Перейти к основному содержанию

10:12 29.03.2024

Елена Борзова: «Путь к Богу – это всегда труд»

15.09.2015 08:16:01

Завершаются съемки нового игрового фильма священника Александра
Новопашина «Рядом с нами». В картине принимают участия известные
российские актеры Юрий Беляев, Сергей Маховиков, Лариса
Шахворостова, Илья Любимов, Наталия Курдюбова и многие другие. На
днях в Новосибирск прилетела Заслуженная артистка России Елена
Борзова.
- Мы давно знакомы с отцом Александром, - говорит Елена Николаевна. – По
мере возможности, я слежу за творчеством батюшки. Смотрела его картину
«Меня это не касается» о наркомании среди молодежи. Побольше бы таких
фильмов, чтобы помочь нам всем излечиваться от равнодушия. А недавно на
сайте «Радонеж» прочитала интервью с отцом Александром, в котором он
рассказывает о своей новой работе – картине «Рядом с нами». Рядом с нами
— сектантство, пожирающее опять же молодых людей… и опять наше
равнодушие к молодёжи, к её духовному воспитанию. Явления эти,
наркомания и сектозависимость, страшные и одного корня, который есть
бездуховность. От бездуховности один шаг до деградации.
Алкоголь, наркотики сгубили многих талантливых актеров. Почему они не
могли остановиться, ведь они понимали, что катятся в пропасть? Они не
дорожили своей жизнью, своим предназначением… К несчастью безверие
пустило свои корни ещё в XIX веке, а в советские времена просто оставило
людей без опоры, без Веры, без Бога. Возможно, они отдавали себе отчет в
том, что что-то там такое есть, они даже, скорее всего, хотели верить, но не
могли. Пренебрежение к себе — к Образу и подобию Божию — это
ПРОТЕСТ против системы, убивающей личность. Глубокая, подлинная Вера
помогла бы побороть в себе страсть.
Сегодня мы поражаемся засилью сект, удивляемся, как люди могут им
доверять. Но опять же, если в душе нет Бога, то «свято место пусто не
бывает», оно искусственно наполняется духовным суррогатом.
Об этом нужно говорить, нельзя молчать! Нельзя проявлять равнодушие.
Нужно быть настойчивым, и тогда все вместе мы сможем достучаться до
сердец этих людей, которые еще не оказались на дне, которых еще можно
отвратить от этого пути. И я в комментариях к интервью с отцом
Александром написала: «Поддерживаю все проекты, готова оказать любую
посильную помощь». Очень скоро мне позвонил батюшка и предложил роль
в картине…
- Сыграть злую тётку!..
- Да, женщина работает в церкви, убирает, моет полы. При этом она любит
всех поучать, считает себя главным блюстителем порядка в Храме, вроде, как
помощник у Бога. На неё никто не возлагал такую ответственность!!! К
сожалению, именно с такими, как она, нередко сталкиваются люди, впервые
перешагнувшие порог церкви. Человек находится в поиске истины, а
сталкивается вот с такой тёткой. «И это христиане?», - думают он. Когда
батюшка рассказал, кого я должна сыграть, удивление моё было безгранично.
Дело в том, что буквально накануне, в Успенском соборе во Владимире я
видела работницу храма, которая грубо отталкивала прихожан, случайно
наступающих на ковровую дорожку. Она в храме, на службе, верит в Бога и
… злая???
- Елена Николаевна, вы сказали, что бездуховность ведет к деградации.
О какой деградации вы говорите?
Человек создан из тела — биоробота, мозга — жёсткого диска,
управляющего всеми функциями биоробота и… единственно бесконечного в
человеке —Души. Жизнь даётся нам на воспитание и совершенствование
Души. А мы заняты только тем, как нарядить, накормить и изменить данную
от Бога оболочку, забывая о главном. Я сейчас преподаю технику речи в
Институте телевидения в Останкино, и вижу, на сколько деградировала речь у
молодых людей. Речь — выразительное средство нашей сущности, значит по
сути сущности НЕТ!!! Значит Душа занята чем-то отвлечённым: модными
тряпками, пирсингом, тату (надо же как-то выделиться среди других)… А вот
сформулировать свои мысли, стараться быть понятными собеседнику, иметь
своё понимание истории, политики, быть ответственными перед близкими,
перед страной, профессией… для этого нужны усилия, душевные и
духовные.
« Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!»
Всем известные строчки Николая Заболоцкого.
- И если артистов учат говорить правильно, ставят им речь, то что уж
говорить о простых смертных.
К сожалению, у многих молодых артистов с речью дела обстоят неважно.
Порой с трудом понимаю, что говорят артисты на сцене. Когда спектакль
звучит формально без «жизни человеческого духа» (как говорил
Станиславский), да ещё с невнятной речью, а это говорит о «не проживании»
роли артистом, это для меня настоящая мука, на уровне физиологии:
начинается головная боль, могу и заснуть, бывало, что начинало мутить,
тогда просто ухожу со спектакля.
P2
- Много лет назад знакомые из Германии нас с супругой предупреждали:
«Захотите пойти в Пражскую или Венскую оперу – будьте внимательны!
Теперь классическому произведению здесь могут придать такую
трактовку, что вам может стать очень неуютно в зале». Мне тогда это
показалось какой-то дикостью. И вот теперь это происходит у нас, в
России! О кулябинской постановке «Тангейзера» в Новосибирском
оперном театре вы, конечно, слышали?
- Конечно, слышала! Мне странно, что такое количество людей ещё спорит о
«высоком» искусстве. Это проявление нашей бездуховности и
вседозволенности. Не считаю такие спектакли прогрессом. Могу такое
искусство назвать « Чёрным квадратом» Малевича, а точнее — конец всякого
искусства. В Москве же главными апологетами антиискусства (или, проще
говоря, извращения) являются для меня Владимир Мирзоев, Кирилл
Серебренников, Константин Богомолов. В спектакле К.Серебренникова
«Трехгрошовая опера» со сцены несётся нецензурная лексика (и это во
МХТ!!!), мне со сцены говорят всеми художественными средствами, что
человек, это мразь, гадость, животное — динозавр, изрыгающий огонь из
пасти. Притом талант режиссёра пробивается через очень красивые и милые
режиссёрские придумки. Самое страшное в этом — внешняя
привлекательность, модные артисты. Я рассказала об одном спектакле, как
пример. «Творчество» этих модных режиссёров только на этом основано —
эпатировать, плевать в лицо зрителю мерзостью. Понимаю, что вызову бурю
негодование у «продвинутой» публики. Но меня ещё в Школе-студии МХАТ
учил мой мастер В.К.Монюков: «Блевать, мочиться и давить клопов на сцене
— антихудожественно».
- Нате, наслаждайтесь!..Так почему публика восхищается?
- Современное искусство, или антиискусство, призвано вызывать в людях
низменные чувства, оголять страсти, потому что страстным человеком легче
управлять, и чем больше в нем будет страстей, тем лучше для манипуляторов,
кукольников, дергающих за веревочки своих марионеток. И это тоже
воспитание. Воспитание страстной, бездуховной и потому разваливающейся,
деградирующей личности. Их благодарный зритель – деградированный
зритель.
- Но может быть эти режиссеры просто идут на поводу зрителя: есть
спрос, вот вам и предложение.
- Нет, они – воспитатели. Они сознательно участвуют в этом беззаконие,
выражая своими постановками собственное отношение к людям. Они так
видят, так считают и хотят, чтобы так считали все.
P3
Самое коварное, это общественное мнение. Попробуй только сказать, что
Сальвадор Дали – это не гениально!
Я была на экскурсии в театре-музее Дали в Фигерасе. Мы пробыли в музее
часа два с половиной, всё посмотрели и прослушали, и возвращались в
подавленном состоянии. Весь гений Дали зиждется на его борьбе со своими
комплексами, отсюда эпатаж, неуверенность в себе и везде эти костыли…
отсутствие душевной гармонии. После экскурсии я сама как будто стояла на
костылях.
- А они способны еще создать что-то по-настоящему хорошее – все эти
ультрасовременные режиссеры и галеристы со своими авангардными
постановками и выставками?
- Я уже в этом сомневаюсь. Знаете, свобода развращает. Помните в фильме
«Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова, во время заварухи какой-то мужик
переворачивает тележку с провизией, и когда его спрашивают, зачем он это
сделал, отвечает: «Так, свобода же!» То есть абсолютная свобода означает:
делай, что хочешь! Сердце не знает, чего хочет, душа пуста, вот и поступки
при такой свободе становятся пустыми, никчемными или дикими,
необузданными — наглядные предпосылки для революции, переворота…
- Кто-то сказал: надо переосмысливать классику….
- Неплохо было бы не «переосмысливать», а осмыслить хорошенько, понять.
До сих пор открытия делаем вчитываясь в Толстова, Пушкина, Лермонтова,
Лескова, Достоевского…Все зависит от того, что в голове и сердце.
Кажется, Солженицын говорил: ставьте русскую классику: в зарубежную
«нырнешь» – того и гляди о дно головой ударишься. А в русскую классику
«ныряешь» — дна достать не можешь… Лескова, как и Толстого можно
уверенно называть «Энциклопедией русской жизни». В романе «Соборяне»
представлены все слои русского общества, история религии, философия,
история, психология поведения различных сословий. Если внимательно
отнестись к литературе нашего Золотого века, то иначе будешь относиться
к сегодняшнему дню. Не надо извращать гениальные мысли, они и сегодня
актуальны в их привычном изложении. Нам постоянно предлагают
«синтетику» вместо натурального продукта. Сказать новое слово в
искусстве, не значит — вывернуть наизнанку и трактовать героев классики
с точки зрения современных извращений. Надо не забывать, что во все
времена новое пытались построить разрушив хорошее старое — ничего
красивого и умного из этого не выходило.
Вот, говорят, что и в Церкви нужно менять то, это… Нужно
«переосмысливать». Это всё оттуда же! Послушайте, Православие – это
культурообразующая религия. В православной Церкви отражается наша
история и культура. Это культура моего народа. Я люблю эту культуру. И мне
P4
не нужно, чтобы ее обновляли, переделывали, «переосмысливали». Так же
как не хочу, чтобы водили какие-то инновации в Церкви. Путь к Богу это
серьёзная духовная работа и облегчать её не стоит.
- Одну актрису спросили, вправе ли артист отказаться от роли, которая
претит его мировоззрению. Актриса ответила, что артист не вправе это
делать, поскольку актерство – это его профессия и он должен играть то,
что ему предлагают, и играть хорошо.
- Когда-то мне предлагали подобные роли, и каждый раз я отказывалась.
Меня назвали ханжой и перестали снимать… В то же время артист вполне
может показать зло таким, чтобы все увидели насколько оно отвратительно,
безобразно. Но часто мы видим, что зло оправдывают тем, что человек,
дескать, несовершенен, он может ошибаться, и отрицательный опыт – это
тоже опыт, не суди, и не судим будешь… А потом это приводит к
возвеличиванию зла.
- Я надеялся, что всё это скоро прекратится. Но пока становится только
хуже.
- Какова сверхзадача человека? Думаю, она одна: кем я хочу быть, и что я
хочу сделать. Мы пришли сюда не отдыхать, мы пришли бороться, и если
Господь попускает зло, значит, есть промысел в этом. Если бы в мире все
было хорошо, если бы все вокруг были белыми пушистыми, то и мы стали бы
вялыми и безынициативными. Поэтому, грубо говоря, чем хуже вокруг, тем
нам лучше. Церковь породила нашу культуру, и если Церковь гонима, то и
культура тоже будет гонима. Мы должны сопротивляться. Я своим студентам
говорю: вам лишь нужно определиться, на чьей вы стороне: С Богом или
дьяволом… И когда начинают всё вокруг крушить (а отдельное современное
искусство – это разрушение), то, по крайней мере, свое мнение вы высказать
обязаны. Да, порой, это бывает нелегко сделать. Но путь к Богу – это всегда
труд.
- Елена Николаевна, вы – православная христианка. Что бы вы сказали
людям, которые утверждают, что ходить в церковь необязательно,
главное, чтобы Бог был в душе?
- Помните, в Евангелие: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» Так вот
Церковь забирает неверие. И уравновешивает. Душа успокаивается, потому
что чувствует близость Отца. Не ходить в церковь, это всё равно что жить в
квартире и не мыться. Зарастаешь грязью.
- В этом году вашему супругу поэту Николаю Николаевичу Зиновьеву
исполнилось 70 лет! Мы знакомы с творчеством Николая Николаевича
по песням «Паромщик», «Казанова», «Дельтаплан», «Зеленый свет» и
P5
многим другим, которые исполняли Пугачева, Долина, Леонтьев,
Ротару… Позвольте поздравить вас с юбиляром!
- Спасибо! У Николая Николаевича более двухсот текстов к пеням, несколько
сборников стихотворений. В этом году, даст Бог, выйдет полное собрание
сочинений. И, конечно, хотим организовать праздничный концерт в честь
юбиляра!
- Помоги, Господи!
Беседовал Дмитрий Кокоулин

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+