Перейти к основному содержанию

09:13 16.04.2024

Можно ли гадать на святки?

23.01.2019 11:15:00

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2019/01/14/21-00

о. Елеазар: - Батюшка, как избавиться от  страстей? Возможно ли это?

о. Амвросий: - Это очень интересно, как избавиться от страстей. Конечно, у каждого человека много всяких грехов и страстей. Страсти мучают человека в этой жизни. От страстей мы теряем благодать, душевный мир, тишину, покой. И  не только сами страдаем, но и все страдают вокруг нас.

И чтобы избавиться от этих пороков, от этих душевных болезней, надо заложить программу на следующий день. Как это понять. Каждый человек, все 100% людей, кроме умалишенных, закладывает такую программу: завтра мне надо пойти на работу, позвонить таким-то людям, надо посетить больного в больнице, надо зайти в магазин -  бывает много проблем, которые мы закладываем в программу. Вот так точно мы должны  закладывать программу в духовной своей жизни. Для примера. Заложили программу, что с завтрашнего дня я уже не буду никого никогда обманывать. И взять это под контроль. Особенно взять ту страсть, которая самая мучительная для нас. И ей объявить войну. Взять под контроль. И просить Господа, Матерь Божию, Ангелов, чтобы избавить от страсти.

Постоянная страсть у нас, которую мы и не замечаем  - это гордыня. В этой гордыне редко кто кается. Но гордыня -  это центральный узел, который увязывает все пороки страсти. От гордыни  - тщеславие, хвастовство, гнев, зло, обида, раздражение, крик, осуждение. Многим даже не приходит на ум, что это от гордыни. Ведь почему человек осуждает? Потому, что он себя считает выше, чище и умнее другого человека. От этого  человек и идет в разнос. Смиренный человек никогда не раздражается, не ругается, не обижается, не имеет власти над человеком. Как Господь  сказал: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим». Чтобы у нас покой был в душе -  надо брать пример со Христа. Не возмущаться, не кричать, не шуметь. Если таким путем мы себя настроим, заложим программу -  то будет хорошо. Нам и всем окружающим.

Допустим, если родители раздражаются на детей своих, что они их не слушаются, то как они не слушались -  так и не будут слушаться. А самое главное для детей - это молитва родителей, и пример надо показывать своей жизнью. Быть  спокойными, уравновешенными, как апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за все Бога благодарите». Это же хорошие слова. Ведь апостол Павел пишет к коринфянам и говорит: « Коринфяне, я всех вас люблю». А ведь в этом городе были блудники, и пьяницы, и воры, и разбойники. То есть сердце апостола Павла  - это сердце Христово. Он всех вмещал, как Господь вмещает в Своем сердце. Потому что любовь - то не у Бога, а Бог есть любовь. Вот это надо знать.

Телефон звонок:  - Я сейчас в больнице. Мнительность насчет того, что завтра случится - вот умру, вот похоронят, как, кто, где? Такие вопросы лезут в голову.  Как с ними бороться? Ну, понятно, что переходить на молитву Иисусову или Богородице… И насчет Украины такие же мысли, что с ними будет?

о. Елеазар: - Ну что, по поводу того, что с нами будет после смерти, с нашим телом. Где нас похоронят, что да как -  с этим как раз все просто. То, что будет с нашим телом после нашей смерти -  от нас никак не зависит. Главное -  что будет с душой. Конечно, враг рода человеческого,  чтобы отвлечь нас  от молитвы, в ум приносит разного рода проблемы, хлам. Отвлекает  мыслями: а что будет с телом, а как меня похоронят, а поставят ли крест на могиле? Какие мы были в этой жизни  - такие и перейдем в тот мир. И крест на могиле ничего не изменит.

Поэтому нам нужно стараться творить молитву Иисусову здесь на земле, чтобы приготовить свою душу к жизни там, в Боге.  Что касается Украины. Православный люд на Украине, митрополит Онуфрий со всею Богоспасаемой паствой сейчас несут подвиг исповедничества. Мы должны  за них молиться. То, что сейчас происходит на Украине, может и у нас произойти, если мы не будем  крепко держаться православной веры. Вот об этом нужно думать и за это  нужно молиться. За них и за себя. Чтобы  Господь им дал силы понести этот крест и нам  дал мудрости не отречься от православной веры.

о.  Елеазар:  - Батюшка, нам про крещение задали много интересных вопросов. Что происходит  с душой с богословской точки зрения в момент крещения?

о.  Амвросий:  - Если человек себя подготовил, имеет крепкую веру, потому что сказано: кто будет веровать и креститься  - спасен будет, а кто не будет веровать  - осужден будет, хотя и примет крещение. И пользы никакой нет. Мы скажем так. Вот человек принимает крещение, он погружается трижды в воду, как бы со Христом умирает, и выныривая, оживает, воскресает вместе со Христом.

о.  Елеазар: - Совершенно верно.  Вот я тоже читал  у отцов, что каждый человек рождается в мир духовно мертвый,  не способный для жизни в Царствие Небесном, а в крещении душа рождается для жизни  в будущем веке.

 Из этого вопроса вытекает другой: – Снимается ли  полностью при крещении первородный грех? Или же мы только  получаем  возможность избавиться от него в дальнейшей жизни?

о.  Амвросий: - Когда человек принимает крещение. У Марка пишется, что когда  крестил Иоанн Предтеча - он погружал в воду по шейку и исповедовали грехи. И тогда, когда  он окунал  - все грехи прощались. Так и у нас тоже.

Я 21  год был начальником Тюремной миссии.  Пришли мы в женскую колонию. Поначалу сказали слово, потом через некоторое время подготовились. 15 человек захотели креститься. Я каждого из них спросил самые тяжелые грехи. Уже подробности не надо.  И когда крестили с погружением - они взяли бочку пожарную, налили воды, и всех я погрузил. Вот в это время прощаются все грехи. А для чего мы перед этим исповедуем их?  Чтобы они не повторяли их больше.

о.  Елеазар: -Тут очень важно объяснить, а что такое первородный грех?

 Под первородным  грехом понимается то искажение души  и природных свойств человека, которые называется одним выражением – падшая человеческая  природа. Вот что понимается под первородным грехом. Человека неуклонно тянет на зло. И человек имеет такую поврежденную волю, которая  колеблется между злом и добром. Сделать зло или сделать добро? В человеке происходит постоянная борьба. И до крещения у человека нет никаких  шансов победить в себе грех, победить пороки и страсти. Потому что  без благодати это невозможно. Потому после крещения у него появляются силы на борьбу со страстями и пороками.  С  этим семенем тли. С этим падшим человеческим естеством. Действительно  мы получаем возможность избавиться от первородного греха в дальнейшей нашей жизни, живя  по евангельским заповедям.

о.  Амвросий: -Но если человек впал в грех, то Господь оставил нам покаяние. У человека есть возможность придти в храм покаяться. Получить от Господа разрешение от грехов.

Вопрос: - Мой знакомый протестант задал такой вопрос: почему  в православной церкви крещение только водой, и нет крещения Святым  Духом?

о.  Елеазар:  – Тут надо сразу сказать, что протестант  просто ничего не понимает в православии. Любое таинство в православной вере совершается Духом Святым. А не  священником. Священник в данном случае орудие в руках Божьих. Через его священнодействия человеку передается благодать Духа Святаго. Поэтому вопрос в корне неправильный.

о. Амвросий: -Но еще сказать надо, что любая протестантская церковь не признает святую воду, крест,  святые мощи. То есть ничего не признают. Уверовал – и ты спасен.

Вопрос: - Сейчас в храмах есть церковные лавки, там продаются свечки, книги и другая церковная утварь. А вот Христос выгнал продающих из храма. Как это сочетается?

о. Амвросий: - В то время было так, что в храм загоняли и скот, и птиц, и шла торговля, меняли деньги. Поэтому  Господь сказал, что храм  - это дом Божий. И всех выгнал. А сейчас в храме свечи продают, иконы, то есть церковную утварь. Здесь это не касается той торговли, что раньше была.

о. Елеазар:  -  Тут еще можно добавить, что наша церковь -  вот сегодня мы с вами были в храме великомученицы Ирины. И прошло уже сколько лет с того момента, как рухнул Советский Союз -  а храм только сейчас начинает восстанавливаться. Потому что нужны огромные средства, масса специалистов, чтобы  эту махину привести в тот вид, который подобает храму. И тридцать лет, которые прошли с момента падения Советского Союза  - это очень мало для того, чтобы все пришло в норму. В те времена верующих даже за людей не считали. Поэтому  нужны были людям свечки, нужны иконки, и не было других мест, где бы их можно  было людям приобрести, кроме, как в храме. И, как вынужденная мера, делали церковные лавки в храме.

о. Амвросий: - Я был в Румынии, там, в храме не продают, а в специальных лавках. И если кто желает -  прямо рядом с храмом свечи ставят в песок. Чтобы храм не коптить.

о. Елеазар: -Совершенно верно сейчас многие церковные лавки выносят за пределы самого храма. У кого есть возможность. А так действительно, в виде исключения, все это у нас в храмах происходит. И все равно это не одно и тоже,  когда Господь выгонял этих продающих.

Телефонный звонок: - Могут ли быть бабушки  и дедушки для своих внуков крестными матерями и отцами?

о. Амвросий: - Если они  муж с женою, то не могут быть крестными, потому что они духовно становятся  родственниками.

Вопрос: - Если Господь попустит человеку лишиться рассудка, то у такого человека душа спасается?

о. Амвросий: - Если до этого он благочестиво жил -  конечно, спасается.

Вопрос: – Расскажите пожалуйста, что такое Святки?

о. Амвросий: - Сегодня я услышал: наши святки высоки, с вами мы не земляки. Как-то я приехал в Кемеровскую область, в город Новокузнецк. И там были две женщины, на пенсии. Одна математик, другая русский преподавала. Я говорю: «Вы грамотно пишете? - Да, говорят. И грамотно считаете?-  Да, очень грамотно.  Я говорю: «А можно экзамен вам провести?» Говорят, можно. Я говорю: Напишите: «Наши святки высоки, с вами мы не земляки». И эта преподавательница написала. Я проверил: 5 ошибок. Наши с Вятки - город такой, а вы с реки Ока. Т.е. «наши с Вятки, вы с Оки, мы с вами не земляки». Второй вопрос: «хорошо считаете?»  - «Да». Тогда ответьте: «Семь прибавить пять, как ответ будете писать: одиннадцать или адинацать?  -  Одиннадцать!» Я говорю: «Не одиннадцать, а двенадцать». И улыбнулись, и говорят: «Как так? Мы попали в такую беду!».

А святки мы скажем так – это время когда после Пасхи 40 дней до Троицы были сплошные недели. А потом  святые отцы  сказали, что это очень много. Давайте сделаем так: от Рождения Христа до Крещения  - две недели, это оставим. А после Пасхи одной недели достаточно. Святки -  это  значит:  «святые дни от Рождения Христа и до Крещения».

Телефонный звонок: - Есть такой обычай среди людей, на святки гадать, а ведь гадание - это богомерзкое действие? Но некоторые считают: да, богомерзкое, но на святки можно. Так это или не так?

о. Амвросий: - Преподобный Амвросий  Оптинский говорит, что оно грешно всегда.  Гадать нельзя вообще никогда! Это значит: человек Бога не любит, а верит в дьявола, в магию. Это нельзя.

о.  Елеазар: - Людям полезно бы почитать Ветхий Завет. То место где  говорится, что Саул с помощью магов -  колдунов стал вызывать дух Самуила -  пророка из ада. И что потом с ним за это было. За то, что он прибег  к магии. Очень полезно прочитать. Сразу гадать перехочется.

Телефонный звонок: - Когда  человек на войне попадает в стрессовую ситуацию с риском для жизни, какую молитву ему читать, к каким святым и как правильно обратиться?

о. Амвросий: - Читать «Живый в помощи». Иметь с собой крест. И, конечно, надо покаяться во всех грехах, чтобы на душе было чисто,  и верить, что Господь будет хранить.

о.  Елеазар: - Я помню, у нас служил покойный ныне о.  Давид, и у нас, в Иваново, есть северный стратегический аэродром. И вот его попросили сходить туда освятить самолеты. А это была середина 90-х годов. Армия в упадке, техническое оснащение плохое.  Он освятил. И обратился к личному составу со словом, и стал говорить им, что надо помолиться перед полетом, чтобы Господь благословил. А в конце  к нему подошел один из пилотов и говорит: батюшка, видите -  у нас самолеты в каком состоянии, у нас керосин течет, когда мы его заправляем. Поверьте, вы на службе так не молитесь, как мы молимся, когда летаем на этих самолетах.

Телефонный звонок: - Я согласна, что с нами все происходит по воле Божьей. Но где воля Божия, а где  моя? Как это различить?

о. Амвросий: - Когда мы живем по воле  Божьей  - что  бы с нами ни случилось - так Господу угодно. Потому что  без воли Божьей волос с головы не падает. И случаев больших и малых нет. Это воля Божья. А когда  мы грешим -  это наша воля. Это Господу уже не угодно.

о. Елеазар: - Как спасаться людям, которые имеют тяжкие грехи, такие, как  блуд или аборты? Ведь написано: блудники Царствия Божьего не наследуют.

о. Амвросий: -Нет такого греха,  чтобы Бог не простил, и нет такой болезни, чтобы Бог не исцелил. Сейчас прекрасное время, храмы открыты,  монастыри открыты. Можно придти, во всем покаяться. Потому что есть люди, которые боятся каяться. Это равносильно, как человек мешок с камнями несет на себе. Тяжело нести. Но когда мешок сбросит -  тогда ему легко.  Так и человек: с нераскаянными грехами ему очень тяжело он страдает, мучается. А как покаялся -  так  легко, и хорошо, и радостно. Как  святые отцы учат? Поначалу когда человек грешит  - он радуется. А после грехов ему становится тошно, совесть его мучает.  Когда человек подходит каяться -  ему тяжело. Когда раскаялся  - ему стало легко и хорошо.

Телефонный звонок: - В церквях просят о мирной кончине. Вот, если человек причащается,  на старости лет, ходит в церковь. И вдруг получилось, что он умер, а священника не позвали. Вот как это можно понять?

о. Амвросий: - Значит -  надо,  чтобы круг верующих был, чтобы священника позвали. А то бывает так, человек в храм не ходил, не молился, не каялся, и друзей верующих не имел. А когда умер   - никто его не знает.  Узнали только тогда, когда из  - под двери черви поползли. Вскрыли  - а там уже беда.

А когда православный человек ходит, и друзья есть - его и отпоют. Но, прежде, чем отпеть -  надо, чтобы он был православным.

Ну, еще православным можно поверхностно каяться. А надо поглубже. Когда некоторые подходят ко мне, какие-то особенные люди, я говорю:  как  вас поисповедовать -  поверхостно или  поглубже?  Говорят: давайте поглубже,  чтобы  с совести все снять. Вот на это надо тоже обратить внимание. Почему? Потому что все то, что мы делаем, говорим, мыслим -  не исчезает, а остается на все времена. А когда  душа выйдет из тела  - ей нужно пройти еще 20 мытарств. Мытари,  злые духи на мытарствах, будут показывать все наши дела. На всякий случай, скажем: первое мытарство  - празднословие.  Сколько мы лишних слов не по делу сказали!  Бесы это все покажут.

Вопрос: - Как перестать обижаться? Я все понимаю умом, все знаю, но никак не могу избавиться от обиды.

о.  Амвросий: - Это болезнь души.

о.  Елеазар: - Как от нее избавиться?

о.  Амвросий: - Вот Господь нам попускает каких- то людей, чтобы нас оскорбляли, ругали. А нам в это время, чтобы не  обижаться, надо сказать самим себе: это мне по моим грехам, потому  что я тщеславный и гордый.  Значит, Господь мне показывает, что я больной. И надо всегда говорить так: ничего, все это пройдет, перемелется,  встанет на свои места. Слава Тебе, Господи, благодарю Тебя. И когда мы достигнем такого состояния, когда у нас  на душе не будет ни гнева, ни зла, ни обиды, ни раздражения, ни самолюбия, ни упрямства. Когда на душе наступит мир и покой -  это будет хорошо.

Вопрос: -  Придти к православию  -  значит отречься от выпивки, от блюд, и от многого другого.  Как достучаться до детей, чтобы  поменяли взгляды на жизнь?

о.  Амвросий: - Примером своей жизни. А то  некоторые родители видят, что ребенок курит,  и корят его: как тебе не стыдно? А сам курит. Или раздражается, ругается матом.

о.  Елеазар: - Еще смотря, какие дети, может, они уже сформировались, и поздновато говорить им. Это еще в начале нужно, чтобы дети видели пример своих родителей.  А то когда бывает  - увидели родители, что дети стали курить, пить, наркотики употреблять -  бывает уже поздно наставлять. Надо молиться Богу, чтобы  Господь вразумил.

Вопрос: - Что значит «отдать десятину Богу»?

о.  Амвросий: - Бог ни в чем не нуждается. Нуждаемся мы. И чтобы человек проявил свою любовь - от всего того,  что он зарабатывает - десятую часть отдать на храм или бедным людям, тем, кто имеет острую нужду.

Телефонный звонок: - Батюшка, я хожу в храм, исповедуюсь. Но очень долго одержим депрессией. Как мне быть? Как избавиться от депрессии?

о.  Амвросий: - Ну, что-то недосказано в этой исповеди.  Самое главное не сказано. То, что человека волнует.

о.  Елеазар: -Тут еще дело в том, что депрессия  - это не просто плохое настроение. Это процессы, которые протекают в самом организме.

о.  Амвросий: -Но эти процессы начались от грехов!

о.  Елеазар: - Совершенно верно, но порою человек доходит до того, что нужно обратиться к врачу. Но это нужно поговорить с опытным священником.

о.  Амвросий: - И пособороваться, поисповедоваться, молиться.

Слово утешения от о. Амвросия: - Как-то я прочитал афонских старцев. Один монах старцу  говорит: отче, я достиг такого состояния, что у меня уже страстей нет. Он выслушал его и сказал: «Здесь есть один святой отец на Афоне, ты обратись к нему и посоветуйся с ним. Что он тебе скажет». Он пришел к нему.  И  говорит: отче, я достиг уже такого состояния, что избавился от всех страстей.  Старец говорит: ну, милый  человек, ты уже собрался на пенсию. А ведь ты еще ничего не заработал, пенсии и не будет. Ты давай- ка, иди, всех святых отцов проси, чтобы они помолились за тебя, и чтобы все страсти обратно на тебя пришли чтобы ты с ними борьбу вел до самой смерти - тогда сможешь идти на покой. И будешь награду иметь. А так рано ты на пенсию пошел.

Второй пример про послушника. Жил у старца. Отец его был начальником полиции. И этот  послушник жил по своей воле. И старец сказал ему, что уберет его с Афона, потому что бесполезно с  ним говорить, он не слушается. Он испугался,  что его отправят со святой горы Афон и говорит: все, я  обещаю -  буду слушаться. Ну, вот ты мне скажи, с чего я должен начинать? Старец говорит  - всегда говори: простите и благословите. Что-то надо сделать  - говори: благословите меня, что-то не так: простите меня. Он взял себя в руки. Тогда  старец ему говорит: вот мешок, собирай изделия, монахи четки делают, кресты, поезжай и продай. Раньше дорог и машин там не было. На лодке они объезжали вокруг святой горы. И совершали в это время и вечерню и утреню.  И когда они ехали, была жара, он весь вспотел, простыл. Но успел продать. Возвратился домой, и заболел. Три дня лежал,  тяжело болел. Тут старец заходит и говорит:  ну, как себя чувствуешь? Он: еле -  еле, говорит, дышу. Только я вижу -  какой-то юноша стоит возле меня, я не знаю,  кто он такой. А тот: это ангел пришел за твоей душой. А пришел почему? Потому, что ты живешь не по своей воле и всегда говоришь: благословите, простите. Вот за эти два слова ангел пришел за твоей душой.

А вот еще интересно, взять например тебя. Когда я что-то прошу сделать, для примера – дай таблетку мне от давления. Ты говоришь – может быть сейчас тебе не надо, завтра дам тебе. Это уже твоя воля. А вот смотри, к чему это идет.  Что бы я ни попросил у тебя   - сразу в голове перемыкание идет: а, может быть, так не надо? А, может быть, завтра? И наоборот. Это о чем говорит?

 о. Елеазар:-  Что я, как тот послушник, живу.

о.  Амвросий: - Ну, и последнее, что я хочу сказать: потерял богатство –ничего не потерял, потерял здоровье – половину потерял,  потерял веру в Бога – все потерял!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 16 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+