24.03.2014 06:18:47
Сергей Львович Худиев
Нынешний кризис побуждает вспомнить о том, что буквальный перевод греческого слова "кризис" - суд. То, что происходит, является судом Божиим, о котором сказано в Евангелии от Иоанна - люди избирают свет Христов или тьму мирских страстей; предпочитают следовать Евангелию, или находят для себя что-то значительно более важное и дорогое. Это суд и над отдельными над людьми и над религиозными общинами и их лидерами - кто-то бодрствует, мужественно твердо стоит в вере, взирая на Господа и Его святых, кто-то позволяет тьме века сего ослепить ему глаза.
В это время Русская Православная Церковь выступила с чрезвычайно важным заявлением - которое всем нам надо изучить, и, вместо ссылок на панические (и часто ложные) новости, распространять в социальных сетях.
Священный Синод говорит в своем обращении: “Церковь, возвышаясь над этими [политическими] разногласиями, не может отождествлять себя лишь с одной из упомянутых точек зрения. Напротив, каноническая Православная Церковь, хранящая общность со всем Православием, является единственной силой, которая во имя сохранения гражданского мира может примирить и объединить людей, придерживающихся диаметрально противоположных убеждений”
Церковь возвышается над политикой, потому что видит в человеке существо не только политическое или экономическое, но прежде всего, духовное, призванное к вечной жизни. Есть намного более важные вопросы, чем вопросы политики. Каждый из нас придет на суд Божий, или очистившись покаянием, или запятнав себя ненавистью, злобой, и гордыней. В конечном счете именно это имеет значение - а не то, как сложатся политические расклады, до которых нам всем довольно скоро уже не будет никакого дела. Более того, и на чисто земном уровне, с точки зрения временного, посюстороннего благополучия людей, искреннее обращение к Богу и хранение Его заповедей - это лучшее, что можно сделать.
Враг нашего спасения может заразить людей ненавистью и злобой независимо от того, на какой из сторон политического противостояния эти люди находятся. Неважно, насколько правым человек считает свое дело - если оно побуждает его к злобе и ненависти, оно ведет его в ад. Как далее сказано в заявлении Синода,
"Границы Церкви не определяются политическими предпочтениями, этническими различиями и даже государственными границами. Церковь хранит свое единство, несмотря на все переменчивые обстоятельства".
В самом деле, желание человека пребывать в Церкви определяется не его отношением к Киеву или Москве, к действиям тех или иных политиков - но его отношением к Господу нашему Иисусу Христу. Русская Православная Церковь Московского Патриархата не является национальной или государственной структурой. Она является частью Вселенского Православия. Патриарха Московского и всея Руси признают и поминают Предстоятели других поместных Церквей, лидеров общин, отделившихся от канонической Церкви - не признают и не поминают. И разорвать с канонической Церковью - значит разорвать именно с Вселенским Православием.
И вопрос, который ставит перед людьми текущий кризис, это вопрос о том, что важнее - пребывание в общении с Вселенским Православием или те или иные политические и национальные страсти. Должны ли церковные вопросы решаться - отдельными людьми или их сообществами - исходя из текущих политических соображений, или напротив, политические соображения должны считаться второстепенными, когда речь идет о жизни Церкви? Должна ли Церковь быть идеологической обслугой тех или иных политических сил, уверяя, что “Бог на их стороне”, или такое прислужничество несовместимо с достоинством истинной Церкви? Это не политические вопросы, а вопросы духовные, не вопросы лояльности по отношению к тем или иным политическим силам, но вопросы верности Господу.
Церковь видит свою миссию не в том, чтобы агитировать за ту или другую сторону, а в другом: “Миссия Церкви, священный долг всех ее чад — стремиться к миру на земле народов Святой Руси, призывать к отказу от языка ненависти и вражды. Что бы ни происходило в сфере межгосударственных отношений, как бы ни развивалось политическое противостояние — единство веры и братство людей, вышедших из единой крещальной купели, не вычеркнуть из общего прошлого. Верим, что не вычеркнуть его и из нашего общего будущего, в котором братские белорусский, русский, украинский и иные народы должны жить в мире, любви и солидарности”
Взгляд церковного человека отличается от взгляда человека мирского. Во-первых, Церковь видит все происходящее с точки зрения той цели, для которой она была основана Господом нашим Иисусом Христом - с точки зрения вечного спасения людей. Во-вторых, мир видит историю через призму текущих пертрубаций, Церковь видит текущие пертрубации через призму истории - а история у нее длинная, в ней чего только не было.
Мирской человек полностью поглощен текущими страстями - и именно исходя из них принимает решения, которые могут иметь долговременные или даже вечные последствия. Но на шкале истории Церкви нынешние волнения - это очень короткий отрезок. Церковь знает, что и это пройдет.
Есть то, что действительно важно - верность Господу и созданной Им Церкви, хранение Его заповедей. “И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек” (1Иоан.2:17).
Комментарии
26.03.2014 - 10:53 Это действительно прекрасный:
Это действительно прекрасный гимн во славу Церкви Христовой!
29.03.2014 - 20:04 "Церковь знает, что и это:
"Церковь знает, что и это пройдет". только бы не пройти мимо горя крещеных братьев и сестер на Украине..
"Каждый из нас придет на суд Божий, или очистившись покаянием, или запятнав себя ненавистью, злобой, и гордыней. В конечном счете именно это имеет значение - а не то, как сложатся политические расклады, до которых нам всем довольно скоро уже не будет никакого дела." - ха-ха, а Вы хотите чтобы наши дети в колонии дяди сэма(изи)? получается, вам не важно кто у власти в братской стране, что народ под угрозой голода и крайней нищеты.
Личная верность Христу и Церкви. Согласен. Да. Но Вы очень обобщаете в своей статье: мол, что тебе важнее, брат ты мой хохол, "политические пристрастия" али каноническое общение со Вселенским православием . Извините, за резкость, но так лучше..Так извольте сперва себя поставить на место прихожанина храма у которого отряд денисовцев-обновленцев с петлюровцами отнимает храм- не пускают Вас на службу, угрожают Вам оружием и запрещают говорить по-русски, а потом и рассуждайте о второстепенности политики! Не придется ли нам с вами на Суде ответ за эту экзальтацию держать? А по-моему придётся! так что дорогой дядя с красивой бородой, спасай родных своих на Украине, если у тебя они есть, ну или братьев православных. помоги им переехать в Россию. спасибо.
Добавить комментарий