10.12.2018 11:17:55
Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/11/10/21-00
о. Дмитрий: - Здравствуйте! Мы с отцом Александром начинаем нашу обычную программу в эфире радио «Радонеж». У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.
о. Александр: - Здравствуйте!
Вопрос: - По каким признакам можно понять, истинное ли христианство у человека или мнимое? Встречаю людей, которые и Бога любят, и на все службы ходят, в молитве пребывают. Но к людям у них скорее равнодушие, чем любовь.
о. Дмитрий: - Старец Силуан говорил, что нужно смотреть, любит ли человек врагов. Такой признак.
о. Александр: - Господь нам дает в Евангелии критерии, по каким мы можем об этом судить. Но то, о чем говорит Господь, воспринимается как некоторое совершенство. Тебя ударили в одну щеку - подставь вторую. Здесь все говорят, что они далеки от такого состояния.
о. Дмитрий: - Да, тогда не христиане еще, конечно. А еще написано: «Кто любит Меня, тот заповеди мои соблюдает». А говорят: не могу, значит, рано еще.
о. Александр: - Но при этом говорят о любви к Богу.
о. Дмитрий: - Говорить легче, чем жить. Большинство, конечно, не любят Бога, у них нет отношения к Нему с любовью. Страх, благоговение встречаются, а любовь - редко. Нет личного отношения.
о. Александр: - Во время молитв, чтения акафистов люди проливают слезы умиления.
о. Дмитрий: - Если это слезы умиления - то могут быть другие слезы. Сами слезы физически, когда из глаз выходит жидкость - это еще не слезы покаяния. Это могут быть слезы чувственные. А, может быть, восхищение самим собой. Такое состояние посетило. Этот человек ближе к тому фарисею из притчи, который ушел менее оправданным.
о. Александр: - Понять, люблю я Бога или нет, можно через исполнение заповедей?
о. Дмитрий: - Это для меня вопрос трудный. Не знаю, что сказать.
о. Александр: - Когда человек начинает воцерковляться, у него есть некоторое чувство, которое его подвигает к изменению.
о. Дмитрий: - У меня это было так давно, что я не помню. Я помню самое сильное - чувство благодарности.
о. Александр: - Когда начинаешь в каждом деле видеть Его участие.
о. Дмитрий: - Как бы Бог тебе открывается.
Вопрос: - На прошлой передаче разговор зашел о Царствии Небесном. Вы сказали, что человеку правильно хранить его, сохранять, как купец драгоценный камень. В наше тяжелое время вседозволенности, тяжело каждый день держаться, реагируешь, не можешь устоять даже в течение дня, тут не до нахождения Царствия. Мне кажется, только монашествующие могут.
о. Дмитрий: - Я вообще ни слова не понял. Какое наше время тяжелое? Дома топятся, одежды не сносить за всю жизнь, еда есть, есть даже возможность читать любые книги, в Москве храмы в шаговой доступности. Какое тяжелое время? Не понимаю. Не осуждать? Но здесь время ни при чем. Это мы сами. Что требуется?
о. Александр: - Каждый считает, что его эпоха трудная. Но он не жил в другой, поэтому и трудности с которыми он сталкивается….
о. Дмитрий: - Я родился при Сталине, возрастал при Хрущеве, жил при Брежневе. Помню еще Маленкова, время тогда было проще, легче? Нет. Всегда есть свои трудности.
о. Александр: - Людям кажется, что…
о. Дмитрий: - Кажется. Дерзну ответить, что именно кажется, а не что-то серьезное.
Вопрос: - Мне 33 года, на днях родился сын, хочу воспитать его для Бога, христианином. Ввиду моей неопытности и молодости не знаю, как и с чего правильно начать.
о. Дмитрий: - Это вы уже опоздали на год. Воспитание будущего ребенка нужно начинать до зачатия. Читать книги о воспитании, о возрастной физиологии, психологии.
о. Александр: - Быть готовым к тому, с чем ты столкнешься, когда он родится.
о. Дмитрий: - Ребенок, младенец в первые два года жизни каждую неделю новый. А тут вот родился – и родитель думает: сейчас позвоню, узнаю, что надо делать.
о. Александр: - Нет объекта, на что воспитание свое направить.
о. Дмитрий: - Можно же книги читать, фильмы смотреть!
о. Александр: - Нередко обращаются слушатели с просьбой рекомендовать, книг стало много.
о. Дмитрий: - Рекомендовать? Нужно носик туда опустить и поворошить, и найти себе по уму. И начинать.
Вопрос: - Я испытываю смущение от того, что наши молитвы о людях умерших - это вроде как для них радость, но сущность пребывания их там, в аду, не меняется. Вы раньше говорили об этом, сравнивали с человеком, сидящим в тюрьме. Вопрос у меня такой - мучения в чем? Наша молитвы к Богу и молитва Церкви, когда подаем записки - это все-таки может изменить участь усопших?
о. Дмитрий: - Во всяком случае, мы в это верим, что может, иначе какой смысл молиться?
Вопрос: - Я молюсь как раз, потому что верю. То есть их сущность может меняться? Если человек в преддверии ада, то мы можем вымолить его. Это так?
о. Дмитрий: - Слово «вымолить» мне не нравится. Потому что Бога мы не можем ни к чему принудить. А вымолить - это заставить сделать по-нашему.
Вопрос: - А умолить?
о. Дмитрий: - Умолить лучше. А в чем Ваше смущение? Боитесь, что зря молитесь?
Вопрос: - Нет, как раз наоборот.
о. Дмитрий: - Так и молитесь на здоровье. Любое смущение от диавола. Так что не смущайтесь.
о. Александр: - В житии мученика Уара сказано, что он молился за людей, которые были даже не крещены, и Господь оказал им милость по молитвам Своего угодника. И к нему люди обращаются о своих усопших некрещенных родственниках. Есть такой храм в Подмосковье, Мученика Уара. В день его памяти туда съезжается много людей. Думаю, люди получают ответ от Бога на свою молитву. Обязательно.
о. Дмитрий: - Это ответ такой, как апостол однажды выразился, «как свозь тусклое стекло». Какое-то свидетельство сердца есть, но такой бумаги с печатью нет. Никакой чек не выползает. А то все хотят убедиться, утвердиться: а где грань? А грань в сердце через совесть проходит.
о. Александр: - Апостол однажды сказал: мы все спасены в надежде.
о. Дмитрий: - Мне тоже утешительны эти слова.
о. Александр: - А людям недостаточно лишь в надежде пребывать.
о. Дмитрий: - Я нашел недостаточную веру.
о. Александр: - Человек просто надеяться мало.
о. Дмитрий: - А просто надеяться - это христианская добродетель. Но если веры нет, то что говорить о надежде?
о. Александр: - Оно все проистекает от недостатка веры.
о. Дмитрий: - К сожалению, так.
Вопрос: - Как правильно выбрать для себя и ребенка 10 лет меру поста, на чем надо сконцентрировать внимание при выборе?
о. Дмитрий: - На терпении. Отказаться от того, что дается терпением. В разговорах о посте и о мере его главное - терпение.
о. Александр: - Сам человек должен выбрать?
о. Дмитрий: - 10-летнему ребеночку надо помочь. Посмотрите сами, что ему тяжело, что полегче, и выбрать меру. Взрослый может сам.
о. Александр: - Некоторые пытаются это возложить на духовника.
о. Дмитрий: - Если человек действительно духовник, а не второй раз в жизни видит, то он тоже может помочь. Не назначить, но помочь. Ни один духовник не знает всех болезней своего подопечного.
Вопрос: - Сестре моей 66 лет. Уже 45 лет она страдает игроманией. Сейчас закрыли автоматы, она лотерейные билеты покупает на всю пенсию. Одежду не покупает, сейчас холод, а у нее даже колготок нет. От жадности ничего не покупает. И как в человеке сочетается патологическая жадность и патологическая расточительность? Я этого не понимаю.
о. Дмитрий: - Запросто Вам расскажу. Есть такое выражение - оборотная сторона медали. Сребролюбие имеет две стороны. Первая - мотовство, а вторая - скаредность. Просто два проявления одного и того же. Только одна сторона - орел, а другая - решка. Это очень органично. Она же тратит на себя. Многие мужья жене ни за что не купят, а себе - пожалуйста. Для нее самая сладость - игра. И она всем жертвует. С нашей точки зрения безумство, а с ее нормально. Она же знает, что ей купят. Вы, например. Она добивается, что ей кто-то что-то купит. И купит! Мир не без добрых людей.
о. Александр: - Такого человека преклонного возраста начинают воспитывать, склонять к разумным поступкам.
о. Дмитрий: - Игромания - душевное заболевание. Серьезное. Сродни наркомании. Тоже при игре серотонин вырабатывается, дает блаженство. В стационар надо надолго укладывать и лечить.
о. Александр: - А если не идти на поводу у бесконечных ее просьб? А увещевания не работают.
о. Дмитрий: - Увещевать бесполезно. Чтобы увещевать, авторитет увещевателя должен превышать модуль страсти.
о. Александр: - Это редко.
о. Дмитрий: - В том и дело. Страсть - сильнейшая вещь. Как алкоголь. Пообедать или выпить? Понятное дело...
о. Александр: - А вот диагноз поставлен, чем помочь?
о. Дмитрий: - Помочь можно только в стационаре, а принудительно сейчас не лечат.
о. Дмитрий: - Не соглашается, это уже на волю Божию. Огромное количество людей не соглашается. Мишка Денисенко не соглашается быть просто епископом, а ему патриарха подавай.
о. Александр: - Оставить в такой ситуации человека в покое?
о. Дмитрий: - Можно так выразиться. Бессмысленно пытаться его переделать. Зачем, если не получается? Просто раздражаться?
о. Александр: - Раздражает уже то, что человек, живя безумно, ото всех что-то хочет.
о. Дмитрий: - Так можно так устроить, что его просьбы не долетят.
Вопрос: - Как бороться с неприязнью к людям? Дайте практический совет.
о. Дмитрий: - Преодолевать. Сначала вести себя с ним так, будто он приятель. Сдерживаться. А потом если долго общаться, то всегда найдешь в человеке черты, которые для тебя будут приятны.
о. Александр: - Нередко неприязнь вызывает коллега по работе, с которым вынужден находиться целый день рядом.
о. Дмитрий: - В частности, причина неприязни бывает в том, что постоянно общение.
о. Александр: - Уволиться не могу, изменить ситуацию не в моих силах.
о. Дмитрий: - Нет, в твоих. Меняемся же внутри. Неприязнь - это же мое собственное свойство. То, что мы обращаемся с неприязнью к другому - наша ошибка. И методологическая, и аскетическая.
о. Александр: - Предъявляя претензии к недостаткам человека.
о. Дмитрий: - Да, вместо того, чтобы победить в себе эту неприязнь, чтобы она нами не властвовала.
о. Александр: - Нужно же себя в чем-то убеждать, или особо просить Господа.
о. Дмитрий: - Да, именно, Его просить. Себя убеждать - это, извините, похоже на аутотренинг.
Вопрос: - Недавно, сидя в автомобиле, увидел возле магазина старика, на вид нищего. Я подумал: вот, Господь дает мне возможность послужить Ему. Подошел и спросил, не хочет ли он есть, на что тот резко ответил, что нет. Стало не по себе, будто обидел человека. Как поступать в таких ситуациях? Или я возомнил о себе про возможность послужить Богу?
о. Дмитрий: - Конечно. Более того, человек был настроен на награду. Что его будут благодарить, что слезы из глаз, что тому, бедному, нечего есть, а этот, добрый, помог. Тут и тщеславие, и честолюбие, и нарциссизм - много качеств проявилось. Господь сразу это все разрушил, потому что человека нельзя в этом утверждать.
о. Александр: - То есть, этот душевный порыв - сейчас я помогу, ради Господа – оказался втуне?
о. Дмитрий: - Ну, да. Прежде, чем подать милостыню - она должна вспотеть в твоей руке. Все надо делать с ожиданием, с рассуждением.
о. Александр: - Рассказывают случай, когда просил человек - и ты прошел мимо, спохватился, а его уже нет.
о. Дмитрий: - Да, потому что добра в сердце нет. Поэтому человек поступает автоматически.
о. Александр: - Проявил жестокосердие, раскаялся.
о. Дмитрий: - Не жестокосердие, а свойство своего сердца.
о. Александр: - Там много всяких свойств.
о. Дмитрий: - «Там же гады, их же несть числа».
о. Александр: - Остановился человек, может, спешил, думал: вернусь, а уже нет того, кто просил. Получается, что Господь к нам обратился, и мы прошли мимо. А как же насчет времени, чтобы милостыня вспотела?
о. Дмитрий: - Вот так. Не терять из виду.
о. Александр: - Требуется опыт.
о. Дмитрий: - Конечно, христианство вообще требует от человека опытности. Это наука всех наук и искусство всех искусств.
о. Александр: - Это значит: нужно постоянно желать Божьего.
о. Дмитрий: - Желать спасения.
о. Александр: - Понятия вроде всем известные. А смысл у всех разный.
о. Дмитрий: - А главное - смысл.
о. Александр: - Желание помочь - это путь к спасению?
о. Дмитрий: - Смотря, какая у этой картины рама.
о. Александр: - Рама из наших страстей.
о. Дмитрий: - Вот тогда глядите, как опасно ходите.
о. Александр: - Тут воистину возникает ситуация, что даже в добром намерении большая опасность.
о. Дмитрий: - Именно этими намерениями весь ад вымощен.
о. Александр: - Сейчас мы разубедим слушателей в том, что надо помогать.
о. Дмитрий: - Нет, совсем нет.
о. Александр: - В добром делании может быть отрицательный результат, вот что оказывается.
о. Дмитрий: - В основном.
о. Александр: - Когда человек навязывает другому свое мнение, то такой результат очевиден.
о. Дмитрий: - Это самое часто распространенное.
о. Александр: - А хотел он как лучше.
о. Дмитрий: - Так мы знаем, что получается от этих «хотел, как лучше».
Вопрос: - Как по-христиански следует реагировать, когда видишь несправедливость по отношению к другим людям?
о. Дмитрий: - У нас вроде весь мир живет очень далеко не только от справедливости, но и приличий. Живет в мире открытого хамства, силы.
о. Александр: - Когда это далеко, то грустно, но….
о. Дмитрий: - Да это и на улице происходит, в транспорте, на работе - где угодно. Где убережешься.
о. Александр: - И вот, когда это непосредственно рядом с нами, то какова должна быть реакция христианина?
о. Дмитрий: - Разная.
о. Александр: - В зависимости от наших возможностей, от того устроения в котором мы находимся. Может ведь случай соответствовать, а в нас готовности нет.
о. Александр: - Видим, что на человека клевещут с корыстной целью. Как быть?
о. Дмитрий: - Заградить уста клеветнику. Сказать громко и прямо, что все, что он сказал, абсолютная ложь.
о. Александр: - Действительно, нужно рассудить.
о. Дмитрий: - Это непросто. Богу угодно, чтобы у нас все время голова работала.
о. Александр: - Не хватает опыта, не можем просчитать или понять.
о. Дмитрий: - Просчитывать не надо. Это делается совестливой интуицией. Просчитать варианты, как в шахматах - нельзя. А тут именно по чувству, которое дал нам Бог, и называется оно совесть.
о. Александр: - Господь в Евангелии говорит о столкновении двух царей, у одного малое войско, а у другого большое. Прежде, чем идти против более сильного, посчитай, тут же расчет нужен.
о. Дмитрий: - Есть еще различные форы. У одного войска полководец ишак, а у другого лев. Это уже лишние сто тысяч. Вооружение - палки или копья? Так что можно и с меньшими силами, учитывая разные вещи. Всегда учитывалось, кому солнце в глаза, а кому в затылок. Всё должно учитываться. И оцениваться мгновенно. А не то, что сидишь, на смартфоне читаешь.
о. Александр: - Мгновенное принятие решения - дар Божий.
о. Дмитрий: - Поэтому полководцы бывают талантливые и тупые.
о. Александр: - И решение должно основываться на богатом жизненном опыте.
о. Дмитрий: - Может, и не на богатом. Александру Невскому - ему было 18 лет, когда он немчуру потопил.
о. Александр: - Это талант от Господа. Но его сердце горело любовью к Богу, это мы знаем из его жизнеописания.
о. Дмитрий: - Вот, тем более.
о. Александр: - И это горение и дало ему этот прибавок.
о. Дмитрий: - То, что не учли его противники, у кого опыт был поболее. Они были профессионалы, не то, что это смешное ополчение. Но такой витязь зажигает остальных чем-то очень важным.
о. Александр: - Как реагировать по-христиански, если возникает отчуждение из-за разногласий в отношении к нашей истории ХХ века? Моя знакомая к трагическим событиям 1917 года прошлого века относится очень поверхностно, говорит: при любой власти гибли люди, не надо драматизировать.
о. Дмитрий: - Драматизировать ни к чему. Это была сплошная драма. Куда еще больше? Это была такая бессовестная операция, что тут драматизировать не надо. Все говорит само о себе.
о. Александр: - Человек взирает с высоты своего времени…
о. Дмитрий: - Да пусть делает, что хочет. Скоро Страшный Суд.
о. Александр: - Судя по событиям в мире - да.
о. Дмитрий: - Так и что же нам беспокоиться?
о. Александр: - Многих беспокоит душа другого. Что она - в неверии, заблуждении.
о. Дмитрий: - Я даже знаю этого человека. И знаю, где его можно всегда увидеть.
о. Александр: - В зеркале.
о. Дмитрий: - Именно. В гардеробе, в прихожей. Он там прямо по пояс.
о. Александр: - Говорят, мол, я тоже, конечно, грешный…
о. Дмитрий: - Уже неплохо. Понимает хотя бы теорию. Судьба другого все ж больше беспокоит. Есть такая беда. Называется фарисейство.
о. Александр: - А не является ли это любовью к ближнему?
о. Дмитрий: - О, нет.
о. Александр: - Ведь всегда желание помочь...
о. Дмитрий: - Нет, нет, тут любви нет.
о. Александр: - Беды чужих не так задевают, а у ближних уж очень.
о. Дмитрий: - Это не беды беспокоят, а дискомфорт из-за того, что я переживаю. Он не хочет переживать, не хочет страдать, поэтому хочет вокруг себя всех обратить, всех причастить, всех крестить, венчать, отпеть. Тогда мне будет хорошо. Чтоб все отказались от своей воли и приняли мою. И тогда я буду доволен.
о. Александр: - Одна женщина пришла и говорит, что умер брат, все сделали правильно, а на душе покоя нет. Пришла спросить, что не так.
о. Дмитрий: - Да все не так. Потому что человек не знает, что делать. А находится в таком состоянии, что ему объяснить нельзя. А причина? Незнание Писания.
о. Александр: - Хорошо. Мы ему расскажем.
о. Дмитрий: - Бесполезно. Человек должен принять это сердцем. Когда Христос кормил тысячи и при этом говорил им. Представьте, не было на земле лучше оратора, чем Христос. И Он говорил, но не все же становились учениками!
о. Александр: - И слушали, и видели…
о. Дмитрий: - А потом кричали: «распни».
о. Александр: - Окаменело сердце... Это вызывает недоумение у современного читателя Евангелия. Думает: вот, если бы я там был….
о. Дмитрий: - Ну, вот, я такого не слышал.
о. Александр: - В том пафосе, в котором люди порой возмущаются...
о. Дмитрий: - Это только от гордости. Потому что это называется высокоумием. А добродетель требует не мыслить о себе высоко.
Вопрос: - Во всех областях, которыми начинаю заниматься, достигаю высот. Стал христианином. Есть желание достичь святости. Плохо ли это?
о. Дмитрий: - Это неплохо. Но такое устроение чрезвычайно опасно. Надо понимать, что такое высота христианства. Это когда ты всем слуга. Когда всем раб. Это вот самое оно.
о. Александр: - Вот это - путь к святости?
о. Дмитрий: - Нет, это не путь, это вершина. Путь - среду и пятницу пельмешки не кушать.
о. Александр: - Этого многие достигли.
о. Дмитрий: - Поздравляю. А дальше, рыбу не есть. А потом все дни, кроме полиелейных праздников, не вкушать растительного масла.
о. Александр: - Иногда говорят: не есть - для меня не проблема.
о. Дмитрий: - Да, говорят, но едят. С этим я встречаюсь постоянно. Человеку главное прийти в понимание состояния своей собственной немощи.
о. Александр: - Человек привык, что во всех его начинаниях ему ….
о. Дмитрий: - А в христианстве на иконах недаром всегда обратная перспектива: ударили правую - подставь другую. В жизни такого не бывает.
о. Александр: - По-человечески, это неудачник.
о. Дмитрий: - Конечно, а Христос тоже Царем не стал, как разбойника распяли. Если смотреть на жизнь Христа с точки зрения человека, который во всем всегда успешен.
Вопрос: - Правильно ли считать себя всегда недостойным перед Господом? Не приведет ли это к унынию?
о. Дмитрий: - Не знаю. Может, кого-то и приведёт. Но будет оно от гордости.
Вопрос: - Есть слова в Евангелии: «У Бога все живы». Но есть люди, которые уже в земной жизни мертвы душой. Значит это, что они для Бога тоже живы? И могут ли быть мертвыми душой те, кто исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн? И в чем причина? И как исправить?
о. Дмитрий: - Когда совесть умирает, тогда у душа мертвеет. Это признак. А человек все делает механически.
о. Александр: - А может совесть совсем умереть?
о. Дмитрий: - Не умирает, а крепко-крепко засыпает.
о. Александр: - И что нужно чтобы ее разбудить?
о. Дмитрий: - Благодать Божия.
о. Александр: - А если человеку и так хорошо?
о. Дмитрий: - И ладно. Каждый перед своим Богом стоит или падает.
о. Александр: - А благодать может снизойти на любого, даже не кающегося?
о. Дмитрий: - Это тайна. Бывает так, человек стоит, задумался - а мысль пробежала, а мысль была покаянная. И начинается живительный процесс.
о. Александр: - Господь стучится в сердца? И иное сердце открывается для Него? Иногда даже к удивлению самого человека.
о. Дмитрий: - Конечно.
о. Александр: - Мы, действительно, живем в апокалиптическое время. Многие печати сняты, как пишется в книге Откровение Иоанна Богослова? Как, по-Вашему, наше время соответствует описанному в Новом Завете?
о. Дмитрий: - Были-таки два великих старца. Иоанн Пророк и Варсонофий Великий. Вот такая толстая книга их вопросов и ответов, на которые они отвечали. Люди, достигшие христианского совершенства. Некто спросил, говорят, что мы живем в последние времена, а это был век восьмой или седьмой. А кто не знает, что мы живем в последние времена?
о. Александр: - То есть, и в то время все признаки конца были явлены.
о. Дмитрий: - И даже в апостольское время.
о. Александр: - Апостолы думали, что будут свидетелями Второго Пришествия Христова. И все же Господь это время откладывает.
о. Дмитрий: - Это из-за Церкви. Есть изрядное число спасающихся. Потому что цель Господа - спасти, а не погубить.
о. Александр: - Даже когда большинство этого спасения не желают.
о. Дмитрий: - А большинство всегда в погибель. Кто-то сказал, что демократия в аду, а на небе Царство. Как возникла демократия? Это в языческом государстве. Это же чистый обман от и до. Случайный процесс, в котором все от начала до конца антихристианское. И такие же плоды.
о. Александр: - Некоторые находят в демократических лозунгах отзвуки христианских добродетелей.
о. Дмитрий: - Но слышишь звон, а не знаешь, где он. Можно случайно уронить посуду и услышать в ее звоне музыку оперы «Кармен» Бизе. Это ничего не значит. Случайность.
о. Александр: - Она воодушевляет.
о. Дмитрий: - Замечательно - воодушевляет.
о. Александр: - И они начинают спорить, что Бог един; не все ли равно, как верить; ценности наши как раз и есть заповеди.
о. Дмитрий: - Кому как...
Вопрос: - Ребенку полтора года, настало время садиков и кружков. Как правильно воспитывать в этом возрасте? Православный садик или школу одобряете?
о. Дмитрий: - Надо посмотреть.
о. Александр: - Родители боятся, что ребенок, лишенный общения со сверстниками чего-то недополучит.
о. Дмитрий: - Нужно родить семь детей. Никто не будет лишен.
о. Александр: - Всегда когда рождается следующий, старший уже вырастает? А для него где взять общение?
о. Дмитрий: - А какого возраста достиг он? 15? Тогда пора уже идти на работу. А захочет учиться - в институт.
о. Александр: - Это хорошо, когда есть у ребенка любовь к учебе или труду.
о. Дмитрий: - А что еще нужно? Значит, научили главным вещам.
о. Александр: - Что касается научения - тут большие проблемы. Плоды образования детей ужасают людей. Они ищут не там, гоняются за фантомами.
о. Александр: - Кружки, развитие...
о. Дмитрий: - А что значит развитие? Оно должно быть целенаправленно. Что ты хочешь развить этим действием?
о. Александр: - Творческий потенциал.
о. Дмитрий: - Это все же, как гармонично развитая личность - это та, что на двух гармонях сразу играет? Это демагогия. Этого ничего нет. Надо учить конкретно.
Вопрос: - Какая разница между молитвой в храме, дома, на улице или еще где-то? И надо ли зажигать свечу, когда молишься дома?
о. Дмитрий: - Нужно? Что значит? Не нужно в метро, трамвае, автобусе. Там не нужно. А дома я хозяин, что хочу - то и зажгу, с известными предосторожностями.
Вопрос: - В чем смысл старости для верующего и для неверующего?
о. Дмитрий: - Человека, который уже вроде жизнь прожил, в чем-то уже поумнел, становится немощным - это его смиряет, готовит к смерти, вечности. Очень необходимая вещь.
о. Александр: - Но воспринимается по-разному.
о. Дмитрий: - Да, один не обращает внимания, другой кряхтит, третий жалуется.
о. Александр: - Заканчиваем передачу, всего доброго!
Добавить комментарий