Перейти к основному содержанию

08:44 25.04.2024

Равноапостольный Владимир крестил Русь, появился другой Владимир, который решил уничтожить это крещение. А теперь, Слава Богу, третий Владимир появился...

17.12.2018 12:35:01

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/11/27/21-00

Н. В. Карташева: - Сегодня у нас гость – замечательный священник, я бы даже сказала, что это народный батюшка, которого мы знаем, любим еще с давних времен. Автор прекрасных, написанных с отеческой любовью книг отец Валериан Кречетов. Батюшка, уже  50 лет вашей хиротонии? Да?

Прот. Валериан Кречетов: - Да, приближается. Диаконская уже прошла. Иерейская - после Рождества, 12 января.

Н. В. Карташева: - 12 января? Но мы вас еще отдельно поздравим 12 января. Все радиослушатели, конечно, вас знают. Но мне хотелось бы нашу беседу построить и для тех, кто первый раз вас слышит. Нас же и за  границей теперь слушают! И нам пишут из Сиэтла, из Нью-Джерси -  из Америки, даже из Австралии звонили. Поэтому хотя бы немножко расскажите о себе. В старину духовное звание шло из рода в род. ХХ век, конечно, все перемешал в те трагические для русских дни. Но вы сумели продолжить традицию, восприняв священство от своего отца?

Прот. Валериан Кречетов: - Да, насчет «перемешал» нужно сказать с некоторой поправкой, потому что он прервал…

Н. В. Карташева: - Священство?

Прот. Валериан Кречетов: - Да. Но у Бога-то немного другие временные рамки. Поэтому мы иногда забываем о простых вещах: то, что было предсказано в течение столетий, тысячелетий -  исполнилось с пришествием Сына Божия. Больше того, это событие, во всем творении спасительное. Но Господь возжигает светильники во все времена, во всех народах. Эта линия проходит из рода в род непостижимыми путями промысла Божия. Ведь многие же не знали подробностей! Это мы теперь знаем: Апостолы, Евангелие от Матфея, родословная Спасителя. Кто Он, откуда Он, что такое это было? Для многих это оставалось непонятно.

А там Он именуется Сыном Давидовым - Иисусе, Сыне Давидов. А ведь от Давида до Спасителя прошло значительное время. Оказывается, хотя время и прошло, а проявилось оно вот так, во всей полноте. Еще - мы ведь не знаем своей родословной. Это, между прочим, вопрос непростой. Даже очень непростой.

Сейчас уже начинаются Рождественские чтения. И вопрос этот, на самом деле, очень важный. Потому что, в сущности, мы все живем за счет предшествующих поколений. 

Н. В. Карташева: - Ну, конечно.

Прот. Валериан Кречетов: - В сущности, мы пользуемся всем. Вот,  например,  техника. Ну,  это внешне. Это так называемый прогресс. А есть внутренняя жизнь человечества, которая заключается в духовном опыте.

Началось с первых прародителей, которые, преступив Божию заповедь послушания, отпали от Бога и были изгнаны из рая. И с тех пор идет этот духовный процесс.

 Как сказано: растут плевелы, но растет и пшеница. И как она проявляется во временах – это часто сокрыто Богом от людей. Вот, народ израильский – это классический пример для всего мира. Он был верен своему Богу, а иногда вдруг уклонялся в идолопоклонство.

А вот времена Ильи Пророка. Илья Пророк говорит: «Один остался я в Израиле. Моей души ищут». А Господь ему: «Семь тысяч еще верных мне, которых ты не видишь и не знаешь, не преклонивших колена пред Ваалом». Преподобный Серафим когда-то, предсказывая и предвидя то, что совершится в России, сказал: «А у нас-то сколько будет!..»

Н. В. Карташева: - Имея в виду новомучеников?

Прот. Валериан Кречетов: - Конечно. Но перед этим-то было время поклонения Ваалу!

 То есть сначала Россия была Святая Русь, потом, отступив от Бога в значительной мере, но в какой мере – это знает один Бог, она отошла, а сейчас опять возвращается.

Равноапостольный Владимир крестил Русь, появился другой Владимир, который решил уничтожить это крещение. А теперь, Слава Богу, третий Владимир появился. Прямая линия-то – куда же денешься-то? По именам это очень интересно. Но это и фактически так. Больше того, есть подобные случаи. Ну, вот сейчас довольно известный всем отец Димитрий Смирнов, у него же предки священники. Вот вам и пример преемства! Каким образом это получилось? - Духовным образом.

Н. В. Карташева: - И у вас также?

Прот. Валериан Кречетов: - Мои предки были по отцовской линии, по мужской, из Обояни, из- под Курска. Из тех мест, где преподобный Серафим, между прочим, вырос. Чем особенно памятны они.

Н. В. Карташева: - Ну, да, он же курянин, да.

Прот. Валериан Кречетов: - А по матери мой отец был из Морозовых, старообрядцев. Марья Арсеньевна Морозова – моя родная бабушка, мама моего отца – дочь Арсения Ивановича Морозова. Ему принадлежали мануфактуры,  ныне опять Богородские.

Н. В. Карташева: - Ну, да, там же было много старообрядцев.

Прот. Валериан Кречетов: - Да. Арсений Иванович, Иван Захарыч, Захар Саввич – это все мои предки по материнской линии отца. Но они все-таки были верующие, все. Вот, такое печальное явление старообрядчества.  Сохранив быт жизни, основные устои…

Н. В. Карташева: - Традиции наши, иконы, пение…

Прот. Валериан Кречетов: - Пение -  все сохранили. Но так получилось, уж почему -  это пути промысла Божия! Они ведь отделились без епископата. И поэтому прервалась традиция святого причащения.

Н. В. Карташева: - Поэтому у них много согласий и сект…

Прот. Валериан Кречетов: - А потому, что отделение без иерархического единоначалия не плодотворно. Ведь после отделения старообрядцев у них до сих пор святых не было!

Н. В. Карташева: - Ну, как же боярыня Морозова, Аввакум? Это же у них святые считаются. Нет?

Прот. Валериан Кречетов: - И какие же чудеса от их мощей?

Н. В. Карташева: - А вот этого я не знаю.

Прот. Валериан Кречетов: - Ах, вы не знаете? А почему же говорите?

Н. В. Карташева: - Ну, они же почитают…

Прот. Валериан Кречетов: - Нет. Почитание – это другое дело.

Н. В. Карташева: - А чудес нет, да?

Прот. Валериан Кречетов: - Да Господь ведь являет. Почитать-то можно, а уж Господь являет. Вот я, кстати, недавно был  в Ташкенте. И там очень интересно.

Н. В. Карташева: - У владыки Викентия?

Прот. Валериан Кречетов: - У Викентия, да. Я его очень хорошо знаю. Мы были с отцом Дмитрием. Нам показывали Самарканд, естественно. Я уже не первый раз был там. Смотрели захоронение Тамерлана -  Тимура. Я спрашиваю: вот это ваши, почитаемые? А у вас чудес от мощей не бывает? – Мне отвечают: Нет. – Я говорю: А у нас бывают!

 Между прочим, мало кто знает, и узбеки рассказывают с почтением, они очень почитают пророка Даниила.

Н. В. Карташева: - А почему именно Даниила?

Прот. Валериан Кречетов: - А там его гробница. История гласит, что он был когда-то в тех краях, в Персии. Гробница эта очень почитаема. А около гробницы такая насыпь, как клумба, там фисташковые деревья росли. Много лет, что похвально.  

Кстати, у традиционных восточных народов,  как и у старообрядцев, принято почитание старших. Это та заповедь, которую когда-то высказал святитель Макарий Невский. Он сказал как-то: у нас тут приближается, так называемый Новый год. У нас в Новый год все желают здоровья, долгих лет жизни. Но мало кто задумывается, в чем заключается секрет этого. Чти отца твоего, мати твою, да благо тебе будет, долголетен будешь на земле.

Н. В. Карташева: - Пятая заповедь.

Прот. Валериан Кречетов: - То есть почитание родителей, старших – это залог благополучного благоденствия, многолетнего жительства. Там сохраняют это.

Н. В. Карташева: - У нас тоже сохраняют - старообрядцы.

Прот. Валериан Кречетов: - Ну, вот, старообрядцы. Так вот это как раз и является именно тем, что сохраняет и старообрядцев, и даже мусульманский народ.

Кстати, пример: Святитель Макарий привел не из Израиля. Он рассказывал, что Господь говорит пророку: пойди в дом Рихаитов, и позови их, налей им по чаше вина. Они пришли, говорят: мы не пьем вина. Аминав, сын Рихава, наш предок, завещал: не пейте вина, ни вы, ни ваши дети, ни ваши потомки. Откуда сухой закон-то в мусульманстве? Это – оттуда. Совсем не от Магомеда.

Так вот, Господь говорит пророку: пойди в дом Израилев, позови их и скажи: пусть они у них поучатся. Я Господь Бог ваш, вы так Меня не слушаете, как они слушают заповеди своего отца. А им скажи: за то, что они так почитают и слушают заповеди отца: не отступит муж, предстоящий пред лицом всей жизни. То есть, ангел хранитель. Ведь есть ангелы хранители народов. Вот, ангел хранитель этого племени  и не отступит во все дни жизни их. До сих пор эти племена живут. 

Н. В. Карташева: - Потому что традиции соблюдают.

Прот. Валериан Кречетов: - Совершенно верно. Вот святитель Макарий Невский -  это новый святой, уже нашего времени, сказал: любой народ, почитающий традиции предков, просуществует дольше как народ, чем любое европейское государство.  Которое представляет собой сборище людей, соединенное экономическими связями, но потерявшее корни.

Так вот, почему я рассказываю? потому что молодежь, как всегда, за то, что нужно спилить: чего там? А деревья шесть лет стояли сухие. Приехал наш патриарх Алексий II, ему как почетному гостю, показывали  этот памятник. Он поклонился гробнице Даниила. А потом попросил святой воды и окропил деревья. И они теперь цветут и дают плоды.

А я им и говорю: слушайте, вот, VI век, мусульманство. А до этого что ж, у вас веры, что ли, не было? Как без веры жить? Не бывает народ без веры. Отвечают: У нас были идолопоклонники, солнцепоклонники …

Н. В. Карташева: - Ну, да, зороастрийцы…

Прот. Валериан Кречетов: - Да, зороастрийцы. Я говорю: так, значит, весь народ переменил религию? Так ведь мы тоже были язычники. Но стали христианами, может быть, вам тоже подумать?

Нет, на самом деле, ничего тут такого нет. Просто, ведь когда мы пользуемся автомашинами, так сказать, достижениями прогресса: английские, японские, американские, немецкие и какие там еще – мы не смущаемся. А почему же достижениями в земной жизни мы пользуемся, а духовным опытом -  простите, нет? Ну, пожалуйста, вот пример: Катехизис. Этот Катехизис все-таки православный. А там, где вопрос о семье – а это вопрос первостепенный, между прочим, во всем мире -  там очень интересно, приводится пример философа Сократа. У него была супруга, Ксантиппа, твердого характера. У него, кстати, было много детей. Она старалась его кормить -  муж же, нужно почитать мужа. А ему некогда  с нею разговаривать, он занимается философскими проблемами. Так она рассердилась и надела ему на голову горшок вместе со щами. Он говорит: ну, вот гром прогремел, а теперь и дождь пошел. Спокойно так, значит.

Ему говорят: как же вы с ней живете? Он говорит: это – ежедневная школа любомудрия, то есть смирения. Но один у него спрашивает: а мне жениться?-  Обязательно, говорит. Ну, а если как у вас попадется?-  Ну, если не такая, то повезло. А если как у меня – станешь философом.

Так что видите, наш Катехизис спокойно пользуется дохристианским примером. Поэтому во всяком народе, творящий угодное Богу приятен. Во все времена были люди, стремящиеся к истине. Просто полноту истины возвестил Сын Божий. Я пришел в мир, чтобы свидетельствовать истину, как Он сказал Пилату. А так, конечно. Вот, например, у нас есть такое выражение: семь раз отмерь, один раз отрежь. А я там услышал прекрасное изречение: семьдесят семь раз отмерь, но не дорежь.

Н. В. Карташева: - Почему?

Прот. Валериан Кречетов: - А потому что кто знает, а может, ты еще не прав? Но это и у нас есть, только оно звучит так: Не будь вельми прав, как бы ты не был прав. Да кто знает, как кто-то сказал: я боюсь ограничивать промысел Божий. Кто его знает? Ведь в истории происходили вещи, которые …

Н. В. Карташева: - Ну, да, поэтому мы говорим: как Бог даст, как Богу угодно.

Прот. Валериан Кречетов: - Бог передом правит. Все это действительно. Во всяком народе творящий угодное, Богу приятен. Поэтому понимаете во всех народах, чему можно найти примеры, но полнота всего… Почему говорят: вот там и там что-то есть, но нет полноты. Вот у нас, например, тоже, вот я верую. Хорошо, ты веруешь, но вот это так, а это – нет? Все равно все это нужно принимать и стараться исполнить.

Другое дело, что не все можно исполнить – это второй вопрос. Но отрицать – это противно веры. Есть главные догматы, основы веры, есть как бы неглавные, но все равно существующие. Да, посты, вот сейчас как раз наступают -  они сложились постепенно, но и то,  и другое – посты и догматы - так связано между собой неразрывно, что разрывать это – противно единству веры. Вот так. Вот мы, например, у нас голова, ноги, руки, туловище – все это наша жизнь. Ну, простите, бывает,  человек живет, не дай Бог, с пальцем что-нибудь случилось, без пальца, даже рука не действует, но если рука не действует -  ее же не отрезают! Поэтому отрицать, даже если не выполняется что-то, у нас пост – выполнять – не выполнять – это как можешь. У одного рука сильнее, а у другого слабее. А зачем же ее вообще-то лишаться?

Поэтому когда отбрасывают что-то: это я беру, это не беру -  это  недопустимо. Это своего рода сектанство. То есть, что такое? Ересь. Ересь – это то, что, в конце концов,  вырастает из секты, из частного какого-то мнения.  Потом -  постепенно, как говорится, расцветает и получается иногда даже ересь. А ересь (haeresis) -  значит, «выбор», то есть выбирают что-то, а про остальное молчат. Вот, например, пример всяких этих иеговистов, сектантов – у них очень просто, до примитивности. Они отрицают иконы, таинства, там все это не нужно.

Но самое главное, что когда их спрашивают: скажите, пожалуйста, а что самое было святое и самое драгоценное у Древнего Израиля на земле? Они могут сказать: Бог. Нет, то, что на земле, понимаете?  - Кивот завета. Это такая святыня, касаться ее никто непосвященный не мог. Это же история. И Господь сказал, как это сделать. Они говорят: нет, это нельзя сделать. И Господь сказал, как это сделать.

Почему мы почитаем священные предметы? И что такое Кивот Завета? Там жезл Ааронов – это посох. Он был священный. Это не моя палка, а посох Моисея или Аарона. То есть, эти вещи, понимаете – они от полноты благодати, полноты понятия. Отрывки эти везде существуют: то та увлекается этим, тот- еще чем-то… Это – конечно, увлечение, ну, а полнота -  она в Православной Церкви.

Н. В. Карташева: - Хранится, слава Богу.

Прот. Валериан Кречетов: - Да, хранится.

Н. В. Карташева: - И самое главное…

Прот. Валериан Кречетов: - И самое главное, что я говорю, как она передается, преемственность эта.  Проходят годы  - и оказывается, что это была связь с теми поколениями.

Я лично знал Владимира Петровича Седого. Это, как он сам не знал, оказался родственник митрополита Филарета. Я его и причащал, и соборовал, и отпевал. А история очень поучительна. Он родился в обычной православной семье, еще до революции. Он был очень талантливый человек. Имел два высших образования: историческое и медицинское. В основном, работал врачом. Но, кроме того, он был талантливый музыкант. Он даже когда-то аккомпанировал Шаляпину, который говорил: в тебе что-то есть. Мальчиком еще, молодым человеком.

 Дело все в том, что, когда он был мальчиком -  его учительница пения заболела. В это время через Москву проезжал отец Иоанн Кронштадтский.  Его попросили, он приехал, помолился, она исцелилась.  Когда он выходил, мальчик подошел к нему: «Это чей ребенок?» Он с родителями был. Батюшка Иоанн его  благословил и сказал: «Берегите этого ребенка, у него есть высокое духовное родство». И ушел.

 Второй был отец Алексий Мечев. Он пришел как-то к нему – а тот говорит: «Иди, скорее причастись, – отец Алексей раннюю служил.- Сходи, потому что у тебя за спиной стоит смерть». Он пошел, причастился, пришел – у него оказался сыпной тиф. Мать прибежала к нему – отец Алексий сказал: «Да, нет, Господь его сохранит». Ну, просто так нужно было.

 А иеросхимонах Арсений Новоиерусалимского монастыря, как-то он приехал туда – и вот что там случилось.

У нас сейчас есть такое мнение: некоторые, кто  причащается  - считают, кто часто ходит в церковь -  тому можно причащаться чуть ли не без исповеди.  Ничего подобного! Как раз там все с точностью до наоборот.  Он встал на исповедь, отец иеросхимонах подозвал его к себе и сказал: «Ну-ка, иди сюда, ты что, собрался причащаться? Тебе нужно неделю говеть, то есть каждый день ходить утром-вечером в церковь, потом будешь у меня исповедоваться и причащаться».

И тот всю неделю ходил каждый день, а потом пришел к нему. Иеросхимонах  его исповедовал, взял с него клятву, чтобы он никогда не обижал родителей и сказал: «У тебя есть высокий духовный родственник, он не прославлен, это великий русский святой, рано или поздно ты это узнаешь. А вот эта шапка, - говорит, там был купол, – это слетит отсюда». Потом, действительно, этот купол был взорван – пророчество совершилось.

Прошло много лет. Однажды он, уже будучи врачом, остался на работе. Долго принимал больных, никогда не отказывал, остался ночевать, лег на кушетке. Просыпается: свет, как он сказал: белый свет. Я, говорит, смотрю – за окном темно, а здесь свет, электричество не горит, свет без тени. Потом свет стал клубиться, и вырисовывается лицо духовное. Клобук, крест, и от креста свет, пронзительные глаза. Он был удивлен. «Ты узнаешь меня? – Я не знаю Вас. – Я митрополит Московский Филарет». Потом они очень долго с ним беседовали, потом он ему сказал: «Твоя пра-пра-прабабушка и моя мать были родные сестры». Вот, какое это родство. «Я к тебе пришел, как одному из последних моих сродников с просьбой, чтобы ты восстановил могилу моей матери». Кстати, опять почитание старших, даже родительских могил. У нас сейчас сметают кладбища.

Н. В. Карташева: - К сожалению, да.

Прот. Валериан Кречетов: - К сожалению, да. Так вот пример. Он сказал: «Ты должен на Пятницком кладбище восстановить могилу моей горячо любимой матушки». Там могила есть, но она заброшена сейчас. Он рассказал все, как там было раньше. «Ты думал, что там похоронены храмоздатели. Нет. Это моя мама. Поэтому, вот, иди». И значит, он стал узнавать, как это все.

А были советские времена. Он испугался. Так митрополит второй раз ему явился, говорит: «Ну, что же ты ничего не сделал?» Он оправдывался: «У нас решено, здесь ничего не будет». – «Иди, дойди хоть до Патриарха». Он действительно, дошел до патриарха Алексия I. Все это было восстановлено к столетию памяти его мамы, митрополита Филарета. Так вот, когда я с этим человеком познакомился, он сказал: «Я был всегда человеком глубоко верующим, я теперь я не верую, я знаю. Я, как с вами, говорил с человеком с того света». Вот такая связь – это просто как примеры, какая связь – вот, пра-пра-прабабушка –существует. Мы этого не знаем.

Н. В. Карташева: - А родовая связь?

Прот. Валериан Кречетов: - Так это и  есть родовая связь, а какая же?

Н. В. Карташева: - Да, конечно.

Прот. Валериан Кречетов: - Смысл здесь в чем? Сейчас появилась статья о Пушкине. Вот, сколько у него там святых?

Н. В. Карташева: - Александр Невский, 12 святых.

Прот. Валериан Кречетов: - Так вот, видите? А мы считаем и не понимаем. А сколько у нас? Вот одна раба Божия задала простой вопрос: сколько в нашем рождении участвовало людей? Оказывается, если посчитать, десять поколений – больше тысячи. А двадцать поколений – миллион. Мы все вот так переплетены. А кто там, в этом родстве был? Тоже родственники же были. Мы не знаем. Поэтому то, что здесь совершается….Мой отец, Царствие ему Небесное, любил говорить: ангелы славят Творца елико Он переплетает судьбы человеческие. Поэтому-то и происходит то, что сейчас происходит. Мы просто не знаем глубину этих корней.  

Н. В. Карташева: - Ой, батюшка, а если в родстве есть какие-то там преступники, наверное, страдают же их потомки? Да?

Прот. Валериан Кречетов: - Об этом сказано: до четвертого поколения проклятие, а в роды родов благословение. В том-то и дело. Мы все норовим на кого-то сваливать, на преступников. Да, простите, в родословной Спасителя было и кровосмешение, и что там угодно. А как же? Есть. Да и Давид-то сам. Когда, так сказать, где-то погрешил чем-то, он написал псалом: «Помилуй мя, Боже»…

Н. В. Карташева: - Это когда жену Урии…

Прот. Валериан Кречетов: - Да. Совершенно верно. Да. Но вот это мы как не видим, а это так. Да, он остался пророком, потому что есть покаяние. Преступники-то каются, вон, первым в рай вошел разбойник. Так что это вопрос. Да, вот у меня кто-то там что-то… - Да ты сам живи, как следует. Так вот эти корни, помните, у Ивана Андреевича Крылова: краса природы всей – крона. А, говорит: кто там, внизу? А мы, говорят, корни дерева, на котором вы растете. Вот это как раз, и проявляется, через столетия иногда даже. А уж десятилетия  - точно. Это вот то, что происходит.

Н. В. Карташева: - Поэтому нужно хранить традиции…

Прот. Валериан Кречетов: - Почитать старших.

Н. В. Карташева: - Почитать старших…

Прот. Валериан Кречетов: - Их молитвами мы живем.

- Батюшка, Вы, вероятно, были знакомы с отцом Николаем Гурьяновым. Можно Вас попросить немножко поделиться вашими воспоминаниями?

Прот. Валериан Кречетов: - Нет, был знаком – это звучит очень мягко. Я последние годы иногда сподоблялся к нему ездить каждую неделю. Проделав в сутки полторы тысячи километров: туда и обратно. Причащал батюшку. Это один из примеров живых святых нашего времени.

Вот самое замечательное, кто-то очень хорошо сказал, что в Православной вере одно из важнейших ее качеств  - живое преемство. Непрерывное живое преемство. Как оно передается –  сейчас говорили, что оно проходит с третьего тысячелетия.

Почему существует в Церкви Священное Писание, Священное Предание? Священное Предание ведь раньше, когда не было, записывали, до Моисея ведь не было, это Моисей записал. А и потом уже после: ведь нигде ни в Библии, ни в Евангелии не описано, например, о Введении во храм Пресвятой Богородицы. Оно есть, конечно, в других источниках, но и потом Введение -  это традиционно передается. Мы читаем в Евангелии о благовестии, о рождении Матери Божией. О Ее Введении – это область предания. А Предание как раз передается, на веру принимается от предков, из поколения в поколение. Поэтому, конечно, во-первых, отец Николай – это воплощение любви собой. Всегда умиротворенный, спокойный – это вообще свойство старцев. Около них такая тишина – когда приезжаешь чего-то спросить  - и не знаешь, что спрашивать. Настолько все спокойно и чудесно.

 Потому что на самом деле от них истекает вот, как говорит: Веруй в Мя -  и из чрева истекут реки живой воды, - как Господь сказал. Действительно, сколько людей притекало к нему, с каким терпением он выслушивал, а ведь приходилось такие вещи слышать! Причем поражаешься его смирению. Как, вот только читалось Евангелие, законник спрашивает Спасителя: что совершить, чтобы наследовать жизнь вечную? Господь говорит ему: как ты читаешь в Законе? - Возлюби Господа Бога твоего, потом ближнего своего. – Тот ответил: Я и так соблюдаю. А кто мой ближний? То есть люди знают как бы, и в то же время и спрашивают. Господь мог бы сказать: ты же сам знаешь, чего ты меня беспокоишь? А Он говорит: как ты читаешь? Так вот, именно у старцев была душа такая. Они смиренно отвечали на такие вопросы. Я сперва слушаю – какая глупость, вроде? -  а он, бывало, так скажет, конечно. Ну, о чудесах я, конечно, не говорю, которые по его молитвам совершались и совершаются. А в частности, например, спрашивает его кто-то: «Кем мне работать?». Я думаю: что же батюшка скажет? А он: «Пионером».

Н. В. Карташева: - Пионером?

Прот. Валериан Кречетов: - Я думаю, какой-то странный ответ. Ну, так. А что такое пионер? Первооткрыватель. Значит: ты ничего не знаешь, тебе везде все будет в новинку, тебе все равно кем работать, с чего-то просто нужно начинать. Ну, какая мудрость! Одна, вот, спросила: Чем спасать Россию? И говорит: «Вот,  знаете, батюшка, нужно облететь с иконой»…

Н. В. Карташева: - Крестный ход, я помню…

Прот. Валериан Кречетов: - Да, вокруг России всей. Где взять деньги? А он говорит: украсть. Ну, где столько денег возьмешь? Как такое? Понимаете? То есть, вот такие вопросы тоже – и он отвечал на это. Вот, например, я был в Бари, первый раз туда попал, батюшке рассказываю, как я приехал: ну, а как же там насчет постов? Там вопрос постов – это непростой вопрос. Сейчас пост приближается, у нас многие против поста. Это – не важно, это – не  нужно, это – вообще, тра-та-та-та.

Ну, вот так именно и подходила Западная Церковь. И когда я спросил: сколько дней они постятся? Два дня в году. Особо усердные, особо ревностные до обеда не едят мясо. Это называется пост. Представляете, что это такое?

Но есть ревностные, так они что делают? –Никто же в церковь-то особо-то  не ходит, потому что пришел, ну, три часа не поел, причастился, пошел. А исповедовать – это как по настроению. Я все это рассказал батюшке. А некоторые, я говорю, берут переносной престол и выносят его на пляж совершать мессу.

 Батюшка так вздрогнул, а потом говорит: «Ну, может, не стоило этого делать». Вот так, не осуждающе, а так: ну, не стоило этого делать. Это такая умиротворенность – я представил себе, как он приходит домой, а у нас там дым коромыслом.  Смотришь: может, не стоило этого делать? Это, знаете, умиротворенность такая. Батюшка очень любил животных – кошечек, голубей, птичек.

Н. В. Карташева: - Есть фотография его с кошками…

Прот. Валериан Кречетов: - Да, да. Вот я недавно такой услышал пример: у одних был попугай, вот такой, довольно крупный. Так вот, им куда-то ехать нужно. А куда его девать-то? К соседям. Кормить же нужно. А у них сиамский кот. Когда  увидел эту клетку с попугаем -  бросился на нее, шипел, когтями царапал. А тот на него посматривает спокойно, потому что он в джунглях не таких, видимо, видел. Потому, что там пантеры, а тут какой-то кот. Но так. Ну, а хозяева, которые отдали-то, думают: интересно, а что будет, если выпустить его? Выпустили. Попугай выходит  - кот на него как кинулся, он на него «шшшшш» - зашипел, тот попятился, по-кошачьи. Он опять на него, а тот: «Чаю хочешь?» Тот как рванул под диван и не вылезал оттуда. Животные -  они воспринимают доброту. Понимаете? Действительно, поэтому батюшка сказал: Ну, может, не стоило делать вот это… То есть, вот это любовь такая. Когда его спросили: Что вы пожелаете? - Люби, что тебя окружает.

А кстати, когда у нас всякие произошли изменения, в наших верхних эшелонах власти, батюшка спрашивает, вот, новое правительство, он говорит: «А этим правительствам  есть, кем управлять?» А ведь у нас все почему-то говорят, что вот то-то и то-то делает. У нас был правитель  святой, но не оказалось подданных.

Кстати, мне очень нравится высказывание Николая Васильевича Гоголя из «Духовного завещания»: «Не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг вас. Делайте каждый своё дело, молясь в тишине. Общество тогда только поправится, когда всякий частный человек займётся собою и будет жить как христианин, служа Богу теми орудиями, какие ему даны, и стараясь иметь доброе влияние на небольшой круг людей, его окружающих. Всё придёт тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся законные пределы всему. И человечество двинется вперёд. Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник».

 - Вот вы упомянули Александра Сергеевича Пушкина, Николая Васильевича Гоголя. Сейчас очень важна и актуальна тема сохранения русского языка. С большой радостью, Нина Васильевна, я приобрела в магазине «Кириллица» ваш замечательный сборник стихов «Имперские розы». Вы печатались для русского зарубежья, в Джорданвилле, в Мельбурне, в Австралии, в Киеве, в Барнауле, во Владивостоке. И вот в вашем стихотворном сборнике «Порфира и Виссон», есть такие актуальные строки о небрежении к русскому языку: «Холопов наняли хвалить или хулить, русскоязычен говор, но с акцентом. Какие молодцы  продать или купить,  как пользуются выгодным моментом…» И еще такие строки: «На экспорт наш дух для импорта праха». Как точно сказано! Спасибо вам!

Н. В. Карташева: - Ну, действительно, я сейчас очень переживаю, что с русским языком делается. Вот, смешение идет. Английского больше, чем русского в школьной программе.

Прот. Валериан Кречетов: - У нас сейчас появилась маленькая книжечка, потрясающая, и, действительно, русский язык и главное, как говорил Александр Сергеевич про модность: «Как стих без мысли в песне модной - Дорога зимняя гладка». Так вот, понимаете, здесь и слово и содержание. Называется она: «Золотая рыбка». Посвящена она Александру Сергеевичу Пушкину. Ее нужно просто миллионным тиражом выпустить для детей. Я недавно услышал потрясающие вещи: одной рабе Божией, к которой эта книжечка попала, она говорит: «Я без слез не могла ее читать». А когда она дала одной матери, и та прочитала своему ребенку, он сказал: «Мама, я никогда лучше ничего не слышал».

Н. В. Карташева: - Ну, дети чувствуют, да…

Прот. Валериан Кречетов: - Дети чувствуют. Понимаете? Это очень важно, потому что если развратить молодежь – погибнет нация. Язык и народ – это синонимы. Вы же это прекрасно знаете. Общеизвестная вещь. Нам когда-то говорили, что в Греции были ораторы. Это значит, они почитались. А почему? У нас тоже ораторов хватает, вроде.

 Бывало -  простыни такие читаешь, эти передовицы. Правда, там, как говорил Маяковский, «единого слова ради» изводят «тысячи тонн словесной руды». Ну, а суть вся в том оказывается, что почему это было почитаемо? Потому что признаком интеллекта было владение словом, а не другие дарования. И поэтому-то наш соотечественник великий, Михаил Васильевич Ломоносов, он был не только ученый, он и слово знал. Наизусть знал Псалтирь, мало кто об этом знает. И поэтому, собственно говоря, именно владение словом есть признак интеллекта. А сейчас получается -  интеллект искусственный. Ну, искусственный интеллект – это, простите, от машины. А уж засоренность -  я не говорю о сквернословии. Это раковая опухоль в языке.

Н. В. Карташева: - Да, это ужасно.

Прот. Валериан Кречетов: - Потому что говорят молодые -  у них через слово, понимаете? Добровольное сумасшествие. Потому что говорится слово, потом вставляется непонятная тирада, потом опять слово еще – безумие.

Н. В. Карташева: - На мистическом уровне – это считается молитва сатане.

Прот. Валериан Кречетов: - Да, конечно, да.

Н. В. Карташева: - Ужасно.

Прот. Валериан Кречетов: - Кстати, я вам скажу как священник. Я-то слышал от старших священников поколения, что сквернословов, особенно матерной брани, Господь не допускает до причастия. Пришли одного причащать – он сквернословил, священник повернулся – тот упал мертвый. Факт. Так что это страшное дело.

Н. В. Карташева: - А бабушка моя говорила, что Матерь Божия на три года отрекается от того человека, кто слово произносит мерзкое.

Прот. Валериан Кречетов: - Совершенно верно. Я думаю, что да. По крайней мере, я точно знаю совершенно и на себе испытал, и другие испытали, что когда называется или произносится  черное слово -  даже если в твоем присутствии, то нужно читать «Отче наш», иначе и на тебя ляжет.

Н. В. Карташева: - Ужас.

Прот. Валериан Кречетов: - Да. Это точно. Я однажды ехал, давно очень, с таксистом, я еще молодой священник был. Он в разговоре так черканул, как говорится -  я тут же «Отче наш» прочитал. А я сам водитель, у меня 62 года водительский стаж, между прочим. И вот машину вдруг понесло в кювет, он выправился  и  говорит: «Ну, сейчас бы сыграли в кювет». Водитель говорит: «что такое?» Ну, я-то понял, в чем дело-то. Он выругался в это время. Поэтому это вопрос сверхсерьезный.

Н. В. Карташева: - Сверхсерьезный, да.

- Сейчас утверждается мнение, что отец Николай был тайный схиепископ. Даже иконы есть. Но существует воспоминание почившей схиигуменьи Варвары, ныне живущей игуменьи Георгии в Иерусалиме, что батюшка хотел принять постриг, но там его одежды сгорели. Как Вы к этому относитесь? Потому, что Вы непосредственно находились с отцом Николаем, и слышали, и я знаю, что есть еще воспоминания ныне живущих священников. Которые говорили, что им отец Николай прикровенно говорил. 

Прот. Валериан Кречетов: - Дело все в том, что нужно помнить одну простую вещь: были времена, когда были и тайные священники, и тайные епископы. То есть, это неизвестные для мира. Но они так и остались тайными, и о них не принято было говорить. Потом иногда, я знаю, батюшка вдруг пропоет: «Ис полла эти деспота». А это относится к архиерею. Поэтому…

Н. В. Карташева: - И благословлял…

Прот. Валериан Кречетов: - Да. Поэтому святость старца – это святость старца, а сан – это сан. Когда-то я услышал от старейшего профессора Московской академии по тому вопросу четкий ответ: старчество может иметь простолюдин и может не иметь архиерей. Это харизматический дар. Что касается старца – мы почитаем его как старца, как святого человека. Архиерейский сан дает право рукополагать других в священники и епископы, а в остальном он совершает так же, как и священник все остальные таинства, кроме таинства Евхаристии, ну, и особого – мироварения. А так все остальное – одинаково. Поэтому: был ли он не был – это существенного значения не имеет.

И для чего это нужно? Что это прибавит его святости? Ну, например, знаем, что есть такой преподобный Никон Кипрский. И он именуется преподобный Никон Кипрский. Его бывает память5 января. Но он именуется как преподобный, хотя он был епископ. Поэтому и так, и так. Некоторые епископы, и частности, Митрофан Воронежский принял схиму. Да и другие. Было так, что, но это епископство, схимы – это уже как Бог судит. И по нужде времени. Это вопрос непростой.

Я думаю, на эту тему не стоит дискуссии вести, потому что мы не знаем. Я лично слышал от своего родственника: как-то он увидел в большом государственном чине своего несколько дней перед этим служившего тайного священника. А кто он был – он даже не сказал. Так что, что там уж – это один Бог знает.

Н. В. Карташева: - Батюшка, вы такой мудрый! Можно я вам задам вопрос? Это личный такой. Мы сейчас проводим второй фестиваль «Сила Веры». Он прошел в Храме Христа Спасителя год назад, а теперь будет в Александро-Невской лавре. Посвящен он священномученику Серафиму Чичагову. Это же был широко образованный …

Прот. Валериан Кречетов: - Офицер.

Н. В. Карташева: - Офицер, врач, богослов. Иоанн Кронштадский был его духовником. Он и художник был великолепный, иконописец. И музыкант. Но у нас денег, конечно, никаких нет. И вот один человек хотел пожертвовать нам. А потом он стал говорить что Чичагов когда был на Петербургской кафедре, на Ленинградской тогда, он с иосифлянами спорил, и он никакой не святой. Одним словом, я даже не знаю, я растерялась, как отвечать.

Прот. Валериан Кречетов: - А что с иосифлянами?

Н. В. Карташева: - Ну, он сказал, что он святым не может быть, потому что он иосифлян ругал.

Прот. Валериан Кречетов: - Ну, вот: ругал! Это слово можно не применять к этому. Дело все в том, что если он в чем-то был не согласен, то это в Церкви бывало. Понимаете?

Н. В. Карташева: - Святой ведь не значит безгрешный, да?

Прот. Валериан Кречетов: - Да, дело не в этом. Во-первых, один Бог без греха. Это прямо сказано. А потом – несогласие с кем-то по каким-то вопросам – это не является препятствием к канонизации. Есть два святых довольно известных: Иоанн Златоуст, его память вчера была, а второй – Кирилл Александрийский, Патриарх. Вот пусть почитает их жития. Кирилл Александрийский не признавал Иоанна Златоуста. И оба святые, во-первых. Выяснилось это, когда он увидел, как окружающие Иоанна Златоуста в таком видении устремились на Кирилла. А Матерь Божия говорит: «Не трогайте, он Меня почитает». Вступилась за Кирилла Александрийского. То есть это два святых, вселенских святых, которые были в чем-то не согласны. Понимаете?

В чем-то несогласие не является препятствием. Между апостолами были разногласия. Это же известно. И потом несогласие  - это одно, а ругать другое. Кстати, священномученик Сергий Мечев был не согласен с патриархом Тихоном. Да. Когда введенный в заблуждение Патриарх Тихон, а тогда Константинопольский Патриарх был Мелетий -  он перешел на новый стиль.  И другие Церкви там, за кордоном, перешли, а Россия продолжала, Грузия, Сербия и Иерусалим, так они до сих пор и остались по старому стилю. Так вот, Патриарху сказали: «Все уже перешли». Он сказал: «ну, раз все, тогда  и мы». Он был такой смиренный. И дал указание. Отец Сергий, он не ругался, не кричал, он пал в ноги Святейшему: «Ваше Святейшество, я вас люблю, уважаю, не считайте меня бунтовщиком». Тот говорит: «Отец Сергий, я тебя знаю, какой ты бунтовщик? Ну, что ты?» Он говорит: «Ваше Святейшество, оставьте меня как единоверца под своим омофором». Нашел форму, понимаете?

 Простите, мы говорим – это новый стиль, между прочим, под омофором Константинопольского патриарха находится Афон – а ведь там по старому стилю. Так что же получается? Ну, и причем ругать тут? Что делает другой – за это каждый сам  ответит перед Богом.

Н. В. Карташева: - Ну, да. А потом, владыка Серафим Чичагов был государственник. И в каких бы катакомбах нас крестили, если бы не было нашей Церкви?

Прот. Валериан Кречетов: - Да. В катакомбах тоже крестили. Но это не вопрос. Не в этом дело.

Н. В. Карташева: - А где их найти, эти  катакомбы?

Прот. Валериан Кречетов: - Да их  нет.

Н. В. Карташева: - Ну, так вот.

Прот. Валериан Кречетов: - Дело не в этом, в каких катакомбах нас крестили. Крестили в катакомбах -  не в катакомбах…. Это вещи совершенно разные. Это отношение к официальной власти, а никакого отношения к Церкви оно не имеет. Они остались в той же Церкви, и также все это поминали.  Только они были официально зарегистрированы. Так что, тут мешанина такая….. Потом  -  никто не ругал. Отец Сергий Мечев был не согласен с некоторыми положениями Митрополита Сергия Страгородского. Он его не поминал.

Н. В. Карташева: - Да. И открыто.

Прот. Валериан Кречетов: - Да. Но мне это лично говорил отец Всеволод Шпиллер, а ему отец Сергий Дурылин, который не поминал его. А потом входил в алтарь и говорил: «Господи, помяни митрополита Сергия». 

Н. В. Карташева: - Отец Сергий Дурылин?

Прот. Валериан Кречетов: - Мечев. Рассказывал отец Сергий Дурылин, что он слышал, как отец Сергий Мечев поминал патриарха Сергия отдельно. Он молился за него. Это вещи разные, понимаете? Официальная позиция: с чем-то не согласны, а другая -  молиться. У нас все это путаница сплошная. Это так легко раскидывают туда-сюда.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+