Перейти к основному содержанию

19:55 24.04.2024

Благотворение… средь разорения

20.05.2013 02:18:52

     В отечественной истории такое происходило не раз, но, наверное, никогда это не было так трудно, как в наши дни. Народу что песка морского было, его не развращали тотально-либеральные  СМИ и даже вражеские набеги и гнёт не сокрушали святынь в виде храмов и чистого языка.

И когда иностранным кинодокументалистам, таким, как из проекта «Кинопоезд»-2013, вдруг приходит в голову идея показать при помощи новейшего оборудования русскую душу в глубинке на фоне мерзости запустения, сдобренной суррогатом в качестве водки, то никогда они подобную сверхзадачу не решат. Потому что русская душа обитает совсем не там, куда направляет взгляд несведущих людей зловредная пропаганда различного толка. Но, безусловно, она отражается в красоте русских женщин, которую хотят снимать все, кто её  видит, - в Сибири и в средней полосе России, потому что это лучшее, что ещё  есть.

      Одной из них, в ком с наибольшей полнотой выражено это  чудо, является инженер-энергетик  Светлана Александровна Мельникова. Подвижническую деятельность москвички, возглавляющей центр «Сельская церковь», уже сегодня  можно назвать легендарной. Она совершенно под стать классическому образцу русской женской красоты,  которой Светлана Александровна щедро наделена. Годы для любой красоты и любой жизни слишком быстротечны, а труды, которые она на  себя приняла, велики и тяжелы. Но изменилась только палитра красок – русые косы стали белоснежными на фоне чёрных шелков, в которые облекается директор «Сельской церкви», когда открывает очередной благотворительный концерт в пользу остро  нуждающихся в противоаварийных работах памятников культуры на селе. Не  счесть дорог, которых она исколесила на велосипеде, ставя на учёт своей строительной заботы  этих безмолвных свидетелей истории. Главная – обновление кровель в первую очередь, ибо без крыши всё остальное в храме  остаётся без защиты от внешней среды и разрушается стремительно. Несколько десятков церквей уже спасено заботой и работой бескорыстных друзей, как инженер – реставратор высшей категории Николай Иванович Смирнов и  главный  архитектор центра  Нина  Валерьяновна Семёновская. Председателем правления центра стал В.М.Толмачёв.

     А фрески в иных  храмах, как, например, в Богоявленской церкви села Еськи Бежецкого района Тверской области, - это  настоящие шедевры русской живописи. Расписаны они семьей талантливых сельских художников Пошехоновых, получивших высокую профессиональную выучку в Италии и Франции. Надо ли забывать о тех, кто им такую возможность предоставлял – о дворянах и аристократах, давних  владельцах усадеб, построенных патриотами, участниками войны 1812-го года. Они тоже часть русского народа, нередко даже его лучшая часть. То же касается и русского театра, балета, хоров, учебных заведений, больниц , парков, музеев, сфер науки, религии, военного и морского  дела, воспитания. Народ с ними не вымирал, а только умножался. Они всегда хотели только умножения своего народа. Представителями остатков этой постоянно игнорируемой и чернимой  у нас когорты среди  верных соратников Светланы Мельниковой являются граф Пётр Михайлович Орлов, потомок екатерининских Орловых и внук египетского короля Фаруха,  потомок Ивана  Пущина, близкого друга Александра Сергеевича Пушкина, Аркадий Ростиславович  Небольсин, основавший Международное общество по спасению русских памятников истории, культуры и ландшафта. А также правнук Петра Аркадьевича Столыпина, президент Столыпинского центра регионального развития Николай  Владимирович Случевский. С 1995года «Сельская церковь» сотрудничает с Конгрессом Русских Американцев, членом которого он является. Десять лет в деятельности центра принимал активное участие князь П.Д.Голицын, приехавший из США. Русские эмигранты из дворян, живущие в Австрии и Швейцарии, живо откликнулись и поддержали морально и материально  энтузиазм и целеустремленность Светланы Мельниковой. Наконец, в 2009 году не без влияния и примера этих благородных людей  её центр получил грант президента РФ на культурный проект общенационального значения.  Такие русские белоэмигранты были, есть и будут настоящими патриотами России, сохранившие её веру и благородный русский язык.

      Благотворительные концерты во имя спасения сельских церквей имеют уже большую историю. Не довелось нам присутствовать в ГМИИ им. Пушкина, на котором был в свой последний раз русский американец, основавший русскую версию журнала «Форбс» и зверски убитый в Москве за русскую Россию, журналист  Павел Хлебников, родной племянник Аркадия Небольсина. Но незабываемым был в Российском фонде культуры концерт Brighton College. Надо сказать, что президент его Никита Михалков, « последний из могикан», дворянский абориген России, сразу  решил, что цель центра «Сельская церковь» станет приоритетным направлением и в деятельности фонда культуры. Вот что он начертал на письме  Светланы Мельниковой: «затерянная в бескрайних просторах сельская церковь, всегда живая, всегда манящая, всегда дающая утешение… Да поможет Бог её уберечь и спасти». Но  не душеспасительные реорганизации фонда  помешали этому. Два года тому назад в музее же изобразительных искусств на Волхонке среди артистов был и встреченный нами вновь, уже на этот раз в новом корпусе экономического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, литовский Паганини  Вильгельмас Чепинскис.

Здесь самое время передать слово для обозрения этого концерта его коллеге скрипачке Вере Игоревне Фортунатовой. Об этой фамилии стоит сказать несколько слов. Широко известен основатель московской лингвистической школы  Филипп Фёдорович  Фортунатов, а его братья - в других областях науки. Степан Фёдорович Фортунатов  в истории, а Алексей Фёдорович Фортунатов – тот самый знаменитый профессор Тимирязевской ( тогда Петровской) Сельскохозяйственной академии, который устраивал со студентами встречу первого электрического трамвая и проводы паровичка. Отец Веры Игорь Константинович Фортунатов крупный учёный в области разведения лесов и плодовых садов,  был его внуком, он отдал  пятнадцать лет жизни лагерям за свои глубокие религиозные убеждения. А то, что  его прадед генерал Григорий Григорьевич Данилович воспитывал государя Николая II, было, наконец, обнародовано в  двухтомнике  историка В.И.Федорченко «Свита российских императоров». Очень интересен Яков Иванович Фортунатов, преподаватель Томской и Казанской духовных семинарий, знаток восточных языков и автор труда под названием « Мысли Корана, благоприятные для обращения мухомеддан в христианство», ( в миссионерском сборнике ,1875г., выпуск YII).

Итак, говорит Вера  Фортунатова:

  -  Как религиозного человека и музыканта, меня глубоко впечатлил этот благотворительный  концерт, организованный  Светланой Александровной Мельниковой, посвященный спасению храма Воскресения Христова, что находится  в селе Гагарине Пичаевского района Тамбовской области.  Он состоялся 11-го апреля сего года. Уже в фойе нового светлого корпуса МГУ чувствовалась атмосфера праздничной приподнятости, которую создавали выставка художников и  продажа ценных вышитых  изделий в духе народного творчества. Благотворители позаботились не только о пище духовной, но и телесной. В перерыве между отделениями концерта был чай-кофе, а по окончанию концерта – щедрый фуршет. В просторной аудитории с амфитеатром студенческих  скамей расположились зрители и слушатели. На сцене блистал лучезарный пейзаж русской сельской природы, и все номера концерта проходили на этом берущем за душу фоне.

Я скрипачка, всю жизнь играла в оркестре оперного театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича - Данченко, поэтому название концерта «Парад струнных» было мне очень близким. Но первое отделение «Русский Север» было отдано не классическим, а народным струнным. Какое удовольствие и восхищение доставил своим виртуозным искусством балалаечник Пётр Туляков. Лауреат международного конкурса исполнителей на народных инструментах “Golden Trophy”, он исполнил «Кадриль» Е.Троснянского, романс на слова Ф.И.Тютчева  «Я встретил вас», а затем модерн – « Старое банджо» А.Качалина и Е.Быкова «Русский регтайм». Порадовали все вокалисты – это были хористы Академического хора МИСИ под руководством хормейстера Наталии Телковой, исполнившим русскую народную песню «Дуй, ветерок, песню неси, пусть её слышат все на Руси»…Солист  Роман Демидов затем  спел романс на слова И.С.Тургенева «Утро туманное», русские народные песни «Прощай радость, жизнь моя», «Легенду о 12-ти разбойниках» . Хор в заключение грянул «Славься» М.И.Глинки.

Аплодировали фольклорному ансамблю Пижма», которым руководит Таисия Чернышова, - она также вела концерт, – «Я гармонщика любила», «Дунюшка» и частушки «Дай балалайку». В костюме, украшенном роскошной вышивкой, прекрасно  выступила изящная Анастасия Сорокова, исполнившая русские народные песни «Чёрный ворон» и «Одна лунная ночь так была хороша».

Второе отделение называлось «Русская усадьба». Тут была утончённость дворянской культуры – арфа Татьяны Осколковой и флейта Натальи Береславцевой. Солисты Большого театра, в том числе бас Андрей Архипов. Они исполняли Г. Генделя «Прибытие королевы Шебы», Дебюсси «В лодке», М.Глинки «Сомнение» и В.Бакалейникова «Бубенцы». Встречены артисты были сплошными рукоплесканиями.

       Наконец, изюминка события. Московский  камерный оркестр под управлением молодого  талантливого дирижёра Алексея Чуйкова, - который и организовал его и успешно выступает с ним как в Москве, так и за её пределами, - с солистами, лауреатами всероссийских и международных конкурсов скрипачём  Вильгельмасом Чепинскисом и превосходной  виолончелисткой Людмилой Кружковой. Прозвучал «Концерт ре-минор для скрипки и виолончели с оркестром» И.С.Баха, а затем «Мазурка «Обертасс» Г.Венявского, вызвавших  бурю восторга.

Об этом скрипаче из Каунаса  слава разносится быстро. Иегуди Менухин, заслуги которого перед скрипкой в Британии  были увенчаны титулом лорда, отозвался о нём так: «Вильгельмас Чепинскис – не только выдающийся виртуоз, но и музыкант высочайшего уровня. Я долгое время не слышал ничего подобного».

Я  тоже сегодня  впервые встретилась с его искусством и была поражена тончайшей нюансировкой  штрихов  эпохи Баха, необычайным полётом музыкальной мысли, создающих глубокое и радостное впечатление у слушателей. Безупречная техника, разнообразие красок в звучании скрипки, темперамент и искренность исполнения делают этого артиста любимцем публики.

      Отклик Веры Игоревны сильно обогащается характеристиками  творческой деятельности исключительного по яркости  явления музыкальной жизни  как Вильгельмас Чепинскис, данные ему на высшем уровне после игры в лучших концертных залах мира как «Карнеги Холл» в Нью-Йорке», « Концертгебау» в Амстердаме, а также  в Вене и Лондоне. И конечно, в Большом зале Консерватории имени П.И.Чайковского в Москве. Гастроли его  прошли уже  по целому ряду стран обоих полушарий планеты.

     «Мне очень приятно представить молодого литовского виртуоза Вильгельмаса Чепинскиса и его великолепный ансамбль Camerata Klaipeda. Они очень талантливы и с вдохновением исполняют разнообразную и оригинальную музыку. Сам Вильгельмас очень чувственный скрипач, а перед исполнением Пьяцоллы «Четыре времени года в Буэнос – Айресе » просто невозможно устоять», признается главный дирижёр филармонического оркестра ВВС и Питсбургского симфонического оркестра Ян Паскаль Тортелиер.

Об основанном Вильгельмасом Чепинскисом  в 2004 году коллективе  пресса писала, что часть из тринадцати его членов - это студенты, которые уже выступали в международных симфонических оркестрах как Лондонский и оркестр Густава Малера в Вене, а другая часть – музыканты, уже завершившие своё образование. Так что в целом все могли удовлетворять строгую профессиональную  взыскательность молодого маэстро, а понимание и старание с обеих сторон были полными. За первый же год своего существования Camerata Claipeda дала более тридцати концертов в Литве, открывала УIII

Международный фестиваль Духовной музыки в Польше и многие другие фестивали и благотворительные концерты. Репертуар молодых артистов огромен – от музыки Барокко до наших дней. Многие произведения исполняются впервые. Ансамбль имеет запись своих выступлений  в цифровом формате в прибалтийских странах и выпустил аудио-и-видео диски с этой записью.

     Сотрудничество с нашей страной интенсивнее всего происходит через близкий литовцам Калининград. Эта любовь взаимная. Она берёт начало с 2006 года и постоянно растёт. О полном её расцвете свидетельствует празднование 20-летия калининградского Камерного оркестра,  для выступления  с которым был приглашён Вильгельмас Чепинскис.

      Когда читаешь, как это всё происходило, жалеешь, что живёшь в Москве, а не в Калиниграде. Поражает низость, проявляемая  по отношению к журналистике в столице России, когда на научной конференции главного университета страны на факультете журналистики высокопоставленный чиновник Волин заявляет беспардонно и цинично о том, что на журналистов надо учить, не давая студентам академического образования: пусть послушно работают на дядю, работодателя, и довольствуются  лишь самым малым. В то время как в Калининграде практикуются  «для молодых  активных людей, интересующихся искусством», приглашения присутствовать на репетициях оркестра и солистов с тем, чтобы они пробовали своё перо в свободном жанре. И мы видим, как талантливо пишут молодые журналисты о музыке и музыкантах, какие  серьёзные мысли и прекрасный язык составляют их интеллигентные материалы, получающие заслуженные призы от филармонии. Со временем они не уступят подобным пассажам зарубежной прессы:

      « В сложных произведениях скрипач Вильгельмас Чепинскис недосягаем. Ураганные, виртуозные пассажи в исполнении скрипача казались пустяком. Бравурные места произведения скрипач, отличающийся удивительным самообладанием, исполнил с огнём и уверенностью, которая есть следствие прекрасного понимания произведения», сообщало канадское издание Edmonton Journal.

Иногда высказывания «звёзд  классической музыки» - как-то не слишком удачное сочетание слов после  «звёзды шоу-бизнеса», не правда ли, - даже забавны, например, скрипач  Павел Берман отмечает, что  в достоинствах Вильгельмаса Чепинскаса

наблюдаются «удивительная сообразительность, блеск и элегантность»!

Но если серьёзно, откуда это самообладание и уверенность скрипача не только как исполнителя, но и как руководителя исполнителей?

Сам он отмечает, что абсолютный слух у него обнаружился ещё в раннем детстве. Игре на скрипке ребёнок начал учиться в 4 года… Отец  заботился о самом лучшем для сына образовании. Мальчик сначала  обучался в Клайпеде, затем в Нью-Йорке (он родился в 1977 году, поэтому зарубежное образование было уже возможно), затем в Литовской академии музыки в классе своего отца, скрипача и дирижёра Станисловаса Чепинскиса. С оркестром начал выступать в 14 лет и в его «послужном списке» работа с самыми маститыми маэстро – В. Спиваковым, Ю.Башметом, Г.Кремером, Д.Герингасом. С 11-ти лет и по сей день его личный фонд - 70 записей на радио и телевидении. Абсолютный слух, как у Моцарта, даёт ясное звучание всех инструментов, поэтому музыкант отчётливо понимает, что нужно делать ему и чего он хочет от своих инструменталистов. Он их не учит, он просто даёт им то, что необходимо для совершенного исполнения произведения. Но одно дело знать умозрительно и другое материализовать это знание  в игре. Между ними «дистанция огромная размера», как замечательно сказано у Александра Грибоедова в комедии «Горе от ума». Преодоление дистанции стоит мокрого фрака и рубашки  Вильгельмасу , а порой даже  обморока после концерта - он выкладывается без остатка. А ведь всегда хвалит музыкантов, с которыми работает. Значит, достаётся и им. Очень трогает его и отзывчивость музыкантов - коллег в России, когда они готовят вместе новые и трудные программы, которые будут приводить в восторг слушателей повсюду, где они будут потом  их играть.

     Вы представляете, читатель, как сказочно повезло тем, кто попадает на благотворительные концерты «Сельской церкви» и слушает там таких невероятных артистов. На таких концертах возникает множество мыслей о судьбах классической музыки и музыкантов, а также судьбах  подготовки  аудитории слушателей, ибо её необходимо подготавливать. Но дикий рынок и дикая глобализация всё губят. Если правдив закон физики как всеобщий, гласящий о том, что  всякое действие имеет противодействие, то и людям веры и культуры необходимо противодействовать этой пагубе. Бессмысленно ждать помощи сверху. Она придёт таким же простым и чудесным образом , как это случилось с «Сельской церковью». Возможно, под её же эгидой и в её же  рамках.

     Вернемся на концерт в МГУ. Это выдающееся в общественной жизни событие происходило в период Великого Поста. Наверное, не одной Вере Игоревне  думалось  о том, что образ Христа Спасителя продолжает жить – в звучании совершенных форм исполнения музыкальных произведений, в росписях и фресках спасаемых энтузиазмом патриото - подвижников храмов, повреждённых временем и людским злом. Всем запомнится и выступление самой  Светланы Александровны Мельниковой, являющейся душой огромного и сложного дела спасения сельских церквей. Она  поведала о его  скорбях и радостях, о дальнейших  встречах  со всеми, кому небезразлична судьба памятников духовной жизни нашей родной  России.

Этот светлый    образец из не слишком изобильной подобными примерами современной жизни  - наглядная иллюстрация  важнейшего высказывания Петра Аркадьевича Столыпина: «Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа – вот девиз всех нас, русских!».

З. Стопани

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
8 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+