14.01.2013 23:55:03
Сергей Львович Худиев
Начало года ознаменовалось событием, имеющим огромное значение для будущего и Русской Православной Церкви, и всей нашей страны, и, можно без колебания сказать, всей Европы и мира - крупнейшая поместная Православная Церковь обрела нового Предстоятеля. В результате соборного решения новым Патриархом Московским и Всей Руси стал митрополит смоленский и калининградский Кирилл. Эпоха его предшественника - Патриарха Алексия - была эпохой освобождения Церкви от гнета атеистической диктатуры, возрождения церковной жизни, восстановления поруганных храмов и монастырей. Перед новоизбранным Патриархом встали новые задачи - сохранение единства Церкви перед лицом попыток некоторых политических сил его разрушить, ответ на вызов воинствующего секуляризма, возрождение религиозного образования, свидетельство о Христе и Церкви обществу, травмированному долгими десятилетиями принудительного безбожия.
Серьезность с которой Патриарх Кирилл подходит к решению этих задач проявилась в ходе его пастырского визита к колыбели русской Православной Цивилизации, на Украину летом этого года. Мы увидели, с одной стороны радостные, сияющие лица верующих людей, встречающих своего Архипастыря, мы увидели православную Украину, которая сохраняет верность наследию Киевской Руси, несмотря на всех тех, кто видит в этом наследии преграду своим планам.
Люди услышали Архипастыря во время встреч с молодежью, поездок по всем странам, где пребывает паства Русской Православной Церкви. Не только православные люди, но и светские журналисты и политики отметили, что Церковь обрела сильный, ясный голос, голос, который будет услышан во всем мире.
В этом году продолжился экономический кризис, хотя наметились и некоторые признаки стабилизации. В чем его причины? Мы живем в обществе, которое внушает нам, что счастье - в потреблении. Настойчивая реклама, образы кино и популярных романов уверяют нас, что счастье, полнота жизни, самоуважение человека определяется теми товарами и услугами, которые он может потребить. Мы живем в мире, управляемом «похотью очей», как говорит Апостол, или «глазами завидущими» как говорит поговорка. Человек чувствует себя буквально обязанным потреблять, потреблять и потреблять - и это потребительская гонка, в итоге превысившая реальные возможности экономики, и привела к нынешнему кризису. Для человека, далекого от экономической науки, трудно понять, как именно развивается кризис, что его породило, и к чему он может привести.
Однако о духовном измерении кризиса мы можем сказать более определенно. Кризис подорвал благосостояние многих семей; некоторые люди, обремененные кредитами, пришли в такое уныние, что совершили самоубийство. Почему даже на небольшие проблемы люди отреагировали таким, поистине безумным образом? Ответ на этот вопрос лежит в духовном измерении.
В нашем языке со словом "духовный" связана определенная проблема - "духовное" кажется чем-то ускользающим, малореальным, неуловимым, как облачко пара. В действительности вопрос о духовном - это вопрос об основаниях, о том, на чем мы строим нашу жизнь, о вещах невидимых, однако служащих фундаментом для всего остального. Налаженное, рутинное течение жизни - работа от сих до сих, вечерний сериал по телевизору - позволяет уходить от вопроса об основаниях нашей жизни. Но иногда происходит что-то, что вытряхивает людей из под наркоза повседневности и заставляет обратиться к действительно важным вопросам. Это может быть смерть близкого человека или неблагоприятный диагноз, поставленный нам самим. Это может быть, в гораздо более мягкой форме - потеря работы или перспектива такой потери. Люди, однако, могут реагировать на эту встряску по-разному - кто-то приходит в уныние и озлобленность, обвиняет в своих бедах власти, работодателей, кого-то еще, а кто-то научается уповать на Бога, искать Его помощи и руководства - и для такого человека кризис, тяжелые, неприятные обстоятельства становятся благословением и милостью Божией, путем к новой жизни.
В этом году определенный страх - а кое-где и панику - вызвала эпидемия свиного гриппа, унесшая десятки жизней. И христианские святые, и даже языческие мудрецы призывают нас помнить о смерти; корни латинской фразы «memento mori», «помни, что ты умрешь», теряются где-то в глубине веков.
Стоит отметить, что этом напоминании не было ничего «готического», ничего «хеллоуинского», никакого кокетливого заигрывания с гробами, черепами и прочей кладбищенской символикой; не было в ней и мрачного уныния, хотя средневековые художники любили помещать это напоминание на фоне символов мирского веселья. «Где стол был явств там гроб стоит» - говорит поэт, вслед за многими другими, и мы ничего не поймем в подобных словах если подумаем, что их цель - испортить нам аппетит.
Напротив, эти слова открывают нам путь к миру и радости. Мы призваны не изгонять из своего сознания мысль о смерти, а найти такой взгляд на мир, в котором наша жизнь и смерть, радость и скорбь, молодость и старость встанут на место, как вправленный после вывиха сустав. Мы призваны обрести надежду, сознание цели и смысла, понимание того, что мы делаем здесь и куда мы отправимся после этого; и все это мы обретаем в нашей православной вере.
Конец года ознаменовался двумя событиями, одно из которых было трагическим, а другое - напротив, утешительным. Страшная трагедия произошла в клубе «Хромая Лошадь». Место плясок и буйного веселья внезапно превратилось в место лютой смерти; но внезапно ли? Коррупция, охватившая наше общество, когда от законных требований пожарной инспекции принято откупаться, рано или поздно должна была привести к подобному результату.
Но в нашем обществе есть и признаки оздоровления. Так, Государственная Дума ввела определенные ограничения на рекламу абортов. Пока эти ограничения невелики - но важно то, что государство постепенно приходит к осознанию того, каким злом является массовое убийство детей во чреве.
Приближаются новогодние праздники; к сожалению, для многих они превратятся в повод к пьянству и обжорству, и, как всегда, будут и смерти, вызванные отравлением спиртным или пьяными несчастными случаями. Чтобы праздник не оборачивался трагедией, лучше встретить новый год умеренной трапезой и смиренной молитвой о Божией помощи и водительстве в наступающем году.
Сергей Худиев
Добавить комментарий