Перейти к основному содержанию

10:02 24.04.2024

08.11.2014. Прямой эфир. Протоиерей Дмитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей.

10.12.2014 08:10:42

- Должны ли мы, православные, ненавидеть себя за свои грехи?

- Неожиданный вопрос. Сидит человек, другой человек (вроде меня) подходит к нему и говорит: «Ты должен себя ненавидеть! – А, понял», и начинаю дико ненавидеть. «Должен» - это как-то странно, особенно, когда это касается чувств, потому что ненависть – это чувство, значит, надо разработать технологию по возбуждению в себе ненависти. В православном благочестии таких практик нет, возбуждение ненависти – это, скорее, удел пропаганды.

 -Есть такое понятие, как «возненавидеть грех».

 - Это понятно. Грех можно возненавидеть, можно возненавидеть свою болезнь, другого человека или событие – это объяснимо, но как возненавидеть себя?! В чем это будет выражаться? Все равно это будет выражаться в каком-то облегченном действии, которое будет скорее неким спектаклем, нежели действительно ненавистью.

 - Например, я – окаянный, недостойный, грешный. Обычно это всё в обличительном тоне.

 - Да, был один такой случай в древнем монастыре. Один инок всё время говорил: «Ох, я окаянный!» Однажды он пришел в трапезу, а игумен ему говорит: «Пошел вон!».  Он глаза вытаращил – как так?!  - А тот ему: «Здесь святые отцы, окаянным здесь не место». Он обиделся.

 - Но исцелился от окаянства?

 - Забыл.

- Сейчас часто и много говорят о переходном возрасте. По Вашему мнению, почему сейчас это актуальный вопрос, вроде раньше такого не было? Мы-то выросли и не припомним такого.

 - Если не припомним – это говорит о том, что мы уже достигли старости. Это был всегда болезненный переход. С другой стороны, сейчас этот вопрос обострен тем, что ситуация в европейском (в прошлом – христианском) мире недружественна к семье. Раньше всё общество воспитывало каждого человека. Человек рождался в определенном обществе, и там были свои правила, порядки. Эти порядки  и правила ребенок к 15 годам в совершенстве постигал и приспосабливался к  ним, к определенному строю жизни. Сейчас наоборот: даже наше родное государство в лице чиновников использует некоторые «воспитательные» технологии, когда говорят детям: «вы это не говорите родителям» и ведут определенную подрывную работу.

Раньше ребенок жил в тишине. Какие звуки его окружали? Пение птиц, лай собак, мяуканье кошек, колокольный звон и изредка музыкальные номера  на ярмарках, кто побогаче – устраивали вечера камерной музыки в гостиных своих имений, но это касалось ограниченного круга людей. А так – пели свои народные песни,  одни и те же, их было немало, несколько сотен – и это был веками отполированный клад. Настоящая фольклорная музыка – это драгоценность. Поэтому человек возрастал в этой культуре. А современная певичка, которой сочиняют песни на одни и те же темы, действует на душу ребенка развратно, т.е. ее развращает, не только в эротическом понимании, но и в культурном. Поэтому дети, у которых идет гормональная перестройка, всё это усваивают и на них это так действует, что некоторые совершенно сходят с ума. Поэтому принят переходный возраст для тех детей, которых родители не ограждают от этого мира. Потому что враги нашего народа всё время нам внушают, что запретами ничего не достигнешь, хотя все законы – это сплошные кодексы запретов. Если запретами не достигнешь – тогда нужно героином торговать в каждой аптеке, а огнестрельным оружием и патронами на каждой бензоколонке. Обиделся на учителя географии – пошел, купил, выбрал себе по весу оружие  и всех перестрелял. Запретами ведь ничего не решишь! Люди просто несут бред. А если не запрещать нарушать правила дорожного движения? Объявить, например, что правила есть, но мы не наказываем, штрафов нет, максимум, что скажет милиционер- – «ай-я-яй». И тогда Москва точно встанет, придется ехать только на метро, а до метро идти пешком, потому что троллейбусы и автобусы тоже встанут. Вот, собственно, и всё. Поэтому трудности есть, и этот переходный возраст воспринимается гораздо острее, чем следует.

 - Как смягчить переходный возраст и взаимоотношения детей с родителями?

 - Первым делом нужно вооружиться теоретически – прочесть всё, что написано о переходном возрасте на русском языке, чтобы быть готовым: предупрежден – значит вооружен. И непременно заниматься детьми.

Те рекомендации, которые дают психологи и детские учителя со стажем - к ним надо прислушиваться, пробовать  их выполнять. И чем раньше дитя будет вовлечено в жизнь взрослых (не на уровне разговоров, а чтобы ребенок понимал, чем занят отец, чем занята мать, чтобы они участвовали в помощи) – тем лучше. Самый лучший способ – это многодетная семья, где старшие вынуждены заботиться о младших и для них это не  трудность, а наоборот, радость. Всем детям хочется быть большими, и умные родители это используют: мальчики готовятся к отцовству, будучи старшими над младшими, а девочки учатся быть матерями. И это настолько увлекательный процесс, что он отвлекает человека от улицы, от других мальчиков и девочек, потому что детям нужно общение, а они должны получать это доброкачественное общение в семье, потому что на улице – общение недоброкачественное. Непрестанно гуляют только те детки, которые не нужны собственным родителям.

 - Батюшка, но не всем Господь дал много детей, многие и хотели бы, но…

 - Тогда нужно организовывать это общение, нужно постоянно собирать детей друзей, братьев и сестер: лыжные прогулки, прогулки по осеннему лесу, походы за грибами или ягодами, общие дни рождения и т.д. Тогда у них не будет дефицита общения, и они не будут устремляться на улицу с такой силой. И те инфекции, которые существуют во дворах, в частности, манера разговора, окажутся нейтрализованы. Потому что откуда дети приносят хамские манеры? С улицы, из школы.

 - Батюшка, вы правы в том, что действительно детей нужно постараться ограждать в детстве от многих вещей, но не получится ли эффект пружины?

 - Ограждать чем дольше – тем лучше. «Ограждать» – это один глагол, а «задавливать» – это другой. Нужно детям предоставлять качественную альтернативу тому, что есть во дворе. Дома – рай, на улице в песочнице – ад. Отношения в семье – христианские, отношения на улице – адские: все дети дразнят друг друга, издеваются, сильные обижают слабых, старшие изгаляются над младшими, мальчики угнетают девочек и т.д.

 - Но если ты не такой, то ты – «белая ворона», тебя заклюют.

 - Чтобы не заклевали, мальчики должны заниматься спортом, поэтому, когда подходит такой «клюв» и начинает возникать - ты ему прямо в этот «клюв», и со всей любовью христианской поправляешь форму клюва. И он уже не заклевывает. Все знают, что он и за брата вступится, и за девочку вступится и вообще с ним связываться не надо, а то получишь в клюв. И он сам, как доблестный рыцарь, начинает помогать учителю в воспитании своих сверстников. Для этого не надо непрестанно драться, одна - единственная акция, которая будет известна всей школе, может дойти даже до директора. А директору объяснить: простите, я постараюсь этого больше не делать, но ситуация была такова, что я, как будущий мужчина, должен был совершить такое деяние. Понимаю, что само по себе это нехорошо, но я делал это не из ненависти к этому мальчику. Хотите, я прощения попрошу, а после прощения предупрежу, что если еще раз он это позволит себе, я позволю то же самое, что и в предыдущий раз. И всё! Вопрос будет исчерпан. Ты прощения попросил? Попросил.

Но этому надо научить, таким учителем должен быть папа в семье. Без папы никакое воспитание невозможно. Я не знаю, как удалось матери Иоанна Златоуста воспитать такого великого человека – это один случай на тысячу лет! Вот Григория Богослова ведь папа воспитал, хотя папа был язычник, воспитал не только мужественного человека, но еще и величайшего из поэтов, мы его словами до сих пор молимся, это великий человек! То, что у Григория был папа, и он потом из язычника стал христианским епископом – это понятно. Но как мама Златоуста, в 19 лет оставшись вдовой, воспитала такого сына? Это потрясающе! Но значит, Господь говорит, это возможно. Только нужно этим заниматься. А ты находишься  в состоянии «я устала» или «мне тяжело» -  значит, ты не исполняешь то послушание, которое тебе дано от Бога. А воспитывать детей – это очень тяжелый труд: духовный, душевный, физический. Это жертвенное служение, поэтому апостол Павел и говорит, что женщина спасается чадородием. Это значит, что не просто родила и оставила в роддоме, а имеется в виду вырастить до совершеннолетия и сделать его христианином, вырастить прекрасным человеком: выдергивать все сорнячки и сеять только доброе семя.

 - Но это только, если «отвергнись себя».

- Вот! Совершенно верно, а чему я еще могу учить кроме этого, если я – православный священник? Гуляй Ваня, а там что вырастет? Тогда не приходи, не плачь. А то приходят, плачут: вот у меня сын – наркоман, что мне делать?

-Ясно, что курение – грех. Возможно ли, что при внезапной смерти курильщика Господь взял к Себе его душу при условии, что в другом он старался жить правильно?

 - Понимаете, мой друг: грех - не грех, что будет Господь делать -  как это помягче выразиться, это не наше собачье дело. Все эти размышления, попытки понять волю Божию – это найти себе лазейку для того, чтобы делать то, что противно нашей совести, и чувствовать себя спокойнее. Совесть – это лоцман на нашем жизненном пути, поэтому вы прислушивайтесь к тому, что она вам говорит. И если научитесь слушать и поступать по совести, то всё будет хорошо.

- Как так может быть, что люди исцеляют, изгоняют бесов именем Христа, а им будет сказано: «Отойдите от меня, Я никогда не знал вас».

 - Я вообще-то про изгнание бесов ничего не знаю, я не специалист. Более того, никогда не видел, чтобы кто-то когда-то откуда-то изгнал беса. Я только про это читал, начиная с Евангелия, Деяний святых апостолов, и у меня нет оснований этому не верить, но чтобы в наше время что-то такое происходило, я этого не видал и даже не слыхал.

-Хотя часто люди ездят на отчитки?

-Люди ездят по всему белому свету, куда хочешь – туда и поезжай: можешь в читальный зал, можешь на отчитку – лишь бы всё у тебя было хорошо, дай Бог тебе доброго здоровья.

 - А по поводу исцелений?

 - Господь как исцелял, будучи на земле, так Он и совершает исцеления и после Своего вознесения на небеса. Я сам однажды в жизни подвергся исцелению во время Литургии: у меня была болезнь, которая во время литургии стала исчезать, а к концу - кончилась.

- Т.е. это было прямо физически ощутимо?

 - Да. Для меня было совершенно очевидно, что так Богу угодно, и я Бога благодарил. Я получил это исцеление, не прося.

 - Вообще, свидетельств об исцелениях немало.

 - Да. У любой иконы Божией Матери всё время есть такие свидетельства, потому что все иконы чудотворные, и они творят чудеса. Но не сами иконы, конечно, а Господь творит, но по молитве человека и того, кто изображен на иконе.

-Почему апостол Иаков пишет, что «вера без дел мертва», а апостол Павел утверждает, что «невозможно спастись делами, спастись можно только верой»? Как это связано между собой?

 - Вот тут же всё сказано: вера без дел мертва, а спасаемся мы верой. Какой верой? Понятно, что живой, которую видно по делам. Если вера нас не понуждает на дела, тогда этой вере такая же цена, как крышке от бутылки с кефиром. Т.е. никакого толка в этой вере нет. Это вера бесовская, а не христианская, потому что ты веруешь, что Бог есть? Ну, так любой бес верует, что Бог есть. Наша вера – это не просто вера, что Бог есть, а наша вера – это вера христианская, эта вера действует, понуждает человека жить по-христиански, т.е. действенной любовью.

- Может ли человек жить по христианской вере вне Церкви?

-Конечно, может. Каждый человек по своей природе, по созданию своему, по Отцу своему является христианином. В нашем храме Святой Троицы есть один парень, он узбек, очень христианская душа, причем у него устроение такое радостное! Очень многие люди, которые именуют себя христианами, такие мрачные, злые, всем недовольны. А вот этот узбек всегда радуется: радуется тому, что он в храме трудится, и когда видишь этого человека – всегда хочется его обнять, вот такой замечательный человек. Если он меня спросит про нашу веру, я ему расскажу. А если он не спрашивает, то я ему ничего не навязываю. Но видно, что это просто прекрасный человек, по лицу видно: прекрасное лицо.

 - Но нередко люди говорят, что «у меня Бог в душе, я в Церковь не хожу, но очень Бога уважаю, почитаю, Он всегда со мной, Он мне помогает».

 - Бог всем помогает, даже людям иной веры, и даже тем, кто Его не просит. Так что тут удивительного? Просто это не есть свидетельство близости человека к Богу.

 - Даже если Бог в душе?

 - Нет, ну хорошо, а где Ему быть? В ухе? В ноздре? В зрачке? Бог в душе – прямо Америку открыл! А Гавана – на Кубе или, как модно теперь говорить, в Кубе.

-В прошлой передаче я Вам, батюшка, задавал вопрос: можно ли жениться на женщине, которая уже была в браке, но невенчанном, затем она родила ребёнка, потом развелась, потом снова родила ребёнка. Вы мне ответили, что можно, но при условии, что ты будешь любить её и её детей. А как же ведь Иисус Христос учил, что кто женится на разведённой женщине, тот прелюбодействует? В Ветхом Завете я нашел, что если женщина развелась и вышла замуж за другого, то даже первый муж не имеет право на ней жениться. Объясните, пожалуйста, батюшка, почему Вы дали добро на то, что можно жениться на этой женщине?

 - Не хотите - не женитесь! Вы не подумайте, что я Вас принуждаю! Я говорю, что если жениться, то нужно любить уже до смерти. А так, конечно, же, прелюбодеяние. Жалко, что вы отключились, а то бы я вас спросил: Вы когда-нибудь в своей жизни прелюбодействовали? Тогда бы все вопросы были сняты.

 - Батюшка, но если взять женщину с двумя детьми и заменить им отца, разве это не христианский поступок?

 - Да, я даже такого человека знал. Я считаю, что он святой. Он был на фронте водителем, а грузовик, как известно, на фронте - это хорошая цель для самолётов. И он всё время подвергался опасности, и тогда дал себе обет: если останусь жив - я после войны найду женщину с двумя детьми, у которой погиб муж, и женюсь. И нашел такую женщину с тремя детьми, женился на ней, и она родила ему еще четверых, и они воспитали детей всех верующими - это была образцовая христианская семья. Степень воцерковлённости у всех разная, конечно, но все очень хорошие.

 - Но там же женщина не разведенная, муж погиб на войне, а сейчас ситуация подчас  бывает, что женщина брошена своим мужем.

 - Да, но она ни в чём не виновата. Она виновата только тем, что по глупости вышла замуж. Бывает такое, что инстинкт выйти замуж непреодолим. Очень часто бывают такие браки, когда у женщины после рождения дитяти пелена с глаз падает, и она видит, что не чудовище превратилось в прекрасного принца, а прекрасный принц превратился в чудовище. Она наконец-то увидела то, что ей говорила мама, друзья и родственники. До этого же она была просто очарована! От слова чары.

 - И вот человек встаёт перед дилеммой: в Евангелии написано прелюбодеяние!

 - Нет! Сам Господь учил нас воспринимать. Я недавно был в одном храме - там на иконе святитель Григорий Богослов, а у него в руке свиток, в котором написано, что Христос уничтожает буквы и благословляет дух. Нельзя к Евангелию подходить с точки зрения формального текста. Если ты подходишь формально, то, если, например, тебе в метро понравилась какая- нибудь женщина, то ты сразу вырываешь себе глаз при всем честном народе – и останешься кривым. А если ещё раз - останешься слепым, в Евангелии же написано: «Ибо тебе лучше вырвать один глаз». А лучше еще сразу и второй вырвать, тогда вообще ни на кого не будешь смотреть, только в мечтах. Надо всё-таки стараться понимать смысл того, что написано. Если мы будем относиться к Евангелию чисто формально, то мы так и ничего никогда не поймём. Сам Господь говорил тем людям, которые спрашивали Его про субботы: можно ли исцелять? Он им говорил: «лицемеры, горе вам!». А нам говорил: «Остерегайтесь закваски фарисейской. Отойдите от Меня все делатели беззакония!»

- Я - величайшая грешница, я отрицательно отношусь к своему зятю: он не любит работать, любит выпить, я никак не могу с собой совладать, да ещё дочка вышла за него замуж без моего благословения и повенчалась с ним, а оказалось, он был уже венчаный.

 - Хорошо! А что Вы от меня хотите?

--Как мне, батюшка, побороть в себе этот гнев?

 - Купите себе билет до Владивостока, поезжайте и живите там. Поживёте там немного. Там зимой погодка прохладная, заодно и остынете. Не лезьте не в своё дело!

 - Но дочку-то жалко! Пусть непутёвая, но своя же.

 - А чего её жалеть-то? Если она захочет, пускай тоже во Владивосток приезжает. К этому времени и квартирка будет уже отремонтирована. Нет проблем! Сидит человек и создаёт сам себе проблему. Это их жизнь – они сами разберутся. Все проблемы от малодетности. Если бы у этой женщины было девять детей, она бы не нашла время нам позвонить, потому что здесь и внуки, и дети маленькие, и школьники, с которыми надо заниматься.  Зять взрослый, дочка тоже взрослая, захочет - разведётся с ним. Если он её устраивает - вот она с ним и живет. Какие тут проблемы-то!?

 - Она плачется, мучается, страдает…

 - Обожди! Вот представь себе: некий человек, у него рана на руке, он приходит в травмпункт, и ему делают соответствующие процедуры, например, перевязку, и говорят: не мочить, а через два дня приходите, мы посмотрим. А он приходит домой, снимает повязку, вместо неё берёт половую тряпку, заматывает и делает компресс из грелки. Уже к ночи у него рука распухает. Потом приходит к доктору и опять плачет, тот выписывает ему антибиотики. Он идёт в аптеку, покупает эти антибиотики, дома ему соседка говорит, что антибиотики вредны, он спускает их в унитаз. Приходит опять к доктору уже с температурой 39,9. Доктор его спрашивает: Вы антибиотики пили? А тому стыдно сказать, что не пил и он говорит: да, пил. Ну и так далее. Вот как можно вылечить в такой ситуации?! Сам делает всё наоборот, доходит до гангрены, а потом плачется!  Поэтому лучше уехать во Владивосток и не лезть в чужую жизнь.

 - Да, почему-то люди обращаются, когда уже началась гангрена, и приходится отрезать руку по самый локоть.

-Стоит ли молодой замужней женщине заниматься написанием диссертации с целью карьеры? Муж не против, но есть сомнения, полезно ли мне это?

 - А я почём знаю!? Для этого муж и существует. Это семейный вопрос, а не духовный. Если человек не может решить такой элементарный вопрос, то какая ему диссертация? Сахар надо кушать!

-Мне девятнадцать лет. Хочу поехать воевать на юго-восток Украины, помогать ополчению. Родители меня не отпускают, что делать? Могу ли я нарушить их запрет?

 - О! Это непросто! Я бы не взялся благословлять и не благословлять. Такое желание вполне благородно. Если человек хочет постоять за правду - это христианский поступок, но горячие соображения не всегда диктуют правильные решения. Если просто охота повоевать, то это неправильно. Я лежал в больнице с парнем, который был ранен в руку. Я его спрашиваю: а как ты дальше-то? Он мне говорит: а я опять на войну поеду, я больше ничего делать не умею. Я считаю, что это неправильная мотивация. Если бы у меня был сын, я не сказал бы ему: «поезжай не войну». А советовать чужому ребёнку  я тем более не могу.

-В моей семье я являюсь инициатором походов в храм. Муж не препятствует. Мы идём и молимся. Но когда я отступаю на второй план, то всё угасает. Я хочу, чтобы мой муж взял инициативу на себя, хочу быть за мужем, а не впереди его. Мне как-то не по себе. Как мне быть в этой ситуации? Оставить всё как есть или попытаться мужа выпустить на первый план?

 - Я знаю такую историю: везёт на машине мужчина женщину и поворачивает, а она его спрашивает: ты меня куда везёшь? Он говорит: к метро. Она говорит: а почему к этому? Он отвечает: ты же давеча сказала, что тебе к этому метро  надо. «Ты вечно привык всё сам решать!» То есть он принимает решение как мужчина, на основании той информации, что у него есть. А она говорит, что надо совещаться. Если ты хочешь, чтобы у тебя муж был мужчина, значит, за такого и замуж надо было выходить. Надо было в этом убедиться. Некоторые женщины любят, чтобы мужчина их во всём слушался. Всё зависит от воспитания в семье. Если мама такая, то дочка будет воспринимать, что так и надо.

 - Да, если девочка всё время слышит, такие фразы,  что мужики это ничто, никто, ничего не могут.

 - Нет, но если они такие и есть, то что тогда? И других вокруг нет. А когда вдруг ей понравится настоящий мужик, то тогда она будет недовольна. Он всё сам решает, какой-то прямо диктатор, насильник.

-Как рожать много детей при таких высоких ценах и ненадёжных мужьях?

 - Да никак. Я же не заставляю вообще никого. Единственное, к чему я призываю, чтобы не убивали уже зачатых детей. А так -  что, на раскладушку денег нет, что ли?

 - Многих пугает динамика развития, что нас вообще дальше ждёт, сумеем ли мы выжить?

 - Нас всех ждёт  одно - болезнь и смерть. Болезнь бывает быстрая, например, самолёт упал. Это тоже больно, но мгновенно, так секунду будешь болеть, а, бывает, годами человек борется с болезнью, продолжает трудиться во славу Божию, потом Господь его забирает. Всякое бывает. Но конец всегда один. Поэтому, что тут говорить… А если единственный ребёночек погибнет? А вот тут сегодня одна женщина говорит: вот у нас две квартиры, сыночек от нас уехал и не хочет с нами общаться. Я говорю: Вы, наверное, его достали уже. - Ну как же! Ведь это наш ребёнок! Я спрашиваю: «А сколько ему лет?» Отвечает - двадцать пять лет. Ну что тут ещё скажешь?

 - Да! Ничего не скажешь!

 - Пришла у меня на него управу искать. А я на его стороне. Я даже телефон взял, буду ему звонить. Мне же нужно выяснить его мотив, всякое же бывает.

- Скажите, пожалуйста, одобряет ли Русская Православная Церковь детскую фантастику?

 - Я вообще фантастику, как жанр, не одобряю.

 - Ну, всё-таки первый фантастический жанр - это сказки.

 - Сказки тоже не все одобряю. Вот, например, сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и  рыбке» - я одобряю, сказку Ершова «Конёк- горбунок», сказку «Буратино» в передаче Л.Н. Толстого я тоже одобряю - эти сказки учат нас добру! Вот ещё «Царевна- лягушка» - тоже хорошая сказка.

 - Очень часто в сказках «добрыми» выступает всякая нечисть.

 - Ну, вот это надо совсем изъять. Фантастика даёт привыкание ребёнка к кошмарам, которые потом они видят в мультфильмах, где вообще ничего положительного нет. Всё это для детей чрезвычайно вредно! Была бы моя воля, я бы все эти мультфильмы переозвучил, все!

 - Может в таком виде ребёнку будет ближе этот персонаж?

 - Потому что те, кто создаёт эти мультфильмы, меньше всего думают о детях. Да это не только в мультфильмах, но и в кино, и в театре, все эти так называемые деятели искусств вообще считают нас за дураков. Они говорят: «Зритель этого не поймёт!» и всё время гонят одно и то  же - штампы такие, шаблоны. Шаблон работает, они и гонят. И у них создаётся впечатление, что так и надо, что нужно кривлять языком. Вот, например, взять передачу «Спокойной ночи, малыши». Почему там герои говорят такими писклявыми голосами? Ну, кто так разговаривает?!

- Почему Иисус Христос простил всех учеников, предавших Его, и людей распявших Его, почему Он не простил Иуду?

 - А что Иуда прощения, что ли, просил? Я что-то этого не слыхал.

 - Но и те, кто распинали Его, не просили прощения.

 - Ну, почему же тогда мы считаем, что Он их простил? Он молился за них, а простил ли их Отец Небесный, мы не знаем, про это ничего не сказано. Поэтому не надо клеветать на Евангелие. Есть такие добрые люди, например, вот, сейчас была целая такая кампания по поводу того насильника, которого линчевали на юго-востоке Украины. Народ собрался и приговорил его к смертной казни. Его расстреляли. Он до этого три раза за изнасилование сидел, и тут его поймали - он изнасиловал пятнадцатилетнюю девочку. И вот наши борцы за правду вступились - это суд Линча! Так нельзя! Ну, а если разрушены на всей области все государственные институты? Всё разрушено! Судов нет как зданий! Судей нет, адвокатов нет. Присяжных нет. Ведь если судят  за особо тяжкие преступления, должны быть присяжные. Ничего нет! Причём - война идёт!

С такими людьми спорить бессмысленно! «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!» Ягнёночек ниже по реке пьёт, а волк говорит - «ты мне воду мутишь!» Если не можешь убежать – всё готовься к смерти! Потому что истина этих людей совершенно не интересует. Можно только пожелать, скрепя сердцем, чтобы человек оказался в такой же ситуации. Тогда может, что-нибудь поймет. Конечно, по-христиански нельзя так делать. Но Бог же всё видит.

- Скажите, пожалуйста, как научить наш народ достойно и правильно  вести себя в храме?

- Это невозможно! Тот, кто умеет себя вести, должен был учить своих детей. А если дети уже выросли, и сделать ничего нельзя -  то  нужно попытаться повлиять на внуков. Но это будет ограниченное воспитание. Ну, хотя бы один раз рассказать и заставить повторить. А потом похвалить. Тогда, может, у него отложится. И каждый раз, когда он вел себя в храме хорошо- нужно похвалить, как-то поощрить.

 - Ну, это что касается своих детей, а вот то, что часто происходит в храме, людей возмущает.

 - А для этого нужно, чтобы в храме были выделены специальные люди. Вот сегодня у нас в алтаре зазвонил телефон. Все стоят столбом! А я говорю: вот вам задание, если  в алтаре зазвонил телефон -  как должен поступить христианин? Сначала все молчали, а потом один из батюшек дал  три версии,

как можно поступить.

 - Каждый раз нужно включать голову.

 - Нет! Голова должна быть всё время включена! Если каждый раз включать, а потом выключать - можно всё прошляпить. Я даже специально не хочу свою версию давать!

 - Батюшка,  давайте оставим на размышление нашим слушателям.

- Да, пусть это будет задание на дом. Всего вам доброго! Читайте Евангелие - оно вас всему научит.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
13 + 6 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+