Перейти к основному содержанию

00:52 26.03.2019

Допустим ли секспросвет для наших детей в школах?

13.12.2018 11:49:15

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/12/02/21-00

о. Олег: - Здравствуйте! У микрофона Олег Стеняев.

В. Носов: - И Владимир Носов. Добрый вечер. Хотелось бы начать передачу со слов Патриарха, сказанных Его Святейшеством, когда он пребывал с визитом в Калининграде. Он призывает духовенство к тому, чтобы воцерковлять россиян. «Мы в самом начале духовного возрождения нашего народа. Статистически сегодня большинство россиян говорят о своей принадлежности к православной вере. Но статистическая принадлежность и реальное воцерковление - это разные реальности. Мы должны работать над тем, чтобы осуществлялось реальное воцерковление, надо, чтобы люди умом и сердцем почувствовали силу молитвы». Батюшка, наверное, священники сами знают свои возможности и способы воцерковления. Как отреагировать нам, мирянам, которые тоже видят в этом необходимость и, возможно, захотят поучаствовать в этом великом деле?

о. Олег: - Важно наполнять разные площадки положительной религиозной информацией. Например: кто-то в интернете имеет площадки, на радио, на телевидении. Кто-то имеет доступ к местной газете. Мы будем перенаправлять информационные потоки в нужное для нас русло, просто насыщать информацией. Например, интересные статьи на религиозные вопросы вышли для молодежи, почему не  переиздать на этом сайте, здесь и там? Чем больше мы насыщаем информационное пространство положительной религиозной информацией -  тем лучше.

В. Носов: - Хотел бы тему затронуть: говорят о секспросвете для молодежи, причем речь не о старших классах, а о средних. Допустим ли такой  секспросвет для наших детей в школах?

о. Олег: - Единственный секспросвет, который я понимаю как священник -  это изучение Закона Божия. Там содержатся сведения о разрешенных и о запрещенных сексуальных отношениях. Например, во дни Иисуса Христа дети начинали изучать Закон Божий с пятилетнего возраста, с книги Левит. Это книга святости, и в этой книге как раз даются законы о сексе, что разрешено, что запрещено, какая степень родства не допускает таких отношений, а в каком случае такие отношения возможны. Там много говорится о запрещенных видах секса, против зоофилии, гомосексуализма, целого ряда пороков. Говорится о том, что тело человека оказалось в состоянии осквернения. То есть на уровне Закона Божия человеку нужна информация. Заповеди ставят ограду вокруг человека, чтобы отдалить  его от возможного нарушения Божией воли. Детям должны быть известны законы чистоты. Но опять же, это укладывается в преподавание Закона Божия. Не думаю, что маленьким детям это надо объяснять, но они должны знать какие-то элементарные вещи. Например, когда я совсем маленьким детям объясняю заповедь: «не прелюбодействуй» -  я говорю, что мальчики должны с уважением относиться к девочкам, девочки к мальчикам. Уступать место, не позволять грубостей. Юному возрасту такого достаточно. А потом, конечно можно объяснять дальше, могут или не могут быть добрачные отношения. Это если детям уже 17-18 лет, потому что знания о таких отношениях они получают в миру. А в Законе Божием все содержится, там можно найти все ответы.

В. Носов: - Странно, когда инициируется Церковью преподавание основ православной культуры, то против этого дыбом встают целые слои общества - и либеральные, и образовательные. Но когда предлагается такая форма, явно не будут изучать по Закону Божию  секспросвет, то отклики сразу положительные.

о. Олег: - Я бы вообще не стал использовать это название: секспросвет. Это не по-русски. Есть заповеди Божии. Как есть и стихотворение: «кроха сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо, и что такое плохо». Конечно, наши дети должны знать, что запрещено, что разрешено. Если они этого не будут знать, им могут сказать какие-нибудь совратители, что в Библии об этом ничего не говорится. Мне рассказывал один человек, которого пытались подсадить на наркотики. Он сказал, что он христианин, а они ему в ответ: а где в Библии про наркоманию сказано? Там про это ничего нет. И даже про курение ничего нет. Поэтому наша молодежь должна иметь ответы на такие вопросы. Но из Священного Писания  прежде всего.

В. Носов: - Батюшка, делать ли доброе дело, если после него приходит тщеславие?

о. Олег: - Если Вы делаете доброе дело, а потом появляется тщеславие, то может быть это не тщеславие, а радость о том, что вы сделали что-то доброе. Человеку трудно распознать чувство в себе, его природу, наименование. А то, что человек чувствует удовлетворение, совершая нечто доброе -  это да некая реальность. Тщеславие - это когда человек начинает превозноситься над другими. А когда он радуется доброму, что он сделал, то я не думаю, что тут есть тщеславие, но радость, что ты смог поучаствовать в жизни другого, протянуть ему руку помощи.

В. Носов: - А если возношение приходит?

о. Олег: - Делать добрые дела по послушанию.  Тогда вы отсекаете свою инициативу, а она может быть и наказуема. А когда это делается по благословению, то это не как бы человек сам принял решение делать доброе дело, а ему дали такое поручение.

В. Носов: - Вспоминаю Московский монастырь Покровский, где мощами почивает блаженная Матронушка, там в очереди часто предлагают потрудиться. И надевая халат послушника, беря совок и веник, чувствуешь под взглядами тщеславие. Казалось бы, чем тебе тщеславиться, на тебя смотрят как на дворника - а ты тщеславишься тем, что ты такой хороший, послушный и помогаешь.

о. Олег: - Может быть, начать это делать с какой-то регулярностью, тогда появится усталость, и будет не до тщеславия.

Вопрос: - Где наиболее подробно описан быт времен Иисуса Христа? Как люди ели, справляли праздники, одевались, молились?

о. Олег: - Все это подробно рассказывается в Мишне -  это свод бытовых знаний. Это ядро той информации, которая содержится в Талмуде. Обычно люди думают, что Талмуд  - это какие-то ложные иудейские догматы. Но там нет никакой иудейской догматики, начнем с этого. Нет вероучительных дискуссий. Почти нет библейской экзегезы. Ложной такой, иудейской. Там именно дается описание быта: как сеять пшеницу, ячмень, ухаживать за виноградником, как справлять субботний день, Пасху, из какой ткани шить одежду. Все в бытовых подробностях Масса сведений, связанных с бытом. Поэтому если вы возьмете «Толковую Православную Библию», то там огромное количество ссылок и на сам Талмуд, и на таких авторов, как Барбанель -  это еврейская экзегеза, Раш, и другие. Потому что без этих знаний как мы поймем, что они там делали, какое понятие влагалось в такое определение, как геенна огненная. Во дни Иисуса Христа это была свалка за Иерусалимом, которую постоянно поджигали. А чтобы она не гасла, подбрасывали туда серу. Поэтому это некий такой эвфемизм. Когда говорят «бросить в геенну огненную» -  значит -  в ненужное место. Но Христос использует этот устоявшийся эвфемизм  по отношению к вечным мукам, которые человек может получить за гробом. Что такое игольное ушко реально, как это понимали? «Игольное ушко» -  это ворота, которые были в Иерусалиме, которые не закрывались даже ночью. Но они были такие узкие, что чтобы туда протащить верблюда, надо было смазать его бараньим жиром, снять с него все вещи и с трудом пролазить.

Вопрос: - Что означает имя Господа нашего «Иисус Сладчайший»? Откуда оно? Что значит делать что-то Христа ради?

о. Олег: - «Иисус Сладчайший»  - это словосочетание из акафиста Иисусу Христу. Оно как бы указывает на ту сладость, которую мы переживаем в Святых Дарах, причащаясь Тела и Крови. Это не вкусовое ощущение, но духовное. И более сладостного духовного ощущения мы нигде пережить не можем. А делать добро во имя Господа указано в Писании, это слова апостола Павла: все, что вы ни делаете словом или делом -  делайте во имя Иисуса Христа. Совершенно очевидно, что мы не можем делать зло во имя Иисуса Христа. А если все, что мы ни делаем, мы должны делать во имя Иисуса Христа, то значит, мы должны исключить из своей жизни поступки, которые мы не можем делать во имя Христа. Человек же не даст прикуривать другому во имя Христа. А сказать человеку - брось курить, решительно начать объяснять и делать это во имя Божие, потому что Господь повелел нам относиться к чистоте своего здоровья достаточно внимательно и защищать чистоту тела и души. Как храм Божий. Поэтому, если  не во имя Христа, то это просто нельзя сделать. Совесть всегда подскажет.

В. Носов: - Хорошая проверка, я слышал, если ты сможешь помолиться перед каким-то делом, то можешь смело его делать.

о. Олег: - Это то  же самое, потому что в молитве призывается имя Божие.

Вопрос: - Почему всю жизнь меня преследуют одни беды, скорби, болезни детей? Я в душевном смятении, что не могу этого понять и найти ответы. У меня было четверо детей. Две из них больны ДЦП. Одна тяжелая, а другая легкой формы. Я 19 лет ухаживала за старшей дочерью, пронесла крест этот как могла, но в возрасте 19 лет Господь забрал ее. Я поняла, что когда в доме такое дитя -  то это сам Ангел хранитель. Беды нас миновали, она своими молитвами охраняла нас от бед.

Но по ее смерти начались у нас беды. Через три года сгорел домик, где мы жили. Два года блужданий. Потом пошла на работу. С сыном набрали кредитов, построили дом. Потом снова в один день руины. Зачем все это, в  виду чего? У меня сейчас уныние. Живем в чужом доме. Что делать, неясно. Где брать средства - неясно. Говорят: обращайтесь к богатым. Но кто мне протянет руку помощи? Денег хватает только на долги перед банком. Помогите нам!

о. Олег: - Я сочувствую Вам. Помоги, Господи. Я сам живу с 17 лет не в своем постоянном жилье, его у меня нет. Я живу по разным церковным квартирам, или кто-то приглашает жить. Я даже в библиотеку не могу собрать - она разбросана по трем местам в Москве. И я вообще не уверен, что в старости у меня будет жилье. Но это такая реальность, в которой многие люди живут. И особенно люди переживают, что вот, здоровье пока есть, а потом его может и не быть. И что делать? Но с 17 лет я ни разу не ночевал на улице. Господь посылает поддержку. Я не голодал. Всегда был при храмах и церкви. И здесь особые люди. Но этот совет, который вам был дан - вы не вешайте трубку, может, кто-то откликнется. Оставьте свои данные.

Сейчас много людей в подвешенном, неопределенном состоянии. А вот в советские времена ничего подобного не было. У каждого была прописка, каждый мог встать на очередь и получить жилье. А сейчас этот дикий капитализм, агрессивный по отношению к социальным вопросам. К сожалению, нет и профсоюзов. Они должны защищать интересы трудящихся. У нас прикормлены какие-то профсоюзы, а они должны работать в оппозиции ко власти, к работодателям. Ничего этого унас нет.

Вопрос: - Часто видишь, люди ходят в Церковь, а сами выглядят немного уныло. Может, это я так вижу. Мне кажется, что радоваться же надо. И спасутся ли люди, которые делают хорошие, добрые дела, но некрещенные, невоцерковленные?

о. Олег: - Радость должна быть совершенной. Кстати, без радости и веселия нельзя угодить Богу. В Законе Божием так и сказано: если кто исполняет заповеди без радости и веселия, та душа истребится из народа, Господь выгонит тебя из твоей земли и будешь жить на чужбине. Вот так сказано. Поэтому мы должны серьезно относиться к унынию - это смертный грех в православии. Как сказано - всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите. Поэтому унывать особо нельзя. Бог промышляет о каждом из нас. И о птицах небесных, и о зверях полевых, о всем Своем творении. А что касается некрещённых - это сказано в послании к Римлянам апостола Павла: язычники, не имея закона, по природе закона делая, тем самым обнаруживают, что закон написан в их сердцах. О чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую. И он далее пишет, что в день Страшного Суда по его благовествованию такие люди будут судимы по закону именно совести. Как это ни странно, на Страшном Суде не будет ничто выясняться связанное со сравнительным богословием, догматическим. Один вопрос, который там будет решаться: был ли человек милосердный? Христос будет говорить - ты меня не напоил, когда я жаждал, ты Меня не накормил, когда я был голодный, ты Меня не посетил, когда Я был в больнице или тюрьме, не одел, когда Я был нагой. И люди будут спрашивать, когда же они видели Его в таком состоянии? И Христос ставит знак равенства между Собой и любым другим человеком. В этом универсальность христианства - мы служим Христу Богу, служа любому человеку. А если это так, а Евангелие говорит, что это так, то Христу Богу может послужить даже неверующий, если он проявляет заботу о любом другом человеке.

Тут есть одна проблема. Она связана с нашими грехами. Да, добро вложено в нас, но в Писании сказано: в беззакониях зачат, во грехе родила мать. И, несмотря на то, что добро всеяно в каждого, человек творит еще и зло. А что делать с ним -  люди не знают. В иудаизме они петуха крутят над головой,  надрезают ему лапки, может -  грехи к нему пристанут? В исламе призывают человека к невероятному подвигу, чтобы он очистился. Все это немного непонятно для нас, христиан. А в христианстве ты должен уверовать в Иисуса Христа. Ты должен креститься, исповедоваться, причащаться. Таким образом, христиане пришли к такой формулировке: Бог не приемлет добрых дел не соединённых с истинной верой. Точно так же, как Бог не приемлет точное православное исповедание веры, не соединенное с добрыми делами. Об этом сказано в I Послании к Коринфянам, 13 глава. Имеешь всю веру и все познание, а любви не имеешь -  то в этом тебе никакой пользы нет. Бесы веруют и трепещут, но разве им это помогает? Хотя они имеют правильное представление о Христе, о Боге, они же безошибочно распознавали в Иисусе именно Сына Божия, когда говорили: Святый Божий, зачем ты пришел раньше времени мучить нас? Эта вера для них не была спасительной.  

В. Носов: - По первому вопросу хотелось бы сделать дополнение. Владыка Тихон Шевкунов как-то раз заинтересовался Евангельским текстом и решил подчеркнуть на компьютере повторяющиеся места.  Он был наиболее удивлен тем, что самые часто повторяющиеся слова, которые повторяет Иисус Христос - это «Не бойтесь» и «Радуйтесь».

о. Олег: - Да, Христов призывает нас к радости. Неоднократно Он говорит: «Не бойся». Потому что мы все парализованы страхом. Христос разрушает иллюзию наших страхов. Говорит: «Не бойтесь. Если Я забочусь о вас теперь -  неужели не буду заботиться потом?» А вот та женщина, которая звонила и говорила, что не понимает, за что и почему даются такие испытания -  нам действительно бывает трудно в этом разобраться. Но я верю, что Бог не посылает испытаний сверх наших сил, и в самом испытании Он дает некое облегчение. Хотя кто-то и ведет бездомный образ жизни. Но мы должны уповать на Бога.

В. Носов: - За великие испытания и великая награда ждет, если достойно человек пронесет их.

о. Олег: - Я себя этим утешаю. Нет у меня жилья, так, может, и зачтется мне это на небесах? Ведь Сыну Человеческому тоже негде было голову преклонить. И Он обещал нам, что в доме Отца обителей много. Если было бы не так, то Я пошел бы к Отцу и умолил Его, и Он приготовил бы для вас обители. Поэтому на небесах мы получим нормальные условия существования, если сохраним веру до конца.

Вопрос: - Хотел бы  дать совет на вопрос, как бороться с тщеславием, если Вы позволите. Святые отцы учили, что после хорошего дела жди искушений. Чтобы побороть это, нужно трезвиться, бдеть. Нельзя принимать тщеславные помыслы, а нужно творить Иисусову молитву и себя укорять.

о. Олег: - Тщеславие с точки зрения логики лишено смысла. Все что мы имеем - это нам дано со стороны. Как в Писании сказано: что ты такое имеешь,  чего не получил? А если получил, то чего хвастаешься, будто имеешь?

 Вот некто выступает на радио Радонеж -  так ему дали образование, он в семинарии учился, книжки читал. Другой другого достиг. Кто-то ему помог, кто-то поддержал, направил. Человек не может сам по себе чего-то достичь. Как я часто говорю, что мы кто-то и что-то во Христе, но никто и ничто вне Христа.

Вопрос: - Тропарь Кресту в некоторых храмах поют со словами: «православным христианам на сопротивные даруя», а в некоторых без них. Откуда это пошло и как правильно?

о. Олег: - Раньше до революции пели  в этот момент: «Царям и Императорам». А когда революция произошла, то стали опускать Царей и императоров. Текст оказался в таком цензурированном виде. А потом христиане заграницей вставили слова: «православным христианам на сопротивные даруя». Я думаю, это очень логично в нашей ситуации. А те, кто не поют, то это у них какая-то совдеповская боязнь до сих пор. Официально на многих богослужениях, да и где Патриарх служит, поют «православным  христианам на сопротивные даруя»,а не просто так кому-то даруя.

В. Носов: - Хотелось бы вернуться к словам, с которым мы начали о миссии, о проповеди, о воцерковлении наших соотечественников. Чтобы каждый по своей возможности говорил слово о Христе.

о. Олег: - Да, насыщать информационное пространство.

В. Носов: - Сегодня услышал от известного человека, профессионального боксера, абсолютного чемпиона мира Александра Усика, православного христианина, родом из Крыма, а сейчас живущего в Киеве, историю: на программу дозвонилась верующая женщина и рассказала о сложной ситуации, что нет денег и не на что кормить детей. Так вот эфир услышал неверующий человек, бизнесмен богатый, он приказал своей работнице идти и закупить много продуктов. А на вопрос, от кого это -  ответить, что от диавола. И когда женщина пришла с сумками дорогой еды в квартиру этой женщины -  та начала прославлять и благодарить Бога. Та женщина, что принесла продукты, спросила, не хочет ли она поинтересоваться, от кого это все? А та ответила, что незачем, потому что когда Бог приказывает -  даже диавол повинуется.

о. Олег: - Интересно.

В. Носов: - Вот такая притча. Аудитория Александра Усика огромная, его знают по всему миру. Человек - спортсмен выступает как настоящий миссионер.

Вопрос: - Как истолковать фразу: не сообщайтесь с блудниками? Моя подруга соблудила до брака, сейчас не в браке. Она покаялась, а сейчас общается с молодым человеком не совсем целомудренно, но у каждого ведь свои грехи. Она завтра, может быть, покается, а, если я прекращу общаться -  дружбы нашей уже не будет. Так, может, мне ее в чем-то поддержать? Нельзя же так резко прекратить общение? Это же не по-христиански?

о. Олег: - Там сказано так: кто, оставаясь братом, является блудником, с тем не сообщаться. Но нет запрета общаться с блудниками, которые в миру. А тот, кто декларирует, что он христианин -  при этом остается блудником. То есть, впадая в этот грех, он не приносит покаяния. То есть, он как бы пережил разочарование в возможности исправиться и пустил все на самотек. А наша задача, если мы видим, что у сестры такие проблемы -  мы должны один на один поговорить с ней. Как сказано, обличи. Если послушаются, то мы имеем их как друзей. Если они не исправятся - тогда двое трое могут побеседовать: ну, что ты делаешь? Ты себя называешь христианином, в церковь ходишь, надо же исправляться!

 Многие впадают в блуд или нечистоту по неопытности. Или возникает страсть настолько сильная, что они не могут себя контролировать. Но с годами любая такая страсть ослабевает в человеке. И многие стяжают настоящее целомудрие именно на склоне своих лет. Это реально. Когда забывая заднее, простирайтесь вперед. Взявшись за плуг, не оборачивайся, потому что неблагонадежен для Царствия Божия взявшийся за плуг и оборачивающийся назад.

То, что она Ваша подруга, накладывает на Вас обязанность вразумлять ее и не один, не два и не три раза, а более интенсивно, может быть, привлечь еще других людей, которые могли бы ее наставить. Любая женщина имеет право на женское счастье, имею в  виду нормальную семейную жизнь. Но не всегда у сестер так все хорошо складывается, и мужчинам в этом смысле значительно легче. Сестры, а я всегда очень переживаю за них, когда они ищут свою вторую половинку и не могут никак найти. Поэтому надо поддерживать таких людей, может, падение произошло от дефицита человеческого общения, может, вы здоровались и были приветливы, а потом не видели ее годами. Мы всегда щадяще должны относиться к людям. Вот я знаю, как в монастырях бывает, когда брат впадет в блуд, например. Так его окружают заботой сердечной. К нему всегда повышенное внимание, никто ему не выговаривает, наоборот -  пытаются найти слова, включить его в молитвенную группу, приходят на помощь с советами, предложениями. Вот это христианское человеческое отношение.

А если в христианском сообществе упавшего добивают ногами, все время ставят на вид его падения, то это уже не христианское сообщество. Здесь любви нет. А святые отцы нам заповедали любить грешника, и ненавидеть грех. Отождествлять грех и грешника мы не должны. Любой грех все же фрагментарен в жизни. Человек не может 24 часа в сутки блудить или пьянствовать. Это фрагмент его жизни. Момент печальный, но есть выход из любой такой ситуации.

Любое блудное падение, если вы посмотрите самые строгие правила, там предусматривается наказание никогда не пожизненное, но на какое-то время человек несет епитимью, а потом восстанавливается в статусе христианина и приступает к Святым Дарам так, как положено. Прочитаем, что об этом говорится в 1-м послании к Коринфянам,  глава 6, 9-11 стих: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники  Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Поэтому имейте надежду, что обращение ее возможно, этот отрезок ее жизни уйдет в прошлое, и она сможет сказать вместе с апостолом Павлом, что она такой была, но такой не является.

Вопрос: - Евангелие от Иоанна, 15 глава, стихи 26-27 объясните, пожалуйста. «Но когда придет к вам Утешитель,  исходящий от Отца Дух истины, Которого Я к вам пошлю, когда буду у Отца*, Он будет свидетельствовать обо Мне. Вы тоже Мои свидетели, ибо от начала вы со Мной».

о. Олег: - Дух Святой  - это сила Божия и Божественная личность. И проявление Божественной любви. Апостол Павел пишет, что любовь Божия излилась в сердца ваши Духом Святым, данным нам. Таким образом, Дух Святой  - это, с одной стороны, божественная личность. Это подтверждается тем, что хула на Святаго Духа не прощается. Но это и великая сила Божия, потому что Деве Марии было сказано, что сила Всевышняго найдет на Тя, она же от Духа Святаго  зачала.  И апостолам было сказано ждать, пока не облечетесь в силу Духа Святаго. Иоанн Креститель говорил: Идущий за мною сильнее меня, я крестил вас водою, а Он  будет крестить вас Духом Святым. То есть, заслугами Христа мы получаем Духа Святаго. Вне Христа мы не можем приобщиться к Духу Святому. И в Евангелии от Иоанна прямо сказано, что Отец дарует нам Духа Святаго во имя Сына Божия.

Как это работает? Сын Божий пришел на землю взять на себя грехи мира. И Он своей крестной смертью очистил души верующих. И сделал их способными принять в себя Духа Святаго. Эти события очень взаимосвязаны: смерть Иисуса Христа, очистительное Его воскресение, которое оправдывает нас. И потом Христос сказал: «Ждите. Лучше будет для вас, если я пойду к Отцу и умолю Отца, и Он пошлет вам Духа Святаго, Который научит и наставит вас на всякую правду. И когда в день Святой Пятидесятницы Дух Святой сошел на апостолов, тогда они стали новыми настоящими людьми, в смысле духовными. До этого они были еще плотскими. Хотя во многом они просветились словами самого Христа, потому что Его слова тоже несут нам освящение. Но необходимо было принять Духа Святаго. В православной христианской традиции было принято, что  после Таинства Крещения совершается Таинство миропомазания, в котором человеку сообщаются печати Духа Святаго, когда священник помазывает человека освященным миром и трижды произносит слова: «печать дара Духа Святаго». И смысл жизни христианина - раскрывать эти печати Духа Святаго. И мы их раскрываем в плодах и дарах Духа Святаго, когда мы все это проявляем в нашей жизни. Дух Святой дышит, где хочет, и голос его услышишь, откуда приходит, куда уходит-  не знаешь.. Это мощное принятие Духа Святаго. И мы принимаем в его в православной христианской традиции в Таинстве святого Миропомазания. А потом усиливаем в себе. Действие призывающей благодати Духа Святаго распространяется вообще на все человечество, потому что Дух дышит, где хочет, и он касается сердец и иудеев, и мусульман, призывающая благодать касается всех. Нет ни одного человека на земле, которого не коснулась бы призывающая благодать. Но призывающая благодать не является спасительной.  Потомучто спасительна освящающая благодать. На любой призыв надо ответить  согласием или несогласием. Когда призывающая благодать касается человека, то он может согласиться с этим призывом или не согласиться. А суть призыва - слова Христа: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Нет другого пути к Богу Отцу, как только через Его Сына. Мы, христиане в это верим, это признаем. И в это совершается действие Духа Святаго. Поэтому необходимо христианину пережить и то, что называется крещение Духом Святым. Крещение Духом Святым, то, о чем говорит Иоанна Креститель, то, о чем пишут апостолы. Это принятие Духа Святаго. И мы принимаем Его в христианской православной традиции именно в Таинстве Святого миропомазания. А потом мы усиливаем в себе действие Духа Святаго через Таинства Церкви. Хотя совершитель всех Таинств в Церкви - Христос, но все таинства совершаются действием Духа Святаго. Когда Серафим Саровский говорит, что смысл жизни христианина - стяжание благодати Духа Святаго, он имеет в виду не абстракцию, но конкретные вещи, а именно та благодать, которую мы получаем в таинствах, особенно в Таинстве Евхаристии, Господня примирения - исповеди, мы должны оберегать эту благодать. Это и означает стяжать. В книге Притч сказано: пусть источники этого колодца не растекаются по улицам города.

Вопрос: - Недавно был вопрос о Тайной Вечери и Пасхе иудейской.  Вы, я помню, много говорили, что евреи свою Пасху начинали отмечать в пятницу. Однако в Евангелии написано, что великий праздник евреи отмечали в субботу. Как это понимать?

о. Олег: - Дело в том, что суббота наступает в пятницу вечером. Это поймите. Пятница наступает в четверг вечером. Так в иудаизме и христианстве.

Когда мы любой праздник празднуем, то начинаем уже накануне со всенощной. И событие Тайной Вечери  - это четверг, это с четверга на пятницу. И они начали праздновать с заходом солнца в четверг. Но так, как Пасха высчитывается  по фазам луны -  необязательно, что это связано строго с четвергом или с пятницей. Это просто в те дни, когда Христос был распят, пришлась Тайная Вечеря с четверга на пятницу. В пятницу Христос был распят. Потом Он во гробе лежал, субботний день Он в покое во гробе лежал. И воскрес уже под утро воскресного дня, который называется в Еврейской Библии первый день недели. Так же он называется и в Новом Завете. Воскрес заутро рано в первый день недели. Потому что еврейская неделя оканчивается субботой, а начинается с того дня, который мы называем воскресным. В христианском понимании воскресный день  - седьмой. Надо понять, что есть наложение. Но в этом есть таинственный смысл. Все что выходит за пределы ветхозаветной седмицы -  это наш воскресный день, как бы уже восьмой день. Поэтому через празднование воскресного, незаходимого дня мы уже как бы приобщаемся.

В. Носов: - А практика поститься по дням, если во вторник начинается среда уже. Как быть?

о. Олег: - Надо здесь проявить строгость. В молодости я подходил к духовнику и спрашивал: постный день начинается в 12, а нельзя ли оканчивать его на следующий день вечером? Он говорил, что если его вечером оканчивать, то и начинать его надо вечером. То есть если начинать во вторник вечером, то не есть ничего до вечера среды. Богослужебный день начинается вечером. Как сказано в Библии: был вечер, было утро, день другой. В Библии нет ночи. Бог не творит  ночь. Но получится так, что человек будет начинать пост в 12 ночи, а заканчивать вечером в среду. Тут лицемерие. Разумнее начинать и так же заканчивать. Принято с 12 ночи и до следующих 12 ночи. Так будет разумно. Храни Господь, до свидания!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+