Перейти к основному содержанию

22:13 22.02.2019

Среди немогущих прийти ко Христу есть по-настоящему хорошие люди, которые не испытывают нужды во спасении. Какова, по-вашему, может быть посмертная участь таких людей, духовно не проснувшихся?

01.02.2019 13:42:34

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/12/08/21-00

Вопрос (зачитывает прот. Александр): - Среди моих воцерковленных знакомых есть такие, которые ропщут из-за того, что в молитвах большое место уделяется греховности человека. Они считают, что это излишне, ввергает человека в уныние от того, что мы говорим только о грехах. Насколько это правильно -  акцент именно на грехах?

прот. Дмитрий: - Ты сейчас говоришь со стороны тех, кто составил эти молитвы? Или со стороны тех, кто это все вынужден читать и возмущается?

прот. Александр: -   Со стороны вопрошающего.

прот. Дмитрий: - Такие вопросы выдают христианскую неопытность и еще - детское сознание. Потому что человек, который еще только начинает воцерковление -  не в состоянии глубоко понять и возненавидеть грех. Поэтому кажется: многовато. А когда поживет, помолится, поборется с грехом, тогда поймет: не маловато чего-то о грехе, а напротив, надо усугубить. Поэтому это для начинающего такое сомнение – это нормальное явление.

прот. Александр: - А для тех людей, которые составляли эти молитвы, даже не составляли, а молились этими словами? Это уже их ученики составили…

прот. Дмитрий: - Ну, может быть, и так. Мы про каждую молитву не знаем. Просто предание оставило такое наименование.

прот. Александр: - Я читал, что действительно эти люди были исполнены Духом Святым, который в них и молился. И можно сказать, что эти слова  они передали нам от самого Духа Святаго, и, действительно, лучше человек не смог придумать за тысячу лет…

прот. Дмитрий: - Молитвы, конечно, не придумывают. Они рождаются. Лучше это слово произнести. А представь себе, человек, который ничего, кроме Димы Билана и Филиппа Киркорова, не слушал, и вдруг ему дают серьезную музыку – понятно, что она его смущает. И он может сказать: ну, как это можно слушать! Должно пройти время, не меньше 10 лет. И даже какой-то надо комментарий иметь, какой-нибудь учебник по музлитературе почитать.

прот. Александр: - Чтоб человеку проникнуться красотой этих звуков.

прот. Дмитрий: - Да. Ведь очень важно понять язык. В молитве ведь тоже определенные языки. Каждая эпоха она рождает свой язык, свой оттенок, свою лексику.

Тел. звонок: - От Иоанна есть момент такой, когда со слугами воины пришли брать Господа в плен, и Он спросил: кого вы ищете? – Иисуса Назарянина.– Это Я. И они отошли ниц и пали вниз. Что это слово «Я» и как, почему они испугались этого слова?

прот. Дмитрий: - Они не испугались, они пали ниц от силы, которая Им была излучаема. Очень часто священники наблюдают, как люди валятся на пол во время венчания или соборования. Потому что та благодатная сила, которая присутствует в храме, валит с ног неподготовленных людей. Венчаться часто приходят люди, которые очень далеки от церкви.

Тел. звонок: - Читая Евангелие, нашел в нем слова: «родиться свыше». Что это означает?

прот. Дмитрий: - Родиться свыше – это как бы присутствие в человеке печати Божества. Вот про некоторых говорили, что человек Божий как небесный ангел. То есть чувствовалось, что в этом человеке прямо что-то есть от высшего мира. А еще употребляется это выражение, когда говорят о крещении.

прот. Александр: - А почему используется глагол «родиться», а не просветиться?

прот. Дмитрий: - Потому что это рождение в жизнь вечную.

прот. Александр: - Рождение предполагает: не было, а теперь есть.

прот. Дмитрий: - Ну да. Но был обыкновенный человек, который не знал Духа Святаго, а теперь  знает.

прот. Александр: - То есть, человек пребывал во тьме и родился во свет.

прот. Дмитрий: - Да. Совершенно верно.

Вопрос: - Среди немогущих прийти ко Христу есть по-настоящему хорошие люди, которые не испытывают нужды во спасении. Какова, по-вашему, может быть посмертная участь таких людей, духовно не проснувшихся?

прот. Дмитрий: - А зачем мне об этом вообще размышлять? Я знаю твердо, что Отец Небесный наш милостив. Также знаю из Откровения Божия, что в любом народе всякий делающий доброе дело – приятен Господу. Что значит приятен? Это что Бог его принимает. Как принимает? Это Господь нам не открыл. А гадать? Ну, куда нам темным гадать?

прот. Александр: - Гадать – это все равно, что судить.

прот. Дмитрий: - Да. Это странно.

прот. Александр: - Хочется человеку проникнуть в тайну Божию.

прот. Дмитрий: - Хочется – а вот мне хочется быть китайским императором. Не устаю повторять.

Тел. звонок: - У меня внук очень дотошный, он просил узнать: когда празднуют крещение Богородицы?

прот. Дмитрий: - Крещение Богородицы мы в Церкви не празднуем, потому что нам эта дата неизвестна.

прот. Александр: - Так  же как крещение апостолов – у нас нет такого праздника.

Зато есть нас великий праздник Крещения Господня.

прот. Дмитрий: - Да. Есть такой праздник, я в курсе, но он называется Богоявлением. Мы празднуем явление Сына Божия грешному человечеству. Это как бы продолжение Рождества.

прот. Александр: - Некогда это был единый праздник.

прот. Дмитрий: - Да. Поэтому очень важно.

прот. Александр: - И сейчас он соединен Святками. Один день с другим днем.

прот. Дмитрий: - И в силу того, что вот это явление произошло во время крещения Христа на Иордане, то именно Крещение стало вытеснять Богоявление. А на самом деле это явление – самый важный момент.

прот. Александр: - А почему произошло такое вытеснение?

прот. Дмитрий: - А потому что трудно объять простому человеку умом это событие.

прот. Александр: - То есть, человек упростил для своего восприятия.

прот. Дмитрий: - Да. Вместо Входа Господня в Иерусалим – Вербное воскресение. Так же проще.

прот. Александр: - Это лучше запоминается.

прот. Дмитрий: - А, это - когда вербочки! Ну, да, вербочки. Но вербочек-то не было.

прот. Александр: - Но у нас в традиции укоренилась вербочка, и народ ее твердо запомнил – Вербное воскресение.

прот. Дмитрий: - Да. Очень даже мило.

Тел. звонок: - В Евангелии написано, что блудники и прелюбодеи Царствие Божие не наследуют. Вот, год я прожила в браке с неверующим человеком, он меня через год и три месяца бросил, ушел к родителям. Сказал, что сломался, перегорел, что мне интересней с мамой быть. Так пусть дальше я с мамой и живу. На самом деле я часто уходила к маме, ему это надоело, но там был еще и квартирный вопрос, на кого записывать квартиру – это было последней каплей. Уже сорок дней прошло с того момента, как он ушел, я сейчас живу у мамы. Он хочет подавать на развод. Естественно, я не хочу, я долго уговаривала  его, делала все, чтобы его остановить. Но он хочет довести до конца…

Тел. звонок (продолжение): - Он очень жесткий, сухой человек. Закрытый, нелюдимый. Мне было тяжело.

прот. Дмитрий: - Ну, вы и выбрали себе муженька! И холодный, и упрямый, и вообще…..

Тел. звонок (продолжение): - Да. Мне 38, было 36, ему было 30. Я ни разу раньше не была замужем.

прот. Дмитрий: - Ну, всем кому 38, когда-то было и 36.

Тел. звонок (продолжение): - Да. Вот сейчас мне уже 38. В общем, человек хочет все довести до конца. Я уговаривала, обещала, что исправлюсь, буду другой. Но он не верит ни чему. Говорит: где ты была раньше, такая хорошая? -  и все такое. Уже ездил в ЗАГС, я не поехала. Теперь, наверное, в суд будет подавать. В общем, я не хочу, не выхожу на связь. В дальнейшем, я понимаю, что все равно это вопрос времени, что будет развод автоматически, через суд. Для меня это трагедия, поскольку я исповедуюсь и причащаюсь, с 15 лет в храме. Как мне дальше жить? Мне тяжело без мужчины….

прот. Дмитрий: - Ну, это каждой женщине тяжело. И в Писании написано: нехорошо быть человеку одному. И Господь, создавая человека, сотворил как мужчину и женщину. То  - есть сразу как семью. Не то, что Адам, Ева жили бы отдельно. Господь отдельно их создал, они потом узнали друг друга во время рыбной ловли, познакомились, пожили гражданским браком, потом съели плода от дерева - и началось. Все совсем не так. Сразу. Поэтому, что вы говорите о дальнейшем?

А будущего, знаете ли, вообще нет. Его не существует. Будущее ваше и вашего бывшего супруга зависит от вас. И от характера, и от поведения, но еще зависит от воли Божией. Может быть, вообще Господь попустил этот развод ваш, как урок для вас и для него? Поэтому мы этого не знаем, уж я тем более. Я вам советую, в Питере найти разумного батюшку и посоветоваться, который мог бы подсказать, как поступить. Вы с 15 лет ходите в церковь – это замечательно, но это ничего не значит. Просто надо понимать, что человеческие отношения – это вещь хрупкая. Вот, я давно усвоил, можно сказать, с детства, любить – это значит жалеть. По-славянски вообще эти два слова сливаются. Если супруги относятся друг к другу без сожаления, а больше настаивают на своем, то часто этот брак нежизнеспособен. Но с другой стороны – все же по одному у маменьки, поэтому поневоле вырастают эгоистами и манипуляторами. Чтобы грести только в свою сторону. Тут надо, раз у вас есть такая решимость, пересмотреть свое поведение – это хорошо, это пригодится. А вдруг кому-то вы еще приглянетесь? Все равно нужно выбирать, смотреть, что это за товар. Иначе можно еще в худшее положение  попасть.

прот. Александр: - Со всех сторон не рассмотришь человека...

прот. Дмитрий: - Хотя бы с двенадцати.

прот. Александр: - А потом оказывается -  самое важное пропустили…

прот. Дмитрий: - Надо так, чтобы не оказывалось, а все самое главное увидеть и быть к этому готовым.

прот. Александр: - Ну, вот человек, вышла она замуж за…

прот. Дмитрий: - Согласись, из того, что услышали - хоть мы довольно долго дали человеку возможность говорить - но мало что узнали. И только версию одной стороны.

прот. Александр: - Мы не слышали ее супруга.

прот. Дмитрий: - Причем характеристики конкретные. Черствый – после такого, это просто уже непонятно, чего там примирять? Когда сами характеристики свидетельствуют, что с любовью тут какие-то проблемы.

Тел. звонок: - Почему важно не опаздывать на часы перед литургией? Я слушаю вас и вяжу, а воскресенье уже началось. В воскресенье можно ли вязать?

прот. Дмитрий: - Нет, за это нужно сжигать на костре во дворе дома. Это во-первых.

прот. Александр: - То, что она свяжет или ее самое?

прот. Дмитрий: - Нет, какой-то вопрос странный. Главное: сидит и вяжет – а можно ли? Господи, какое вообще мое, не побоюсь этого слова, собачье дело? Грех – не грех. А вместо того, чтобы ехать спать -  тут на «Радонеже» сидеть, на вопросы отвечать – это грех или не грех? А, Галь, грех?

Голос в студии со смехом: - Не грех.

прот. Дмитрий: - Нет. Галя говорит: не грех. А вот, чувствую, какой-то тут грех. А второй вопрос. Дело в том, что есть такое понятие, как Церковный дневной круг богослужения. Часы – это одна из служб. 3-й и 6-й час совершаются перед литургией. Перед вечерней совершается 9-й час. После утрени - совершается первый. Это, так сказать, порядок. Если человек хочет присутствовать на всей службе -  он начинает с вечерни, вернее  - с 9-го часа, и так далее. Если по немощи, человек может только часть службы -  ну, тогда выбирай самое главное. По силам.

Вопрос: - Сказано: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. А почему твари, а не людям?

прот. Дмитрий: - Я думаю, что это просто образ такой, который усиливает эти слова. Можно так еще попробовать объяснить, ее вглубь. Ведь проповедь заключается не только в словах, но и в явлении через свое поведение, через свою жизнь образа Христа. Учитель сразу по ученику виден, как Господь говорит: увидят, что вы Мои ученики. И вот это должны видеть все, вся вселенная. И растения, и животные, и птицы, и гады – все видят, что это особенный человек, потому что он Христов. Вот яркий пример тому – наш преподобный Серафим Саровский. Зимой мишка-шатун его не трогал. Он его с руки кормил хлебом. Почему? Потому что, наполненный Духом Святым, преподобный Серафим являл собой образ Христа. И он этим самым хлебом, которым кормил голодного медведя, свидетельствовал, что он есть христианин даже такой твари. В этот период года медведь очень сердитый. Он его и укрощал таким образом. Таких случаев в истории много. Но это случаи со святыми.

Вопрос: - От чего зависит количество дней до отдания праздников? Какой смысл в это вкладывается?

прот. Дмитрий: - Это зависит от значения этого праздника.

прот. Александр: - Самый длинный период попразднства – это Пасхальный.

прот. Дмитрий: - Это для того, чтобы человек проникся духом Пасхи.

прот. Александр: - И все равно его не хватает. Так жалко с Пасхой всегда расставаться!

прот. Дмитрий: - Ну, и с постом жалко.

Тел. звонок: - Это по-христиански будет – выписать бывшего мужа, который уже живет с другой женщиной, или это не по-христиански? И он из другого города, вообще из другой страны.

прот. Дмитрий: - Нет, что такое прописка? Прописка – это есть письменное свидетельство для милиции, что этот человек здесь живет. Если он здесь не живет, то это уточнение того факта, который есть в наличии.

прот. Александр: - Но она, эта прописка дает еще некоторые права человеку.

прот. Дмитрий: - Ну, какие права? У него все права кончились с разводом.

прот. Александр: - Пользоваться местной поликлиникой, пользоваться льготами, которые даются жителям в этом городе.

прот. Дмитрий: - Но это же не по закону.

прот. Александр: - То есть, как бы сам человек разорвал эти отношения, и здесь мы просто свидетельствуем о том, что их больше нет.

прот. Дмитрий: - Да, конечно. Их больше нет.

Вопрос: - Дружба с человеком неверующим или иной веры не будет ли отрицательно сказываться на состоянии души православного человека?

прот. Дмитрий: - Смотря кого.

прот. Александр: - То есть, с кем дружишь, и каков он…

прот. Дмитрий: - Каков сам человек. Потому что, если этот человек, допустим, как Макарий Великий -  тогда такая дружба обратит язычника ко Христу. Или допустим, равноапостольная Нина, просветительница Грузии, с ней дружить – это прийти потом ко Христу. А другой может поколебаться. А многие женщины выходят замуж за турок, за арабов – и выходят в ту жизнь, и принимают ислам. Или тоже наши соотечественницы крещеные выходят замуж за евреев и там проходят обряд «гиюр», и отрекаются от Христа, и становятся иудейками.

прот. Александр: - Но, может быть, это свидетельство, что и веры не было?

прот. Дмитрий: - Нет, может быть, какая-то и была… Вот, у нас нет свидетельства, у нас есть свидетельство, что была крещеная, а теперь стала иудейка. Это совсем просто так сказать: макароны промыл, пожарил и съел. Нет. Это очень серьезное дело.

прот. Александр: - Батюшка, а такой вопрос: можно ли быть верующим христианином, не любя Христа?

прот. Дмитрий: - Нет.

прот. Александр: - А по слову апостола: настоящая любовь никогда не перестает. Значит и вера, она не может исчезнуть, если она настоящая.

прот. Дмитрий: - Поэтому я и сказал: «какая-то». Ведь вот вам маленький ребенок, который начинает ходить в Церковь. Мы же не можем сказать, что он уже христианин. Ему еще креститься трудно, он все делает неправильно, неловко. Это для него просто игра, которую ему предлагают взрослые. Но постепенно он может и прийти к самому драгоценному, что там зарыто.

прот. Александр: - Но родители обычно учат креститься, потом молитву читать перед едой, перед сном.

прот. Дмитрий: - От простого к сложному.

прот. Александр: - И, в общем, в этом преуспевают…

прот. Дмитрий: - А потому что, понимаешь, легче научить играть в чижика, труднее в шахматы.

прот. Александр: - Но потом многие родители свидетельствуют, что дети Бога-то не любят…

прот. Дмитрий: - Но если бы дети видели, как отец любит Бога, и как мать любит Бога, и как дед любит Бога – они любили бы Бога больше, чем отца и мать.

прот. Александр: - То есть здесь причина, что не явлена эта любовь им.

прот. Дмитрий: - Да. Это такая задача не ставится. Я еще не разу за все эти годы, что я служу, не получил ответа, зачем вы крестите ребенка? Ни разу.

прот. Александр: - Наверняка, люди дают некий ответ на этот вопрос.

прот. Дмитрий: - Но очень чудные. Чаще всего, не угадаешь: у меня бабушка была крещеная. Почему-то бабушка, а дедушку не вспоминают, как будто мы при матриархате живем.

прот. Александр: - Когда нечего ответить, вспоминается, что…

прот. Дмитрий: - Ну не знаю, как у тебя, но у меня вот такой опыт.

прот. Александр: - Как однажды на вопрос: вы читали Евангелие? Ответ был потрясающий: у меня дома есть Молитвослов.

прот. Дмитрий: - О, это часто так.

прот. Александр: - Это просто гениально.

прот. Дмитрий: - Да. Я уж не знаю, что тут гениального, но, действительно, смешно. Ну, есть Молитвослов. Как маленькие дети.

прот. Александр: - Да. У них тоже такое иногда…

прот. Дмитрий: - Ну, да. - У тебя есть самокат? - А у меня бабушка приехала.

Вопрос: - Мы с мамой, сестрой и подругами раньше собирались погадать, вызывали умерших духов, вроде бы в шутку привораживали парня с помощью заговора из книжки, а теперь у меня большие нестроения в семье. Я слишком инициативна, муж безответственный. Может быть, нужны особые молитвы отречения от колдовства? Подскажите, в чем моя проблема?

прот. Дмитрий: - Ну как? В неверии.

прот. Александр: - То есть, человек некогда увлекся этой бесовщиной и каким-то образом стал от нее зависим.

прот. Дмитрий: - И не раскаялся в этом. Как бы в шутку. Взяли бы в качестве шутки продали бы свою квартиру, купили комнату в общей. И отдали бы эту квартиру многодетной семье. Они бы эту квартиру и ту, в которой жили, соединили вместе – у них бы получилась 4-х комнатная или 5-ти комнатная. Ради смеха. Но почему-то надо именно к диаволу на рога сесть! Тяга-то туда, не ко Христу. Что сделал одному из малых сих, то сделал Мне. Нет. Стремление к диаволу, а потом чего? Диавол кого-нибудь наградил? Никогда. Он только обманщик и вор. Он только обещает.

прот. Александр: - Но человек не думает…

прот. Дмитрий: - Не думает – извини меня – надо думать. Нельзя, как вот сейчас очень модно, идет девушка через дорогу, четырехполосное движение, и смотрит в свой смартфон. У нее на голове капюшон, который обзор закрывает.

прот. Александр: - И наушники на ушах…

прот. Дмитрий: - И не слышит ничего и не видит. Но если ее сбивает машина, вина и на ней. Это же улица, по которой носятся машины!

прот. Александр: - Но потом только приходит осознание: что я натворила, что я наделала!

прот. Дмитрий: - Нет. Хорошо ты все объясняешь, это еще осознание. Но здесь, в том, что ты прочел, разве есть осознание? Есть осознание, что есть проблема. А теперь не могли бы вы мне эту проблемку снять? Прочитать молитву – и все. То есть опять: нет никаких усилий. Надо два ведра слез пролить.

прот. Александр: - Каясь в этом грехе.

прот. Дмитрий: - Да.

прот. Александр: - Но вот это самая большая проблема. Потому что пожалеть о содеянном – это получается. А вот слезу пролить такую душевную – это сложно.

прот. Дмитрий: - Да.

Тел. звонок: - Я молюсь об усопшем своем муже, и в молитве звучит так: дождь мне, смиренной рабе Твоей, время благопотребно молитися Ти неленостно даже до последняго часа моего за усопшего раба Твоего. Ведь молюсь, а когда придет мой час, там такое состояние может быть, когда уже о себе думаешь. А почему в этой молитве звучит, что до последнего моего воздыхания молиться именно за усопшего супруга?

прот. Дмитрий: - Речь идет вот о чем: в этой молитве выражена предполагаемая любовь супруги к мужу. Вот в такой форме: до последнего часа я молилась. Вот о чем тут речь. Не надо этим смущаться. Чего Господь даст, то и будет.

Тел. звонок (продолжение): - Жили вместе, слава Богу, 40 лет прожили, и вроде как думала, все так и будет вечно. А вот он ушел, и эта любовь-то как будто сейчас и проявилась.

прот. Дмитрий: - Она просто выявилась. А так она всегда была. И это же счастье. Вот счастье. Я вот тоже – я сирота. У меня и мама умерла, и папа умер. Сейчас вот братик даже умер. И вот сейчас вспоминаю, как я их любил, как они меня любили, и этим и живу, так продолжается жизнь. Вот, давеча на кладбище были. И я, и оставшиеся в живых братья пришли, и племянники, и внуки. Там толпа собралась – человек 30. Все помолились. Жизнь продолжается – они все равно с нами. Поэтому это счастье, когда есть желание помолиться. Когда мы молимся – мы не расстаемся.

Тел. звонок (продолжение): - Ой, батюшка, как хорошо вы говорите….

прот. Дмитрий: - Правду говорю. От всей души, так оно и есть. Я на кладбище бываю чуть не десять раз в году. Придешь – там все лежат. Тут – крестная, тут – мой дядя, тут – тетя, дедушка,  бабушка,  даже прадед там лежит.

Тел. звонок (продолжение): - Мы как бы радуемся за людей, которые уже чувствуют, что их смертный час уже скоро придет, и желательно, чтобы они исповедовались и причастились перед тем, как отойдут ко Господу.  Почему это желательно?

прот. Дмитрий: - Потому что это свидетельство любви человека к Богу, ко Христу. Нам Христос заповедовал: служить своему ближнему, умывать ему ноги и причащаться Святых Христовых Тайн. Когда я уже помираю, ничем ближнему послужить уже не могу, только двумя вещами – могу за ближнего своего помолиться и могу сильно ему не докучать. Потому что болящие люди обычно капризные. А тут не надо капризничать – нужно терпеливо нести свой крест. Вот что я могу. И причащаться  - свидетельствую, что я хочу соединиться и быть со Христом. Поэтому мы напоминаем человеку, который вот-вот отойдет . о причастии.

прот. Александр: - А если он противится этому?

прот. Дмитрий: - Противится -  значит, он противится своему соединению со Христом. Для меня страшней этого, вот чего ты сказал, ничего нет на свете. Противится!

прот. Александр: - Бабушке за девяносто, явно уже болезнь последняя. Она и говорит: вы что, мне смерти желаете? – Ей: Батюшку звать?  - Она: Нет.

прот. Дмитрий: - Ну, нет – и нет. Не будет ни батюшки, который слуга Христов, не будет и Христа.

прот. Александр: - А родственники в ужасе: «Бабушка, да ты что?»

прот. Дмитрий: - Родственники в ужасе. Вот я говорю: для меня такие вещи страшно даже слышать, невозможно. Но есть такие люди. И ничего тут, ну что – смиряемся. На Божию волю.

прот. Александр: - То есть, принимаем их решение как окончательное.

прот. Дмитрий: - Нет. Принимаем их сумасшествие. Потому что это никакое не решение.

прот. Александр: - Но надо уговаривать, все-таки, убеждать….

прот. Дмитрий: - Не надо, не надо, не надо. Надо предлагать ласково - все. Сказать: нет, смерти твоей совсем не хотим, потому что причащаемся мы в жизнь вечную, а не в смерть. Мы крестимся в смерть, а причащаемся в жизнь вечную. Значит, человек ничего не знает и за 90 лет ничего не выучил, не узнал. Я не представляю, чтобы человек всю жизнь ходил, причащался два -  три раза в неделю, а потом перед смертью, за полгода – перестал и говорит: нет, не буду, вы моей смерти желаете. Ну, не может же быть такого! Просто человек как чуждым был Христу, ничего в Церкви не понимает, ничего церковного не знает – это все не его стихия.

Тел. звонок: - Когда в молитве «Твоя от Твоих Тебе приносяще» - это кого имеют в виду в данном случае?

прот. Дмитрий: - Твои- мы, Твоя – это дары, которые Ты претворил в Тело и Кровь Свои. Вот мы от имени всей Церкви приносим Христу, возносим. Понятно?

Тел. звонок: - Почему Господь одним говорил: идите и расскажите, а другим – не говорите никому?

прот. Дмитрий: - По-разному, в одном человеке Господь видел способность к апостольству, а в другом - нет. Это совершенно по-разному. Вот в Брежневскую эпоху некоторые отцы говорили своим детям: вступай в пионеры, а другим отцы говорили: не вступай. И те живы, и эти живы. Потому что одному мальчику или девочке выдержать напор бесовский нашей школы было по зубам, а другим - не по зубам. Из-за такой ерунды ломать психику ребенка совершенно справедливо не стали. Поэтому я принимаю оба пути, хотя они противоположны.

прот. Александр: - Но нередко человек, которому Господь запретил -  он шел и все рассказывал.

прот. Дмитрий: - И такое бывало. Потому что люди немощны. Но я не представляю себе такую женщину, которой бы что-то сказали по секрету -  и она не рассказала бы своей любимой подруге или маме. Ну, это просто невозможно. Не встречал пока.

прот. Александр: - То есть такой запрет практически невыполним….

прот. Дмитрий: - Нет, он подстегивает.

прот. Александр: - Наоборот, действует в обратную сторону.

прот. Дмитрий: - Абсолютно в обратную сторону.

прот. Александр: - Интересно, порой в Евангелии мы видим, как Господь к разным людям по- разному обращается. Одному говорит: следуй за Мной, а другого, который говорит: Господи, позволь, я буду с Тобой - Он удерживает, говоря: смотри…

прот. Дмитрий: - Конечно, все люди разные. И Господь каждому позволял разное. Можно папу похоронить? Он говорит: предоставь мертвым погребать своих мертвецов. А что такое на Востоке пренебречь похоронами отца? Это вообще невозможная вещь. Поэтому жены- мироносицы только краешек солнца появился -  как побежали умащать тело Христа Спасителя благовониями. Пришли: камень отвален, два ангела сидят, тела нет.

прот. Александр: - И вот Господь этому человеку дает указания заведомо для него невыполнимые: оставь, иди за мной, а другие погребут…

прот. Дмитрий: - Нет. Он ставит перед ним задачу. Мы же не знаем, пошел он за Ним или нет?  Евангелие об этом молчит.

прот. Александр: - То есть с нашей точки зрения это задача невыполнима, а раз Господь ее ставит, значит, Он узрел в этом человеке нечто.

прот. Дмитрий: - Во Христе все задачи выполнимы. Если горами можно двигать.

прот. Александр: - Порой гору легче сдвинуть, чем человека с его мнением.

прот. Дмитрий: - Так это и речь идет о горе, о человеке.

прот. Александр: - Но, вот, бывали же в истории…

прот. Дмитрий: - В истории все бывало.

прот. Александр: - Когда, действительно, по слову святого человека…

прот. Дмитрий: - Да, говорит: стой, не тебе говорю. Бывало.

Вопрос: - Как стать воином Христовым и при этом соблюсти заповедь Иисуса Христа: кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему другую? Как бить со смирением, не нарушая заповеди?

прот. Дмитрий: - Сначала нужно первую часть натренировать. Несколько лет подставлять другую. Когда научился -  можно переходить к следующим упражнениям.

прот. Александр: - То есть, здесь все последовательно должно быть.

прот. Дмитрий: - Да.

прот. Александр: - А не так, что одновременно: я сейчас и то, и то…

прот. Дмитрий: - Не получится, запутается.

Вопрос: - Серафим Саровский, имея в руке топор и обладая большой силой, не ответил разбойникам - те его покалечили. Если все будут поступать, как Серафим Саровский, что будет с нашей страной? Разве мы при таком подходе победили бы монголов, фашистов? Не будут ли люди с идеологией око за око управлять людьми, живущими по заповеди: подставь другую щеку?

прот. Дмитрий: - Ну, напугал! Просто я весь дрожу. Когда мне было лет 20, у меня был приятель: которому если сказать: а вот если все будут как Серафим Саровский? Он всегда отвечал: а если все будут милиционеры? Ну, милиционер – ладно. А если все будут продавцы мороженого? Что это будет за страна? Если все: и дети, и старики, и мужчины, и женщины – будут продавцами мороженого? Это будет какое-то эскимо, а не Россия.

Тел. звонок: - Мама лежала в реанимации три раза. Я приглашала батюшек ее причащать. Потом ее в отделение выписали, и вроде бы получше, я так стала понимать, ей будет. Но не получилось, и она почила. Наверное, дней через 13 после того, как выписали из реанимации. И в реанимации 13 дней пролежала. В общем, вот такое число. Хотя, может быть, это ничего не значит. На мне, значит, вина эта лежит, что я ее в последние дни вот так вот?

прот. Дмитрий: - Вы посмотрите: лежит на вас или нет? Повнимательнее. Зеркало есть большое? Что там на вас лежит?

Тел. звонок: - Что я не облегчила ей состояние.

прот. Дмитрий: - Вы маму причащали, вы ее никуда не переводили. Это дело врачей. Что? Вот что?

Тел. звонок: - Мне снится с 15 года, она мне постоянно снится. Я, конечно, подаю и заказные записки на поминовение…

прот. Дмитрий: - Хорошо, что снится. Это приятно. Мне, когда папочка снился, я был очень доволен. Что такого? Ну, снится - и что? В чем тут ужас-то?

прот. Александр: - Страх, что что-то не сделал или сделал не так в последние дни человека, и теперь восполнить нельзя.

прот. Дмитрий: - Мама причащалась. Что можно сделать еще лучше? Мой папа также умер. Он был в реанимации, его перевели в общую палату, и он на следующий день умер. Вот один в один.

Всего доброго. До свидания.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+