколько сотен тысяч людей пострадали от этой информации! А перед этим Ливия, Ирак...

о. Александр: - Сегодня можно ли в миру стать святым?

о. Дмитрий: - Стать святым вообще нельзя. Потому что святого соделывает Господь Святый Дух, который дышит, где хочет. Захочет войти в твое сердце - будешь свят. А не захочет - не будешь.

о. Александр: - А может ли человек как-то в этом участвовать?

о. Дмитрий: - Да, может. Исполнением заповедей Божиих. Тогда он может привлечь Святаго Духа, который будет смотреть на усилия и, может быть, вселится. Человек должен идти путем Божьим, и тогда Дух Святый решает, в какой момент вселяться или не вселяться в человека. А вот еще путь есть. Спасает милиционер человека от нападения ценой своей жизни, умирает по пути в больницу - а его ангелы встречают, потому что нет большей той любви, когда кто душу положит за други своя. Настоящий сотрудник органов правопорядка, жизнь отдал за незнакомую молодую женщину. Вот кратчайший путь. А он, может, и «Отче наш» не знал...

о. Александр: - Выходит, по людскому мнению, человек далек от чего-то, а оказывается всё совсем наоборот - он ближе всех?

о. Дмитрий: - Конечно. Как разбойник, которого все осудили, а он всех предварил в Царствии Небесном. Очень утешительный пример.

о. Александр: - Грех ли жить на банковские проценты? Деньги небольшие, но есть чувство, что что-то не так...

о. Дмитрий: - Да, у меня тоже такое чувство, деньги лучше тратить, тогда спокойнее. Я пока не истрачу, чувствую себя неспокойно, а когда их нет - легче гораздо. Но я-то при коммунизме живу: меня народ и накормит, и с собой дадут…

о. Александр: - Для многих скудость  - проблема.

о. Дмитрий: - Мало ли что для многих. Для многих ежедневная пробежка 10 км -  это необходимость. А я вот могу только завидовать и зубами щелкать, но больше ничего не могу. Когда человек имеет волю каждый день так бегать - я снимаю шляпу... Но люди-то всякие

о. Александр: - А вот что касается воли. Некоторые, смотришь, с полной решимостью всё преодолевают, и никакие трудности их не останавливают. А другой малодушествует перед любой неприятностью. Твердая воля - достижение человека или дар Божий?

о. Дмитрий: - Дар Божий всегда требует воспитания. Вот горсть зерна. Это дар Божий, а хлеб, который из него вырастает -  это уже наше приложение. Сухое зерно просто есть не будешь. Надо потрудиться. Синергия - Божественное и человеческое усилие.

о. Александр: - Не хватает силы воли, как быть?

о. Дмитрий: - Никак. Человек всё может черпать для своего спасения у Бога. А то лег на лавку, и нет силы воли встать... Ну, лежи. Сейчас дождь пойдет, потом зима будет. И снова вот - ищут люди рецепты, чтобы не напрягаться. Лечиться от алкоголя коньяком, от табакокурения -  папиросочкой, от скандалов дома - криками на жену и детей. От своего отказываться не хочется. Но хотят, чтобы священник следил, был надсмотрщиком. А иногда священника за мага принимают, из-за такой псевдорелигиозности. Она идет из глубины веков, а потому и ходят люди за магическими снадобьями и формулами. А у нас их нет. Что можно сделать для человека? Дать ему Евангелие почитать, чтобы он там поискал. Мало ли какое слово до глубины души дойдет? Знаем же мы из житий святых, что, вот, зашел в храм, услышал слово, и оно перевернуло его, и человек пошел в пустыню? Не только Мария Египетская пример, но и многие другие женщины и мужчины. Вот пришел ко мне недавно академик, я ему книжку подарил, он листнул её, наугад открыл страничку, прочел и нашел то, что ему было нужно! Книга толстая, а он тут же находит, что ему нужно! Господь устраивает.

о. Александр: - В 17-м Псалме сказано: «С преподобным преподобен будешь», тогда почему Иуде не принесло никакой пользы общение со Христом?

о. Дмитрий: - Во-первых, мало побыл, а во-вторых, больше возлюбил деньги. Это так  и бывает, что человек увлекается чем-то. Дети, например, перестают ходить в храм, потому что их компания, всякие шутки, смешки - это всё им важнее поиска Бога. Вот и всё. Обычная измена, всё так очевидно. Хочу - делаю, не хочу - не делаю.

о. Александр: - "Вы ходите во тьме, потому что больше возлюбили грех".

о. Дмитрий: - Совершенно верно. Кого любишь, туда и идешь. А если любишь себя, то и поблагодарить Бога не придешь, когда что-то получаешь…

о. Александр: - Вот одна душа благодарная, а другая эгоистичная.

о. Дмитрий: - Это не всегда. Даже благодарная может через два часа стать неблагодарной. А   должно быть такое устроение, когда человек вместе с Богом созиждет свою душу.  Так, что она делается всегда благодарная, тихая, всегда помнит о Боге, всегда готова послужить ближнему, с терпением воспринимает трудные обстоятельства. Человек, который желает быть христианином, должен в этом упражняться, пройдет 20-40 лет, и он научится, потому что может взращивать в душе своей христианские качества.

о. Александр: - Как переубедить сестру, которая отдала полуторагодовалую дочь в садик безо всякой причины (в деньгах они не нуждаются, а она спешит выйти на работу)?

о. Дмитрий: - Понятное дело... На работе и чаёк можно попить, и посплетничать, и кофточку новую показать. А ребенок? Кричит, корми его, стирай, меняй ползунки. Но она не понимает, что ежедневные наблюдения за младенцем поинтереснее кофточек. Человек не развит. Потом будет удивляться. Потому что в самый важный момент ребенка предали. Это сыграет потом, очевидно же. Животные своих детенышей не бросают, а люди бросают. А еще больше делают абортов. Такого мы в животном мире не знаем. Как можно не любить то, как улыбается ребенок, как развивается?

о. Александр: - Господь  желает, чтобы в каждом человеке мы видели образ Божий и относились как к образу Божьему. А человек порой полностью искажает этот образ в себе. Как разглядеть под тем, что есть -  то, что Бог вложил?

о. Дмитрий: - А зачем разглядывать? Чтобы пожалеть и не злиться? Это можно делать и без разглядываний. Какие-то всё странные пожелания. А как мне в младенце разглядеть будущего Суворова? Зачем?

о. Александр: - Не вредно ли для ребенка составление портфолио, которое так активно требует школа? Подпитка для тщеславия - вот что это, хорошего принести она не может. Каково Ваше мнение?

о. Дмитрий: - Я согласен с этим. В школе все эти требования составлены людьми, которые ничего не понимают в христианской аскетике. Во всяком случае, я смотрел конкурс "Синяя птица", и мне совершенно ясно видно, какой вред участие в нём наносит детям. Но те взрослые, которые это затевают, думают только о деньгах, все умиляются, а что при этом чувствует ребенок - никого не волнует. А еще кто-то может видеть благо в этом ужасе!

о. Александр: - Сейчас детей усиленно учат выражать свое мнение.

о. Дмитрий: -  Наша школа устроена так, чтобы дать человеку навыки, которые окончательно погубят его душу. Если бы я был директором, я бы весь этот строй поменял. Но это невозможно. Поэтому лучший способ - домашнее воспитание и образование. Просто воспитание важней, а школа дает анти воспитание.

о. Александр: - Родители вынуждены работать, чтобы содержать семью, тогда где найти на это время?

о. Дмитрий: - Папа должен работать, а мама должна быть с детьми. А потом есть еще куча родственников, и нужно просто это организовать. А все хотят идти легким путем, а вырастить ребенка трудно.

Тел. звонок: - Отец Дмитрий, скажите, Заповеди блаженства в Евангелии от Матфея :"Блажении кротции, яко тии наследят землю". О какой земле идет речь?

о. Дмитрий: - Это речь о Новой Земле, которую унаследуют после воскресения. Эта земля еще называется Царствием Небесным.

о. Александр: - Как понять, чему посвятить жизнь, служению Богу или искусству?

о. Дмитрий: - Что лучше - посвятить жизнь человеку или его отражению в зеркале? Искусство  - это всего лишь зеркало нашего бытия. Поэтому я не представляю, что тут можно выбирать. На ум человеку не приходило, что Бог приготовил любящим Его. Это за пределами нашего земного разумения. Померкнет любое искусство, которое нами ценилось. Это всё, как бы ни было прекрасно -  суррогат. Самое высокое искусство  - это христианский подвиг. А на него порой духу и не хватает. Но, а если мы духовные, то и по духу поступать должны. Так говорил апостол Павел. А если не духовные - вот корыто, вот рожки. Приятного аппетита.

о. Александр: - Как отучить себя ругаться матом?

о. Дмитрий: - Очень просто. Один раз выругался - сутки не есть. Два раза - двое суток не есть. И скоро очень, за неделю исправитесь.

о. Александр: - Всю жизнь страдаю от плотской страсти, она внутри, жить нормально не дает, не могу разобраться, то ли это крест и нужно терпеть, то ли крест - это борьба с этой страстью.

о. Дмитрий: - Это одно и то же. Две стороны одной медали. С чем разбираться? Человек прекрасно видит и знает, что хорошо, а что плохо. Никак не могу разобраться, обокрасть человека или в карты обыграть? Это из той же серии...

о. Александр: - Как противостоять блуду? Помыслы парализуют...

о. Дмитрий: - Лекарством, наверное. Вопрос глупый, к сожалению. От всех страстей человека может исцелить только Господь. Надо не ко мне, грешному, обращаться, а к Богу, который хочет того же - исцеления каждого грешника.

о. Александр: - А если человек какую-то страсть в себе долго терпит, она может его оставить?

о. Дмитрий: - Не может. Вот Господь ее может изгнать. Помочь человеку взрастить противоположную добродетель. Страсть  - это же бес, поселившийся в человеке! Одного терпения не достаточно, хотя оно и очень важно.

о. Александр: - Хочу стать идеальной матерью, не гневаться, не раздражаться. Посоветуйте, как избавиться от этого?

о. Дмитрий: - Надо быть скромнее. Задача высоковата, замах какой. С таким замахом ничего не выйдет. И хотя Господь ставит нам высокую планку - это Он ставит. Не надо путать себя и Его. Человеку надо признавать свою немощь! Сила в немощи совершается, при полном ее осознании. А горделивое желание стать идеалом среди матерей обречено. Само стремление - позорные мечты. Это всё далеко от истины.

о. Александр: - Говорят, что Бог и намерения приемлет.

о. Дмитрий: - Я читал, да.

о. Александр: - После рождения трех детей охлаждение отношений с мужем. Теперь сожалею о своем поведении (ушла с головой в материнство), а муж хочет развестись. Можно ли наладить отношения?

о. Дмитрий: - Возможно и можно! Если с терпением, аккуратно, с любовью, то у него это все зарубцуется.

о. Александр: - Спасибо, до свидания.

о. Дмитрий: - Всего доброго.

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]