Перейти к основному содержанию

19:24 24.04.2024

К 16-летию преставления архимандрита Ипполита (Халина)

15.01.2019 11:55:27

17 декабря мы вспоминали 16-летие преставления архимандрита Ипполита (Халина).  О жизни батюшки  расскажет протоиерей Игорь Зуев, его духовное  чадо. Беседует - Здравствуйте, дорогие друзья! Мы вспоминаем великого старца, который проложил нам путь по стезям земным, и надеемся на его заступление в царстве небесном.

- Как Вы познакомились с  отцом Ипполитом?

- Этому предшествовала интересная история. Некие предзнаменования проложили путь к тому моменту, когда я встретил своего дорогого батюшку. Первое событие состоялось в 1986 году, когда нам с женой на свадьбу подарили икону Курской Божией Матери «Знамение». Икона была довольно старинная, 1837 года. Она сопровождала нас по городам и весям. Икона была выполнена на черной доске, размером 40 на 40 сантиметров. И когда мы прибыли в Рыльск, к отцу Ипполиту, оказалось, что престол  монастыря освящен в честь Курской иконы Божией Матери «Знамение», а сама эта икона в Киев попала из Рыльска в свое время. Еще было одно событие, которое предзнаменовало то, что потом случилось в моей жизни. Первая моя книга была «Старец Силуан» архимандрита Софрония (Сахарова). Мне ее подарили на Синае, в монастыре святой великомученицы Екатерины боголюбивые люди. Это была моя первая духовная книга. Из нее я узнал, как подвизались подвижники на святой горе Афон, какое послушание нес отец Силуан. И мы знаем, что сам отец Ипполит, будучи на Афоне, выполнял то же послушание, что и отец Силуан. Был экономом монастыря долгие годы, и даже жил в его келье. Однажды, по преданию, он спас главу преподобного Силуана от похищения ее паломниками. Все так шло одно к одному, и мы переносимся дальше, в Петербург, где я закончил свою военную службу, уволился из армии и стал ходить в храм. Я познакомился с одним священником, даже подружился с ним, с его семьей. Он имел на меня определенные планы, чтобы устроить меня в своем храме экономом или старостой.  Но душа моя искала нечто большего. Я искал особого духовного руководства, молился, просил, и от своего друга, ныне священника Санкт – петербургской епархии, узнал, что в городе Рыльске Курской области есть настоящий старец, который исполнен благодатных даров, и у него можно получить все, что пожелает душа человеческая. Душа христианская.

- Отец Игорь, ведь к Петербургу ближе остров Залит, там

жил старец Николай  Гурьянов. Почему Вы не поехали туда?

- Ну, так сложилось, я был занят по службе, на работе…Я обращался к блаженной Любушке Сусанинской, у нее был пять раз, она и благословила это мое решение. И своей молитвой помогла мне совершить прыжок через пропасть, отделяющую мир сей от жизни при монастыре. Что исполнилось в дальнейшем.

В начале мая 1994 года я приехал в Рыльск, это была Пасхальная Седьмица. Забыв, что земные поклоны делать нельзя, я бросился в ноги батюшке и попросил его благословения. Это были первые три дня в монастыре. Я рассказал отцу Ипполиту, он меня утешил, укрепил в моем желании идти путем служения Богу. Сказал, что буду священником, благословил на переезд. И вот эти три дня были исполнены светлой радости, даже ликования духовного. Мне предстояло за полгода завершить дела в Петербурге, и уже с семьей, с двумя маленькими дочерьми, с женой на девятом месяце -  мы приехали в Курск, где нас ждал грузовик из монастыря, всех посадил в грузовик (другого транспорта не было), и вот так мы отправились в Рыльск. К счастью, она по дороге не родила. Родила она через две недели после приезда нашего в Рыльск. А там мы купили себе домик с помощью наших друзей примерно в 300 метрах от монастыря, где и подвизались в течение трех лет. До моего отъезда из Рыльска в 1997 году.

- Не всякая женщина согласится поменять Петербург на Рыльск! Как Вам удалось  уговорить свою супругу?

-Моя супруга из семьи военного, и я сам – бывший военный. Мы жили в этом плане в согласии. Она приняла мое решение всем сердцем, ропота не было. Она вышла вместе со мной на это служение. Конечно, были искушения, но, с Божьей помощью, с молитвами отца Ипполита они были преодолены. И началась наша жизнь в деревенском домике, на земле, 27 соток, которые мы обрабатывали, возле монастыря. И молитвами отца Ипполита наши пути были управлены. Батюшка нас утешал, укреплял, наставлял на правильную духовную жизнь. Это время было счастливое, батюшка был с нами, его окормление различалось в зависимости от того, кто к нему приходил. Меня он держал на дистанции. Если что надо – он говорил напрямую. Утешал, укреплял, наставлял, возвещал будущее, что мне предстоит совершить. С другими людьми он проводил больше времени. Как я понял, это было связано с тем, что другие люди требовали больше внимания батюшки, его молитв, его попечения. Как правило, это были люди болящие, одержимые страстьми, наркоманы, винопийцы, блудники и другие люди, которые были исполнены подобных немощей.

Батюшка не был образованным человеком. Говорил мало. Но это был простой человек, с большим сердцем и великой любовью. И, наверное, он немного стеснялся людей с высоким образованием, к коим можно меня в какой-то мере отнести. Он меня держал на расстоянии не потому, что у меня было какое-то образование. А потому, что он своими молитвами так управлял мною, что больше мне ничего не было нужно для дальнейшей жизни. С теми, кто требовал вразумления, духовного попечения – с теми батюшка проводил долгие часы. Это было однозначно. Он действительно полагал за каждого из них свою душу.  Отдавал себя всего, чтобы хоть один человек спасся.

К нему приезжали архиереи, священники, простые люди. Наркоманы. Из Осетии много людей приезжало.

В монастыре была насыщенная духовная жизнь. Это был живой организм. Где все бурлило, клокотало внутренней борьбой. В этой борьбе выковывалось духовное счастье каждого человека. Это счастье ничем не заменишь. Все это проходило через наше сердце. Не знаю, есть ли сейчас такого рода монастыри на нашей  земле. Наверное, есть. Где протекает  настоящая духовная жизнь. Собственно, в монастыре это и совершалось. То, что открыл батюшка мне, было и остается для меня большим утешением. Главное – исполнять то, что  должно, в каждое дело вкладывать душу и ходить в правде перед Богом. Т.е. жить по заповедям. «Кто Меня любит, - говорит Господь, - тот и заповеди Мои соблюдет».

Батюшка был смиренным человеком. Когда, допустим, кто-то каялся, что совершает блудные грехи – батюшка отвечал: «Да-да-да-да, я тоже блудник!» А он был девственником, и все об этом знали. Но по великому смирению он тоже считал себя грешником. Что касается законничества –то  это известная болезнь в нашей церкви, содержание подменяется формой. Батюшка с сожалением отмечал, что многие священники страдают законничеством. И тут же добавлял: «Да и я сам законник». Смиряя себя, показывая, что и в нем, может быть, на уровне таких отдаленных помыслов, такой грех присутствует.

-Отец Игорь, а что имел в виду старец, говоря о законничестве?

-Ну, он не раскрывал содержания, но, прежде всего – это когда нет любви. Когда ее нет – человек стремится облечь свою жизнь, свое служение в некую форму. Когда нет содержания, нет любви – все приобретает омертвевшие формы и ведет к оскудению духовной жизни. Если нет любви – нет вообще ничего. Вот об этом батюшка говорил. Батюшка никого не критиковал, он просто всех любил. Батюшка понимал прекрасно, что только любовь может человека изменить.

Никакой закон, никакие правила не способны родить в сердце человека любовь. Только жертва. Только самоотверженное служение может привести человека к Богопознанию. Сам Господь показал нам сущность христианства. Это есть жертвенная любовь, распятие себя на кресте. Собственно, батюшка распинал себя перед всеми нами, перед Христом, Которому служил всей своей жизнью.

-Для нас, людей, живущих семейной жизнью, эти слова особенно актуальны потому, что жизнь с другим человеком – это всегда крест. Приходится частенько себя смирять, а для гордого человека это всегда болезненно. Какие-нибудь высказывания о семейной жизни Вам запомнились?

- Знаете, таких высказываний я не помню, но исходя из Духа того, что батюшка нам говорил, можно отметить, что брак – это есть служение. Это дружба двух существ, которые призваны выйти на совместное служение Богу. И в этом союзе, собственно,  и должна родиться та духовная, святая любовь, которая и служит цементирующим скреплением для каждой христианской семьи. Но для того, чтобы выйти на это служение – нужно терпение. Понимание, что человек, который живет рядом с тобою, нуждается в твоей теплоте, заботе, твоем личном самоотречении. И чем больше ты отдаешь – тем больше получаешь. В этом и кроется секрет семейной жизни, как и жизни вообще духовной. Человек должен жить жизнью других людей. Уметь ставить себя на место другого человека. Как бы растворяться в ближнем. Вот эти общие соображения, которые проистекают из того, что говорил нам батюшка, что завещал всей своей жизнью. Не столько  словом, сколько своей любовью. Батюшка был всем для всех. Он отличался тем, что никому себя не навязывал. Он просто всех любил. Любил великой отеческой любовью. Это был великий молитвенник. И по его молитвам все в нашей жизни менялось. Менялось незаметно, постепенно, и в результате свет Христов входил в нашу душу. И просветлял наши пути.

- Насколько я понимаю, Вы пришли к вере уже в зрелом возрасте?

- Да, это был путь постепенный. Можно сказать, что я с детства тянулся к правде и добру. Это была тяга неосознанная, интуитивная. Но  Сам Господь подталкивал меня к тому, что я должен был, очевидно,  сделать в дальнейшем.

Когда я был военным наблюдателем ООН на Ближнем Востоке три года  - в Египте, Сирии, Израиле – я неоднократно посещал монастырь святой Екатерины на Синае. Где, кстати, крестилась моя жена и первая дочь, родившаяся в Каире. Я был хорошо знаком с монахами этого монастыря, с владыкой Дамианом, настоятелем. И в это время я особо близко подошел к православию. По роду своего образования и деятельности я изучал китайскую традицию в подлиннике. По базовому образованию я китаист. И переход от китайской премудрости к чистому православию произвел переворот в моей душе. Это было начало моего духовного преображения. Моей веры.

 

После Синая я был направлен в Петербург. И из Петербурга я совершил, как уже рассказывал, полет над пропастью и мы перебрались в Рыльск, где батюшка укрепил нас в том, что нам предстояло в дальнейшем сделать. Действительно, старец был чудотворец, великий молитвенник. Простые житейские примеры: выходишь, колешь дрова на хозяйственном дворе в монастыре и думаешь: «Вот, хорошо бы пришел батюшка, посмотрел, как я тружусь». И через три минуты батюшка приходит и утешает: «Ну, что, отец Игорь?» Он всех называл отцами, даже и тех, кто не в священном сане. «Трудишься? Молодец, спаси Господи» - и идет дальше. Однажды моя жена хотела покушать булочек с маком и яичек, а я был в отъезде. На следующий день приходит к нам монах из монастыря и приносит нам лоток яиц и булки с маком – именно то, что она просила, никому не говоря об этом. Была у нас собачка дворовая, как-то она чем-то отравилась или ее отравили - пена на губах, умирает. Мы – «Батюшка, помогите!» Батюшка помолился – и она встала здоровая. Таких событий было много, их не перечислишь. Он следил за каждым из нас, молился, если в наших душах не было покаяния, или его было недостаточно, или мы были невнимательны к своей духовной жизни. Но делалось все без насилия, без давления, а как бы опосредовано.

Был случай такой, когда я шел к его келье, а он находился от меня в метрах 30-40, беседовал с каким-то человеком. И сказал как-то громко и отчетливо в мою сторону:  «Что же вы здесь панствуете? Надо же и работать!» Я услышал этот голос, эти слова – и меня как будто обожгло. Этими словами мне было сказано, что я панствую здесь и ничего не делаю для монастыря. Хотя мог  бы сделать гораздо больше, если бы не моя леность и нерадение.  Были такие определенные моменты, когда он напрямую нас не обличал, но  если мы были достаточно внимательны, то понимали, к чему это было сказано.

- Какие-нибудь высказывания старца Ипполита Вам запомнились?

- Высказывания касательно меня – я ведь говорю, прежде всего, о себе – вот, он мне говорил одно слово постоянно: «Терпи». Потому, что в слове: «Терпи!» заключаются все христианские добродетели: и вера, и надежда, и любовь. Почему мы терпим? Потому, что надеемся. Потому, что верим. И терпим во имя любви – венца всех добродетелей.

Собственно, терпеливый человек сможет расчистить свою душу для Божественной благодати. И тогда его духовная жизнь воссияет новыми красками. Конечно, он говорил такие вещи и другим людям, но это было сказано в частном порядке. Он говорил каждому то, что ему нужно было для его личной пользы. Личного спасения.

- Ваша супруга и дети тоже окормлялись у отца Ипполита?

-Ну, дети были маленькие еще, а супруга приходила. И он ей подсказывал то, что нужно было ей для ее дальнейшего развития. Действительно, нам нужно было, по его благословению, оставить его и дослужить полтора года до военной пенсии, вернувшись в армию,  в городе Хабаровске. Отслужив, я уволился из армии и сразу же принял священный сан. На  всех этих путях жена меня поддерживала, хотя приходилось принимать сложные решения. Например: ждать квартиру от армии – или увольняться и принимать священный сан? Когда я отказался от квартиры и принял сан – жена поддержал это решение. А это дорогого стоит.

- Ваши коллеги по военной службе как отнеслись к тому, что Вы не просто приходите в храм два раза в год поставить свечку, а верующий серьезно, по-настоящему?

- С уважением относились. Потом, когда я уже стал священником – они приглашали меня в часть, где дослуживал, и они приходили в храм. Конечно, у каждого свой путь, но никаких конфликтов на религиозной почве у меня с ними не было.

-После того, как Вы уволились из армии – Вы не хотели вернуться обратно в Рыльск?

- Я к батюшке приезжал два раза в год, с нашим правящим архиереем, владыкой Марком. И вот я хочу сказать, насколько дерзновенны были молитвы батюшки, которые совершали, масштабные, можно сказать, чудеса. После посещения мною батюшки, вместе с архиереем, в 1999 г., на следующий год совершился первый в истории визит Святейшего Патриарха на Дальний Восток.  После визита Патриарха стали возникать на хабаровской земле, буквально, как грибы, величественные соборы и храмы. В эти годы были воздвигнуты четыре больших собора в Хабаровске: Преображенский, который стал третьим по величине во всей России; Успенский храм во имя преподобномученицы Елизаветы, Серафима Саровского…Все они были по размеру соборными храмами.

После молитв батюшки как некая река вышла из берегов, река духовная, и разлилась по просторам Хабаровского края и всего Дальнего Востока. Это свершилось совершенно очевидно по предстательству нашего батюшки перед Всемилостивым Спасом и святителем Николаем, наместником коего монастыря он являлся.

-В конце передачи хотелось бы узнать у Вас о том, как проявлялся дар прозорливости у отца Ипполита относительно нашей Родины; что он говорил о временах, которые грядут; предсказывал ли он какие-то изменения?

- Отмечу, что батюшка, по роду своей духовной деятельности был не только духовником. Он был  еще настоятелем, наместником монастыря, т.е. совмещал в себе и административную, и духовную власть. Такое редко встретишь среди лиц в священном сане. Сами отцы говорили, что это – большая редкость, когда человек может совмещать административное и духовное дарования в одном лице. Батюшка имел большую ответственность за каждое свое слово, за каждую душу человеческую, и он не дерзал что-то возвещать о будущем. Потому, что он нес попечение о душах человеческих.

Не в его правилах было возвещать о грядущих событиях. Он говорил, что Россия будет всегда, она выстоит до конца. Господь ее не оставит. Говорил, что все уже свершилось, а нам говорил, что еще ничего не свершилось. Он говорил по-разному, в разных ситуациях.

Но общий лейтмотив его высказываний был, что Господь Своей милостью, Своей любовью не оставит всех тех, кто возлюбил Его всем сердцем. Все, о чем я сегодня  говорил, и многое то, что я не сказал, мы изложили в четырех книгах. Последняя, четвертая книга называется:  «Когда открывается вечность». Она вышла в издательстве «Символик». Те, кто захочет - могут ее почитать, изучить, насладиться теми пророчествами, которые батюшка высказал при жизни и чудесами, которые батюшка явил после своей смерти.

-Спасибо, что Вы нашли время прийти к нам в студию. Надеюсь, что мы доживем до прославления батюшки в лике святых.

-Батюшка Ипполит нас не оставляет. Он был велик перед Богом, и владыка Иоанн, архиепископ Белгородский говорит, что это был гигант Духа и великий Предстатель перед Богом. Все, кто знал Батюшку, могут подтвердить эти слова. Я думаю, что ему можно молиться.

http://radonezh.ru/radio/2019/01/09/23-00

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+