Перейти к основному содержанию

16:34 23.04.2024

Фильмы кинофестиваля Радонеж-2016

28.11.2016 10:32:29

          С 21 по 24 ноября с. г. в московском Доме кино прошел ХХI Международный кинофестиваль «Радонеж». Зрители «нашего кино» смогли посмотреть более ста фильмов – документальных, телевизионных, игровых, анимационных. Обширна география фестиваля, свои работы прислали кинематографисты России, Беларуси, Украины, Казахстана, Польши, Абхазии и других стран.

          Квалифицированное жури кинофестиваля уже вынесло свой вердикт. ЛУЧШИМ назван фильм Г. Негашева, П.Фаттахутдинова и А. Титова «РАВНАЯ ВЕЛИЧАЙШИМ БИТВАМ» (4 фильма). Это фильм-эпопея об эвакуации населения, промышленности, научных учреждений во время Великой Отечественной войны. Передислокация сил на Урал  позволила не только восстановить, но и преумножить военно-промышленный ресурс страны. Эту невиданную по масштабу оборонную операцию маршал Г. В. Жуков  приравнял к величайшим битвам Второй мировой войны. Отсюда и название фильма.

          Приз за «Лучшую режиссерскую работу» получил фильм А. Калашникова и В. Васильева «ЗАМОРОЖЕННОЕ ВРЕМЯ». Это фильм о сибирском писателе Михаиле Тарковском. Фильм поражает тем, что современный образованный, культурный человек, москвич, проходит по своей жизни путь русских первопроходцев, которых какая-то неведомая сила тянула все дальше за Урал, на Восток. И там, не в комфортной старой Европе, а в Сибири, на Енисее,  русский человек обретал некую Землю Обетованную, красоту несказанную, которая питала и душу и тело, где, как оказалось, только и можно жить. Так, именно так русские люди, приходя в Сибирь, обретали там свою Родину. Сейчас этот путь прошел писатель, обосновавшийся со своей семьей на Енисее.

          Приз  за «Лучший сценарий» получил фильм И. Васильевой «БРАТ ТВОЙ КАИН».  Трудный фильм. Речь в нем идет о грехе убийства. Каинова печать. Личностный крах. Это случилось с Вячеславом Шараевским 25 лет назад, когда он был районным прокурором. Смертный приговор заменен на пожизненное заключение. И здесь, в одиночной камере, в ожидании исполнения приговора, происходит преображение. Вчерашний атеист, рационалист, скептик обращается к вере. Благодаря удивительному священнику о. Александру Борисову.

          Приз «За лучшую операторскую работу» получил фильм   «ЭТОТ ХРУПКИЙ, ЧАРУЮЩИЙ МИР». Режиссер, оператор И. Полищук. Фильм из авторского цикла «Святыни русского Севера». Фильм посвящен Соловецкому архипелагу в Белом море. Трудно найти более благодарную натуру для съемок. Ибо поражает на Соловках все, а главное – гармония божественного и человеческого, - установившаяся в этом суровом краю с приходом туда иноков пять веков назад. Следы которой видны и поныне.  И как легко оказалось разрушить эту хрупкую гармонию.

                                                 ****

          Не первый год мне приходится писать о фильмах к/ф «Радонеж», просмотрев большую часть лент. Каждый раз не перестаю удивляться, во-первых, диапазону тем, который, кажется, только расширяется. Во-вторых, тонкости и нюансам в восприятии духовного и нравственного авторами фильмов. На конкурс к/ф «Радонеж» присылают свои работы не только опытные мэтры документального кино, присылают дипломные работы студенты ВГИКа, которые поражают как свежестью восприятия, так и открытием новых тем.

          Много говорено об уникальности  к/ф «Радонеж». На пресс-конференции в день открытия к/ф было обращено особое внимание на ежегодный выпуск объемного каталога фильмов, представленных на к/ф. Заметим, такого уровня качества не достигает ни один другой к/ф.   Дело это не только трудоемкое и затратное. По большому счету это летопись эпохи, кино-летопись. Причем, она ведется не от одного лица, в чем можно было бы увидеть предвзятость или субъективность.  Летописное кинополотно года складывается через творческое восприятие большого числа авторов, через их боль, через их переживание времени, эпохи. Процесс этот ценен тем, что он стихийный, осознаваемый уже по просмотре фильмов.  Достаточно взять каталог фильмов «Радонежа» за тот или иной год, чтобы увидеть доминирующие, пульсирующие темы.

                                                 ****

          Сначала хотелось бы сказать более или менее предметно о диапазоне тем. Даже если вам не удалось побывать на просмотре в Доме кино, представьте себе «Лучший фильм» - киноэпопею о глобальном и успешном перемещении военно-промышленного потенциала страны на Урал, о чем речь шла выше. 4 фильма. Это один полюс.  А теперь – небольшой 9-минутный игровой фильм, дебют молодого режиссера. «Другие люди» Кирилла Косолапова. На мой взгляд, это характернейший пример показа тонкости неожиданных нравственных коллизий «нашего кино». Старик (играет Лев Дуров) каждый день приходит в книжный магазин и читает одну книгу, которую не может купить: дорогое, подарочное издание, стоит она больше 4-х тысяч  рублей. Молодому директору докладывают, что одна сотрудница поощряет старика, устраивая здесь «избу-читальню». Соответственно настроенный директор неожиданно появляется перед стариком. «А почему бы вам не купить эту книгу?» - «Да где же мне… стоит-то она…». Немного подумав,  директор «случайно» роняет книгу на пол, затем обнаруживает в ней «изъян» и обращается к своей сердобольной подчиненной: «Оформите как брак…». К старику: «120 рублей вы можете заплатить?». Заключительная сцена: оставив деньги  на прилавке, ошеломленный старик забывает взять книгу. А м. б. оказывается не в силах понести этого великодушия… Либо чувствует себя  униженным этим широким жестом…

                                                 *****

          В промежутке между этими полюсами – фильмы о святынях Православного мира,  о монастырях, подвижниках, о красоте Божьего мира. Фильмы о «трудных вопросах» нашей истории, о войнах, о героях…

          Что касается «летописной» составляющей киногода 2016, надо отметить фильмы о войне, точнее – о войнах. Это и Первая мировая война (фильм «Бессмертные. 5-й гусарский Александровский полк», г. Щербы и О. Ракшина). О Великой Отечественной войне хотелось бы отметить фильм Л. Акелиной «Священная война», где вскрывается много малоизвестных фактов религиозной истории. На к/ф представлено несколько фильмов, отражающих драматизм «майданной войны». Это фильмы «После войны» Г. Давидова, «Монолог ополченца» М. Кобзева, которые еще ждут своего исторического осмысления. А вот и «рикошет майданной войны» - голодные старики Луганска, которых кормит храм (фильм «О любви» И. Рудиной).

          Из фильмов о войне и ее героях нельзя обойти вниманием фильм И. Сафарова «Советский солдат». Молодой солдат из Азербайджана Армен Мишель, чуткий и талантливый к языкам, попадает в плен и становится столь ярким героем французского Сопротивления, что награды он получает из рук генерала Де Голя. Более того, когда генерал в 60-е годы приезжает в СССР, он просит найти этого героя, о котором на родине давно забыли. С большим трудом отыскали, устроили встречу… Истинный героизм, который не мог укрыться. Наконец Армен Мишель становится героем и у себя на родине.

                                                 ****

          Фильм Варвары Филипчук «Переведи меня через Майдан» отмечен жюри к/ф Радонеж как «ЛУЧШИЙ ДЕБЮТ». Тема Украины. Кровоточащая, парадоксальная, нелепая, непонятная… В мастерской В. Хотиненко эту тему представили так. Две старые приятельницы, киевские подруги со студенческих времен – по разные стороны баррикад. Одна, более здравая и здоровая,  -  на стороне России. Другая, почти слепая, противница России. Несмотря на непримиримые позиции и жаркие дебаты первая приходит ко второй, покупает ей хлеб, а потом «переводит ее через Майдан». Хорошая кинематографическая метафора.

                                                 ****

          Одной из «тем года» стал 70-летний юбилей Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В адрес к/ф пришло четыре фильма, освещающих  личность и служение Святейшего. «Патриарх Кирилл – годы служения на Смоленщине» А. Быкова и Ю. Солопова - рассказывает нам некую предисторию, становление будущего Патриарха Кирилла. Фильм «Патриарший хор» А. Андреева повествует о Патриаршем хоре Храма Христа Спасителя в Москве, одном из лучших в Православном мире, который продолжает славные традиции церковного пения с более чем 130-летней историей. Два фильма представлены как  поздравления. Фильм «Крылья» (это и крылья на иконах евангелистов, это и парение духа…). На фоне постепенно раскрываемой  иконографии ХХС, этой библии в красках,  мы участвуем в прекрасных великопостных Патриарших богослужениях. Чувствуется, что режиссер проникнут этими эталонными богослужениями в прекрасном храме, и это передается зрителям. Второй фильм Ларисы Геращенко «Мой Патриарх»         - о восприятии режиссером личности первосвятителя, его служения. Подарком Патриарху должны звучать молитвенные стихи Пушкина в исполнении талантливых студентов ВГИКА.

                                                 ****  

          Вот еще одна тема из летописной составляющей года - трудные вопросы истории. Это телевизионные фильмы-программы «Православной энциклопедии», заказанные ей Министерством образования  по обсуждении Концепции нового учебного комплекса по отечественной истории. Жюри к/ф «Радонеж» отобрало для показа  три фильма этого цикла – фильмы об Иване Грозном, императоре Александре III и Сталине. То, что сегодня у всех на слуху. Фильмы, которые  с пользой для себя посмотрят не только педагоги и школьники, отмечены специальным призом фестиваля. Очень советуем посмотреть эти фильмы на сайте «Радонежа».

                                                 ****

          В кратком и неполном обзоре фильмов никак нельзя обойти дипломную работу молодого режиссера Дмитрия Никитина «Камчатские отцы». Это то, что называется «удивительное – рядом». Фильм рассказывает о современных подвижниках – священниках Камчатской епархии Русской Православной Церкви, которым на рубеже веков в условиях девятимесячной зимы и отсутствии дорог предстояло  начать возрождение православия на полуострове. Казалось бы, что после прихода Советской власти на Камчатке не осталось ни одной общины, ни одного храма… И коренные жители, каряки, давно должны были забыть о том, что такое православие.  Ан, нет! Как их дореволюционные предки, принявшие православие как дети, так и нынешние потомки их, оказывается, жаждут веры! Это поражает и дает новые силы и священникам, которые учатся управлять собачьими упряжками, чтобы, хоть раз в год посетить своих «прихожан». А последние готовятся к этой встрече раз в год, чтобы исповедаться и причаститься. Это еще и фильм о семенах, посеянных нашими дореволюционными подвижниками.

                                                 ****

          В палитре фестивальных фильмов яркой жемчужиной светится 12-минутный анимационный фильм  о Преподобномученице Царского дома Великой Княгине Елисавете Федоровне Романовой, той самой, что была сброшена большевиками в шахту Алапаевска. Фильм называется «Белый ангел». Реж. К. Симонова. На первый взгляд кажется невозможным – показать всю трагедию в 12 минут, да еще и языком анимации. Но фильм яркий, точный и пронзительный, как и судьба этой удивительной русской святой. Фильм отмечен специальным призом жюри.

                                                 ****

          И снова наша история, неповторимая и трагическая, проходящая через судьбы своих замечательных сынов. Под рубрикой «Радонеж рекомендует» на к/ф был показан фильм о легендарном сыне России, уникальной личности – Иване СОЛОНЕВИЧЕ – мыслителе, публицисте, атлете, одном из создателей борьбы  самбо, узнике ГУЛАГА. Конечно же – монархисте. Это он, первым бежавший из ГУЛАГА, написал книгу «Россия в концлагере» и поведал миру правду о новой власти. Сколько раз на его жизнь покушались, подставляли его, заставляли переезжать из страны в страну, но он как свеча горел любовью к России и уже в конце жизни – в Уругвае, в 1953-м! – все не мог смириться с мыслью: как же, ну как же мы не додрались тогда, в 1917?!  Фильм называется «ПОСЛЕДНИЙ РЫЦАРЬ ИМПЕРИИ», реж. С. Дебижев. Фильм прекрасно выстроен режиссерски. Биографически полный, захватывающий, житийный. А мысли И. Солоневича о будущем родины вполне современны. Россия должна гордиться такими сынами, имена которых открываются с таким запозданием, так – не скоро.

                                                 ****

          Фильм-расследование, фильм-очищение нашей истории от намеренной клеветы предоставил Виктор БЕЗЕНКОВ – «ГРАЧИ  ПРИЛЕТЕЛИ». Автор взял на себя большой труд – документально, исторически опровергнуть клеветнические писания известного писателя Пикуля по поводу только одного исторического имени. Сколько уже говорено о его исторической недобросовестности, но никто еще не схватил его за руку. Это сделал Виктор Безенков. Он документально проследил жизненный путь Осипа Ивановича Комиссарова, который, отведя руку убийцы, спас в 1866 г. жизнь императора Александра II. В высшей степени положительный человек, был не только щедро награжден Царской семьей, получил дворянское звание, поступил на воинскую службу в гусарский полк… Его именем было названо техническое училище, позже получившее звание «Императорское»  (нынешний МАМИ).  Он закончил свою жизнь отцом 8-х детей и всю жизнь содержал на свои деньги сельскую школу.

          Вот такого человека В. Пикуль назвал картузником-пьяницей, который помешал совершиться исторически праведному суду. Впрочем, согласно еще одному сюжету писателя, Осип Комиссаров вскоре по пьянке помер в канаве… Вдохновенно вторит  этой лжи Корней Чуковский (кто за руку-то тянул?)  и ряд других, менее известных «писателей». Подобных пакостных пассажей по поводу исторического героя Осипа Комиссарова полон сегодняшний интернет. Поэтому документально доказанное расследование Виктора Безенкова – это вам не бездоказательная злоба к своей истории и ее героям – дорогого стоит. Он нашел даже праправнука героя, который и помогал ему в расследовании. Затратный и благодарный труд. Оценим ли?

                                                 ****

          Традиционно на к/ф «Радонеж» приходят киноленты о монастырях. Хотелось бы отметить три фильма, сработанных очень тщательно.

          Фильм Любови Акелиной «ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ: предания и тайны Московского Кремля» рассказывает о Вознесенском девичьем монастыре (основан в 1407 г.), позже великокняжеской «царской» женской усыпальнице, варварски уничтоженной большевиками. Фильм интересен еще и тем, что ныне идет речь о воссоздании монастыря в Кремле.

          Фильм Елены Чач «Зачатьевский женский монастырь. 20 лет со дня возрождения». Наверное это самый полный фильм об этой, возрожденной с нуля, обители в центре Москвы. Меня он поразил еще и археологической составляющей: оказывается, монастырь в прямом смысле стоит на своем старом основании, которое еще и посмотреть можно… Ну а повествование от имени настоятельницы монастыря, игумении Иулиании (Каледа) – всегда беспроигрышно.

          Третий фильм, на который хотелось бы обратить внимание, посвящен Свято-Никольской  Угрешской обители. Называется он «Тихий ангел», реж. В. Тимощенко. Автор настолько поражен историей этого мощного монастыря, почти – Лавры, что хотел бы, чтобы этот монастырь был прообразом России – такой же мощной, красивой и мирной. Особое внимание в фильме уделено «Тихому ангелу» - преподобному  Пимену Угрешскому.

                                                 ****

          В заключении хотелось бы отметить еще одно творческое открытие кинофестиваля «Радонеж». Это надо назвать именно открытием. Фильм Н. Раужина «Личная история Ульяны Корольковой».  Молодежная группа во главе со священником-подвижником совершает поездки на русский Север, в Архангельскую область с целью изучения памятников деревянного зодчества. Молодые люди помогают восстановлению некоторых святынь (например, устанавливают памятный Крест). Повествование происходит от лица одной из участниц этого предметного паломничества – студентки Ульяны Корольковой. Современная молодая девушка, рассказывая о работе группы на Севере, проявляет такую естественную (в ее случае) веру, такую ненарочитую боль за поруганные святыни… что фильм обретает поразительную убедительность. Ну не из восемнадцатого и не из девятнадцатого века эта современная молодая девушка. Откуда же у нее эта вера, которая и удивляет, и поражает и убеждает… Фильм где-то – миссионерский. Если хотите показать веру молодых в России, покажите фильм Н. Раужина «Личная история Ульяны Корольковой».

          Автору конечно очень повезло с яркой личностью героини, но ведь он же ее и открыл…

                                                 ****  

P/S Фестивальные фильмы «Радонеж-2016» можно посмотреть в интернете на сайте «РадонежТВ» или на собственно фестивальном сайте. Смотрите все подряд, не ошибетесь.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+