Перейти к основному содержанию

21:14 22.02.2019

Один из наших известных писателей говорил, что когда была перепись, Господь был записан как гражданин Рима. Я усомнился.

31.01.2019 15:54:32

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2019/01/20/21-00

о. Олег: - Радио Радонеж в прямом эфире. У микрофона протоиерей Олег Стеняев.

В.Носов: - И Владимир Носов, добрый вечер.

В.Носов: - Поздравляю всех с Рождеством и Крещением Господним и хочу задать вопрос. Мне позвонил мой знакомый, он недавно воцерковился и спрашивает: если Бог позволяет зацепиться за краешек рая -  будет ли ему там комфортно и уютно, если он знает, что его отец в аду?

о. Олег: - Во-первых, он этого не знает. Человек будет находиться в аду за свои деяния. А какое главное деяние в жизни человека? Дом построить, дерево посадить, ребенка родить. В зависимости от того, как будет вести себя сын, может выстроиться и судьба родителя. Деяния детей вменяются в заслугу родителям, как и преступления детей, вменяются самим родителям, которые неправильно воспитали своего ребенка. Поэтому грех и продолжает существовать, как тяготеющее над нами проклятие до третьего -  четвертого рода. Чтобы хотя бы в одном из поколений грех был бы изжит. Тогда это будет благословение для тысячи родов. В этом благо, что грех наследуется, потому что если я справлюсь с грехом, которым с которым отец не справился, я как бы принесу благословение своему роду. Я молюсь за отца, потому что родство обязывает молиться, и много может сделать молитва праведных.

В.Носов: - То есть, у нас есть большая надежда в этом плане?

о. Олег: - Конечно. Апостол Павел пишет в послании к Коринфянам: что мы вообще о загробной жизни можем говорить, если мы все видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно? Все неопределенно.

В.Носов: - А если расширить вопрос? И представить, каково может быть блаженство попавших в рай, зная о том, что ад наполнен грешниками?

о. Олег: - Родство переживает трансформацию в этой жизни. Например, все родственники неверующие, а кто-то из них стал верующим. И родство перестает для верующего иметь такое значение, как раньше. У него появляются новое родство - братья и сестры по вере. Когда мы встречаемся с неверующими родственниками, мы не знаем, о чем с ними разговаривать – естественно, возникает какое-то отчуждение. Тем более, если мы пройдем через смерть, через могилу, где все плотские связи ослабевают и воскреснем уже в новом теле -  то там эти связи уже потеряют свой смысл и значение. Но реально мы видим, что богач, который находился в аду, переживал за своих родных и близких, даже просил Авраама помочь. Но Авраам сказал, что между ними - великая пропасть. Это может быть связано с тем, что он был плотским, и его родные тоже. И связь эта еще сохранялась. А в целом происходит расторжение родственной связи, если нет духовного основания для нее. Мы уже в этой жизни становимся чужими друг для друга. Тем более  - в будущей.

В.Носов: - Так же и про мужа с женой в Евангелии говорится.

о. Олег: - Сказано, что Авраам не узнает вас. То есть, просто не признает за детей. Хотя это его семя. Подлинные дети Авраама  - не иудеи, а именно православные христиане, потому что Авраам веровал в то, что в его семени благословятся все народы земли. А его семя - это Христос. В нем благословение всем народам земли.

Вопрос: - В первые века учители православных христиан говорили, что все чудеса, которые могут творить верующие в Бога  - они не от Христа, а от волхвования. То – есть, они предполагали, что это противоположное Христу. Православная Церковь вроде признает, что волхвы  - это слуги диавола? Тем не менее, первые из них Валтасар, Каспар, Мельхиор признаны святыми. Нет ли в этом противоречия?

о. Олег: - Они святыми признаны не потому, что они остались магами и волхвами, а потому что они нашли Христа. Их вел ангел в виде звезды, странствуя по небу. Они пришли ко Христу. Мы видим, что они не просто пришли, а поняли, кто такой Христос. Это видно по тем дарам, которые они принесли. Золото - как Царю, ладан - как Господу, смирну - как Человеку, которому предстояло умереть. Они были посвящены в тайну его Богочеловечества и признавали Его Царем царей. То -  есть, они пережили это откровение, а то, что они называются волхвами, так и Евангелист Матфей называется мытарем. Это не значит, что он время от времени возвращался к этой своей профессии. Когда Христос его призвал, то он к профессии уже не возвращался. Или Симон называется Зилотом. А зилоты -  это, по современному говоря, скинхеды,  они гонялись за иностранцами по Иерусалиму и убивали их. Или благоразумный разбойник. Он же не остался разбойником! Так и в случае с волхвами.

В.Носов: - Благодарим, отче, за ответ. Такой вопрос возникает часто. Некоторые даже ссылаются на Библию, желая оправдать волхвование.

Вопрос: - А если люди, родственники, отошли от веры, но живут правильно, по заповедям, по Божьим законам - помогают родственникам, все свои силы отдают? Как же с ними будет? Они любят людей, близких. Что же - отказываться от них?

о. Олег: - Нет, отказываться не надо. Ни одно благое деяние, которое совершается человеком, не будет забыто. Сказано в Евангелии, что даже кружка холодной воды, поданная ученикам, будет зачтена этим людям.  Ни одно добро не будет забыто, но надо понять очевидную истину, что своим добром мы не можем перекрыть свое зло. А в Писании сказано, что все согрешили, что все лишены правды Божией, нет праведного ни одного. На самом деле миряне не видят всей картины грехопадения рода человеческого. А священники, которые исповедуют, видят эту трагическую картину, когда ребенок может прийти на исповедь и такое рассказать, что волосы на голове шевелятся. Пожилые, вполне благочестивые, люди могут такое на исповеди рассказать, что удивляешься. Тем более, если люди, случайно зашедшие в храм, начинают рассказывать о себе что-то. .. Иногда веет таким холодом! Поэтому если бы мы своим добром могли перекрыть свое зло -  то Христу не надо было бы приходить на землю. Но Он приходит именно потому, что закон Божий был ослаблен человеческой плотью, то есть природа человека не способна исполнить Закон. Как святые отцы говорили: каждая заповедь -  это повод для величайшего смирения, потому что мы не можем даже одной заповеди исполнить по-настоящему. Каждая заповедь нас смиряет и является вызовом для нас. Но в то же время, действительно, добро всеяно в людей, как и вера в Бога всеяна во всех в той или иной степени. Люди, правда, по-разному понимают, что такое Бог. Для одних это справедливость, для кого-то Бог - добро, любовь, истинность, к которой он стремится. Но Бог – личность. Христианский Бог - это не просто концепция, это личность, это Бог Авраама, Исаака, Иакова.  Это не Бог философов, но живых людей, пророков, апостолов, всех верующих. И в Своем воплощении Он как раз выходит нам навстречу. Если мы соглашаемся с тем, что Он делает для нас -  то мы облегчаем для себя путь к спасению.

В.Носов: - Можно ли отвечая на вопрос, вспомнить заповедь о почитании отца и матери, которые даются безо всяких условий?

о. Олег: - Да, можно. Почитай, и будешь долголетен на земле.

В.Носов: - Независимо, верующий или неверующий человек.

о. Олег: - Это закон, он работает. Если человек почитает родителей, он, исполнив эту заповедь, будет долго жить. Меня спрашивали, почему Каганович, который взорвал Храм Христа Спасителя, лично рубильник опустил со словами: задерем подол матушке России -  почему он прожил так долго? Может быть, он исполнил эту заповедь. Божии заповеди, тем более, если они имеют какие-то обетования -  непреложны. Поэтому никто не будет обижен за добро, которое он делал в жизни, он обязательно получит награду, отдохновение. То же наказание в аду различно. Это не одно состояние в реликтовой застылости, это разные уровни. Ведь раньше все попадали в ад. Ветхозаветные праведники  - они все пошли в ад. Однако есть разница между адом ветхозаветных праведников и грешников. Так что Авраам, который тоже находился в аду, как и богач, который горел, Авраам с Лазарем наслаждались ожиданием Христа, утешались ожиданием. Но между ними была целая пропасть. И как небо отстоит от земли, так и место пребывания ветхозаветных праведников в аду было выше, чем грешников, которые мучились в пламени огненном.

Вопрос: - Я слышал, один из наших известных писателей говорил, что когда была перепись, Господь был записан как гражданин Рима. Я усомнился. Там есть, наверное, разница между апостолом Павлом, как он был записан, и как был записан наш Господь? Когда Господь первый раз причащал апостолов, ведь Жертва еще не была принесена, но Тело и Кровь уже были в Чаше, как мы веруем. Поясните, пожалуйста.

о. Олег: - Любое действие Бога не ограничено временем и пространством. Христос совершает Евхаристию до Голгофских страданий. Он устанавливает Таинство в воспоминание Его страданий до самих страданий. Это возможно только Богу. Но если бы Христос был только человеком или просто творением Божиим, Он не мог бы умереть за всех людей, потому что любая тварь имеет положение во времени и пространстве. Он мог бы тогда умереть за своих современников. Но будучи не только человеком, но и Богом, неограниченным ни времени, ни пространством, Он взял на Себя грехи людей, начиная от Адама до тех, кто еще не родился в этот мир. Такое может сделать только Бог. Когда свидетели Иеговы и им подобные говорят, что Господь не является Богом, то Жертва не принесена за весь род человеческий. Но Христос истинный Бог и человек, и Его Жертва универсальна. То –есть, Божество сообщает человечеству Христа, Его Жертве универсальные возможности. Потом, отцы обращают внимание на то, что в Писании сказано: Един бо есть Бог, и един ходатай Бога и человеков -  человек Христос Иисус. Но объясняя слова эти, отцы говорят, что истинный посредник не может быть только человеком. Посредник между человеком и Богом должен быть и человеком, и Богом одновременно. Таким является только Господь наш Иисус Христос. Второй вопрос был по поводу переписи населения. Христос не был римским гражданином. Перепись велась во всех провинциях, которые должны были платить подати. Римское гражданство - особая привилегия. Апостол Павел с рождения имел это гражданство, и он беседовал с одним человеком, который говорил, что он за огромную сумму купил это гражданство, а Павел говорит, что он родился в нем. Очень немногие имели такую привилегию. Павлу и отрубили голову, потому что он римский гражданин. А отрубление головы считалось самой привилегированной казнью. Всех остальных могли распинать, и так далее. А если бы Христос был римским гражданином -  Его бы не могли распять. Распятие - тяжелая казнь. Римских граждан тожественно обезглавливали. Это именно подданство устанавливалось по отношению к власти. Ведь Христос не был против того, чтобы платить налоги. Кесарю - кесарево, а Божье - Богу.

В.Носов: - Как благодатно, что вопросы наши возвращают нас во времена Рождества Христова, Крещения. А побиение Вифлеемских младенцев, первых мучеников за Христа? В храме в Вифлееме, где находятся мощи некоторых из них, так же собраны останки родителей. Любая мать встанет на пути убийства своего ребенка - и много пострадало именно родителей. Почему мы так мало о них знаем?

о. Олег: - Мы знаем, что Симеон Богоприимец, который взял на руки младенца Иисуса, был убит как раз в этот период.  Пророчица Анна была убита, которая тоже приветствовала младенца Христа. Был убит отец Иоанна Крестителя - Захария, между престолом и жертвенником, когда отказался указать место, где Иоанн Креститель находился, потому что искали всех младенцев и опасности подвергался также  Иоанн Креститель.

Вопрос: - Слышала в новостях о путешествии, которое сейчас предпринимает Федор Конюхов. Страшное, опасное. Объясните сколько-нибудь доходчиво, в чем смысл этого путешествия, где он так рисует своею жизнью? Святитель Николай Японский - был и такой пример, но он мне понятен. А тут недоумение.

о. Олег: - Брат наш, отец Федор Конюхов, это не священник, который стал путешественником, это путешественник, который стал священником, а это все же разные вещи. Если бы священник захотел отправиться в кругосветное путешествие, ему бы задали вопрос, а кто за него стал бы служить? зачем это надо? Но это известный путешественник, который решил стать священником, потому что, когда он находится один на один с миром природы, он постигает Творца и, возможно, он имеет благословение совершать службу. Это некий исключительный случай. Не надо путать эти ситуации. Как раз, может быть, мир природы открыл ему Бога, и он начал собеседовать с Богом, и он захотел собеседовать с Ним и в качестве православного священника. Откровения от Бога имеют несколько уровней. Это не только Священное Писание, но, прежде всего, мир природы. Апостол Павел пишет, что мы познаем Бога невидимого через рассматривание творений видимых. То- есть, когда мы смотрим на мир природы - мы постигаем Бога, как немецкий философ Кант говорил, что больше всего его поражают и заставляют верить в Бога две вещи: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне.

В.Носов: - Мы два года назад встречали Федора Конюхова после путешествия кругосветного на воздушном шаре. Общались лично, слушали рассказы отца Федора на чаепитии. Это действительно познание себя. Это особый подвиг отца Федора. В его случае кругосветное путешествие он проводил, взяв с собой большой напрестольный крест, мощевик с 49 частицами святых мощей. Это постоянная молитва. Это своеобразный крестный ход вокруг земного шара.

о. Олег: - Как раз и я подумал об этом.

В.Носов: - Это дословно так и было - крестный ход, освящение всей земли нашей, планеты с мощами святых и молитвами.

о. Олег: - Пожелаем ему хорошего странствования, чтобы в этом уединении он молился за род человеческий, за те страны, рядом с которыми он будет проплывать. Я если куда-то лечу на самолете, то любой город, который внизу видишь, обязательно я благословлю, попрошу у Господа благословения городу, всем живущим в нем.

В.Носов: - Интересно было увидеть в часовне у отца Федора крест. Спросили, почему он там висит. А он воды Тихого океана освящал этим крестом в 2009 году.

Вопрос: - Я читаю Евангелие  и пришел к выводу, что волхвы причастны к убийству детей. Почему же они святые?

о. Олег: - Я не думаю, что они причастны  к убийству младенцев. Во-первых, здесь надо понять, что они приходят в Иерусалим. Это святая Земля. Там люди жили определенной веры. Они проявили доверие по отношению к этим людям, но Ирод не был евреем, это первое, но Идумеянин. Он не был от семени Патриарха Авраама. Во-вторых, он был подозрительный такой человек, что виной его подозрительности погибали даже члены его семьи. Если он так поступил, то это его личная ответственность. А ведь он обманул волхвов. Он им сказал: пойдите, разведайте место рождения Младенца, чтобы и мне пойти поклониться. Если бы он сказал им просто пойти и найти место, чтобы уничтожить Его, то тогда да, они бы разделили ответственность с Иродом. Но ничего такого не было. Ирод воспользовался доверчивостью этих людей, а по Дарам, которые они принесли, мы видим, что они точно были посвящены в тайну, кто такой Христос.

Вопрос: - В Евангелии сказано: «не метать бисер перед свиньями и не бросать святыни псам». Скажите, а где в современном мире граница разумного и неразумного, как современному человеку понять?

о. Олег: - Христос не говорил, что мы должны проповедовать всем подряд. От Матфея 10 глава, 11 стих: 11. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нём достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; 12. а входя в дом, приветствуйте его, говоря: «мир дому сему»; 13. и если дом будет достоин, то мир ваш придёт на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.  Христос говорит, что надо сначала узнавать, наведываться, кто в селении достоит. Адекватный человек, который нормально реагирует на благовестие. А если люди неадекватно себя ведут, а мы начинаем их провоцировать рассказами о Христе, то мы действительно мечем бисер перед свиньями. Святые отцы в «Добротолюбии» говорят, что если ты в окружении язычников, богохульников -  то не надо осенять себя крестным знамением. В чем опасность? Для тебя нет опасности. Осенил себя крестным знамением, а хоть и хулить тебя начнут -  то тебе только благословение Божие. Но ты спровоцируешь этих людей на богохульство. В обычной ситуации они тебя могут просто не заметить. А когда ты себя повел вызывающе, а ты догадывался, что такая реакция будет, то ты их немножко подставил. Иногда мы должны наведываться. А входя в дом тех, о которых мы наведывались, мы не можем быть уверены до конца, что они примут это свидетельство. Поэтому сказано приветствовать дом словами: «Мир дому сему». Если нет - отрясите прах от ног ваших. Чаще мы проповедуем тем, кого знаем. Я в свое время проповедовал на Арбате. Но там сразу было видно, кому это чуждо - они просто проходили мимо. А вот те, которые останавливались -  проявляли интерес. Или когда мы проповедуем друзьям. Мы же знаем, что этот богохульник, этот на дух не переносит свидетельств, так перед ним метать бисер бессмысленно. А если кто-то спокойнее, может рассуждать, и вы ему предложите тему, и деликатно подойдете к разговору и найдете подходящие слова - это будет наиболее правильно. Конечно, мы хотим, чтобы все обращались в истинную веру, но при этом все же Господь сказал наведываться, кто достоин. Это не о достоинстве в нравственно-моральном смысле, а о некоей готовности услышать Слово. Иногда ощущение возникает, что человек  что-то услышит. У меня был случай. Я ездил в Мир Ликию в Турции. Там на обратном пути я ехал в автобусе часа полтора. Рядом сидел человек, который явно хотел поговорить со мной на какую-то такую тему. А я ему даже не сказал, что я священник, но ощутил его готовность задавать вопросы. И меня Господь наказал так интересно: там же жарко очень, и кондиционеры везде. Так мне так уши продуло, что я потом месяц лечил их. Господь сказал мне как бы: что, уши Он тебе для чего дал? Чтобы ты услышал человека и его проблемы, а не для того, чтобы, замкнувшись, сидел и читал книжку, которая тебе понравилась.

Вопрос: - Я юноша. Всегда уважал православие и верующих. Но был материалистом и в Бога не верил. Недавно у меня был тяжелый период в жизни - постоянно мучил страх смерти. После преодоления его от моего материализма ничего не осталось. Я понял, что вера в возможность логично объяснить реальность была лишь верой. Теперь я стою на грани солипсизма, который я знаю, может привести человека к безумию. Я во всей полноте ощутил необходимость веры во что-то. Даст ли мне православие такую веру, учитывая, что я никогда не верил осознанно. Был ли у вас опыт воцерковления людей, терзаемых вопросами солипсизма?

о. Олег: - Солипсизм - направление в философии, субъективный идеализм, когда человек замыкается на самого себя, когда рассматривает как что-то реальное только себя, свой внутренний мир. А все остальное он воспринимает как некий комплекс ощущений. То есть сторонники субъективного идеализма заявляли даже, что ничего не существует. Только я. А далее ничего - комплекс моих ощущений, переживаний, галлюцинаций. Но они субъективные переживания. Что сказать? Надо понять, что источник веры совершенно определенный. Сказано: вера   от слышания, а слышание -  от слова Божия. Когда мы вникаем в Священное Писание и делаем это с молитвой, то для нас открывается этот источник веры.

Потому что Бог открывает Себя через мир природы. И Он открывает Себя в Своем боговоплощении - таком значимом откровении Бога о Самом Себе. Но открывает Он себя и через Писание, которое читается с молитвой. Или с желанием понять, а почему люди верят? Неверующий тоже может взять в руки Писание, и когда будет читать, Господь тоже что-то захочет ему сказать через это слово. Разница между религией и материализмом кричащая. Я недавно перечитывал Честертона, это его работа «Еретики». Там он описывает, что он читал книгу с названием: «Пиво и Библия». И автор книги рассуждает, как ему бросить увлекаться пивом, почитать Библию о трезвости. Или лучше сделать фотоснимок цирроза печени  в болезненном виде и повесить на стенку. Может это больше подействует на него, чем текст Библии? Вот разница между материализмом и религиозным видением картины мира. И он приводит еще и другой пример. Говорит: юноша может воздерживаться от блуда по двум причинам. Один источником целомудрия видит Деву Марию, потому что он молится Ей, чтобы Она помогла ему сохранить девство. А другой юноша боится сифилиса, и это его удерживает от блуда. Какая мотивация более глубокая, чистая, нравственная?

Думаю, что юности как раз свойственно проявлять естественный идеализм, такой подростковый. В этом есть преимущество юности перед зрелостью. Поэтому когда мы именно даем советы молодым, мы предлагаем им отталкиваться от той реальности, в которой они существуют. Молодость предполагает наличие поиска. Если бы не было поиска, а при этом бы существовал этот солипсизм, то это было бы печально. Но мне кажется, что в самой Вашей постановке вопроса уже видно, что Вше сердце в движении и Вы чувствуете направление, в котором Вы хотите двигаться. Помолимся, дорогие слушатели, о Данииле, который находится в таком непростом поиске! Я бы посоветовал молодым невоцерковленным людям прочитать роман Достоевского «Братья Карамазовы». Главная тема романа о Боге: есть Бог или Его нет? Если отталкиваясь от такого видения текста, вы в него вчитаетесь, то для вас образ Алеши Карамазова может оказаться путеводной звездой, которая вас вдохновит. Но ничто несравнимо с самим живым текстом Евангелия. Тем, кто находится в поиске, я советую внимательно вчитаться в Нагорную проповедь. Для меня это свидетельство о Божестве Христа Иисуса в полной мере. Там логика абсолютно нематериальная. Там нет этого: око за око, зуб за зуб. Там любите врагов, благословляйте проклинающих, молитесь за обижающих. Только Богочеловек мог изрекать такие слова. Читайте, выстраивайте правильную иерархию ценностей. Человеку мирскому трудно сразу входить в мир Евангелия, Божественного откровения, тогда обратитесь к роману Достоевского. Для многих он послужил толчком к большим изменениям.

В.Носов: - Радостно, что такие поступают вопросы от молодежи.

о. Олег: - Да, это и есть идеализм. Хуже, когда человек прошел этот период и депрессия его не покидает.

Вопрос: - С какого возраста родителям разрешено наказывать детей? Если ребенок маленький, четко ли сказано об этом в Писании. Если девушка незамужем, пока под влиянием родителей, но уже совершеннолетняя, разрешено ли наказывать ее? И если ребенок инвалид, разрешено ли его наказывать?

о. Олег: - Писание говорит, что любящий отец наказывает свое чадо. Но в чем заключалось Библейское наказание, мы установить не можем. Я не думаю, что это призыв к порке. Хотя сказано: «не жалей розог», но это мог бы быть эвфемизм.

Помню, как моя мама меня наказывала. Она смотрела на меня очень выразительно. У нее сужались глаза, и она замолкала. И молчание моей матери было для меня страшнейшим наказанием. Я начинал бегать вокруг нее. Это было очень серьезно. Думаю, что мы должны бережно относиться к детям. Помню, было и такое наказание: ты в храм не пойдешь, сиди дома. А если ребенка наказываем тем, что он пойдет в храм? Поход в храм это поощрение, благословение, привилегия.

Муж по Библейским принципам может как-то наказывать жену, но опять же, сказано: жена да убоится мужа. Но в то же время сказано, что мужья должны обращаться с женами, как с сосудом из немощнейшего стекла. И я не знаю, как можно высечь графин из очень тонкого, хрупкого стекла. Девушка незамужняя - как ее можно наказать? Грубое наказание может сломать ей психику, потому что будет для нее бесчестие. Тем более -  наказание инвалидов. Такого я вообще не допускаю. Как можно наказать больного человека, если он прикован к постели? Нет, здесь необходимо всяческое сострадание. Но мы не можем потворствовать каждому действию члена нашей семьи. Мы родители и отвечаем за воспитание нашего ребенка. А система воспитания предполагает и поощрение, и наказание. Но это не должно быть грубым. Если это приобретает формы грубые, резкие, то союз любви между членами семьи рушится. Если в семье воцаряется произвол палки или ремня - что это за союз любви? А семья  - это важная школа любви, которую проходит человек. Если в семье человек научится подлинной любви, то выйдя за пределы своей семьи, он и дальше понесет эту любовь, создавая свою собственную семью. Надо понимать, что семья -  это школа любви! Иногда родители приводят ко мне в храм детей-наркоманов. И в них видно чуть ли не желание прогнать, избить, выкинуть из дома. Я говорю, что пока они не поймут, что проблема ребенка  - это и их же проблема, ничего не сдвинется с места. А изгнать ребенка из дома в таком состоянии -  это просто бросить его в пасть диаволу, чтобы он его поглотил. Члены семьи должны учиться носить бремена друг друга. Так мы исполним закон Христов. Если нас что-то раздражает в наших детях, то на самом деле мы смотрим в зеркало, потому что наши недостатки проецируются на наших детей и проявляются в их жизни из-за того, что мы неправильно подавали пример и воспитывали формально. Высший закон, который должен царить в семье - любовь деятельная, сострадательная, нежная, заботливая.

Хочу напомнить текст, адресованный родителям: не раздражайте детей ваших. То есть каждому члену семьи Библия дает наставление, как правильно выстраивать отношения!

В.Носов: - Можно как раз вот семейно прочитать и Нагорную проповедь и «Братья Карамазовы».

о. Олег: - Кстати, раньше было принято в нормальных домах устраивать домашние чтения. Я был в одной семье, там читали роман «Ларец», написанный православным автором. И читали всей семьей, делились обсуждениями после каждого чтения. Телевизор нам, например, не дает ничего обсуждать, он все делает за нас. А чтение позволяет и остановиться, и обсудить. Особенно  - если это такой сакральный текст, как Нагорная проповедь. Читать и думать, как этот текст работает в нашей жизни.

В.Носов: - Батюшка, знаю, как Вы любите Белоруссию. Планируете в следующем году посетить?

о. Олег: - По состоянию здоровья. Я являюсь проповедником Крестного хода из Витебска в Смоленск в том смысле, что я старюсь приехать и на каждой стоянке Крестного хода проводить беседы с продолжениями. Берем тему и на каждой стоянке мы ее развиваем. Для меня Белоруссия трепетное место, кстати, как и Украина. Я люблю Киев с семинарских лет. Я был еще в молодости очарован ее красотой.

Вопрос: - Не могли бы Вы объяснить, почему к Аврааму пришли три мужа, а в Содом и Гоморру вошли два ангела?

о. Олег: - Считается, что Ангелы так стремительно выполняют волю Бога, что для каждого дела посылается свой Ангел. Один пришел, чтобы сказать Аврааму и Сарре, что в следующем году у них будет ребенок. Два других выполняли следующую миссию - один шел уничтожить Содом и Гоморру, другой - вывести семейство Лота. Но мы видим, что два Ангела выводят Лотово семейство из Содома и Гоморры, потому что тот, что пришел уничтожить города, не мог начать своей дело, пока не будет выведена эта семья. Ангелы и являются, если хотите, повелением Божиим. Сам Ангел  - это и есть некая весть Бога, которая исполняется таким интересным образом. Существует такое древнее объяснение.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+